СИСТЕМА ВНУТРИКОРАБЕЛЬНОЙ АВАРИЙНОЙ СВЯЗИ Российский патент 1998 года по МПК H04B7/155 

Описание патента на изобретение RU2108671C1

Изобретение относится к системам низкочастотной связи и может быть использовано для организации аварийной связи на кораблях, судах, подводных аппаратах, т.е. между изолированными, экранированными помещениями (отсеками).

Аварии на кораблях, как правило, связанные с пожарами и затоплением ряда помещений (отсеков), приводят к выходу из строя громкоговорящей и телефонной связи.

Применение в этой ситуации для уверенной аварийной связи портативных УКВ радиостанций ограничено одним смежным помещением (отсеком) из-за значительного затухания радиосигнала при прохождении через металлические переборки. Однако, при наличии между абонентами затопленного в результате пожара или другой какой-либо аварии промежуточного помещения, обеспечение работоспособности этого канала связи невозможно вследствие дополнительного затухания электромагнитных колебаний в воде.

Известно радиопередающее устройство для связи, используемое в транспортном средстве (патент ФРГ N 3537107, кл. H 04 B 7/155, 1987).

Устройство состоит из радиопередатчика, внешней антенны, соединительного фидера, внутренней антенны, усилителя и приемника.

На транспортном средстве установлена внешняя антенна, принимающая посылаемые радиопередатчиком сигналы. Соединительный фидер антенны введен в транспортное средство, где принятый сигнал усиливается усилителем и посредством внутренней антенны излучается в пределах транспортного средства.

Недостатком этого устройства является невозможность установления гарантированной аварийной связи на кораблях, судах, подводных объектах, где имеется большое количество помещений, отсеков, которые как правило, находятся в агрессивной внешней среде - воде.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту является "Аппаратура безбатарейной телефонной связи" П-452. Технические условия K 1.163.063ТУ 1987 г.

Аппаратура безбатарейной телефонной связи предназначена для обеспечения служебной парной и циркулярной связи на кораблях в условиях отсутствия основного и аварийного питания на борту
Аппаратура состоит из коммутаторов (абонентских приборов) на 4, 8, 12 и 20 направлений связи, соединенных двухпроводными или трехпроводными симметричными соединительными линиями связи, телефонных аппаратов, индуктора и рычажного переключателя. В качестве микрофона и телефона в приборах безбатарейной связи применяется капсюль типа ДЭМ.

Недостатком этой аппаратуры является то, что она не обеспечивает гарантированной аварийной связи на кораблях вследствие того, что при выгорании любого из отсеков выгорают и проводные линии связи.

Аппаратура также не обеспечивает ведение связи абоненту, находящемуся в индивидуальных средствах защиты органов дыхания, т.е. в противогазах. Аппаратура как бы привязывает к себе абонента, которому в аварийной ситуации необходимо заниматься ликвидацией аварии, а не находиться возле абонентского прибора этой аппаратуры.

Целью настоящего изобретения является повышение надежности и живучести аварийной связи.

Поставленная цель достигается за счет того, что в системе, состоящей из симметричной линии связи, вдоль которой расположены абонентские приборы безбатарейной телефонной связи, включающие в себя коммутаторы, телефонные аппараты с микротелефонной трубкой, индуктор и рычажный переключатель, дополнительно введены блоки сопряжения, приемопередающие малогабаритные УКВ радиостанции и портативные радиостанции, причем малогабаритные УКВ радиостанции подключены через блоки сопряжения к абонентским приборам безбатарейной телефонной связи, а симметричные линии связи нагружены на согласующие резисторы и проложены через отсек как внутри, так и вне прочного корпуса объекта.

На фиг.1 представлена структурная схема системы внутрикорабельной аварийной связи на объекте.

Она состоит из: 1 - приемопередающих малогабаритных УКВ радиостанций, которые расположены в прочном корпусе объекта; 2 - направляющих симметричных линий связи, проложенных как в прочном корпусе объекта, так и вне его; 3 - абонентских приборов безбатарейной телефонной связи (коммутаторов); 4 - портативных радиостанций; 5 - блоков сопряжения абонентских приборов 3 с приемопередающими малогабаритными УКВ радиостанциями 1; 6 - согласующих резисторов.

На фиг.2 представлена принципиальная схема абонентского прибора безбатарейной телефонной связи 3 с блоком 5 сопряжения.

Она содержит: 2 - симметричную линию Л1 и Л2; 7 - бленкеры; 8 - линейный ключ с контактной группой 9; 10 - неоновую лампу; 11 - индуктор; 12 - контактную группу индуктора; 13 - рычажный переключатель; 14 - микрофон; 15 - телефон; 16 - штепсельную колодку.

Бленкеры 7 служат указателями вызывающих абонентов.

Линейные ключи 8 служат для подключения вызывных или переговорных приборов коммутатора к линии абонента и для возврата бленкеров 7 в исходное состояние:
Индукторы являются источниками вызывного тока.

Рычажный переключатель 13 служит для переключения вызывных и разговорных цепей.

Микрофон 14 и телефон 15 служит для передачи и приема речи.

Система внутрикорабельной аварийной связи работает следующим образом.

Для передачи и приема речевой информации используется физическая цепь двухпроводной направляющей симметричной безбатарейной телефонной связи 2, которая проложена как внутри, так и вне прочного корпуса объекта, причем линия проложена как с левого борта, так и с правого борта через отсек (помещение). Физическая цепь используется как для передачи телефонной безбатарейной связи в повседневных условиях, так и радиосигналов в аварийных ситуациях непосредственно по проводам линии 2. Наличие блока 5 сопряжения, подключенного последовательно, обеспечивает сопряжение абонентских приборов 3 безбатарейной телефонной связи с приемопередатчиками 1, которые излучают сигналы в герметизированных отсеках на ближайшие портативные радиостанции 4. Усиление, создаваемое каждым приемопередатчиком 1, компенсирует затухание полезных сигналов в физической цепи направленной симметричной линии 2.

Наличие согласующих резисторов 6 в обеих цепях направляющей линии 2 обеспечивает распределение сигналов по параллельным согласованным цепям и режим, близкий к режиму бегущей волны. Это уменьшает ослабление сигнала при распространении его вдоль направляющей линии 2, что позволяет повысить надежность связи.

Схема, представленная на фиг.2, например, может работать следующим образом.

Абонент, подключенный к проводам Л1 и Л2, посылает вызов на абонентский прибор 3, вращая ручку индуктора своего аппарата.

Вызывной ток идет по следующей цепи: провод 1, контакты 2 - 3 бленкера 7, обмотка бленкера, контакты 2 - 1 линейного ключа, провод Л2, аппарат абонента.

Бленкер 7 под действием вызывного тока срабатывает, и флажок его становится против окошка в крышке коммутатора, указывая этим, какой абонент послал вызов на коммутатор. Одновременно с этим контакты 2 - 3 бленкера 7 разомкнутся и выключат бленкер из вызывной цепи, а контакты 2 - 1 линейного ключа замкнутся и подключат к проводам Л1 и Л2 входные цепи приемопередающей малогабаритной УКВ радиостанции 1.

Следовательно, после срабатывания бленкера 7 радиостанция 1 включается на передачу. По сигналу "Тревога" абоненты включают портативные радиостанции 4 и принимают информацию от УКВ радиостанции 1.

В результате внедрения предложенной системы обеспечивается гарантированная надежная аварийная связь на подвижных объектах - кораблях, судах, подводных аппаратах и т.д. Гарантируется связь абоненту, находящемуся в индивидуальных средствах защиты органов дыхания, а также возможность получать информацию без привязки к абонентским приборам телефонной безбатарейной связи.

Похожие патенты RU2108671C1

название год авторы номер документа
АВАРИЙНАЯ СИСТЕМА ВНУТРИКОРАБЕЛЬНОЙ РАДИОСВЯЗИ 2002
  • Долбня А.Г.
  • Директоров Н.Ф.
  • Катанович А.А.
  • Никитин В.С.
  • Радчик Е.В.
  • Чуркин В.П.
RU2230431C2
СИСТЕМА ВНУТРИКОРАБЕЛЬНОЙ ГРОМКОГОВОРЯЩЕЙ СВЯЗИ И ТРАНСЛЯЦИИ 1996
  • Васильев В.И.
  • Любимов В.С.
  • Катанович А.А.
  • Буторин И.С.
RU2131168C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ СВЯЗИ 2000
  • Гавриленко С.А.
  • Зайцев Д.В.
  • Катанович А.А.
  • Никитин В.С.
  • Орел В.А.
  • Передин Ю.Г.
  • Селигерский Ю.А.
  • Шестакова А.В.
RU2188511C2
СПОСОБ ВНУТРИСУДОВОЙ РАДИОСВЯЗИ 2013
  • Лысак Антон Борисович
  • Патронов Константин Сергеевич
RU2572042C2
УНИФИЦИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС ВНУТРИКОРАБЕЛЬНОЙ СВЯЗИ 2003
  • Долбня А.Г.
  • Гавриленко С.А.
  • Директоров Н.Н.
  • Катанович А.А.
  • Мирошников В.И.
  • Петров Н.Н.
RU2261530C2
АВАРИЙНАЯ СИСТЕМА ВНУТРИКОРАБЕЛЬНОЙ РАДИОСВЯЗИ 1990
  • Катанович Андрей Андреевич
  • Шитов Борис Васильевич
  • Селигерский Юрий Александрович
SU1840238A1
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ АВАРИЙНОЙ СВЯЗИ 1991
  • Катанович А.А.
  • Горшков В.В.
  • Павлов А.Ф.
RU2063101C1
АВАРИЙНАЯ СИСТЕМА ВНУТРИКОРАБЕЛЬНОЙ РАДИОСВЯЗИ 2010
  • Попов Игорь Владимирович
  • Черноусов Василий Васильевич
RU2446569C1
АППАРАТУРА АВАРИЙНОЙ СВЯЗИ 1992
  • Катанович А.А.
RU2037972C1
Аварийная система сотовой радиосвязи подводной лодки 2020
  • Катанович Андрей Андреевич
  • Матюшкин Сергей Николаевич
RU2744133C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 108 671 C1

Реферат патента 1998 года СИСТЕМА ВНУТРИКОРАБЕЛЬНОЙ АВАРИЙНОЙ СВЯЗИ

Система внутрикорабельной аварийной связи относится к системам низкочастотной связи и может быть использована для организации связи на подвижных объектах - кораблях, судах, подводных аппаратах, и позволяет повысить надежность и живучесть аварийной связи. Система содержит симметричную направляющую линию, вдоль которой расположены абонентские приборы безбатарейной телефонной связи, малогабаритные приемопередатчики, портативные радиостанции и блоки сопряжения абонентских приборов безбатарейной телефонной связи с приемопередатчиками. Для передачи и приема речевой информации используется физическая цепь двухпроводной линии, по которой передаются электромагнитные волны. Сигналы с приемопередатчика передаются по двухпроводной линии связи в обе стороны и через блок сопряжения поступают на другие приемопередатчики, эти же сигналы проходят через приемопередатчики, усиливаются в блоках сопряжения и излучаются в отсеках корабля. Излучение принимается портативными радиостанциями. Для повышения живучести двухпроводной линии связи, последняя проложена через отсеки как внутри, так и вне прочного корпуса корабля. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 108 671 C1

Система внутрикорабельной аварийной связи, состоящая из симметричной направляющей линий связи Л1 и Л2, вдоль которой расположены абонентские приборы безбатарейной телефонной связи, при этом они последовательно соединены с линиями Л1 и Л2, причем абонентские приборы соединены с индуктором, рычажным переключателем и микротелефонной трубкой, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены блоки сопряжения, приемопередающие УКВ-радиостанции и портативные радиостанции, причем приемопередающие УКВ-радиостанции подключены через блоки сопряжения к абонентским приборам безбатарейной телефонной связи, при этом радиостанции в пределах герметизированных отсеков передают и принимают радиосигналы, а симметричные линии связи, нагруженные на согласующие резисторы, проложены через отсек как внутри, так и вне прочного корпуса объекта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2108671C1

DE, патент, 3537107, кл
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1

RU 2 108 671 C1

Авторы

Любимов В.С.

Катанович А.А.

Жолудев В.С.

Володич В.П.

Даты

1998-04-10Публикация

1994-08-31Подача