Изобретение относится к строительству и может найти применение при возведении ледяных переправ в зимнее время.
Известен способ прокладки ледовой переправы, заключающийся в том, что в ледо- .вом покрове пробуривают .отверстия вдоль, полосы движения, опускают в отверстия двухфазных термосифонов и намораживают лед по нижней поверхности ледяного покрова.
.Однако из-за необходимости расхода в больших количествах фреона-12 и фреона- 22 в качестве хладоагента и расхода металла на изготовление самих термосифонов известный способ материалоемок и дорог в применении.
Известен принятый за прототип способ возведения ледяной переправы, включающий разметку границ переправы на естественном ледяном покрове, выполнение на границах переправы снежных валиков с образованием корыта для проезжей части, раскладку армирующего материала, наброску на него снега с последующим уплотнением и поливкой водой.
Недостатком прототипа является невысокая несущая способность переправы.
Цель изобретения - повышение несущей способности ледяной переправы.
Поставленная цель достигается тем, что в способе возведения ледяной переправы, включающем разметку границ переправы. на естественном ледовом покрове, выполнение на границах переправы снежных валиков с образованием корыта для проезжей части, раскладку армирующего материала,
VJ
Ч
Ю
1
CJ
наброску на него снега с последующим уплотнением и поливкой водой, согласно изобретению, перед раскладкой армирующего материала осуществляют засыпку корыта снежной крошкой на высоту снежных валиков, причем в качестве армирующего материала используют полотнища эластичного материала, которые раскладывают по ширине корыта с закреплением концов на снеж- ных валиках, а наброску снега на армирующий материал осуществляют с попеременным уплотнением и поливкой водой до образования в корыте ледового массива.
Поставленная цель достигается и тем, что растяжение армирующего материала ведут до примыкания его к естественному ледовому покрову,
Поставленная цель достигается также и тем, что используют мелкоячеистые сетчатые полотнища.
На фиг,1 изображен фронтальный вид переправы; на фиг.2 - ее план в процессе возведения.
Способ возведения ледовой переправы осуществляют следующим образом.
На полосе ледового покрова 1 шириной, равной ширине переправы через водоем 2, намораживают пару продольных валов 3. Одновременно в гребни валов вмораживают продольные деревянные лежни А. Валы 3 вместе с ледовым покровом 1 водоема 2 образуют канал 5, который после вморажи- вания лежней 4 засыпают снежной крошкой
6 до уровня лежней 4. Затем поверх снежной крошки 6 налагают армировку 7, в качестве которой применяют высокопрочный упругий, с низким относительным удлинением, синтетический материал, например, марки НПСП-ВД (прочность 5 т/м, относительное удлинение 1%). Ширина материала не менее расстояния А между крайними лежнями 4 и раскрепляют его между ними без провиса.
После этого на поверхность армировки
7 набрасывают крупнокусковой снег и производят с ним попеременно два действия: уплотняют и поливают водой, образуя ледяной слой 8, В результате этих совместных действий происходит образование желоба 9 криволинейной формы в снежней крошке 6, вызванное ее уплотнением в пределах поперечного растяжения армировки 7 в упругой стадии, Длина образованного профиля желоба не превышает фиксированную ширину рулонного материала в ее предельном поперечно растянутом в упругой стадии состоя- нии. Количество крупнокускового снега для ледяного слоя Q и меру его уплотнения определяют, как правило, из условия, чтобы
лежащая на-поверхности желоба армировка 7 от растяжения под весом этого снега сумела достигнуть поверхности ледового покрова 1, преодолев сопротивление (сжатию)
5 снежной крошки б и сохранив при этом собственную неразрывность, Именно возможности достижения армировкой 7 при растяжении в упругой стадии поверхности ледового покрова 1 определяют глубину Н
0 канала 5 (отметку расположения лежней 4 над ледовым покровом 1). Эту величину растяжения армировки рассчитывают заранее по ее паспортному относительному удлинению в упругой стадии. Контроль за достиже5 нием эрмировкой поверхностного ледового покрова ведут щупами или маркировочными нитями, прикрепленными к армировке.
Если массы крупнокускового снега для ледяного покрова и образованного из нее
0 (поливом водой) льда не хватает для расчетного растяжения армировки уплотнения снежней крошки 6 под ней, то применяют тяжелые катки или бульдоззры. Пара этих мзши.н .10 и 11 (одна из них - водовод с
5 подогревом) придавливают очередной участок ледовой переправы, а под одной из них заливают воду и ждут до полного смерзания. В результате, после перехода техники на следующий участок армировки 7 в растя0 нутом (напряженном) состоянии оказывается закрепленной по криволинейному профилю поверхности желоба вморажива- нием. Следует отметить, что ледовая переправа оказывается испытанной на
5 выдерживание проезда по ней тяжелой техники уже 1 на стадии ее сооружения.
Для устранения недостатка подобного метода строительства (необходимости постоянного контроля щупами или маркиро40 вечными нитями за местоположением армировки) применяют метод контроля по подобию. Для этого на начальном участке переправы желоб нужной формы в снежной крошке 6 формируют механическими сред45 ствами до укладки армировки, т.е. трамбо- ванием снежной крошки специальным криволинейным катком. После же натяжения армировки между лежнями 4 производят лишь ее изгиб по профиля желоба
50 наброской крупнокускового снега и образованием из него льда. ..
При этом желательно, чтобы профиль имел вид висящей нити, составленной из единичной линейной длины рулонного мате55 риала, загруженной массой ледяного слоя 8. Если при подобном растяжении армировки ее упругость не нарушилась, достигнув предельного удлинения, то значит глубина Н канала принята по расчету правильно и ею руководствуются впредь при образовании
желоба (наброской снега и образованием льда) уже через зрмировку (но прежде всего - при определении отметок лежней).
Работает ледовая переправа следующим образом.
При проезде по ней техники вертикальная нагрузка воспринимается в значительной мере через армировку лежнями 4, а через них - валами 3. При этом армировка практически не деформируется (дополнительно не удлиняется), поскольку остается надежно сверху укрытой ледяным панцирем, а снизу покоится на уплотненной подушке из снежной крошки. При этом подушка принимает на себя также роль гасителя колебаний от движения техники.
Приме р. При прочности материала 5 т/м ширины, его сшивке (связке) в рулон шириной 8 м из крестообразно расположенных полос 12 шириной 1-1,5 м под углом 45°, при поперечной погонной нагрузке льда 300 кг/пог.м образуется висячая нить со стрелой свободного прогиба 0,28 м. Эта стрела прогиба и составляет максимальную глубину желоба и соответствует необходимой глубине Н канала.
Благодаря применению армировки из синтетической мелкозернистой сетки и приданию ей предварительно напряженного состояния, обеспечена возможность передачи части вертикальной нагрузки транспорта на продольные ледяные валы и тем самым - возможность получить ледовую переправу высокой несущей способности при значительном снижении материалоемкости (экономии древесины),
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ЛЕДОВОЙ ПЕРЕПРАВЫ | 1996 |
|
RU2112830C1 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДОВОЙ ПЕРЕПРАВЫ | 2013 |
|
RU2554376C2 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА СНЕЖНО-ЛЕДОВОГО ПОКРЫТИЯ НА ЛЕДНИКОВЫХ КУПОЛАХ ИЛИ ЛЬДУ ВОДОЕМА | 2024 |
|
RU2824671C1 |
СПОСОБ ПОКРЫТИЯ ЗИМНЕЙ ЛЕСОВОЗНОЙ ДОРОГИ | 2023 |
|
RU2811818C1 |
КОНСТРУКЦИЯ УСИЛЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ЛЕДОВОГО ПОКРОВА | 1990 |
|
RU2016955C1 |
Способ строительства упрочненных ледовых переправ | 2021 |
|
RU2790293C1 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДОВОЙ ПЕРЕПРАВЫ | 2008 |
|
RU2379409C1 |
СПОСОБ УСТРОЙСТВА СНЕЖНО-ЛЕДОВОЙ ДОРОГИ | 2017 |
|
RU2695427C2 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ | 2022 |
|
RU2795849C1 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ | 2007 |
|
RU2352710C1 |
Сущность: способ возведения ледяной переправы включает разметку границ переправы на естественном ледовом покрове, выполнение снежных валиков на границах переправы с образованием корыта для проезжей части, раскладку армирующего мате- риала, наброску на него снега с последующим уплотнением и поливкой водой. Перед раскладкой армирующего материала осуществляют засыпку корыта снежной крошкой на высоту снежных вали- ков, причем в качестве армирующего материала используют полотнища эластичного материала, которые раскладывают по ширине корыта с закреплением концов нз валиках. Наброску снега на армирующий материал осуществляют с попеременным уплотнением и поливкой водой для растяжения армирующего материала и образования в корыте ледяного массива. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения 1. Способ возведения ледяной переправы, включающий разметку границ переправы на естественном ледовом покрове выполнение на границах переправы снежных валиков с образованием корыта для проезжем части, раскладку армирующего материала, наброску на него снега с последующим уплотнением и поливкой водой, отличающийся тем, что, с целью повышения несущей способности переправы, перед раскладкой армирующего материала осуществляют засыпку корыта снежной крошкой на высоту снежных валиков, причем в качестве армирующего материала используют полотнища эластичного материала, которые раскладывают по ширине корыта с закреплением концов на снежных валиках, а наброску снега на армирующий материал осуществляют с попеременным уплотнением и поливкой водой для растяжения армирующего материала и образования в корыте ледяного массива.
fc.
N
S I
Инструкция по технологии строительства ледяных переправ, намораживаемых с помощью двухфазных термосифонов при строительстве магистральных трубопроводов ВСН 175-84МНГ, М., 1985, с.4, п.2.1 Порожняков B.C | |||
Ледяные переправы, М.: Автотрансиздат, 1963, с,56-59, с.62-63. |
Авторы
Даты
1993-02-15—Публикация
1989-10-03—Подача