Изобретение относится к области энергомашиностроения и предназначено для использования в качестве стационарных энергоустановок или силовых установок тракторных средств.
Традиционно в качестве стационарных энергоустановок и силовых установок транспортных средств используются газовые турбины /ГТ/ или поршневые двигатели внутреннего сгорания /ДВС/. Их недостаток - низкие эксплуатационные показатели по топливной экономичности и загрязнению окружающей среды.
Известны также роторные двигатели [1]. Эти двигатели имеют преимущества по габаритам и массе по сравнению с ДВС и ГТ, но также не отвечают современным требованиям по топливной экономичности и загрязнению окружающей среды.
Задачей, решаемой настоящим изобретением, является дальнейшее совершенствование роторных двигателей с учетом современных требований по топливной экономичности и сохранению окружающей среды.
Для решения этой задачи роторный двигатель РДК-12 содержит несколько статоров и роторов с одним рабочим валом, паровую /воздушную/ камеру и дверцу с осью вращения; каждый статор имеет цилиндрическую камеру сгорания с воздуховодом, топливным патрубком, оканчивающимся форсункой, и с электросвечами; паровая /воздушная/ камера соединена с трубочками, установленными в выхлопной трубе и поставляющими в паровую /воздушную/ камеру пар /воздух/ высоких параметров, на оси вращения дверцы установлен рычаг, жестко соединенный с дверцей; двигатель имеет клапаны для сжатого воздуха, топлива и пара, электродатчики температуры и положения ротора; каждый ротор имеет втулку и радиальные пластины, соединяющие его обод с рабочим валом, цилиндрическую поверхность, скользящую пружиной по внутренней круговой цилиндрической поверхности статора, при этом по цилиндрической поверхности ротора скользит своей пружиной дверца статора; камеры внутри ротора, подсоединенные к компрессору через центральный канал рабочего вала и отверстия в нем и во втулке ротора; электродатчик температуры воздуха в камере ротора и клапан впуска воздуха высоких параметров в камеру расширения, образованную поверхностями статора, ротора и дверцы, а также камеру выхлопных газов, образованную поверхностями тех же деталей, но расположенную по другую сторону дверцы; поверхности статора, ротора и дверцы, камеры сгорания и паровой камеры имеют теплоизолирующее покрытие; двигатель имеет компьютер, управляющий работой всех его составных частей (узлов) по заданным параметрам. Цилиндрическая камера сгорания окружена паровой (воздушной) камерой, которая установлена также на цилиндрической поверхности статора, контактирующей с раскаленными газами сгоревшего топлива в камере расширения по обе стороны от камеры сгорания до трубы выхлопных газов и до клапана выхода пара (воздуха) высоких параметров в камеру расширения, при этом паровая камера соединена с отверстиями патрубка, установленного в выхлопной трубе и соединенного с трубочками, в которые поступает вода от насоса или сжатый воздух от компрессора; паровая камера имеет перегородки, соединяющие ее наружную и внутреннюю стенки и идущие от выхлопной трубы до клапана выпуска пара (воздуха) высоких параметров в камеру расширения двигателя; в паровой камере установлен электродатчик температуры пара (воздуха), соединенный с компьютером, управляющим работой клапана впуска пара (воздуха). Дверцы с осью вращения установлены по образующей цилиндрической поверхности статора в непосредственной близости к выхлопной трубе, дверца имеет нижнюю поверхность, совпадающую с внутренней цилиндрической поверхностью статора, и при этом она перехватывает отверстие, соединяющее камеру сгорания с камерой расширения, и замыкает электроцепь подпружиненного электродатчика, по сигналу которого компьютер включает подачу сжатого воздуха и топлив в камеру сгорания; оконечность дверцы утонченная и переходит в пружинную полосу, скользящую по цилиндрической поверхности ротора; на концах оси дверцы установлены рычаги под фиксированным углом к нижней поверхности дверцы; на корпусе паровой (воздушной) камеры установлены рессорная пружина и упор с амортизатором, ограничивающие движение рычага, а вместе с ним и углы поворота дверцы.
Устройство РДК-12 поясняется чертежами, где на фиг. 1 даны поперечные сечения цилиндров двигателя, на фиг. 2 - место "М" на фиг. 1б, увеличение в 3 раза, на фиг. 3 - сечение по А-А на фиг. 1, на фиг. 4 - место "Н" на фиг. 3, увеличенное в 3 раза, на фиг. 5 - схема определения уравнения кривой сечения цилиндрической поверхности ротора двигателя, на фиг. 6 - сечение по Б-Б на фиг. 2.
Описание РДК-12 дано применительно к его использованию на подвижной платформе в качестве двигателя.
РДК-12 имеет статор 1 и ротор 2 с валом 3, ось вращения которого совмещена с геометрической осью внутренней круговой цилиндрической поверхности статора 1. Вал 3 соединен с втулкой 4 ротора 2, которая соединена радиальными пластинами 5 с цилиндрическим ободом ротора 2. Вал 3 установлен в подшипниках торцовых стенок 6 статора 1. По образующей наружной цилиндрической поверхности статора 1 установлена ось 7 вращения дверцы 8.
Поверхности статора 1, ротора 2 и дверцы 8 образуют камеру 9 расширения (рабочего хода ротора 2) и камеру 10 выхлопа (удаления) отработанных газов. Камера 9 отделена от камеры 10 дверцей 8 с пластинчатой пружиной 11, которая скользит по цилиндрической поверхности ротора 2, и ротором 2 с пластинчатой пружиной 12, которая скользит по цилиндрической поверхности статора 1.
Камеры 9 и 10 возникают в момент прохода роторной пружины 12 конца дверцы 8, перекрывающей отверстие 13 камеры 14 сгорания в камеру 9. Камера 14 сгорания образована цилиндрическими стенками 15 с термоизолирующим жаростойким покрытием 16. Между стенками 15 и 17 расположена паровая камера 18, в которую пар поступает из патрубка 19 с отверстиями 20. Противоположные стенки 15 и 17 паровой камеры 18 соединены перегородками 21, в которых установлен клапан 22, перекрывающий выход пара из паровой камеры 18 через отверстие 23. Паровая камера 18 проходит также от патрубка 19 до клапана 22 над наиболее разогреваемой частью статора 1. Клапан 22 открывается через 0,01 периода времени вращения ротора 2 после воспламенения топливной смеси в камере 14 и только в том случае, если температура в паровой камере превысит 500oC, на время 0,1 периода вращения ротора 2. Температура пара определяется электродатчиками, установленными в камере 18 вблизи клапана 22. В патрубок 19 пар поступает из трубочек 24, установленных в выхлопной трубе 25 и выходящих из патрубка водяного насоса (на фиг. не показан). Водяной насос накачивает воду под давлением в 200-300 кг/см2, которая нагревается в трубочках 24 до температуры 400oC, превращаясь в пар за счет тепловой энергии выхлопных газов. В паровой камере 18, предназначенной для предотвращения перегрева корпуса 15 камеры 14 сгорания, а также для утилизации тепла, перегревающего корпус 15 камеры 14, температура пара не может подняться более чем до 550oC, т.к. уже при температуре пара в 500oC начинает периодически открываться клапан 22 и в паровую камеру 18 поступает из патрубка 19 пар с температурой в 400oC вместо пара в 500oC, спускаемого через клапан 22 и отверстие 23 в камеру 9.
Для машин, эксплуатирующихся при отрицательных температурах, вместо воды в трубочки 24 поступает сжатый до 50 кг/см2 воздух от дополнительного компрессора /вместо водяного насоса/, повышающего давление сжатого воздуха, поступающего в него из баллона для сжатого воздуха. В этом случае паровая камера 18 станет камерой для сжатого воздуха, поступающего в нее через патрубок 19. В этом случае производительность основных компрессоров увеличивается с учетом потребления сжатого воздуха дополнительным компрессором, который может быть установлен на одном из концов вала 3, не занятого подключением статора. Для лучшего сбалансирования инерционных сил производительность основного компрессора, работающего от диаметрально противоположного колена вала 3 (за счет увеличения длины статора и ротора), увеличивается с учетом потребления воздуха дополнительным компрессором.
Камера 14 имеет патрубок 26 с клапаном 27, через который по трубе 28 от компрессора подается воздух, сжатый до 30 кг/см2, и патрубок 29 с клапаном 30 и форсункой 31, через которые топливным насосом под давлением 1000 кг/см2 подается сжиженный газ из баллона со сжиженным газом, находящимся под давлением 16 кг/см2. Между форсунками 31 каждой камеры 14 установлены электросвечи 32, поджигающие топливную смесь.
В статоре 1 установлен подпружиненный электродатчик 33 открытия и закрытия клапана 27 в момент касания этого датчика дверцей 8, перекрывающей отверстие 13, до момента отхода дверцы от датчика 33, определяющего момент закрытия клапана 27 и включения форсунки 31 подачи топлива и электросвеч 32, воспламеняющих топливную смесь сжиженного газа и воздуха. Электродатчик 34, установленный за клапаном 22, включает этот клапан после касания датчика 34 пружиной 12.
В паровой камере 18 установлены электродатчики 35 температуры пара (воздуха). Все электродатчики соединены с компьютером, управляющим работой клапанов, электросвечей и других устройств РДК-12.
На концах оси 7 дверцы 8 установлены рычаги 36, с которой они жестко соединены (заштифтованы) так, что угол поворота дверцы 8 равен углу поворота рычага 36. На корпусе 17 паровой камеры 18 установлены рессорная пружина 37 и стальной упор 38 с амортизатором 39. При отклонении дверцы 8 от нулевого положения, при котором ее внутренняя поверхность совпадает с внутренней цилиндрической поверхностью статора 1, на угол в 20-30o рычаг 36 касается конца пружины 37 и его дальнейшему отклонению препятствует сила сопротивления пружины 37 ее сжатия рычагом 36. Предельный угол отклонения рычага 36 и дверцы 8, равный 60-70o, определяет упор 38 с амортизатором 39.
Вал 3 имеет осевой канал 40, подсоединенный к компрессору, подающему в него воздух, сжатый до 50-60 кг/см2, который выходит через отверстия в вале 3 и втулке 4 в камеры 41, а затем через отверстие, перекрытое клапаном 42, в камеру 9 расширения. Клапан 42 открывается тогда, когда температура в камерах 41 превысит 500oC и ротор 2 пройдет электродатчик 34 на 0,1 оборота на время не более 0,1 периода вращения ротора 2, температура в камере 41 определяется электродатчиком 43. Электродатчик 43 и клапан 42 соединены с компьютером проводной связью через канал 40.
Трубочки имеют радиаторные ребра 44, увеличивающие их поверхность и интенсивность теплообмена между выхлопными газами трубы 25 и воды и пара (или сжатого воздуха), проходящего через трубочки 24 в патрубок 19. Статор 1, ротор 2, камера 14 сгорания, паровая камера 18, дверца 8 и выхлопная труба 25 имеют теплоизоляцию, изображенную на чертежах крестообразной штриховкой.
Цилиндрическая поверхность ротора 2 в сечении плоскостью, перпендикулярной его оси вращения, имеет кривую, которая может быть построена, исходя из следующих соображений:
- ротор вращается вокруг своей оси с постоянной угловой скоростью ωα , при этом угол α отсчитывается по ходу часовой стрелки от нулевого радиуса R0 (фиг. 5) статора 1, проходящего через конец дверцы 8, перекрывающей отверстие 13 камеры 14, до наибольшего радиуса r0 цилиндрической поверхности ротора 2;
- дверца 8 вращается вокруг своей оси 7 с угловым ускорением от нулевого радиуса в момент, когда дверца 8 перекрывает отверстие 13 при воспламенении топливной смеси в камере 14 и при касании пружины 12 ротора 2 конца дверца 8 до угла β , при котором рычаг 36 коснется пружины 37, равным 20o, а затем с отрицательным ускорением -ωβ до угла β2, при котором рычаг 36 коснется упора 38 с амортизатором 39 и останется в таком положении под силой давления газов в камере 9 на дверцу 8, равной силе реакции пружины 37, сжатой рычагом 36;
- угол β2 - максимальный угол отклонения дверцы 8 - остается неизменным наибольшую часть времени вращения ротора 2 до того момента, когда давлением поверхности ротора 2 /при его вращении/ на пружину 11 дверцы 8 угол β начнет уменьшаться от β2 до нулевого значения;
- все время вращения ротора 2 пружина 11 дверцы 8 скользит по цилиндрической поверхности ротора 2 с минимально возможным давлением на эту поверхность, исходя из которого определяются параметры пружины 37 и пружины 11.
Работа РДК-12.
Пуск РДК-12 производится с помощью стартера по программе "Пуск", реализуемой компьютером. По этой программе в начальный момент пуска водяной насос отключен, клапан 22 закрыт, в момент касания пружины 12 электродатчика 33 открывается клапан 27 и производится продувка камеры 14 с последующим заполнением камеры 14 сжатым воздухом с момента перекрытия отверстия 13 пружиной 12 до момента касания пружины 12 электроконтакта 34, во время которого клапан 27 закрывается, срабатывают форсунки 31, впрыскивая сжиженный газ, срабатывают электросвечи 32, происходит воспламенение топливной смеси - возникает высокое давление продуктов сгоревшего топлива, создающее рабочий ход ротора 2 до его поворота, изображенного на фиг. 1а, б, в, г. В этот момент отработанные газы с давлением в 2-3 кг/см2 и температурой 400-500oC начинают выходить в выхлопную трубу 25, нагревая патрубок 19 и трубочки 24. Пружина 12 касается электроконтакта 33, и начинается второй цикл работы роторного двигателя с удалением в выхлопную трубу 25 отработанных газов первого цикла во время рабочего хода вращения ротора 2 во втором цикле работы двигателя. После 3-4 оборотов ротора 2, увеличивающих скорость вращения его ротора 2 и разогревающего двигатель, компьютер отключает стартер и включает водяной насос, который нагнетает воду в трубочки 24. Вода в трубочках 24 в результате теплообмена с выхлопными газами превращается в пар, поступающий через патрубок 19 в паровую камеру 18, в которой происходит повышение температуры пара за счет тепловых отходов работы камеры сгорания 14. При достижении температуры пара 500-550oC по сигналу электродатчика 35 компьютер открывает клапан 22 в момент, наступающий через 0,01 оборота ротора 2 после прохода пружины 12 электродатчика 34 и на время 0,1 оборота 2. Пар, поступивший в камеру 9 из отверстия 23 паровой камеры 18 с давлением 200-250 кг/см2 и температурой 500-550oC, увеличивает объем рабочего тела, вращающего ротор 2, повышая КПД и удельную мощность двигателя. Одновременно пар в паровой камере 18 предотвращает перегрев ее стенок 15, увеличивая срок ее работы. Одновременно с включением насоса, нагнетающего воду в трубочки 24, или с включением компрессора, нагнетающего в трубочки 24 вместо воды воздух, сжатый до 50-60 кг/см2, и в камеры 41 ротора 2 через канал 40 этим компрессором также нагнетается воздух, сжатый до 50-60 кг/см2.
Радиальные пластины 5, образующие камеры 41, имеют сквозные отверстия, обеспечивающие одинаковое давление воздуха во всех камерах 41 при его спуске через клапан 42 и при их заполнении через отверстие во втулке 4 и вале 3, соединяющем одну из камер 41 с каналом 40. Давление воздуха в камерах 41 противостоит давлению газов в камере 9 и позволяет сделать ротор 2 с меньшей толщиной его обода. Этой же цели соответствует стабилизация температуры в камерах 41 на уровне 500oC благодаря спуску перегретого воздуха в камеру 9 через клапан 42, если его температура превысит 500oC. Спуск воздуха с давлением в 50-80 кг/см2 в камеру 9 сжатия увеличивает к тому же КПД и удельную мощность РДК-12. Спуск воздуха из камеры 41 производится в тот момент, когда давление газов в камере 9 станет меньше 50 кг/см2. С этой целью клапан 42 имеет устройство одностороннего действия, не пропускающее газы из камеры 9 в камеру 41, даже если он открылся тогда, когда давление в камере 9 больше, чем в камерах 41.
Дверца 8 в каждый начальный момент времени каждого цикла работы двигателя перекрывает отверстие 13 камеры 14 сгорания и замыкает электроцепь электродатчика 33, в соответствии с сигналом которого компьютер открывает клапан 27 патрубка 28. Пружинный электродатчик 33 касается дверцы 8 еще до того, как дверца 8 перекроет отверстие 13 с таким расчетом, что до этого перекрытия через открывающийся клапан 27 сжатый воздух успеет продуть камеру 14 и удалить из нее выхлопные газы в камеру 10, из которой они будут затем удалены вращением ротора 2. Одновременно с заполнением камеры 14 сжатым воздухом (после ее продувки) открываются клапаны 30 и включаются в двух камерах 14 направленные навстречу друг другу форсунки 31, из которых под давлением до 1000 кг/см2 впрыскивается жидкое топливо (в том числе сжиженный газ).
Удержание дверцы 8, перекрывающей отверстие 13 камеры 14 в момент заполнения ее сжатым воздухом (фиг. 2), происходит пружиной 12 ротора 2. В момент, когда пружина ротора 2 уйдет из-под дверцы 8, происходит закрытие клапана 27 и одновременно воспламенение топливной смеси электросвечами 32. Во время воспламенения топливной смеси в камере 14 давление увеличивается в 8-9 раз и дверца 8 под этим давлением открывается с большим ускорением до соприкосновения ее пружины 11 с цилиндрической поверхностью вращающегося ротора 2. При этом скорость увеличения объема камеры 9 расширения превосходит скорость увеличения камеры расширения в поршневых д.в.с. в момент воспламенения топливной смеси в несколько десятков раз. В соответствии с этим в несколько десятков раз быстрее уменьшается высокая температура расширяющихся газов и производится полезная работа этими газами, создающими момент силы вращения ротора 2.
На фиг. 1а, б, в, г показано положение ротора 2 и заслонки 8 в процессе работы двигателя. На фиг. 1а ротор 2 при своем вращении по ходу часовой стрелки заканчивает рабочий ход подходом пружины 12 к выхлопной трубе 25. При этом дверца 8 отклоняется также по ходу часовой стрелки скольжением ее пружины 11 по цилиндрической поверхности ротора 2 и упругостью пружины 37, воздействующей на рычаг 36. На фиг. 1б ротор 2 отклонил дверцу 8 до положения, при котором она перекрывает отверстие 13 камеры 14, заполняемой сжатым воздухом и топливом, и удерживает дверцу в таком положении, противодействуя давлению на нее воздуха, сжатого до 30 кг/см2. На фиг. 1в дано положение ротора 2 и дверцы 8 после воспламенения топливной смеси в момент времени, когда пружина 12 ротора 2 освобождает конец дверцы 8 и ее пружины 11. В этот момент под действием газов дверца с большим ускорением вращается по ходу часовой стрелки, скользя по цилиндрической поверхности ротора 2 пружиной 11. При этом рычаг 36 сжимает пружину 37, уменьшая давление пружины 11 дверцы 8 на ротор 2, а ротор 2, равномерно вращаясь, реализует давление на него продуктов сгоревшего топлива в механическую энергию своего рабочего хода - вращение. На фиг. 1г дано положение ротора 2, при котором дверца 8 отклонена до крайнего положения, определяемого отклонением рычага 36 до амортизатора 39 упора 38. При этом давление на дверцу 8 газов в камере 9 расширения полностью воспринимается давлением рычага 36 на амортизатор 39, в результате чего пружина 11 дверцы 8 скользит по цилиндрической поверхности ротора 2, оказывая на нее минимальное давление, необходимое для перекрытия пружиной 11 зазора между концом дверцы 8 и ротором 2.
После прохождения пружиной 12 электродатчика 34 компьютер открывает клапан 22 и пар с температурой в 500oC и давлением в 200-250 кг на сантиметр квадратный поступает из камеры 18 в камеру 9, увеличивая момент силы вращения ротора 2, создаваемый продуктами сгоревшего топлива. В результате использования этого пара, утилизирующего тепловые отходы работы двигателя, повышаются КПД и удельная мощность РДК-12. Одновременно предотвращается перегрев стенок 15 камеры 14 сгорания.
Одновременно с рабочим циклом вращения ротора 2 в камере 9 происходит удаление из камеры 10 отработанных выхлопных газов в трубу 25. При этом с помощью трубочек 24 с радиаторными выступами 40 происходит отбор у выхлопных газов энергии и использование ее для превращения воды в пар с давлением в 200-250 кг/см2, который затем по патрубку 19 поступает в паровую камеру 18.
Дверца 8 в РДК-12 выполняет ту же функцию, что и поршень в четырехтактном д. в. с., но по сравнению с ним имеет при равном литраже цилиндра в 5-10 раз меньшую массу, в 10-20 раз меньшую скорость движения центра массы, в 10-20 раз меньше потери на трение и, следовательно, в 5-10 раз меньший износ трущихся поверхностей. При этом ее рабочий ход за 2 оборота ротора соответствует более чем в 600o оборота рабочего (роторного) вала, а у д.в.с. двум оборотам рабочего (коленчатого) вала соответствует менее 180o оборота вала, создаваемого рабочим ходом поршня. Такова эффективность дверцы 8, впервые примененной в д.в.с. РДК-12 вместо поршня, используемого для аналогичной цели в современных д.в.с. и являющихся основным устройством, преобразующим тепловую энергию сгоревшего топлива в механическую работу (энергию).
Существенным отличием РДК-12 от всех известных д.в.с. и газовых турбин является использование пара высоких параметров для вращения ротора за счет улавливания (утилизации) тепловых отходов работы двигателя, которые в современных д.в.с. теряются в системе водяного или воздушного охлаждения д.в.с. и с выхлопными газами, нагретыми до 600oC. Эти потери в д.в.с. составляют более 50%, а в предлагаемом д.в.с. РДК тепловые потери в 2-3 раза меньше, чем у поршневых д.в.с.
РДК-12 является примером эффективного соединения д.в.с. и паровой машины с устранением основных недостатков этих двигателей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ КАШЕВАРОВА РДК-13 (РДК-14) | 1996 |
|
RU2105890C1 |
РОТОРНЫЙ ДИЗЕЛЬ КАШЕВАРОВА РДК-15 | 1996 |
|
RU2118468C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ КАШЕВАРОВА РДК-16 | 1996 |
|
RU2120043C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ КАШЕВАРОВА "РДК-21" | 1997 |
|
RU2131523C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ КАШЕВАРОВА "РДК-17" И СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ | 1997 |
|
RU2121066C1 |
ТЕПЛОВАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ КАШЕВАРОВА "ТЭСК-2" С РОТОРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ "РДК-20" | 1997 |
|
RU2123604C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ КАШЕВАРОВА РДК-3 | 1994 |
|
RU2078223C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ КАШЕВАРОВА "РДК-18" И СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ | 1997 |
|
RU2121067C1 |
РОТОРНЫЕ ДВИГАТЕЛЬ И КОМПРЕССОР КАШЕВАРОВА РДК-10 И РКК-10 | 1996 |
|
RU2115003C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ КАШЕВАРОВА "РДК-9" | 1995 |
|
RU2107174C1 |
Изобретение относится к области энергомашиностроения и предназначено для использования в качестве стационарных энергетических установок и силовых установок транспортных средств. Роторный двигатель содержит несколько статоров и роторов с общим рабочим валом, камерой сгорания, топливной форсункой и электросвечой; паровую (воздушную) камеру с трубочками, размещенными в выхлопной трубе и поставляющими пар (воздух) высоких параметров; дверцу с осью вращения и рычагом; клапаны для подачи сжатого воздуха, топлива и пара; электродатчики температуры и положения ротора. Каждый ротор имеет втулку и радиальные пластины, соединяющие его обод с рабочим валом, цилиндрическая поверхность ротора скользит по внутренней круговой цилиндрической поверхности статора, при этом по цилиндрической поверхности ротора скользит своей пружиной дверца статора. Поверхности статора, ротора, дверцы, камеры сгорания и паровой камеры имеют теплоизолирующее покрытие. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Акатов Е.И | |||
и др | |||
Судовые роторные двигатели | |||
- Л.: Судостроение, 1967, с.18-19. |
Авторы
Даты
1998-03-27—Публикация
1996-02-21—Подача