Изобретение относится к производству двигателей внутреннего сгорания, в частности роторных, и может быть использовано в транспортном машиностроении, в электроэнергетике, в системах отопления и обогрева помещений.
Известен роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий два ротора и установленный соосно с ними выходной вал. Каждый ротор образован диском, к которому с обеих сторон прикреплены пластины, отходящие в осевом направлении. Обращенные одна к другой пластины дисков пересекаются так, что образуют рабочие камеры. Двигатель снабжен узлами, кинематически связывающими выходной вал с роторами и воспринимающими реактивный момент.[1].
В качестве ближайшего аналога выбран роторный двигатель внутреннего сгорания, имеющий кольцевую камеру, разделенную на рабочие полости переменного объема [2] . Двигатель содержит соосные рабочие валы, оснащенные лопастными роторами, выходной вал и механизм привода рабочих роторов, кинематически связывающий их с выходным валом. Механизм привода включает зубчатое колесо, жестко закрепленное на корпусе соосно с рабочими валами, и кривошипные механизмы. Зубчатое колесо выполнено внешнезубым. Кривошипные механизмы установлены попарно противоположно относительно оси рабочих валов и кинематически связаны с выходным валом. Они снабжены шестернями и жестко связанными с ними ползунами, которые размещены в пазах рычагов, установленных неподвижно на рабочих валах. Шестерни кривошипных механизмов приведены в зацепление с неподвижным зубчатым колесом.
Задачей изобретения является расширение ассортимента роторных двигателей внутреннего сгорания за счет создания нового двигателя.
Реализация поставленной задачи достигается тем, что в роторном двигателе внутреннего сгорания с кольцевой камерой, имеющей не менее одной свечи зажигания и разделенной на рабочие полости переменного объема, содержащем корпус, соосные валы, оснащенные лопастными роторами, выходной вал и механизм привода рабочих роторов, кинематически связывающий их с выходным валом и включающий зубчатое колесо, закрепленное жестко на корпусе соосно с рабочими валами, кривошипные механизмы, снабженные шестернями и ползунами, установленные попарно противоположно относительно оси рабочих валов и кинематически связанные с выходным валом, причем шестерни приведены в зацепление с неподвижным зубчатым колесом, а ползуны размещены в пазах рычагов, установленных неподвижно на рабочих валах, согласно изобретению, каждый из лопастных роторов образован диском, лопасти на котором выштампованы с выступом в осевом направлении, при этом неподвижное зубчатое колесо механизма привода выполнено внутрезубым, а ползуны в кривошипных механизмах расположены непосредственно на шестернях в виде их пальцев. На внутренней поверхности корпуса в кольцевой камере у свечей зажигания выполнены обводные канавки.
На фиг. 1 изображен двигатель внутреннего сгорания, шестилопастной, продольный разрез; на фиг.2,-кольцевая камера шестилопастного двигателя с продувкой, поперечный разрез; на фиг.3,-положение лопастей в кольцевой камере шестилопастиого двигателя в момент завершения одного такта и начала другого; на фиг. 4, - механизм привода при положении лопастей на фиг.3; на фиг.5,-положение лопастей в кольцевой камере шестилопастного двигателя в момент середины такта; на фиг.6,-механизм привода в момент середины такта; на на фиг.7,-положение лопастей в кольцевой камере восьмилопастиого двигателя в момент завершения одного такта и начала другого.
Двигатель имеет корпус, состоящий из статора 1 и картера 2 с крышкой. В статоре 1 трехлопастными роторами 3 и 4 образована кольцевая камера, разделенная на шесть рабочих полостей переменного объема. Роторы 3 и 4 выполнены в виде дисков, лопасти на котором выштампованы с выступом в осевом направлении. Внешние цилиндрические поверхности дисков и лопасти снабжены аэродинамическими уплотнительными канавками. Лопастной ротор 3 насажен на рабочий вал 5, а лопастной ротор 4 - на рабочий вал 6, соосный с рабочим валом 5. На рабочих валах 5 и 6 установлены неподвижно рычаги, 7 и 8 соответственно. Соосно с рабочими валами 5 и 6 в корпусе установлен выходной вал 9 с закрепленным на нем фланцем 10 выходного вала. На рабочий вал 5 между рычагами 7 и 8 свободно посажен крепежнопосадочный диск 11. В расположенных на диске 11 напротив друг друга относительно оси рабочих валов подковообразных вкладышах 12 установлены шестерни 13 кривошипного механизма, имеющие по своим внешним кольцевым выточкам контакт скольжения с вкладышами 12. На каждой из двух плоскостей шестерен 13 выполнено по пальцу 14, продольные оси которых имеют диаметрально противоположное взаиморасположение относительно оси шестерни 13. Пальцы 14 размещены в пазах 15 рычагов 7 и 8. На картере 2 корпуса двигателя жестко закреплено входящее в механизм привода роторов 3 и 4 внутрезубое колесо 16, в зацеплении с которым находятся шестерни 13. Диаметр внутрезубого колеса 16 в шестилопастном двигателе в три раза больше диаметра шестерен 13, в восьмилопастном - в четыре раза больше. Крепежнопосадочный диск 11 жестко связан с фланцем 10 через проставки 17. На статоре 1 двигателя для подачи рабочей смеси предусмотрено окно 18, для выхлопа отработавших паров - окно 19, для подачи воздуха на продувку - окно 20, для выхлопа воздуха - окно 21. В роторе 3 и 4 выполнены вентиляционные окна 22. На внутренней цилиндрической поверхности картера 2 в целях интенсификации вентиляционных процессов укреплен кольцевой экран 23.
Кольцевая камера двигателя в зависимости от конструкции двигателя имеет одну или более свечу зажигания 24, при этом на внутренней поверхности статора у свечей зажигания выполнены обводные канавки 25.
Двигатель работает следующим образом.
Пуск осуществляется стартером. Вращение рабочих валов 3 и 4 первоначально инициируется через приводной механизм с выходного вала 9. Далее, при поступлении в двигатель рабочей смеси через окно 18, движение передается в обратном порядке, при этом импульс вращательного движения в кольцевой камере одновременно получает всего одна лопасть. Лопасти роторов 3 и 4 поочередно равнозначно ускоряют свое движение вследствие резкого возрастания давления газов на них при сгорании рабочей смеси в очередной полости.
При работе шестилопастного двигателя за каждый оборот рабочих роторов 3 и 4 в каждой из полостей кольцевой камеры происходит шесть тактов цикла: всасывание рабочей смеси через окно 18; сжатие ее; расширение в результате воспламенения и горения рабочей смеси (рабочий ход); выпуск отработавших газов; засасывание продувочного воздуха; выпуск воздуха. Сжатие рабочей смеси в одной из полостей совпадает с выпуском отработавших газов из полости, сдвинутой относительно первой на 120oC.
В восьмилопастном двигателе (фиг.7) за полный оборот рабочих роторов в каждой полости происходит два полных цикла по четыре такта.
При однонаправленном вращении обоих рабочих роторов в кольцевой камере наблюдается чередующееся ускорение их вращения. Порядок чередования термодинамических процессов двигателя определяется работой кривошипного механизма. Шестерни 13, обкатывая внутрезубое колесо 16, имеющее диаметр в три раза больший, чем у них, и воздействуя пальцами 14, выступающими от шестерен 13 в одном направлении, на стенки пазов 15 одного из рычагов, а пальцами 14, выступающими от шестерен 13 в другом направлении, на стенки пазов 15 другого рычага, принуждают рычаги колебаться относительно друг друга периодически с интервалом в 120o. При этом рабочие лопасти роторов 3 и 4, ограничивающие конкретную рабочую полость, в этот период совершают сначала сближение, а затем удаление друг от друга, или наоборот.
Благодаря обводным канавкам 25 двигатель может работать при выключенных свечах зажигания 24.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Лопастной двигатель внутреннего сгорания | 2017 |
|
RU2659602C1 |
Роторно-лопастной двигатель внутреннего сгорания "БО" | 2023 |
|
RU2802108C1 |
РОТОРНО-ЛОПАСТНОЙ ДВИГАТЕЛЬ ГРИДИНА | 2005 |
|
RU2292463C2 |
МНОГОСЕКЦИОННЫЙ РОТОРНО-ЛОПАСТНОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2007 |
|
RU2358127C2 |
Роторно-лопастной двигатель | 2002 |
|
RU2224121C1 |
РОТОРНО-ЛОПАСТНОЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1994 |
|
RU2054122C1 |
МНОГОСЕКЦИОННЫЙ РОТОРНО-ЛОПАСТНОЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2345225C1 |
АВТОМОБИЛЬ С РОТОРНО-ЛОПАСТНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ | 2002 |
|
RU2214927C1 |
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1992 |
|
RU2045665C1 |
РОТОРНО-ЛОПАСТНОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2011 |
|
RU2474705C2 |
Использование: в транспортном машиностроении, в электроэнергетике, в системах отопления и обогрева помещений. Сущность изобретения: роторный ДВС содержит корпус, соосные рабочие валы, оснащенные лопастными роторами, выходной вал и механизм привода рабочих роторов, кинематически связывающий их с выходным валом. Кольцевая камера двигателя имеет не менее одной свечи зажигания и разделена на рабочие полости переменного объема. Механизм привода включает зубчатое колесо, жестко закрепленное на корпусе соосно с рабочими валами, и кривошипные механизмы, снабженные шестернями и ползунами, установленные попарно противоположно относительно оси рабочих валов и кинематически связанные с выходным валом. Шестерни приведены в зацепление с неподвижным зубчатым колесом, а ползуны размещены в пазах рычагов, установленных неподвижно на рабочих валах. В целях создания нового двигателя каждый из лопастных роторов образован диском, лопасти на котором выштампованы с выступом в осевом направлении, неподвижное зубчатое колесо механизма привода выполнено внутрезубым, а ползуны в кривошипных механизмах расположены непосредственно на шестернях в виде их пальцев. 1 з.п.ф-лы, 7 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
US, 4666379, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
FR, 1529551, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1998-03-10—Публикация
1996-02-20—Подача