УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕПУСКА ВОЗДУХА ИЗ КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ САМОЛЕТА Российский патент 1998 года по МПК F04D27/02 

Описание патента на изобретение RU2109174C1

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно - к устройствам для предотвращения помпажа компрессоров газотурбинных двигателей.

Известны устройства для предупреждения помпажа компрессора турбореактивного двигателя [1]. Однако известные устройства для газодинамической схемы двигателя с компрессором среднего давления, выполненном на одном валу с вентилятором, оказываются неэффективными, так как не обеспечивают достаточную точность регулирования перепуска воздуха из компрессора на переменных режимах, в условиях "присоединенного вихря" и т.п.

Наиболее близким к заявляемому является устройство для регулирования перепуска воздуха из компрессора газотурбинного двигателя (ГТД), в котором сигнал на управление клапанами перепуска воздуха поступает с датчиков, фиксирующих скорость полета самолета, выраженную числом Mn, приведенную частоту вращения ротора низкого давления nпр и высоту полета Hn [2].

Для пассажирских и транспортных самолетов диапазон измерения величины Mп составляет 0 - 0,85. Причем наиболее высокая точность замеров необходима в диапазоне величин Мп = 0,7-0,85 при управлении полетом.

Однако возникают ситуации, когда высокая точность замеров требуется при низких скоростях (< 60 км/ч), например, при разбеге перед взлетом. В этом случае Мп имеют низкую точность замеров.

В тех случаях, когда скорость самолета ниже 60 км/ч, наблюдается подсос воздуха в ГТД со всех сторон, возникает явление, условно названное "присоединенный вихрь", т. е. вихреобразный подсос воздуха с поверхности взлетно-посадочной полосы на вход в ГТД. Это явление приводит у существенной неравномерности полей давлений и скоростей воздуха в воздухозаборнике и уменьшению запасов газодинамической устойчивости (ГДУ), т.е. понижению границы помпажа компрессора.

Техническая задача, решаемая предлагаемым изобретением, заключается в предотвращении помпажа компрессора двигателя самолета за счет повышения точности регулирования перепуска воздуха из компрессора при разбеге самолета перед полетом и при посадке путем увеличения запасов газодинамической устойчивости.

Сущность технического решения заключается в том, что устройство для регулирования перепуска воздуха из компрессора газотурбинного двигателя самолета, включающее датчики параметров двигателя, последовательно подключенные через арифметический блок и компаратор к исполнительному блоку и первой группе клапанов перепуска воздуха согласно изобретению включает дополнительный датчик частоты вращения колеса шасси самолета, дополнительные арифметический блок, компаратор и вторую группу клапанов перепуска воздуха, причем выход дополнительного датчика через дополнительный арифметический блок и дополнительный компаратор подключен ко второму входу исполнительного блока, второй выход которого соединен со входом второй группы клапанов.

Введение дополнительного датчика частоты вращения колеса шасси самолета позволяет получать достоверный сигнал о величине скорости движения самолета.

Заявляемое устройство со второй дополнительной группой клапанов перепуска воздуха (КПВII), связанной через исполнительный блок, дополнительные компаратор и арифметический блок с датчиком частоты вращения колеса шасси самолета, позволяет одновременно осуществлять управление двумя группами КПВ (КПВI и КПВII) в компрессоре и своевременном регулировать запас газодинамической устойчивости, предупреждая помпаж компрессора.

На фиг. 1 схематично представлен газотурбинный двигатель, закрепленный на пилоне к крылу самолета вблизи от поверхности взлетно-посадочной полосы. В том числе, когда скорость движения самолета ниже порогового значения Vпор, работа ГТД будет характеризоваться вихреобразным подсосом воздуха на вход в ГТД со всех сторон (фиг. 1а). По мере увеличения скорости движения наблюдается изменение течения воздуха на входе в двигатель - воздух подсасывается в двигатель только спереди, а не со всех сторон (фиг. 1б), "присоединенный вихрь" исчезает, и запасы ГТУ увеличиваются.

На фиг. 1 представлена зависимость степени повышения давления воздуха (π*к

) от приведенного по температуре воздуха на входе в каскад расхода воздуха Gb. Линия 1 - граница ГДУ без "присоединенного вихря", линия 2 - границу ГДУ с "присоединенным вихрем". Показаны также линии рабочих режимов (ЛРР): линия 3 - группы клапанов КПВI и КПВII закрыты, линия 4 - закрыта группа клапанов КПВI, группа КПВII открыта, линия 5 - открыты обе группы КПВI и КПВII .

На фиг. 3 представлена схема устройства для регулирования перепуска воздуха из компрессора газотурбинного двигателя самолета.

Блок 1 - датчики температуры на входе в двигатель (Е*вх) и частоты вращения ротора компрессора nk.

Блок 2 - арифметический блок, определяющий величину приведенной по температуре на входе в двигатель (T*вх) частоты вращения ротора компрессора nк.пр. По поступающим с выхода блока 1 значениям T*вх и физической частоты вращения ротора компрессора (nк) в блоке 2 осуществляется вычисление nк.пр по зависимости
.

Блок 3 - первый компаратор, в котором осуществляется сравнение значений Nк.пр с его пороговым значением nпорк.пр

. В блоке 2 при соотношении nк.пр> nпорк.пр
вырабатывается сигнал на закрытие первой группы клапанов перепуска воздуха (КПВI). При nк.пр≤ nпорк.пр
вырабатывается сигнал на открытие первой группы КПВI.

Блок 4 - датчик частоты вращения колеса шасси самолета (nш).

Блок 5 - арифметический блок, в котором по частоте вращения колеса шасси самолета (nш) вычисляется скорость движения самолета (Vc) Vc = K • nш , где K - коэффициент пропорциональности - постоянная величина.

Блок 6 - второй компаратор, в котором осуществляется сравнение значений текущей скорости движения самолета (Vc) с его пороговым значением (Vпорc

) . При Vc≥ Vпорc
вырабатывается сигнал на закрытие второй группы КПВII, при Vc< Vпорc
вырабатывается сигнал на открытие второй группы клапанов КПВII.

Блок 7 - исполнительный блок первой и второй групп КПВ (КПВI и КПВII).

Блок 8 - КПВI.

Блок 9 - КПВII.

Ниже приведена работа устройства при взлете самолета.

Исходное положение: самолет стоит на исполнительном старте - Vc = 0, т. е. Vc< Vпорc

и блок 6 (второй компаратор) вырабатывает сигнал на открытие второй группы КПВII.

Двигатель начинает работать на режиме малого газа (МГ), тогда nк.прМГ< nпорк.пр

, блок 3 (первый компаратор) вырабатывает сигнал через исполнительный блок 7 на открытие КПВI (блок 8). Открыты обе группы КПВ. Рабочая точка находится на линии 5. Запас НДУ определяется расстоянием между точкой "а" на линии 5 и точкой "б" на линии nк.прМГ = const - на границу ГДУ с "присоединенным вихрем" (линия 2).

Для разбега и взлета самолета режим работы двигателя переводится с "малого газа" на "максимальный", при этом происходит увеличение частоты вращения компрессора nk и, следовательно, nк.пр. Как правило, при этом происходит увеличение запасов ГДУ и появляется необходимость закрытия КПВ. При nк.пр> nпорк.пр

в блоке 3 формируется сигнал на закрытие КПВ через исполнительный блок 7, группа КПВI (блок 8) закрывается. При этом рабочая точка перемещается с линии 5 на линию 4. поскольку "присоединенный вихрь" не исчезает, так как самолет не набрал скорость, запас ГДУ определяется расстоянием между точкой "в" (на линии 4) и точкой "г" на границе ГДУ с "присоединенным вихрем" (линия 2).

Далее разбег самолета и увеличение режима происходит одновременно, при этом рабочая точка перемещается вправо по линии рабочих режимов 4, величина Vc растет. При достижении определенной величины скорости (Vc.пв) "присоединенный вихрь" исчезает граница ГДУ перемещается из положения 2 в положении 1. Значение Vпорc

выбирается из условия Vпорc
> Vcп.в (Vc.п.в - это скорость самолета, при которой исчезает "присоединенный вихрь"). При этом запасы ГДУ увеличиваются, появляется возможность закрыть вторую группу клапанов КПВII.

При определенной скорости самолета при условии Vc> Vпорc

блок 6 вырабатывает сигнал на исполнительный блок 7 на закрытие второй группы КПВII (блок 9), при этом рабочая точка перемещается на линию рабочих режимов 3. Запасы ГДУ будут определяться расстоянием между точками "д" (на линии 3) и "е" на границе ГДУ без "присоединенного вихря".

При посадке самолета и снижении его скорости работа заявляемого устройства происходит в обратном порядке.

Похожие патенты RU2109174C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕПУСКА ВОЗДУХА ИЗ КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ САМОЛЕТА 2001
  • Панков А.Г.
  • Полатиди С.Х.
  • Савенков Ю.С.
  • Саженков А.Н.
  • Трубников Ю.А.
RU2215908C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВУХКОНТУРНЫМ ДВУХВАЛЬНЫМ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ САМОЛЕТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Семенов Александр Николаевич
  • Савенков Юрий Семенович
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Тимкин Юрий Иванович
  • Трубников Юрий Абрамович
RU2347093C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ДИНАМИЧЕСКИХ РЕЖИМАХ РАЗГОНА И ДРОССЕЛИРОВАНИЯ 2006
  • Савенков Юрий Семенович
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Тимкин Юрий Иванович
  • Трубников Юрий Абрамович
RU2337250C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕПУСКОМ ВОЗДУХА В КОМПРЕССОРЕ ДВУХВАЛЬНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Князева Н.Р.
  • Савенков Ю.С.
  • Саженков А.Н.
  • Трубников Ю.А.
RU2214535C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2468257C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Титов Юрий Константинович
RU2472957C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕПУСКОМ ВОЗДУХА В КОМПРЕССОРЕ ДВУХВАЛЬНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1995
  • Панков А.Г.
  • Савенков Ю.С.
  • Трубников Ю.А.
  • Кухорчук В.Г.
RU2098668C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ 2009
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2422683C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОМПАЖА КОМПРЕССОРА 2023
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Савенков Юрий Семенович
  • Якушев Алексей Павлович
RU2801768C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2009
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2447418C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 109 174 C1

Реферат патента 1998 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕПУСКА ВОЗДУХА ИЗ КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ САМОЛЕТА

Изобретение предназначено для предотвращения помпажа компрессора двигателя за счет повышения точности регулирования перепуска воздуха из компрессора при разбеге самолета перед полетом и при посадке путем увеличения запасов газодинамической устойчивости. Устройство включает в себя датчики параметров двигателя последовательно подключенные через арифметический блок и компаратор к исполнительному блоку и первой группе клапанов перепуска воздуха (КПВI). В устройстве имеются дополнительный датчик частоты вращения колеса шасси самолета, дополнительные арифметический блок, компаратор и вторая группа клапанов перепуска воздуха (КПВII). Выход дополнительного датчика через дополнительный арифметический блок и дополнительный компаратор подключен ко второму входу исполнительного блока, второй выход которого соединен с входом второй группы клапанов КПВII. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 109 174 C1

Устройство для регулирования перепуска воздуха из компрессора газотурбинного двигателя самолета, включающее датчики параметров двигателя, последовательно подключенные через арифметический блок и компаратор к исполнительному блоку и группе клапанов перепуска воздуха, отличающееся тем, что оно включает дополнительный датчик частоты вращения колеса шасси самолета, дополнительные арифметический блок, компаратор, а также группу клапанов перепуска воздуха, причем выход дополнительного датчика через дополнительный арифметический блок и дополнительный компаратор подключен к второму входу исполнительного блока, второй выход которого соединен с входом дополнительной группы клапанов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2109174C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
FR, заявка, 2488696, кл
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
EP, заявка, 0274341, кл
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

RU 2 109 174 C1

Авторы

Анненков В.В.

Панков А.Г.

Савенков Ю.С.

Трубников Ю.А.

Даты

1998-04-20Публикация

1996-01-05Подача