СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СОСТАВА Российский патент 1998 года по МПК B61L1/16 

Описание патента на изобретение RU2106994C1

Изобретение относится к технике радиолокационных измерений расстояний и может использоваться на железных дорогах для контроля целостности железнодорожного состава, как в процессе его движения, так и в неподвижном состоянии.

Известен способ контроля целостности железнодорожного состава с использованием напольных датчиков, расположенных вдоль железнодорожного полотна, и связанных радиостанцией, заключающийся в излучении указанными напольными датчиками электромагнитных волн и определении количества вагонов по сигналам, полученным при прохождении вагоном зон излучения от датчиков.

Известный способ не позволяет проводить измерения автономно и поэтому не может быть использован в условиях, когда такие датчики отсутствуют или не могут быть установлены, а также не обеспечивают высокую надежность измерений за счет большого количества напольных датчиков и линий связи.

Технической задачей данного изобретения является создание способа контроля целостности железнодорожного состава, обеспечивающего автономный, надежный контроль целостности железнодорожного состава как при его движении так и в неподвижном состоянии.

Сущность изобретения состоит в том, что в способе контроля целостности железнодорожного состава, заключающемся в излучении электромагнитных колебаний радиодиапазона и измерении их параметров, согласно изобретению, излучение электромагнитных колебаний осуществляется с помощью излучателя, установленного на локомотиве железнодорожного состава, излученными электромагнитными колебаниями возбуждают двухпроводную линию передачи, одним проводником которой является контактный провод железнодорожного перегона, а другим - крыши вагонов, измеряют параметры стоячей волны электромагнитных колебаний, образующейся в указанной разомкнутой на конце двухпроводной линии передачи, и по измеренным параметрам определяют изменение протяженности железнодорожного состава. Длину волны излучаемых электромагнитных колебаний выбирают из условий их распространения в указанной двухпроводной линии передачи, образованной контактным проводом железнодорожного перегона и крышами вагонов железнодорожного состава.

Возбуждение высокочастотных электромагнитных колебаний радиодиапазона с помощью излучателя, установленного на локомотиве железнодорожного состава, в двухпроводной линии передачи, одним проводником которой является контактный провод железнодорожного перегона, а другим - крыши вагонов, и определение изменения протяженности железнодорожного состава по измеренным параметрам стоячей волны, образующейся в указанной двухпроводной линии передачи, позволяет осуществлять надежный и автономный, т.е. на локомотиве железнодорожного состава, контроль целостности железнодорожного состава.

На фиг. 1 приведена диаграмма напряжений, поясняющая сущность способа; на фиг. 2 - схема включения измерительного прибора в двухпроводную линию передачи; на фиг. 3 - схема электрического включения сцепных устройств.

Способ контроля целостности железнодорожного состава реализуется следующим образом.

С помощью излучателя, установленного на локомотиве железнодорожного состава, возбуждают двухпроводную линию передачи, один проводник которой образован контактным проводом железнодорожного перегона, а другой - крышами вагонов железнодорожного состава.

При этом длину волны излучаемых (возбуждающих) электромагнитных колебаний выбирают из условий их распространения в указанной двухпроводной линии передачи.

Эта двухпроводная линия передачи является разомкнутой на конце, а именно, на конце крыши последнего вагона, и характеризуется максимальной амплитудой напряжения в этом месте.

В такой двухпроводной линии передачи возникает режим стоячих волн, характеризующийся периодическим изменением токов I и напряжений U вдоль линии (фиг. 1). Концу состава соответствует точка 0, место расположения источника электромагнитных колебаний на локомотиве обозначено буквой 1. Из фиг. 1 видно, что при изменении длины состава, например, при отцеплении вагона(ов), точка 0, в которой напряжение U имеет максимальное значение, перемещается влево (см.т. 0), а вместе с ней переместится и вся картина распределения амплитуд напряжения и тока.

По изменению амплитуды напряжения (или тока) стоячей волны, которое определяется с помощью измерительного прибора, расположенного так же на локомотиве, можно судить об изменении длины состава.

Измерительный прибор 1 (фиг. 2) включается между контактным проводом 2 и крышей 3 вагона, в частности, локомотива, через емкостные переходы 4 и четвертьволновый шлейф 5. При таком включении прибора 1 режим стоячей волны не нарушается.

Излучатель электромагнитных колебаний (на чертежах не показан) устанавливается на крыше локомотива на расстоянии λ/4 от контактной дуги (пантографа). Для того чтобы разрывы между крышами 3 соседних вагонов не нарушали целостность двухпроводной линии передачи длина рабочей волны должна быть согласована с расстоянием по высоте от крыш 3 вагонов до сцепных устройств 6 (фиг. 3). Это расстояние h должно быть равно λ/2 или кратно этому значению, где λ длина рабочей волны. При такой длине волны образуются шлейфы 7, влияние которых эквивалентно короткому замыканию между крышами 6 соседних вагонов.

Похожие патенты RU2106994C1

название год авторы номер документа
Система интервального регулирования движения поездов на базе радиоканала 2018
  • Воронин Владимир Альбертович
  • Гордон Борис Моисеевич
  • Дождиков Алексей Валентинович
  • Миронов Владимир Сергеевич
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Чуркин Сергей Николаевич
  • Шеметов Сергей Викторович
RU2685109C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ И ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2011
  • Лазарев Сергей Григорьевич
  • Кибкало Алексей Алексеевич
  • Клочков Василий Васильевич
  • Славинская Татьяна Зиновьевна
  • Мягков Борис Анатольевич
RU2487809C2
Система интервального регулирования движения поездов 2021
  • Воронин Владимир Альбертович
  • Куваев Сергей Иванович
  • Марков Алексей Валерьевич
  • Раков Виктор Викторович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Фомин Сергей Александрович
  • Чуркин Сергей Николаевич
  • Шурыгин Сергей Сергеевич
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2770040C1
Система интервального регулирования движения поездов 2020
  • Куваев Сергей Иванович
  • Марков Алексей Валерьевич
  • Мурин Сергей Анатольевич
  • Раков Виктор Викторович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Рубанов Алексей Юрьевич
  • Фомин Сергей Александрович
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2746629C1
СИСТЕМА ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ НА БАЗЕ РАДИОКАНАЛА 2014
  • Воробьев Всеволод Владимирович
  • Воронин Владимир Альбертович
  • Гринфельд Игорь Наумович
  • Норейко Ольга Владимировна
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Фомин Сергей Александрович
RU2556133C1
Система интервального регулирования движения поездов на базе радиоканала 2016
  • Ананьин Александр Сергеевич
  • Болотов Петр Владимирович
  • Воробьев Всеволод Владимирович
  • Воронин Владимир Альбертович
  • Кисельгоф Геннадий Карпович
  • Командирова Мария Валерьевна
  • Раков Виктор Викторович
  • Розенберг Ефим Наумович
RU2618660C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ 2017
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Мухин Леонид Викторович
RU2655106C1
Система интервального регулирования движения поездов 2023
  • Болотов Петр Владимирович
  • Воробьев Всеволод Владимирович
  • Воронин Владимир Альбертович
  • Раков Виктор Викторович
  • Шеметов Сергей Викторович
RU2811161C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ 2020
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2729753C1
СИНФАЗНАЯ АНТЕННАЯ РЕШЕТКА С КРУГОВОЙ ПОЛЯРИЗАЦИЕЙ 2012
  • Калугин Владимир Григорьевич
  • Сухацкий Сергей Валентинович
RU2517394C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 106 994 C1

Реферат патента 1998 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СОСТАВА

Изобретение относится к технике радиолокационных измерений и может использоваться на железных дорогах для контроля целостности железнодорожного состава как в процессе его движения, так и в неподвижном состоянии. Технической задачей изобретения является обеспечение автономного и надежного контроля. Способ контроля целостности железнодорожного состава заключается в излучении электромагнитных колебаний радиодиапазона с помощью излучателя, установленного на локомотиве железнодорожного состава, возбуждении этими колебаниями двухпроводной линии передачи, одним проводником которой является контактный провод железнодорожного перегона, а другим - крыши вагонов, измерении параметров стоячей волны электромагнитных колебаний, образующейся в указанной разомкнутой на конце двухпроводной линии передачи, и определение по измеренным параметрам измерения протяженности железнодорожного состава, пр этом длину волны излучаемых электромагнитных колебаний выбирают из условий их распространения в двухпроводной линии передачи, образованной контактным проводом железнодорожного перегона и крышами вагонов железнодорожного состава. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 106 994 C1

1. Способ контроля целостности железнодорожного состава, заключающийся в излучении электромагнитных колебаний радиодиапазона и измерении их параметров, отличающийся тем, что излучение электромагнитных колебаний осуществляют с помощью излучателя, установленного на локомотиве железнодорожного состава, излученными электромагнитными колебаниями возбуждают двухпроводную линию передачи, одним проводником которой является контактный провод железнодорожного перегона, а другим - крыши вагонов, измеряют параметры стоячей волны электромагнитных колебаний, образующейся в указанной разомкнутой на конце двухпроводной линии передачи, и по измеренным параметрам определяют изменение протяженности железнодорожного состава. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что длину волны излучаемых электромагнитных колебаний выбирают из условия их распространения в указанной двухпроводной линии передачи, образованной контактным проводом железнодорожного перегона и крышами вагонов железнодорожного состава.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2106994C1

SU, авторское свидетельство, 1337301, B 61 L 1/16, 1987.

RU 2 106 994 C1

Авторы

Косилов Рюрий Андреевич

Войнич Борис Александрович

Пономарев Леонид Иванович

Крохин Владимир Валентинович

Даты

1998-03-20Публикация

1996-09-10Подача