ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА Российский патент 2015 года по МПК F16K3/02 F16K1/50 F16K41/04 

Описание патента на изобретение RU2545254C1

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано при эксплуатации задвижек с ручным приводом, установленных на трубопроводах, транспортирующих различные среды под давлением.

Известна шиберная задвижка, содержащая корпус с седлами и входным и выходным патрубками, установленную на корпусе крышку, в центральном отверстии которой размещено сальниковое уплотнение шпинделя, соединенного с шибером, причем свободный конец шпинделя выполнен с резьбовым участком, на котором установлена резьбовая втулка, опертая в опорных подшипниках и жестко соединенная с маховиком (см. патент RU №2208731, кл. F16K 41/04, опубл. 20.07.2003).

Однако привод данной конструкции создает большие осевые усилия вдоль шпинделя при открытии и закрытии задвижки, в результате чего сильно изнашивается резьбовая втулка, что уменьшает ее срок службы и надежность, а соответственно, и всей задвижки, а также увеличивается крутящий момент на маховике, что затрудняет процесс оперирования задвижкой.

Известна шиберная задвижка с выдвижным шпинделем, содержащая корпус с седлами и входным и выходным патрубками, установленную на корпусе крышку, в центральном отверстии которой размещено сальниковое уплотнение шпинделя, свободный конец которого выполнен с резьбовым участком, на котором установлена резьбовая втулка, неподвижно соединенная с шибером, а верхний конец шпинделя закреплен в опорных подшипниках и соединен с маховиком (см. патент RU №2240462, кл. F16K 41/04).

Однако привод данной задвижки не содержит каких-либо ограничительных средств при открытии и закрытии, облегчающих ее эксплуатацию, что уменьшает ее срок службы и надежность, а соответственно, и всей задвижки.

Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является устранение отмеченных недостатков.

Технический результат заключается в повышении надежности конструкции задвижки за счет облегчения процессом оперирования задвижкой.

Указанная задача решается, а технический результат достигается за счет того, что шиберная задвижка содержит корпус с седлами и входным и выходным патрубками, установленную на корпусе крышку, в центральном отверстии которой размещено сальниковое уплотнение шпинделя, соединенного через нижний резьбовой участок с внутренней резьбовой втулкой, неподвижно зафиксированной в шибере, а верхним резьбовым участком соединен с внешней резьбовой втулкой, которая зафиксирована в опорных подшипниках, установленных в подшипниковом корпусе, закрепленном через стакан на крышке корпуса, и которая неподвижно соединена с маховиком, на который надет защитный колпак, внешняя резьбовая втулка входит в винтовое зацепление с верхним участком шпинделя при вхождении разделяющего винта в шлицевую частью шпинделя, а внутренняя резьбовая втулка входит в винтовое зацепление с нижним резьбовым участком шпинделя при вхождении разделяющего винта в шпиндельную канавку, на крышке корпуса через стакан, в котором установлен разделяющий винт, закреплен подшипниковый корпус с опорными подшипниками, в которых установлена внешняя резьбовая втулка, причем задвижка снабжена ограничительным винтом, вставленным поперек нижнего резьбового участка шпинделя и упирающимся в шиберный ограничитель при закрытии задвижки, внешним ограничителем хода, установленным на верхнем резьбовом участке шпинделя и упирающимся в торец внешней резьбовой втулки при закрытии задвижки, и внутренним ограничителем хода, установленным на нижнем резьбовом участке шпинделя и упирающимся в торец шибера при открытии задвижки.

В ходе разработки данной задвижки была выявлена возможность создать менее массогабаритную и дорогую, а также надежную в эксплуатации задвижку. Этого удалось добиться за счет того, в задвижке имеются две резьбовые втулки, причем внешняя резьбовая втулка работает в самый нагруженный цикл открытия-закрытия задвижки, а внутренняя резьбовая втулка работает в оставшийся ненагруженный цикл, усилия при котором в 2,5÷3 раза меньше, чем в нагруженный период (фиг. 3). Этот фактор позволяет уменьшить размеры внутренней резьбовой втулки, а соответственно, и всего корпуса задвижки либо изготавливать ее из менее дорогих материалов. Самыми нагруженными участками цикла являются начальный момент открытия/конечный момент закрытия задвижки, когда еще/уже нет просвета в затворе и шибер прижимается с максимальным усилием к выходному седлу, что обусловлено максимальным перепадом давления во входном и выходном патрубках и соответственно максимальной силой трения в затворе. При наличии просвета давления во входном и выходном патрубках выравниваются и шибер одинаково плотно прижимается к седлам, в результате чего сила трения в затворе понижается в 2,5-3 раза. Добиться того, чтобы в наиболее нагруженный цикл работала на износ только внешняя резьбовая втулка, удалось за счет вхождения разделяющего винта через стакан в продольные стенки шлицевого участка шпинделя. Разделяющий винт разделяет кинематику движения шпинделя на чисто поступательное и чисто вращательное движение. В начальный момент открытия задвижки (фиг. 1) конец разделяющего винта входит в шлицы шпинделя и позволяет шпинделю перемещаться только вдоль своей оси и не позволяет вращаться, в результате чего вращается и изнашивается только внешняя резьбовая втулка, неподвижно соединенная с маховиком. При вращении внешней резьбовой втулки шпиндель поднимается вверх до появления сквозного просвета в затворе, в этот же момент конец разделяющего винта выходит из продольных стенок шлица и входит в шпиндельную канавку, взаимодействие с которой позволяет шпинделю вращаться и не позволяет дальнейшее перемещение его вверх, в результате чего внешняя резьбовая втулка начинает вращаться вместе со шпинделем, не изнашиваясь, а в работу включается внутренняя резьбовая втулка, «наворачиваясь» вместе с шибером на нижний резьбовой участок шпинделя до упора торца шибера во внутренний ограничитель хода. Задвижка полностью открыта. В начальный момент закрытия задвижки (фиг. 2) входящий в шпиндельную канавку конец разделяющего винта позволяет только вращаться шпинделю, в результате чего внутренняя резьбовая втулка вместе с шибером перемещаются вниз. В момент перекрытия сквозного просвета в затворе ограничительный винт упирается своей головкой в шиберный ограничитель, что блокирует дальнейшее вращательное движение шпинделя, в результате чего при дальнейшем вращении маховика, неподвижно соединенного с внешней резьбовой втулкой, шпиндель поступательно перемещается вниз до тех пор, пока внешний ограничитель хода не упрется в торец внешней резьбовой втулки. Задвижка закрыта. Как результат конструкция привода с «полувыдвижным» шпинделем делает задвижку более надежной, чем задвижка с невыдвижным шпинделем, и легче управляемой, чем задвижка с выдвижным шпинделем.

На фиг. 1 представлен продольный разрез задвижки в закрытом положении, на фиг. 2 - то же, в открытом положении, на фиг. 3 - циклограмма работы задвижки.

Задвижка содержит корпус 13 с седлами 17 и входным 24 и выходным 23 патрубками, установленную на корпусе 13 крышку 11, в центральном отверстии которой размещено сальниковое уплотнение 12 шпинделя 19, соединенного через нижний резьбовой участок 14 с внутренней резьбовой втулкой 15, неподвижно зафиксированной в шибере 18, а верхним резьбовым участком 5 соединен с внешней резьбовой втулкой 3, которая зафиксирована в опорных подшипниках 7, установленных в подшипниковом корпусе 6, закрепленном через стакан 10 на крышке корпуса 11, и которая неподвижно соединена с маховиком 4, на который надет защитный колпак 1, причем имеющийся на верхнем резьбовом участке шпинделя 5 внешний ограничитель хода 2 прекращает перемещение шпинделя 19 вниз, а ограничительный винт 16, вставленный в нижнюю резьбовую часть шпинделя 14, упираясь в шиберный ограничитель 20, прекращает вращение шпинделя 19, а внутренний ограничитель хода 22 прекращает перемещение шибера 18 наверх, причем вставленный в стакан 10 разделяющий винт 8, входящий в контакт со шлицевым участком шпинделя 9, ограничивает возможность поворота шпинделя 19 в начальный момент открытия задвижки и в конечный момент закрытия задвижки, а затем входящий в контакт со шпиндельной канавкой 21 ограничивает перемещение шпинделя 19 вдоль оси.

Настоящее изобретение может быть использовано в нефтяной, газовой и других отраслях промышленности, где требуется обвязка трубопроводной арматурой различного технологического оборудования.

Похожие патенты RU2545254C1

название год авторы номер документа
ЗАДВИЖКА С СОСТАВНЫМ ТРЕХЭЛЕМЕНТНЫМ ШИБЕРОМ 2020
  • Сюмак Денис Леонидович
  • Степанов Андрей Иванович
RU2761889C1
ЗАДВИЖКА 2011
  • Арифулин Рафик Хасанович
  • Каштанов Игорь Михайлович
  • Антонов Никита Андреевич
  • Ширинкин Юрий Васильевич
RU2455550C1
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА 2014
  • Матвеев Александр Васильевич
  • Уфимцев Владимир Анатольевич
  • Гурьянов Андрей Васильевич
RU2578548C1
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА 2019
  • Безумов Андрей Арсентьевич
  • Репко Александр Валентинович
RU2730895C1
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА 2012
  • Акопов Сергей Аршавирович
  • Карапетов Рустам Валерьевич
  • Акопов Арсен Сергеевич
RU2496041C1
Задвижка плоская шиберная 2018
  • Черный Владислав Аркадьевич
RU2694101C1
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА 1996
  • Аврин А.Б.
  • Шанаурин А.Л.
  • Марков В.И.
  • Чернов А.В.
RU2111399C1
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА 1993
  • Мелкобродов А.И.
  • Аврин А.Б.
  • Кузнецов Н.Н.
RU2068140C1
Сейсмостойкая шиберная задвижка 2021
  • Мазов Сергей Михайлович
RU2760414C1
ТЕРМОСТОЙКАЯ ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА 2010
  • Талалай Сергей Николаевич
  • Коршунов Валерий Николаевич
  • Машков Виктор Алексеевич
RU2443926C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 545 254 C1

Реферат патента 2015 года ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для использования в задвижках с ручным приводом. В задвижке внешняя резьбовая втулка входит в винтовое зацепление с верхним участком шпинделя при вхождении разделяющего винта в шлицевую часть шпинделя. Внутренняя резьбовая втулка входит в винтовое зацепление с нижним резьбовым участком шпинделя при вхождении разделяющего винта в шпиндельную канавку, на крышке корпуса через стакан, в котором установлен разделяющий винт, закреплен подшипниковый корпус с опорными подшипниками, в которых установлена внешняя резьбовая втулка. Задвижка снабжена ограничительным винтом, вставленным поперек нижнего резьбового участка шпинделя и упирающимся в шиберный ограничитель при закрытии задвижки, внешним ограничителем хода, установленным на верхнем резьбовом участке шпинделя и упирающимся в торец внешней резьбовой втулки при закрытии задвижки, и внутренним ограничителем хода, установленным на нижнем резьбовом участке шпинделя и упирающимся в торец шибера при открытии задвижки. В результате достигается повышение надежности конструкции привода, облегчение управления с одновременным уменьшением массогабаритных и стоимостных характеристик задвижки. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 545 254 C1

Шиберная задвижка, содержащая корпус с седлами и входным и выходным патрубками, установленную на корпусе крышку, в центральном отверстии которой размещено сальниковое уплотнение шпинделя, соединенного нижним резьбовым участком с внутренней резьбовой втулкой, неподвижно соединенной с шибером, а верхним резьбовым участком соединенного с внешней резьбовой втулкой, неподвижно соединенной с маховиком, на который надет защитный колпак, отличающаяся тем, что внешняя резьбовая втулка входит в винтовое зацепление с верхним участком шпинделя при вхождении разделяющего винта в шлицевую часть шпинделя, а внутренняя резьбовая втулка входит в винтовое зацепление с нижним резьбовым участком шпинделя при вхождении разделяющего винта в шпиндельную канавку, на крышке корпуса через стакан, в котором установлен разделяющий винт, закреплен подшипниковый корпус с опорными подшипниками, в которых установлена внешняя резьбовая втулка, причем задвижка снабжена ограничительным винтом, вставленным поперек нижнего резьбового участка шпинделя и упирающимся в шиберный ограничитель при закрытии задвижки, внешним ограничителем хода, установленным на верхнем резьбовом участке шпинделя и упирающимся в торец внешней резьбовой втулки при закрытии задвижки, и внутренним ограничителем хода, установленным на нижнем резьбовом участке шпинделя и упирающимся в торец шибера при открытии задвижки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2545254C1

ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА 2003
  • Чернов А.В.
  • Белокрылов В.Н.
  • Нежинец М.С.
RU2240462C1
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА 2002
RU2208731C1
Способ добавления сальниковой набивки шпинделя электроприводной задвижки на функционирующем трубопроводе и устройство для его осуществления 1990
  • Мершин Владимир Александрович
  • Фролов Алексей Михайлович
  • Головнев Николай Семенович
  • Карпов Алексей Филиппович
SU1779867A1
ОТКИДНАЯ КРЫШКА 2010
  • Мартинссон, Пер
  • Старк, Стефан
RU2510711C1
Способ облицовки древесных плит 1976
  • Конский Лев Николаевич
  • Рыбъев Игорь Александрович
  • Лащавер Михаил Сергеевич
  • Ноткин Марк Михайлович
  • Парамонова Елена Владимировна
SU589138A1

RU 2 545 254 C1

Авторы

Каштанов Игорь Михайлович

Даты

2015-03-27Публикация

2014-04-18Подача