Изобретение относится к трубопроводной арматуре, в частности к шиберной задвижке, и может быть использовано в нефтедобывающей промышленности.
Известны задвижки шиберные с невыдвижным шпинделем (см. проспект фирмы ГМС США, 1993), при вращении которого посредством маховика шибер занимает положение "открыто" или "закрыто", но данные задвижки не имеют наружного указателя положения запорного органа и нет механизма регулировки точного совмещения проходных сечений шибера и корпуса, что затрудняет эксплуатацию задвижек на объекте, т.к. неясно, в каком положении находится шибер. А при открытом положении задвижки возможно несовпадение проходных сечений корпуса и шибера, что затрудняет эксплуатацию задвижки на объекте, т.к. через проходное сечение задвижки, например, в фонтанной арматуре (елочке) при добыче нефти необходимо опускание в скважину инструментов и оборудования.
Известна также запорная арматура (клапаны) (Кашанский М.С. и др. Судовая арматура. Судостроение, 1974, см. фиг. 147 и 151, с. 229 и 231), которая имеет резьбовую втулку, неподвижно установленную на шпинделе, по резьбе которой перемещается кольцевой указатель, снабженный двумя ушками с рисками крайних положений и размещенных в пазах крышки клапана.
Известны также клиновые задвижки с невыдвижным шпинделем (см. там же, фиг. 219, с. 326), которые снабжены наружным указателем положения запорного органа, "О" - открыто, "З" - закрыто, состоящим из указателя хода перемещающегося по резьбовой части шпинделя, при этом торец указателя хода взаимодействует с неподвижной колонкой, установленной на крышке задвижки и имеющей метки конечных положений запорного органа. Но данный тип задвижки не требует, по сравнению с шиберной, точного расположения запорного органа относительно проточного сечения корпуса, т.к. он работает по конечным положениям: до упора в крышку - положение "открыто", до упора в уплотнительное поле корпуса - положение "закрыто", а значит отсутствует механизм регулировки положения клина.
Сущностью изобретения является улучшение условий эксплуатации шиберных задвижек с невыдвижным шпинделем путем введения элементов настройки и указания положения шибера.
Сущность изобретения достигается тем, что неподвижно закрепленная на шпинделе резьбовая втулка со стороны маховика снабжена буртом, взаимодействующим с регулируемым упором, установленным параллельно шпинделю в кольцевом указателе, фиксаторы которого взаимодействуют с пазами стопора, выполненного в виде стакана, жестко закрепленного своей горловиной на крышке задвижки.
На фиг. 1 показан главный вид шиберной задвижки; на фиг. 2 - вид 1 на фиг. 1, на фиг. 3 - разрез A-A на фиг. 2.
Задвижка состоит из корпуса 1, установленных в нем седел 2 с каналом 3, уплотняющего шибера 4 с каналом 5, управляемого шпинделем 6 закрепленного в подшипниковом узле 7 и смонтированного на нем маховика 8. Корпус 1 закрыт коробкой сальника 9, крышкой 10, на которой закреплен стопор 11, охватывающий резьбовую втулку 12 (фиг. 3) с буртом 13 (фиг. 2), взаимодействующим с регулируемым упором 14, установленным в указателе хода 15, имеющем фиксаторы 16 (выполненные, например, в виде ушек) (фиг. 3), помещенные в пазы 17 стопора 11, на наружной поверхности которого имеются метки "О" и "З", что означает "открыто" и "закрыто".
Сборка шиберной задвижки и настройка положения шибера производится следующим образом. Установив в корпусе 1 седла 2 шибер 4 с ввинченным в него шпинделем 6, устанавливаем коробку сальника 9, подшипниковый узел 7 и крышку 10. После этого фиксируем жестко резьбовую втулку 12 с навинченным на нее указателем хода 15 в сборе с регулируемым упором 14. Затем осуществляем настройку положения шибера, для чего, вращая шпиндель 6, поднимаем шибер 4 так, чтобы канал 5 шибера точно совпал с каналом 3 корпуса, проверяем совпадение калибром (не показан), при этом указатель хода 15 свинчиваем до тех пор, пока не совпадает риска на торцевой поверхности фиксатора 16 с отметкой "О" (открыто) на наружной поверхности стопора 11, установленного на крышку 10, но не закрепленного, после чего упор 14 подводим до бурта 13 резьбовой втулки 12 и фиксируем его, затем закрепляем крышку 10. Монтируем маховик. Задвижка готова к эксплуатации.
Работа задвижки осуществляется следующим образом.
При вращении маховика 8 по часовой стрелке шпиндель 6 подает шибер ко дну корпуса 1, который перекрывает канал 3 корпуса 1. При этом указатель хода 15 под действием резьбовой поверхности втулки 12 перемещаем к торцу крышки 10 до соприкосновения, а риски указателя хода и на боковой поверхности стопора с маркировкой "З" совпадут. Задвижка закрыта.
Для открытия задвижки вращаем маховик против часовой стрелки, шпиндель 6 подает шибер 4 до тех пор, пока канал 3 корпуса 1 не совпадает с каналом 5 шибера, а указатель хода 15 с упором 14 по резьбовой поверхности втулки перемещается до соприкосновения с буртом 13 втулки 12, при этом риска на указателе хода совпадает с маркировкой "О" на стопоре. Задвижка открыта.
Таким образом, использование предлагаемого изобретения позволяет в любой момент времени визуально определить положение шибера и без использования селективной сборки обеспечить точное совпадение проходного сечения седла, корпуса и шибера, т.е. создать возможность замены деталей при ремонте задвижки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВКИ И УКАЗАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ШИБЕРА ЗАДВИЖКИ | 1994 |
|
RU2080506C1 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 1993 |
|
RU2068140C1 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 2003 |
|
RU2240462C1 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА С КОРОТКИМ ШИБЕРОМ | 2001 |
|
RU2229647C2 |
КЛИНОВАЯ ЗАДВИЖКА И СПОСОБ ГЕРМЕТИЗАЦИИ КЛИНОВОЙ ЗАДВИЖКИ | 2000 |
|
RU2186277C2 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 2014 |
|
RU2578548C1 |
ЗАДВИЖКА | 1997 |
|
RU2157936C2 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 2019 |
|
RU2730895C1 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 2022 |
|
RU2822725C2 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 2014 |
|
RU2545254C1 |
Шиберная задвижка предназначена для визуального определения положения шибера в любой момент времени. Шиберная задвижка содержит корпус, шибер, крышку, невыдвижной шпиндель с установленным за посадочным местом под маховик на резьбовой поверхности указателем хода с фиксатором. Последний взаимодействует с установленным на крышке стопором. Задвижка снабжена резьбовой втулкой, закрепленной на шпинделе и взаимодействующей с кольцевым указателем хода. Резьбовая втулка выполнена со стороны, обращенной к маховику, с буртом и регулируемым упором, установленным параллельно шпинделю в указателе хода. Стопор выполнен в виде закрепленного своей горловиной на крышке стакана с нанесенной на него маркировкой крайних положений шибера и с пазами, в которые введен фиксатор указателя хода. 3 ил.
Шиберная задвижка, содержащая корпус, шибер, крышку, невыдвижной шпиндель с установленным за посадочным местом под маховик на резьбовой поверхности указателем хода с фиксатором, взаимодействующим с установленным на крышке стопором, отличающаяся тем, что она снабжена закрепленной на шпинделе и взаимодействующей с кольцевым указателем хода резьбовой втулкой, выполненной со стороны, обращенной к маховику, с буртом, и регулируемым упором, установленным параллельно шпинделю в указателе хода, при этом стопор выполнен в виде закрепленного своей горловиной на крышке стакана с нанесенной на него маркировкой крайних положений шибера и с пазами, в которые введен фиксатор указателя хода.
Кашанский М.С | |||
и др | |||
Судовая арматура | |||
- Судостроение, 1974, с.326, рис.219. |
Авторы
Даты
1998-05-20—Публикация
1996-01-10—Подача