УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕРКИ РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРОВ Российский патент 1998 года по МПК B60R16/02 G01R31/02 

Описание патента на изобретение RU2110421C1

Изобретение относится к средствам контроля технического состояния электрооборудования, а точнее - к устройствам испытаний реле-регуляторов с дифференциально-минимальным реле (ДМР), использующихся в бортовой сети наземных транспортных средств.

Наиболее близким по технической сущности предлагаемому изобретению (прототип) является устройство для проверки реле-регуляторов (Справочник по ремонту бронетанковой техники. М.: ВА ВТВ, 1969, с. 774-778).

Оно содержит: источник постоянного тока, потенциометр, вольтметр, сигнальную лампу, переключатель, амперметр, шунтовой реостат, нагрузочный реостат, выключатель, амперметр с двухсторонней шкалой.

Это устройство позволяет достаточно быстро и просто проверять реле-регуляторы и производить их статическую регулировку от аккумуляторных батарей или от нерегулируемого генератора. Однако это устройство не позволяет проверять реле-регуляторы с ДМР, которые установлены на большей части военных гусеничных машин.

Задачей предлагаемого изобретения является создание устройства для проверки всех типов реле-регуляторов.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в электрическую цепь устройства для проверки реле-регуляторов вместо нагрузочного реостата включена аккумуляторная батарея.

Схема предлагаемого устройства представлена на фиг. 1.

где: 1 - источник постоянного тока; 2 - потенциометр; 3 - вольтметр; 4 - сигнальная лампа; 5 - переключатель; 6 - амперметр; 7 - шунтовой реостат; 8 - аккумуляторная батарея; 9 - выключатель; 10 - амперметр с двухсторонней шкалой; 11 - диод; 12 - вольтметр.

Соединенные параллельно источник постоянного тока 1 (например генератор Г-6,5) и потенциометр 2, имеющий переменное сечение обмоток, плюс которых (у потенциометра это конец обмотки с меньшим сечением) соединен с клеммой Я испытываемого реле-регулятора, а движок потенциометра соединен с корпусом реле-регулятора (клеммой К), предназначены для обеспечения типовых режимов работы схемы.

Вольтметр 3, подсоединенный между движком потенциометра и клеммой Я реле-регулятора, предназначен для измерения регулируемого напряжения, которое определяется по формуле:
Uр=Uо-1,5 В, (1)
где:
Up - регулируемое напряжение, В;
Uo - напряжение размыкания шунтовой цепи генератора, которое определяется в момент прекращения прохождения тока через амперметр 6.

Сигнальная лампа 4, подсоединенная между клеммой К и клеммой З (защиты) реле-регулятора, предназначена для соединения контактов реле защиты с корпусом через бортовую сеть машины.

Переключатель 5, подвижный контакт которого соединен с клеммой Ш реле-регулятора, предназначен для подсоединения обмотки возбуждения генератора, первый неподвижный контакт соединен с клеммой Я реле-регулятора, а второй неподвижный контакт через амперметр 6 и шунтовой реостат 7 соединен с минусом источника тока.

Аккумуляторная батарея 8, минус которой через выключатель 9 соединен с клеммой К реле-регулятора, а плюс через амперметр с двухсторонней шкалой 10 соединен с клеммой В реле-регулятора, обеспечивает создание обратного тока при падении напряжения в источнике с целью проверки ДМР.

Амперметр 10 предназначен для измерения тока нагрузки реле-регулятора.

Соединенные последовательно диод 11, предназначенный для исключения переполюсовки источника в случае возникновения обратного тока и вольтметр 12, предназначенный для измерения падения напряжения между клеммами Я и Б, плюс которых соединен с клеммой Я, а минус - с клеммой Б реле-регулятора.

В исходном состоянии движок потенциометра 2 находится в верхнем положении, подвижный контакт переключателя 5 находится в нейтральном положении, а выключатель 9 разомкнут.

Устройство работает следующим образом.

Для проверки защиты реле-регулятора подвижный контакт переключателя 5 соединяют с первым неподвижным контактом, замыкая цепь между клеммами Я и Ш испытываемого реле-регулятора. Затем перемещают движок потенциометра вниз, увеличивая напряжение на входе схемы защиты реле-регулятора до момента загорания лампы 4. При работоспособной схеме защиты лампа загорается при напряжении, соответствующем техническим условиям, которое замеряется вольтметром 3. После проверки параметра движок потенциометра 2 возвращают в исходное состояние.

Для проверки остальных параметров подвижный контакт переключателя соединяет с его вторым неподвижным контактом, подключая к клемме Ш, испытываемого реле-регулятора, цепь шунтового реостата 7, в котором движком потенциометра по амперметру 6 устанавливают ток, соответствующий номинальному при работе реле-регулятора с управляемым генератором. Выключателем 9 замыкают цепь аккумуляторной батареи 8.

Для проверки превышения напряжения клеммы Я над напряжением клеммы Б в момент включения ДМР перемещают движок потенциометра 2 вниз и по вольтметру 12 определяют превышение напряжения при срабатывании (щелчке) ДМР и появлении тока заряда аккумуляторной батареи 8.

Для проверки регулируемого напряжения продолжают перемещение движка потенциометра 2 вниз и по вольтметру 3 определяют величину регулируемого напряжения в момент прекращения тока в цепи амперметра 6, используя формулу (1).

Для проверки обратного тока отключения ДМР перемещают движок потенциометра 2 вверх до появления разрядного тока аккумуляторной батареи 8 и в момент отключения (щелчка) ДМР определяют величину обратного тока по амперметру 10.

Для возврата в исходное положение движок потенциометра 2 устанавливают в верхнее положение, подвижный контакт переключателя 5 ставят в нейтральное положение, выключатель 9 размыкают.

Устройство позволяет проверять реле-регуляторы с ДМР, которые срабатывают при перепаде напряжений между источником тока и нагрузкой, а отключаются только при обратном токе, создаваемом активной нагрузкой, которой является аккумуляторная батарея. Совмещение функций нагрузки и источника тока получено не только применением аккумуляторной батареи, но и включением ее в цепь, отличную от прототипа. Кроме того, при таком подключении батареи потенциометр 2 выполняет две функции: при заряде батареи (прямом токе реле-регулятора) он имитирует источник регулируемого напряжения, а при разряде батареи он имитирует нагрузку, определяющую величину обратного тока реле-регулятора.

Предлагаемое устройство позволяет проверять любые типы реле-регулятора для генераторов постоянного тока напряжением 13-28 В.

Похожие патенты RU2110421C1

название год авторы номер документа
КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНОЕ УСТРОЙСТВО 2018
  • Ковалев Владислав Петрович
  • Сергеев Артем Юрьевич
  • Сидоров Борис Николаевич
  • Димитриев Алексей Димитриевич
  • Сергеев Глеб Юрьевич
RU2707384C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕРКИ ГЕНЕРАТОРОВ И РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРОВ 1999
  • Пишевец С.П.
  • Старостин М.М.
  • Ковалев В.П.
  • Фло Муатасем
RU2153180C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕРКИ ИСПРАВНОСТИ МАКСИМАЛЬНЫХ ЗАЩИТ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2000
  • Кочетков В.В.
RU2199788C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ГЕНЕРАТОРНЫХ УСТАНОВОК 1998
  • Рогачев В.Д.
  • Чердаков А.В.
  • Болдырев Е.С.
RU2146377C1
ЩИТ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЕМ 2008
  • Бревнов Владимир Васильевич
  • Вахрин Сергей Васильевич
  • Майоров Василий Борисович
  • Карякина Лилия Вацлова
RU2406201C2
Автоматическое зарядно-тренировочное устройство 1981
  • Кошев Вячеслав Петрович
SU974466A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ГЕНЕРАТОРНЫХ УСТАНОВОК 2006
  • Рогачев Владимир Дмитриевич
  • Колотыгин Евгений Николаевич
RU2308044C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВНЕШНЕГО ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Величко Д.А.
  • Ионов А.А.
  • Речкалов В.П.
RU2119593C1
ПЕРЕДВИЖНОЙ СВАРОЧНЫЙ ГЕНЕРАТОР 1997
  • Зайнашев Игорь Кутдусович
  • Жемчугов Владимир Александрович
  • Агарков Яков Григорьевич
RU2139172C1
СИСТЕМА ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ТЯЖЕЛЫХ ПУТЕВЫХ МАШИН НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ХОДУ 1996
  • Иванов С.Д.
  • Маркин В.М.
RU2099209C1

Реферат патента 1998 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕРКИ РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРОВ

Использование: средства для контроля технического состояния электрооборудования, для испытаний реле-регуляторов с дифференциально-минимальным реле (ДМР), использующихся в бортовой сети наземных транспортных средств. Сущность изобретения: предложенное устройство для проверки реле-регуляторов отличается от известных тем, что в основную электрическую цепь вместо нагрузочного реостата включена аккумуляторная батарея. Устройство позволяет проверять регулируемое напряжение, защиту реле-регулятора, превышение напряжения клеммы Я над напряжением клеммы Б в момент включения ДМР, обратный ток отключения ДМР. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 110 421 C1

Устройство для проверки реле-регуляторов, содержащее соединенные параллельно источник постоянного тока и потенциометр с переменным сечением обмотки, плюсовой вывод которых соединен с клеммой "Я" реле-регулятора, предназначенной для подключения якоря генератора, движок потенциометра соединен с корпусом реле-регулятора через клемму "К", шунтовой реостат, один конец обмотки которого соединен с минусовым выводом источника, а другой конец через первый амперметр и переключатель соединен с клеммой "Ш" реле-регулятора, предназначенной для подключения шунтовой обмотки генератора, вольтметр, подсоединенный между клеммами "Я" и "К" реле-регулятора, второй амперметр, отличающееся тем, что между клеммой "Б" реле-регулятора, предназначенной для подключения нагрузки генератора, и клеммой "К" последовательно соединены второй амперметр и аккумуляторная батарея, а между клеммой "К" и клеммой "З", предназначенной для подключения защиты генератора, подсоединена лампа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2110421C1

Справочник по ремонту бронетанковой техники
- М.: ВА БТВ, 1969, с
Фонический нумератор и коммутатор с отпадающими клапанами 1922
  • Коваленков В.И.
SU774A1

RU 2 110 421 C1

Авторы

Ковалев В.П.

Степанчук И.С.

Даты

1998-05-10Публикация

1996-02-09Подача