Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах бесступенчатого регулирования оборотов ведомого вала.
Известен цепной вариатор по патенту РФ N 2029170, содержащий ведущее и ведомые колеса с продольными пазами на конических поверхностях, продольные шлицы, установленные в этих пазах с возможностью радиального перемещения, и охватывающую колеса гибкую связь с зубьями, который может быть принят за прототип.
Недостатком прототипа является конструктивная сложность и невозможность разрыва связи между ведущим и ведомым колесами.
Технический результат заявленного изобретения заключается в упрощении конструкции вариатора и расширении эксплуатационных характеристик посредством возможности соединения-разъединения ведущего и ведомого колес.
Указанный технический результат достигается тем, что в вариаторе, содержащем ведущее и ведомое колеса с продольными пазами на конических поверхностях, продольные шлицы, установленные в этих пазах с возможностью радиального перемещения, и охватывающую колеса гибкую связь с зубьями, шлицы выполнены с наклонными концами, имеющими скругленные боковые углы, зубья гибкой связи расположены на ее внутренней части, а ведущие и ведомые колеса снабжены свободно вращающимися упорами с коническими поверхностями, продолжающими поверхности колес.
На фиг. 1 показан продольный разрез вариатора; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
На ведущем валу 1 установлено ведущее коническое колесо 2 с продольными пазами 3, в которых имеются подвижные в радиальном направлении шлицы 4. Шлицы 4 могут быть выполнены как цельными, так и в виде пакетов упругих стальных (или из иного материала) пластин, получаемых штамповкой. Пазы 3 выполнены с глубиной, превышающей высоту шлица 4. Под шлицами 4 установлены пружины 5, выталкивающие шлицы 4 из пазов. От выпадания из пазов шлицы удерживаются закрепленными на колесе 2 кольцами 6 и 7. Концы шлиц 4 выполнены наклонными по высоте, причем боковые углы наклонных участков целесообразно выполнять скругленными. Кольцо 6 продолжает коническую поверхность колеса 2. На колесе 2 на подшипнике 8 установлен упор 9 с конической поверхностью, продолжающей поверхность кольца 6. На ведомом валу 10 со смещением по оси относительно колеса 2 и обратно ему установлено ведомое коническое колесо 11 в комплекте с деталями и с устройством, аналогичными колесу 2. Колеса 2 и 11 охвачены перпендикулярно к их поверхностям цепью 12 с внутренними зубьями 13. Поверхность зуба 13, обращенная к конусу, выполнена по наименьшему радиусу конуса. Длина зубьев 13 выбирается меньшей минимального расстояния между шлицами 4, а расстояние между зубьями превышает ширину шлиц 4. Зубья 13 соединены друг с другом пластинами 14 и пальцами 15. Высота выступающей из цепи части зуба 13 несколько превышает высоту выступающей части шлица 4. Цепь 12 прижимается к поверхностям конусов 2 и 11 и перемещается по ним продольно подпружиненными роликами с буртами 16. Привод продольного перемещения роликов может быть ручным или автоматическим и в составе заявки не рассматривается.
Рассмотрим вариант работы вариатора в качестве коробки передач транспортного средства, где между двигателем и КП установлен механизм сцепления. Двигатель работает, вал 1 с колесом 2 соединен с двигателем сцеплением и вращается. Цепь 12 находится в левом (фиг. 1) положении и лежит на конической поверхности упора 9, который, будучи установлен на подшипнике 8, не вращается. Вращение валу 10 не передается. Для включения передачи вал 1 сцеплением отключается от двигателя, цепь 12 роликами 16 перемещается в одно из положений (указано штриховой линией), обеспечивающих ее контакт со шлицами 4. При этом, если зуб 13 находит на шлиц 4, он его утапливает, но если какой-то из зубьев попадает между шлицами, происходят сцепление цепи 12 с колесом 2 и его замыкание на колесо 11. Сцепление включается, и вращение от двигателя передается ведомому валу 10. Изменение передаточного отношения производится перемещением цепи 12 вдоль колес 2 и 11. Поскольку на каждом отрезке по длине колес 2 и 11 расстояния между шлицами 4 будут различными, то при контакте цепи 12 с колесами некоторые зубья 13 будут набегать на шлицы 4 и утапливать их, а другие будут тянуть. Но даже если все зубья набегут на шлицы, то произойдет некоторое проскальзывание колеса 2 относительно цепи 12 или цепи 12 относительно колеса 11 до схода зубьев цепи с торцев шлицов 4, после этого шлицы под действием центробежных сил и пружин 5 выступят над поверхностью колес и сцепятся со следующими зубьями. Поскольку подобное будет происходить при вращающихся колесах, относительные скорости проскальзывания будут очень незначительны и возникновение контактов цепи со шлицами будет практически безударным. Передача обратима, т.е. может передавать вращение и от вала 10 валу 1. При необходимости разъединения валов на больших скоростях (накат, движение под уклон и т.п.) цепь 11 переводится в крайнее правое (фиг. 1) положение (показано двойной штриховой линией). При этом она выходит на коническую поверхность упора 9 на колесе 11, связь колеса 11 с колесом 2 разрывается. Замыкание колес производится в обратном порядке.
Источники информации:
1. Пронин Б.А. Клиноременные и фрикционные передачи и вариаторы. М.: Машгиз, 1960, с. 149, фиг. 84а.
2. Авторское свидетельство СССР N 1778398, кл. F 16 H 7/02.
3. Пронин Б.А. Клиноременные и фрикционные передачи и вариаторы. М.: Машгиз, 1960, с. 224, фиг. 127, 128; с. 226, табл. 41.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВАРИАТОРНАЯ ЦЕПНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1998 |
|
RU2157933C2 |
ВЫКЛЮЧАЕМАЯ УПРУГАЯ МУФТА | 1994 |
|
RU2107848C1 |
ВЫКЛЮЧАЕМАЯ МУФТА | 1995 |
|
RU2108501C1 |
ТОРЦОВЫЙ ЗУБЧАТО-ШАРИКОВЫЙ ВАРИАТОР | 2005 |
|
RU2315215C2 |
ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНЫЙ ВАРИАТОР | 1998 |
|
RU2175415C2 |
МЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1990 |
|
RU2015038C1 |
ДИСКОВЫЙ ВАРИАТОР | 2023 |
|
RU2805893C1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1994 |
|
RU2107851C1 |
ГИДРОСТАТИЧЕСКАЯ МУФТА | 1994 |
|
RU2085777C1 |
КЛИНОЦЕПНОЙ ВАРИАТОР | 2003 |
|
RU2321786C2 |
Использование: в области машиностроения, в частности в устройствах бесступенчатого регулирования оборотов ведомого вала. Вариатор содержит ведущее и ведомое колеса с продольными пазами на конических поверхностях, продольные шлицы, установленные в этих пазах с возможностью радиального перемещения, и охватывающую колеса гибкую связь с зубьями. Шлицы выполнены с наклонными концами, имеющими скругленные боковые углы, зубья гибкой связи расположены на ее внутренней части, а ведущее и ведомое колеса снабжены свободно вращающимися упорами с коническими поверхностями, продолжающими поверхности колес. 4 з.п.ф-лы, 2 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
RU, патент N 2029178, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
SU, авторское свидетельство N 1587276, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1998-05-10—Публикация
1996-05-06—Подача