Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно - к устройствам для предотвращения помпажа компрессоров газотурбинных двигателей.
Известны устройства для предупреждения помпажа компрессора турбореактивного двигателя [1]. Однако известные устройства для газодинамической схемы двигателя с компрессором среднего давления, выполненном на одном валу с вентилятором, оказываются неэффективными, так как не обеспечивают достаточную точность регулирования перепуска воздуха из компрессора на переменных режимах, в условиях "присоединенного вихря" и т.п.
Наиболее близким к заявляемому является устройство для регулирования перепуска воздуха из компрессора газотурбинного двигателя (ГТД), в котором сигнал на управление клапанами перепуска воздуха поступает с датчиков, фиксирующих скорость полета самолета, выраженную числом Mn, приведенную частоту вращения ротора низкого давления nпр и высоту полета Hn [2].
Для пассажирских и транспортных самолетов диапазон измерения величины Mп составляет 0 - 0,85. Причем наиболее высокая точность замеров необходима в диапазоне величин Мп = 0,7-0,85 при управлении полетом.
Однако возникают ситуации, когда высокая точность замеров требуется при низких скоростях (< 60 км/ч), например, при разбеге перед взлетом. В этом случае Мп имеют низкую точность замеров.
В тех случаях, когда скорость самолета ниже 60 км/ч, наблюдается подсос воздуха в ГТД со всех сторон, возникает явление, условно названное "присоединенный вихрь", т. е. вихреобразный подсос воздуха с поверхности взлетно-посадочной полосы на вход в ГТД. Это явление приводит у существенной неравномерности полей давлений и скоростей воздуха в воздухозаборнике и уменьшению запасов газодинамической устойчивости (ГДУ), т.е. понижению границы помпажа компрессора.
Техническая задача, решаемая предлагаемым изобретением, заключается в предотвращении помпажа компрессора двигателя самолета за счет повышения точности регулирования перепуска воздуха из компрессора при разбеге самолета перед полетом и при посадке путем увеличения запасов газодинамической устойчивости.
Сущность технического решения заключается в том, что устройство для регулирования перепуска воздуха из компрессора газотурбинного двигателя самолета, включающее датчики параметров двигателя, последовательно подключенные через арифметический блок и компаратор к исполнительному блоку и первой группе клапанов перепуска воздуха согласно изобретению включает дополнительный датчик частоты вращения колеса шасси самолета, дополнительные арифметический блок, компаратор и вторую группу клапанов перепуска воздуха, причем выход дополнительного датчика через дополнительный арифметический блок и дополнительный компаратор подключен ко второму входу исполнительного блока, второй выход которого соединен со входом второй группы клапанов.
Введение дополнительного датчика частоты вращения колеса шасси самолета позволяет получать достоверный сигнал о величине скорости движения самолета.
Заявляемое устройство со второй дополнительной группой клапанов перепуска воздуха (КПВII), связанной через исполнительный блок, дополнительные компаратор и арифметический блок с датчиком частоты вращения колеса шасси самолета, позволяет одновременно осуществлять управление двумя группами КПВ (КПВI и КПВII) в компрессоре и своевременном регулировать запас газодинамической устойчивости, предупреждая помпаж компрессора.
На фиг. 1 схематично представлен газотурбинный двигатель, закрепленный на пилоне к крылу самолета вблизи от поверхности взлетно-посадочной полосы. В том числе, когда скорость движения самолета ниже порогового значения Vпор, работа ГТД будет характеризоваться вихреобразным подсосом воздуха на вход в ГТД со всех сторон (фиг. 1а). По мере увеличения скорости движения наблюдается изменение течения воздуха на входе в двигатель - воздух подсасывается в двигатель только спереди, а не со всех сторон (фиг. 1б), "присоединенный вихрь" исчезает, и запасы ГТУ увеличиваются.
На фиг. 1 представлена зависимость степени повышения давления воздуха (π
На фиг. 3 представлена схема устройства для регулирования перепуска воздуха из компрессора газотурбинного двигателя самолета.
Блок 1 - датчики температуры на входе в двигатель (Е*вх) и частоты вращения ротора компрессора nk.
Блок 2 - арифметический блок, определяющий величину приведенной по температуре на входе в двигатель (T*вх) частоты вращения ротора компрессора nк.пр. По поступающим с выхода блока 1 значениям T*вх и физической частоты вращения ротора компрессора (nк) в блоке 2 осуществляется вычисление nк.пр по зависимости
.
Блок 3 - первый компаратор, в котором осуществляется сравнение значений Nк.пр с его пороговым значением n
Блок 4 - датчик частоты вращения колеса шасси самолета (nш).
Блок 5 - арифметический блок, в котором по частоте вращения колеса шасси самолета (nш) вычисляется скорость движения самолета (Vc) Vc = K • nш , где K - коэффициент пропорциональности - постоянная величина.
Блок 6 - второй компаратор, в котором осуществляется сравнение значений текущей скорости движения самолета (Vc) с его пороговым значением (V
Блок 7 - исполнительный блок первой и второй групп КПВ (КПВI и КПВII).
Блок 8 - КПВI.
Блок 9 - КПВII.
Ниже приведена работа устройства при взлете самолета.
Исходное положение: самолет стоит на исполнительном старте - Vc = 0, т. е. Vc< V
Двигатель начинает работать на режиме малого газа (МГ), тогда nк.прМГ< n
Для разбега и взлета самолета режим работы двигателя переводится с "малого газа" на "максимальный", при этом происходит увеличение частоты вращения компрессора nk и, следовательно, nк.пр. Как правило, при этом происходит увеличение запасов ГДУ и появляется необходимость закрытия КПВ. При nк.пр> n
Далее разбег самолета и увеличение режима происходит одновременно, при этом рабочая точка перемещается вправо по линии рабочих режимов 4, величина Vc растет. При достижении определенной величины скорости (Vc.пв) "присоединенный вихрь" исчезает граница ГДУ перемещается из положения 2 в положении 1. Значение V
При определенной скорости самолета при условии Vc> V
При посадке самолета и снижении его скорости работа заявляемого устройства происходит в обратном порядке.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕПУСКА ВОЗДУХА ИЗ КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ САМОЛЕТА | 2001 |
|
RU2215908C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВУХКОНТУРНЫМ ДВУХВАЛЬНЫМ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ САМОЛЕТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2347093C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ДИНАМИЧЕСКИХ РЕЖИМАХ РАЗГОНА И ДРОССЕЛИРОВАНИЯ | 2006 |
|
RU2337250C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕПУСКОМ ВОЗДУХА В КОМПРЕССОРЕ ДВУХВАЛЬНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2214535C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ | 2010 |
|
RU2468257C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ | 2010 |
|
RU2472957C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕПУСКОМ ВОЗДУХА В КОМПРЕССОРЕ ДВУХВАЛЬНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1995 |
|
RU2098668C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ | 2009 |
|
RU2422683C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОМПАЖА КОМПРЕССОРА | 2023 |
|
RU2801768C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ | 2009 |
|
RU2447418C2 |
Изобретение предназначено для предотвращения помпажа компрессора двигателя за счет повышения точности регулирования перепуска воздуха из компрессора при разбеге самолета перед полетом и при посадке путем увеличения запасов газодинамической устойчивости. Устройство включает в себя датчики параметров двигателя последовательно подключенные через арифметический блок и компаратор к исполнительному блоку и первой группе клапанов перепуска воздуха (КПВI). В устройстве имеются дополнительный датчик частоты вращения колеса шасси самолета, дополнительные арифметический блок, компаратор и вторая группа клапанов перепуска воздуха (КПВI I). Выход дополнительного датчика через дополнительный арифметический блок и дополнительный компаратор подключен ко второму входу исполнительного блока, второй выход которого соединен с входом второй группы клапанов КПВI I. 3 ил.
Устройство для регулирования перепуска воздуха из компрессора газотурбинного двигателя самолета, включающее датчики параметров двигателя, последовательно подключенные через арифметический блок и компаратор к исполнительному блоку и группе клапанов перепуска воздуха, отличающееся тем, что оно включает дополнительный датчик частоты вращения колеса шасси самолета, дополнительные арифметический блок, компаратор, а также группу клапанов перепуска воздуха, причем выход дополнительного датчика через дополнительный арифметический блок и дополнительный компаратор подключен к второму входу исполнительного блока, второй выход которого соединен с входом дополнительной группы клапанов.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
FR, заявка, 2488696, кл | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
EP, заявка, 0274341, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1998-04-20—Публикация
1996-01-05—Подача