Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при возведении ледовых переправ через реки и озера в северных районах.
Известен способ возведения ледовой переправы, включающий намораживание естественного ледового покрытия, образование полосы для движения транспорта и снежных обочин [1].
Недостатком этого способа возведения переправы является недостаточная несущая способность из-за неодинаковой толщины намораживаемого льда по длине переправы, в результате чего вследствие динамического воздействия транспортной нагрузки на лед в местах на границах перепадов толщин льда образуются трещины, что ведет к образованию коротких по длине льдин, полностью воспринимающих на себя воздействие транспортной нагрузки и вследствие этого быстро разрушаемых.
Используют в качестве ледовой переправы естественный ледовый покров водоема, но наращивание толщины льда происходит медленно и равномерно по всей площади ледяной поверхности, из-за чего ледяную переправу можно начинать использовать для пропуска тяжелых транспортных средств лишь при достижении толщины льда не менее 120 см, а это происходит при естественном замерзании водоема не ранее конца января - середины февраля.
Наиболее близким к заявляемому является способ создания ледовой переправы, при котором по достижении льдом толщины 9-10 см без применения снегоочистительных машин можно начинать расчистку снега, причем для уменьшения объема работ по расчистке снега можно применять частичную очистку в виде гребенки, а для защиты поверхности льда от износа и устранения буксования автомобилей на полосе переправы оставляют слой снега толщиной 15 см (при рыхлом) или 10 см (при слежавшемся). При этом условии происходит лишь некоторое увеличение толщины льда (на 0,5-8 см/сутки) [2].
Недостатком такой переправы является низкая прочность, и рекомендуется при большой интенсивности закрывать поверхность льда предохранительным поперечным настилом из досок.
Задачей изобретения является увеличение несущей способности переправы и продление срока ее эксплуатации, а также создание безопасных условий движения транспорта.
Задача решается за счет того, что в способе возведения ледовой переправы путем очистки от снега и естественного намораживания льда с последующим формированием полосы переправы при достижении льдом толщины 9-10 см ледовую поверхность полосы проезжей части переправы очищают от снега при каждом прохождении снежного атмосферного осадка, а при длительных снежных атмосферных осадках производят цикличную расчистку полосы от снега, поддерживая ледовую поверхность в чистном виде, при этом снег сгребают на обочину по обеим сторонам полосы проезжей части и создают слои теплоизоляции для предотвращения от заносов и образования полосы проезжей части с выпуклой арочной формой в поперечном сечении, причем при достижении толщины льда, достаточной для пропуска машин, на проезжей части полосы создают шероховатую поверхность.
Слои теплоизоляции могут формировать из снега или устойчивой полимерной пены, причем ширину слоя выполняют равной ширине проезжей части ледовой переправы, а при отрицательной температуре шероховатую поверхность на проезжей части полосы могут осуществлять путем россыпи соли, и после появления углублений во льду производят россыпь песчаных частиц, заполняя углубления, а в период оттепели рассыпают только песчаные частицы на чистую без снега ледяную поверхность проезжей части.
Способ возведения переправы осуществляют следующим образом: при достижении толщины естественного ледового покрова величины 9-10 см производят расчистку полосы дороги от снега, а затем операцию повторяют при каждом снегозаносе, сгребая снег на обочину проезжей части дороги, создавая слои теплоизоляции. При этом от воздействия больших отрицательных температур воздуха на ледяную поверхность проезжей части дороги, лишенную теплоизоляционного слоя из снега, происходит естественное намораживание льда (увеличение его толщины). На обочинах дороги под слоем снега толщина льда немного меньше, чем на полосе проезжей части. Ввиду того, что лед представлен в виде упругой плиты на вязком основании (вода), то в поперечном сечении изменение его толщины (от минимальной на обочине до максимальной на оси полосы) происходит плавно с точками перегиба (с выпуклости на вогнутость) на кромках полосы проезжей части.
Такая "линзообразная" поверхность полосы проезжей части получается и в продольном направлении (вдоль оси переправы) из-за того, что у берегов в результате влияния постоянных тепловых процессов берегового грунта и грунтовых вод скорость нарастания толщины льда меньше, чем в середине реки или озера.
При достижении толщины льда, достаточной для пропуска машин, ледяному покрытию придают шероховатую поверхность либо путем россыпи соли на полосе проезжей части и после появления углублений во льду производят россыпь песчаных частиц, заполняющих углубления во льду и вмерзающих в него, в результате чего образуется шероховатая поверхность проезжей части, либо россыпи только песчаных частиц на чистую (без снега) ледяную поверхность проезжей части в период оттепели.
При отсутствии снега слои теплоизоляции на обочине проезжей части формируют из устойчивой полимерной пены, причем ширина слоя такая же, что и ширина проезжей части ледовой переправы.
Применение предложенного способа возведения ледовой переправы позволяет значительно увеличить срок ее эксплуатации и начало ее ввода на 1-2 месяца раньше известных.
Кроме того, несущая способность этой переправы в 3-5 раз выше известных благодаря утолщенной арочной форме, а безопасность движения по такой переправе высока, т.к. коэффициент сцепления достигает величины 0,6-0,8.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА | 2007 |
|
RU2338112C1 |
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ НА СЛАБЫХ ГРУНТАХ | 1996 |
|
RU2107767C1 |
Способ возведения ледяной переправы | 1989 |
|
SU1794973A1 |
Способ строительства упрочненных ледовых переправ | 2021 |
|
RU2790293C1 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДОВОЙ ПЕРЕПРАВЫ | 2013 |
|
RU2554376C2 |
АРОЧНЫЙ МОСТ | 2001 |
|
RU2209868C2 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ | 2022 |
|
RU2795849C1 |
Способ возведения причала в арктических морях | 1981 |
|
SU966139A1 |
СПОСОБ ПОКРЫТИЯ ЗИМНЕЙ ЛЕСОВОЗНОЙ ДОРОГИ | 2023 |
|
RU2811818C1 |
ОСНОВАНИЕ ЗЕМЛЯНОГО СООРУЖЕНИЯ | 1997 |
|
RU2134320C1 |
Изобретение может быть использовано в области дорожного строительства при возведении ледовых переправ через реки и озера в северных районах. Способ возведения ледовой переправы осуществляют путем очистки от снега и естественного намораживания льда с последующим формированием полосы переправы при достижении льдом толщины 9-10 см, причем ледовую поверхность полосы проезжей части переправы очищают от снега при каждом прохождении снежного атмосферного осадка, а при длительных снежных атмосферных осадках производят цикличную расчистку полосы от снега, поддерживая ледовую поверхность в чистом виде, при этом снег сгребают на обочину по обеим сторонам полосы проезжей части и создают слои теплоизоляции для предотвращения от заносов и образования полосы проезжей части с выпуклой арочной формой в поперечном сечении, причем при достижении толщины льда, достаточной для пропуска машин, на проезжей части полосы создают шероховатую поверхность. Техническим результатом является увеличение несущей способности переправы и продление срока ее эксплуатации, а также создание безопасных условий движения транспорта. 2 з.п. ф-лы.
Авторы
Даты
1998-06-10—Публикация
1996-12-27—Подача