Способ относится к технике пожаротушения и может быть использован преимущественно для тушения лесных пожаров с летательных аппаратов.
Известна оптико-электронная аппаратура (тепловизор), предназначенная для обзора местности с самолета (вертолета), в которой одним из основных элементов является многогранное зеркало, вращающееся вокруг оси, совпадающей с направлением полета. Вращающееся зеркало осуществляет сканирование земной поверхности поперек направления полета, а собственное движение летательного аппарата обеспечивает сканирование вдоль направления полета (Мирошников М.М. Теоретические основы оптико-электронных приборов, - Л.: Машиностроение, 1983, с. 55 - 60).
Известно, что такие тепловизоры используются для обнаружения лесных пожаров (Способы по авт. св. СССР N 1621958, МПК A 62 С 3/02, N 3, опублик. 1991 и N 1648505, МПК A 62 C 3/02, N 18, опублик. 1991).
Известен способ обнаружения и борьбы с лесными пожарами, заключающийся в визуальном обнаружении пожара с большой высоты с самолета, оборудованного термочувствительными датчиками и навигационным оборудованием для обнаружения очагов пожара и определения координат местоположения самолета, информации о пожаре на пульт управления на земле, по результатам которой к месту пожара направляются противопожарные средства (заявка PCT N 93/02749, МПК A 62 C 3/02).
Известен способ тушения лесных пожаров с воздуха или наземными средствами путем введения в очаг пожара огнегасящей жидкости (например, авт. св. СССР N 1703136, МПК A 62 C 3/02, опублик 1992 и N 1718982, МПК A 62 C 2/06, опублик. 1992).
Известно устройство, предназначенное для тушения лесных пожаров водой из резервуаров, перевозимых к очагу пожара вертолетами или самолетами (авт. св. СССР N 2681870, МПК A 62 C 39/00, опублик. 1991).
Наиболее близким к заявляемому техническому решению является способ тушения очагов пожара, включающий в себя визуальное наведение летательного аппарата на очаг пожара и слив огнегасительной жидкости из наружной емкости на очаг пожара (патент США N 3519080, МПК A 62 C 3/02, 1970) - прототип.
Этот способ имеет низкую точность слива жидкости в очаг пожара.
Целью изобретения является повышение оперативности и точности слива жидкости в зону пожара.
Указанная цель достигается тем, что после визуального наведения летательного аппарата на очаг пожара очаг пожара вводят в поле зрения расположенного на летательном аппарате устройства, построчно сканирующего местность поперек направления полета, определяют момент начала регистрации очага приемным устройством и устанавливают вручную или автоматически по параметрам полета временную задержку для срабатывания системы слива огнегасительной жидкости. Кроме того, с целью исключения ложных сигналов, анализируют заданную последовательность однотипных строк сканирования.
Такое решение является новым, не известным в практике тушения лесных пожаров и других очагов возгорания, а совокупность отличительных признаков не следует из уровня техники того же назначения. Существенность отличительных признаков заключается в том, что, несмотря на известность отдельных операций способа, рассмотренных в начале описания, при их введении в указанной связи предлагаемый способ тушения очагов пожара проявляет новые свойства, что приводит к повышению оперативности тушения очагов пожара и точности слива огнегасящей жидкости в зону пламени за счет применения регистрирующей аппаратуры и вычислительных средств. Предлагаемый способ легко реализуется на практике, так как он требует использования аппаратуры и устройств, серийно освоенных отечественной промышленностью.
На фиг. 1 изображена блок-схема устройства пожаротушения; на фиг. 2 и 3 - принципиальная схема сканирования местности с летательного аппарата; на фиг. 4 - сигналы приемника оптико-электронного устройства.
Способ реализуется следующим образом.
На летательном аппарате 1 под фюзеляжем или внутри него устанавливается оптико-электронная аппаратура 2, включающая оптико-механический блок 3, приемное устройство 4 и электронный блок 5. Внутри летательного аппарата размещаются пульт 6 управления и система 7 сброса жидкости из наружных емкостей 8. Установленная аппаратура 2 построчно (см., например, строку 9) сканирует местность 10 с высоты H и с углом α наклона оси визирования к продольной оси 11 самолета (вертолета) в пределах угла β обзора местности 10. Каждая грань многогранного сканирующего барабана оптико-механического блока 3 направляет в приемное устройство 4 лучистую энергию от каждого участка местности 10. При сканировании участков пожара 12 с повышенной температурой относительно соседних участков местности 10 в приемном устройстве 4 возникают соответствующие сигналы 13, которые усиливаются электронным блоком 5 и по линиям 14 связи передаются на пульт 6 управления. О наличии этих сигналов оператор оповещается по сигнальной лампе или звуковому прибору. Но эти сигнальные устройства у оператора срабатывают только в том случае, если сигнал о повышенной температуре участка в строке 9 сканирования повторится в следующих строках сканирования (фиг. 4). Для анализа заданной последовательности однотипных строк сканирования в электронном блоке 5 установлен формирователь 15 сигнала о пожаре. После получения сигнала о пожаре на пульте 6 управления вручную или автоматически с помощью вычислительного устройства устанавливается временная задержка для срабатывания системы 7 слива огнегасящей жидкости из наружных емкостей 8. И по истечении времени задержки огнегасящая жидкость сливается в зону пламени.
Заявителем изготовлено инфракрасное прицельное устройство (ИКПУ) "ТЕРМА-5" для тушения лесных пожаров по предлагаемому способу. ИКПУ имеет следующие технические характеристики:
вероятность захвата очага пожара p > 0,95;
угловая разрешающая способность 0,4o;
энергетическая разрешающая способность ΔT ≤ T 80°C;
угол наклона оси визирования к продольной оси самолета α = 17o;
угол обзора местности в передней полусфере β = 25°;
масса ИКПУ без монтажного комплекта 5,2 кг;
спектральный диапазон чувствительности от 3,5 до 4,2 мкм;
напряжение питания 27 B;
энергопотребление не более 30 Вт;
рекомендуемая высота H полета носителя от 60 до 200 м.
Для исключения возможности ложного срабатывания в ИКПУ предусмотрено формирование сигнала "ОЧАГ" только после четырехкратного подтверждения наличия высокотемпературного участка на просматриваемой полосе местности. В устройстве предусмотрена временная задержка на слив воды в пределах от 1 до 8 сек.
Проведенные испытания ИКПУ показали высокую эффективность тушения лесных пожаров.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ТУШЕНИЯ ОЧАГОВ ПОЖАРОВ С ВОЗДУШНЫХ НОСИТЕЛЕЙ | 2017 |
|
RU2685077C2 |
Способ наведения летательного аппарата на очаг пожара и его тушения огнегасящей жидкостью | 2019 |
|
RU2725596C1 |
Устройство для тушения лесных пожаров | 2016 |
|
RU2642029C2 |
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСТОЯННОГО РАСХОДА ОГНЕГАСЯЩЕЙ ЖИДКОСТИ ИЗ ЁМКОСТЕЙ ПРИ ЕЁ СБРОСЕ С САМОЛЁТА НА ЛЕСНОЙ ПОЖАР | 2021 |
|
RU2775953C1 |
СПОСОБ ПОЖАРОТУШЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1998 |
|
RU2131379C1 |
Средство для тушения лесных пожаров | 2022 |
|
RU2799289C1 |
Авиационное противопожарное устройство с выдвижным форсуночным блоком | 2021 |
|
RU2767487C1 |
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ И ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2022 |
|
RU2826399C2 |
СПОСОБ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И СРЕДСТВО ТУШЕНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА | 2013 |
|
RU2536239C1 |
СПОСОБ ВЫБРОСА ТЕКУЧЕЙ СРЕДЫ С БОРТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2004 |
|
RU2339545C2 |
Изобретение относится к способам и технике пожаротушения и может быть использовано преимущественно для тушения лесных пожаров с летательных аппаратов. Цель изобретения: повышение оперативности и точности слива жидкости в зону пламени. Способ заключается в том, что очаг пожара вводят в поле зрения расположенного на летательном аппарате устройства, построчно сканируют местность поперек направления полета, определяют момент начала регистрации очага приемным устройством и устанавливают вручную или автоматически: временную задержку для срабатывания системы слива огнегасительной жидкости. 3 з. п.ф-лы, 4 ил.
US, патент, 3519080, кл | |||
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1998-06-27—Публикация
1995-12-15—Подача