Группа изобретений относится к взлетно-посадочным устройствам транспортных средств, таких, как экранопланов, экранолетов, скеговых судов на воздушной подушке, и устройствам осушения взлетно-посадочных устройств транспортных средств. Группа изобретений может найти применение в поплавковых и лыжных шасси самолетов, гидросамолетов, амфибий, аэросаней, мотосаней и т.п. , и средствах их осушения во время эксплуатации.
Из уровня техники известны взлетно-посадочные устройства экранолетов, летательных аппаратов, аппаратов на воздушной подушке, и устройства для осушения поплавков, в том числе используемых и во взлетно-посадочных устройствах.
В заявке ФРГ 2606405, A1, B 60 V 1/08, опубл. 25.08.77 представлено взлетно-посадочное устройство транспортного средства, содержащее корпус и лыжу, составленную из отсеков, каждый из которых связан с корпусом посредством шарнирного соединения и расположенного вдоль оси взлетно-посадочного устройства упругого элемента. Такое соединение каждого отсека лыжи с корпусом ограничивает перемещение отсеков лыжи, что ухудшает проходимость при движении по неровной поверхности вследствие ограничения высоты подъема секции и отклонения ее только назад. Кроме того, лыжа взлетно-посадочного устройства по заявке на изобретение [1] обладает ограниченной плавучестью в связи с взаимным перекрытием отсеков лыжи между собой и перемещением отсеков относительно друг друга.
В заявке ФРГ 2508205, A1, B 60 V 1/08, опубл. 09. 09. 76 представлено взлетно-посадочное устройство для транспортных средств типа экранопланов, летательных аппаратов, судов на воздушной подушке, в том числе скегового типа, и т. п. , содержащее корпус, лыжу, подошву лыжи, гибкую обшивку, средство поддержания формы лыжи, при этом подошва лыжи по контуру соединена с корпусом посредством гибкой обшивки с образованием замкнутой камеры и выполнена с возможностью углового и линейного перемещения в продольной плоскости относительно контура. Соединение замкнутой камеры с источником сжатого воздуха (например, компрессором) уменьшает безопасность в случае повреждения камеры, например при образовании отверстия в гибкой обшивке замкнутой камеры, в связи с уменьшением упругости и жесткости шасси. Соединение полости камеры с компрессором для поддержания давления увеличивает затраты энергии при эксплуатации взлетно-посадочного устройства, что уменьшает пропульсивное качество транспортного средства в целом. Взлетно-посадочное устройство, представленное в этой заявке принято за наиболее близкий аналог взлетно-посадочного устройства.
Из описания изобретения к авторскому свидетельству СССР 796057, приоритет 09.11.78, опубл. 15.01.81 известно устройство для осушения трюмов бескомандных судов (к которым можно отнести и взлетно-посадочные устройства транспортных средств), содержащее по меньшей мере одну замкнутую камеру, соединенную с корпусом взлетно-посадочного устройства, сливной трубопровод, воздушный трубопровод с клапаном, приемный и сливной патрубки, установленные на сливном трубопроводе, прямой клапан, установленный на сливном патрубке, один конец воздушного трубопровода соединен с внутренней полостью замкнутой камеры, а другой конец трубопровода посредством сливного патрубка соединен с забортным пространством. Воздушный трубопровод в соответствии с указанным изобретением соединен с резервуаром, образованным стенками корпуса и поверхностью воды. Удаление воды из трюмов происходит в процессе разгрузки судна, когда объем резервуара увеличивается, давление в нем становится меньшим атмосферного, и вследствие соединения замкнутой камеры с резервуаром посредством воздушного трубопровода, давление в замкнутой камере также уменьшается, что обеспечивает засасывание воды из трюма. Недостатком этого изобретения, принятого за наиболее близкий аналог устройства для осушения поплавка, является выполнение осушения только при разгрузке, и ограничение производительности откачки воды вследствие выполнения работы при давлении, не превосходящем атмосферного.
Решаемой технической задачей группы изобретений является уменьшение нагрузок на конструкцию взлетно-посадочного устройства при встрече с препятствиями во время движения транспортного средства и уменьшение энергозатрат на удаление воды из взлетно-посадочного устройства во время его эксплуатации.
Технический результат группы изобретений состоит в обеспечении деформации лыжи взлетно-посадочного устройства при встрече с препятствием и неровностями во время движения транспортного средства по поверхности и на малой высоте над твердой поверхностью, болотом, водой и т.п., и восстановлении формы взлетно-посадочного устройства после прохождения препятствия при сохранении плавучести, а также поглощении энергии удара при соприкосновении лыжи взлетно-посадочного устройства с неровностями поверхности и препятствием.
Технический результат состоит также в уменьшении затрат энергии на осушение внутренних полостей взлетно-посадочного устройства в процессе его эксплуатации.
Сущность группы изобретений состоит в следующем.
Взлетно-посадочное устройство транспортного средства, как и в наиболее близком аналоге, содержит корпус, лыжу, подошву лыжи, гибкую оболочку, средство поддержания формы лыжи, при этом подошва лыжи по контуру соединена с корпусом посредством гибкой оболочки с образованием замкнутой камеры и выполнена с возможностью углового и линейного перемещения в продольной плоскости относительно корпуса, но, в отличие от наиболее близкого аналога, средство поддержания формы лыжи содержит по меньшей мере одно амортизирующее устройство, включающее пару двухзвенных механизмов и соединенный с ними упругий элемент, размещенных в замкнутой камере, при этом одно плечо каждого из двухзвенных механизмов соединено с корпусом, другое - с подошвой лыжи, а шарнирные соединения плеч двухзвенных механизмов соединены между собой посредством упругого элемента.
Взлетно-посадочное устройство характеризуется тем, что упругий элемент амортизирующего устройства средства поддержания формы лыжи выполнен в виде амортизатора.
Взлетно-посадочное устройство также характеризуется тем, что замкнутая камера, образованная корпусом и гибкой оболочкой, содержит по меньшей мере одну перегородку, соединенную со стенками камеры с образованием замкнутых отсеков, по меньшей мере один из которых оснащен амортизирующим устройством средства поддержания формы лыжи, а корпус содержит по меньшей мере одну перегородку, разделяющую внутренний объем корпуса на полости, образованные боковыми, верхней и нижней панелями, причем верхняя панель каждой из полостей выполнена с отверстием, закрываемым люком.
Кроме того, взлетно-посадочное устройство характеризуется тем, что соединение лыжи с корпусом выполнено посредством шарнира, ось вращения которого перпендикулярна продольной плоскости взлетно-посадочного устройства, а звенья каждого из двухзвенных механизмов амортизирующего устройства средства поддержания формы лыжи выполнены в виде рамы с контурами, повторяющими теоретические обводы лыжи взлетно- посадочного устройства в месте установки двухзвенного механизма.
Взлетно-посадочное устройство предлагается со стороны замкнутой камеры оснащать ограничителем перемещения по меньшей мере одного звена одного из двухзвенных механизмов каждого амортизирующего устройства, установленным на нижней панели корпуса.
Взлетно-посадочное устройство характеризуется также тем, что корпус выполнен водоизмещающим, носовая часть корпуса выполнена со скуловыми обводами, а средняя часть корпуса с килеватостью.
Устройство для осушения взлетно-посадочного устройства транспортного средства, как и наиболее близкий аналог, содержит по меньшей мере одну замкнутую камеру, соединенную с корпусом взлетно-посадочного устройства, сливной трубопровод, воздуховод с клапаном, приемный и сливной патрубки, установленные на сливном трубопроводе, прямой клапан, установленный на сливном патрубке, один конец воздуховода соединен с внутренней полостью замкнутой камеры, а другой - с забортным пространством, но, в отличие от наиболее близкого аналога, взлетно-посадочное устройство включает лыжу и корпус, каждая замкнутая камера образована подошвой лыжи и днищем корпуса поплавка, соединенными между собой посредством гибкой оболочки с возможностью углового и линейного перемещения в продольной плоскости, и амортизирующим устройством, включающим пару двухзвенных механизмов, соединенный с ними упругий элемент, размещенные в замкнутой камере, при этом одно звено каждого из двухзвенных механизмов соединено с корпусом, другое - с подошвой лыжи, а шарнирные соединения звеньев двухзвенных механизмов соединены между собой посредством упругого элемента, приемный патрубок установлен в замкнутой камере на подошве лыжи, сливной патрубок соединен с забортным пространством лыжи, трубопровод, соединяющий приемный и сливной патрубки, выполнен гибким, воздуховод оснащен обратным клапаном.
Устройство для осушения характеризуется тем, что корпус взлетно-посадочного устройства выполнен в виде поплавка, содержащего по меньшей мере один замкнутый отсек, нижняя поверхность которого образована днищем поплавка, сливной трубопровод содержите по меньшей мере одну пару соединенных между собой приемных и сливных патрубков, причем одна пара приемного и сливного патрубков предназначена для соединения замкнутой камеры лыжи с замкнутым отсеком поплавка, а другая пара - для соединения замкнутого отсека поплавка с забортным пространством.
Устройство для осушения характеризуется также тем, что лыжа оснащена по меньшей мере одной перегородкой, разделяющей замкнутую камеру на замкнутые полости, сливной патрубок каждой замкнутой полости соединен со сливным трубопроводом посредством клапана прямого действия, сливной трубопровод снабжен сливным патрубком и установленным на нем прямым клапаном, и соединен с забортным пространством.
Кроме того, устройство для осушения поплавка характеризуется тем, что лыжа оснащена по меньшей мере одной перегородкой, разделяющей замкнутую камеру на замкнутые полости, поплавок содержит по меньшей мере одну переборку с образованием замкнутых отсеков, каждые замкнутая полость и замкнутый отсек оснащены приемным и сливным патрубками, сливной патрубок замкнутой полости соединен с соответствующим замкнутым отсеком, сливной патрубок каждого замкнутого отсека соединен со сливным трубопроводом посредством клапана прямого действия, сливной трубопровод снабжен сливным патрубком и установленным на нем прямым клапаном и соединен с забортным пространством.
Перечисленные признаки группы изобретений являются существенными для решения технической задачи и достижения технического результата, и взаимосвязаны между собой в такой степени, что обеспечивают соблюдение требования единства группы изобретений.
Выполнение взлетно-посадочного устройства содержащим корпус, соединенный с лыжей по контуру посредством гибкой оболочки с образованием замкнутой камеры, с возможностью углового и линейного перемещения в продольной плоскости относительно контура, и наличие средства поддержания формы лыжи, обеспечивает, как и в наиболее близком аналоге, деформацию взлетно-посадочного устройства при встрече с препятствием и неровностями поверхности во время движения и остановки, и восстановление формы взлетно-посадочного устройства после прохождения препятствия. Выполнение средства поддержания формы лыжи, содержащим по меньшей мере одно амортизирующее устройство, включающее пару двухзвенных механизмов и соединенный с ними упругий элемент, размещенные в замкнутой камере, с соединением одного из звеньев каждого из двухзвенных механизмов с корпусом, другого - с лыжей, и соединение шарнирных сочленений звеньев двухзвенных механизмов между собой посредством упругого элемента, обеспечивает сохранение формы лыжи и оболочки, соединяющей лыжу с корпусом, после прохождения препятствия и неровностей за счет восстановления прежнего положения двухзвенных механизмов, причем выполнение подошвы лыжи гибкой обеспечивает огибание препятствий, уменьшает горизонтальную составляющую нормальной силы, действующей со стороны препятствия на лыжу и на взлетно-посадочное устройство в целом, и гасит колебания оболочки и лыжи амортизирующим устройством. В то же время, наличие замкнутой камеры одновременно способствует демпфированию колебаний вследствие повышения давления в камере при уменьшении ее объема, сохраняет плавучесть взлетно-посадочного устройства и предохраняет от повреждений амортизирующее устройство.
Таким образом, представленные в независимом пункте формулы изобретения "Взлетно-посадочное устройство. . . " признаки являются существенными для решения поставленной технической задачи и достижения заявленного технического результата - восстановление формы лыжи после снятия нагрузки и поглощении энергии удара при соприкосновении с препятствием во время движения. В то же время, признаки взаимосвязаны между собой, образуя совокупность признаков, необходимых и достаточных для реализации изобретения.
Выполнение упругого элемента амортизирующего устройства средства поддержания формы лыжи взлетно-посадочного устройства в виде амортизатора позволяет поглощать значительную часть энергии, возникающей при соприкосновении взлетно-посадочного шасси с препятствием, и позволяет уменьшить массу и габариты амортизирующего устройства.
Наличие в замкнутой камере, образованной корпусом и гибкой оболочкой по меньшей мере одной перегородки, соединенной со стенками камеры с образованием замкнутых полостей, по меньшей мере один из которых оснащен амортизирующим устройством средства поддержания формы лыжи также, как и выполнение корпуса содержащим по меньшей мере одну переборку, разделяющую внутренний объем корпуса на отсеки, образованные боковыми, верхней и нижней панелями, повышает живучесть и непотопляемость взлетно-посадочного устройства. Выполнение верхней панели корпуса с отверстием над каждой из полостей, закрываемого люком, облегчает эксплуатационное обслуживание и выполнение ремонта, и обеспечивает герметизацию полостей корпуса.
Соединение лыжи с корпусом посредством шарнира, ось вращения которого перпендикулярна продольной плоскости взлетно-поса- дочного устройства, снижает напряжения в гибкой подошве лыжи при ее деформации, а выполнение звеньев каждого из двухзвенных механизмов амортизирующего устройства средства поддержания формы лыжи в виде рамы с контурами, повторяющими теоретические боковые обводы лыжи взлетно- посадочного устройства в месте установки двухзвенного механизма, не допускает боковых перемещений лыжи и улучшает гидродинамические характеристики взлетно-посадочного устройства при движении по воде. Оснащение взлетно-посадочного устройства ограничителем перемещения, по меньшей мере одного закрепленного на нижней панели корпуса звена одного из двухзвенных механизмов каждого амортизирующего устройства, позволяет распределить нагрузку от ударных воздействий на конструкцию корпуса в случае деформации лыжи и камеры с гибкой оболочкой на всю высоту при прохождении препятствия.
Выполнение корпуса водоизмещающим со скуловыми обводами носовой части и с килеватостью в средней части позволяет использовать взлетно- посадочное устройство в качестве поплавка, обеспечивающего высокие гидродинамические характеристики на больших скоростях движения.
Выполнение устройства для осушения взлетно-посадочного устройства транспортного средства, как и в наиболее близком аналоге, содержащим по меньшей мере одну замкнутую камеру, соединенную с корпусом взлетно-посадочного устройства, сливной трубопровод, воздуховод с клапаном, приемный и сливной патрубки, установленные на сливном трубопроводе, прямой клапан, установленный на сливном патрубке, один конец воздуховода соединен с внутренней полостью замкнутой камеры, а другой - с забортным пространством, позволяет осушать взлетно-посадочное устройство при подключении к воздуховоду источника повышенного давления. Но, в отличие от наиболее близкого аналога, выполнение взлетно-посадочного устройства, содержащим лыжу и корпус, образование каждой замкнутой камеры подошвой лыжи и днищем корпуса поплавка, соединенными между собой посредством гибкой оболочки с возможностью углового и линейного перемещения в продольной плоскости, и амортизирующим устройством обеспечивает уменьшение объема замкнутой камеры и, следовательно, повышение давления в замкнутой камере при деформировании лыжи, например при встрече с препятствием во время движения или на стоянке на суше, и восстановление формы лыжи после прекращения действия на лыжу внешней силы. При размещении приемного патрубка в замкнутой камере на подошве лыжи, соединении его со сливным патрубком и соединении сливного патрубка с забортным для лыжи пространством избыток давления в замкнутой камере обеспечивает вытеснение воды за пределы лыжи. Выполнение трубопровода, соединяющего приемный и сливной патрубки, гибким не затрудняет перемещение приемного патрубка относительно сливного при деформации лыжи, а оснащение воздуховода обратным клапаном обеспечивает восстановление давления в замкнутой камере при восстановлении формы лыжи после снятия внешней нагрузки. Выполнение амортизирующего устройства размещенным в замкнутой камере, включающим пару двухзвенных механизмов, соединенный с ними упругий элемент, соединение одного звена каждого из двухзвенных механизмов с корпусом, другого - с подошвой лыжи, и наличие упругого элемента, связывающего шарнирные соединения звеньев двухзвенных механизмов между собой, обеспечивает быстрое восстановление формы лыжи.
Таким образом, приведенные в независимом пункте формулы изобретения "Устройство для осушения. .. " признаки являются существенными для решения поставленной технической задачи и достижения технического результата - осушения взлетно-посадочного устройства во время эксплуатации без дополнительных затрат энергии, и взаимосвязаны между собой, образуя совокупность признаков, необходимых и достаточных для реализации изобретения.
Выполнение корпуса взлетно-посадочного устройства, оснащенного устройством для осушения, содержащим по меньшей мере один замкнутый отсек, нижняя поверхность которого образована днищем корпуса, сливного трубопровода, содержащим по меньшей мере две пары соединенных между собой приемных и сливных патрубков, использование одной пары приемного и сливного патрубков для соединения замкнутой камеры лыжи с замкнутым отсеком корпуса, а другой пары - для соединения замкнутого отсека поплавка с забортным пространством обеспечивает осушение как лыжи, так и корпуса взлетно-посадочного устройства за счет закачивания воды и воздуха в отсек корпуса (поплавка) во время деформации лыжи и, следовательно, создания в отсеке избыточного давления воздуха.
Оснащение лыжи устройства для осушения по меньшей мере одной перегородкой, разделяющей замкнутую камеру на замкнутые полости, соединение сливного патрубка каждой замкнутой полости со сливным трубопроводом посредством клапана прямого действия, установка в сливном трубопроводе сливного патрубка с прямым клапаном, и соединение его с забортным пространством позволяет собирать всю откачиваемую воду в один трубопровод и по нему выводить воду за борт.
Оснащение лыжи устройства для осушения по меньшей мере одной перегородкой, разделяющей замкнутую камеру на замкнутые полости, а корпуса по меньшей мере одной переборкой с образованием замкнутых отсеков, оснащение каждой замкнутой полости и замкнутого отсека проемным и сливным патрубками, соединение сливного патрубка замкнутой полости с соответствующим замкнутым отсеком, а сливного патрубка каждого замкнутого отсека со сливным трубопроводом посредством клапана прямого действия, установка на сливном трубопроводе сливного патрубка с прямым клапаном, и соединение его забортным пространством обеспечивает осушение как лыжи, так и поплавка взлетно-посадочного устройства транспортного средства.
Взлетно-посадочное устройство транспортного средства и устройство для его осушения, как показано выше, объединены изобретательским замыслом, а их существенные признаки взаимосвязаны между собой в такой степени, что образуют группу изобретений. Именно выполнение лыжи взлетно-посадочного устройства транспортного средства, соединенной с корпусом с образованием замкнутой камеры с возможностью перемещения относительно корпуса, и наличие амортизирующего устройства обеспечивает возможность осушения лыжи и корпуса взлетно-посадочного устройства. В то же время, каждое из изобретений, входящих в группу изобретений, может использоваться в отдельности, независимо друг от друга.
На фиг. 1 показано взлетно-посадочное устройство, вид сбоку; на фиг. 2 показано взлетно-посадочное устройство, вид сверху; на фиг. 3 показано взлетно-посадочное устройство, вид спереди; на фиг. 4 представлен разрез 1-1 на фиг. 3; на фиг. 5 показан узел А на фиг. 4; на фиг. 6 показан вид Б на фиг. 5; на фиг. 7 представлен разрез 2-2 на фиг. 6; на фиг. 8 показана схема устройства для осушения поплавка; на фиг. 9 представлено средство осушения поплавка, вид сбоку.
Взлетно-посадочное устройство выполнено следующим образом.
Взлетно-посадочное устройство содержит корпус 1, лыжу 2, подошву 3 лыжи 2 (фиг. 5), средство поддержания формы лыжи 2, содержащее замкнутую камеру 4, образованную гибкой оболочкой 5, соединяющей по контуру 6 подошву 3 лыжи 2 с корпусом 1, и амортизирующее устройство 7, размещенное внутри замкнутой камеры 4. Корпус 1 содержит боковые 8 и 9, верхнюю 10 и нижнюю 11 панели, связанные между собой поперечным силовым набором, например шпангоутами 12, и усиленными продольным силовым набором, например стрингерами 13, а также узлы 14 крепления к транспортному средству (фиг. 1, 4). Подошва 3 лыжи 2 выполнена упругой (фиг. 5) и соединена с корпусом 1 посредством гибкой оболочки 5 (фиг. 1) и амортизирующего устройства 7. Подошва 3 лыжи 2 соединена с корпусом 1 посредством шарнира 15. Подошва 3 может выполняться с накладками 16, изготовленными из материала с низким коэффициентом трения, например из фторопласта.
В предпочтительном варианте выполнения передняя часть подошвы 3 соединена с носовой частью корпуса 1 посредством панели 17 (фиг. 5, 6), конструкция которой может быть усилена продольными и поперечными ребрами жесткости, причем панель 17 соединена с корпусом 1 и с подошвой 3 с возможностью взаимного углового перемещения, например, посредством шарниров 15 и 18, а накладки 16 подошвы 3 предпочтительно выполнять из секций небольшой длины (на фиг. не обозначены), которые могут иметь различную толщину для обеспечения равномерного износа в процессе эксплуатации.
Амортизирующее устройство 7 содержит по меньшей мере одну пару двухзвенных механизмов 19, 20 (фиг. 4), соединенных между собой упругой связью, например амортизатором 21. Одно из звеньев каждого двухзвенного механизма 19 и 20, например звенья 22, 23, соединено с нижней панелью 11 корпуса 1, а другие звенья 24, 25 соединены с подошвой 3 лыжи 2. Шарнирные сочленения 26, 27 звеньев 22, 24 и 23, 25 двухзвенных механизмов 19, 20 в каждом амортизирующем устройстве 7 соединены между собой посредством амортизатора 21, корпус 28 которого соединен с одним из шарнирных сочленений, например 26, а шток 29 соединен с другим шарнирным сочленением 27. На нижней панели 11 со стороны лыжи закреплены ограничители 30 перемещения звеньев одного или обоих двухзвенных механизмов 19, 20. Конструкция эвена, соприкасающегося с ограничителем 30, также может усиливаться.
В предпочтительном варианте выполнения звенья 22 ... 25 в поперечном сечении выполнены в виде рамы с контурами, повторяющими теоретические боковые обводы лыжи взлетно-посадочного устройства в месте установки двухзвенного механизма 19, 20 (фиг. 7).
Корпус 1 разделен на отсеки 31 переборками 32 (фиг. 2, 4), причем верхняя панель 10 выполнена с отверстиями, закрываемыми люками 33. Замкнутая камера 4 разделена гибкими перегородками 34 на отдельные полости 35 (фиг. 4). При герметичном соединении переборок 32 с панелями 8, 9, 11 и гибких перегородок 34 с гибкой оболочкой 5 и нижней поверхностью нижней панели 11 корпуса 1 повышается живучесть и непотопляемость взлетно-посадочного устройства в случае повреждения одной из панелей 8, 9, 10, 11 корпуса 1, или гибкой оболочки 5.
В зависимости от условий эксплуатации транспортного средства, для которого предназначено взлетно-посадочное устройство, корпус 1 выполняется соответствующей формы.
Например, взлетно-посадочное устройство для экранопланов, аппаратов на воздушной подушке скегового типа, которые в основном совершают взлет и посадку на воду и передвигаются над водой, а также для гидросамолетов и самолетов-амфибий корпус 1 может выполняться со скулами 35, килеватостью 37, транцем 38 (фиг. 1, 3), и боковыми реданами (на фиг. не показаны). При использовании взлетно-посадочного устройства для аэросаней, аппаратов на воздушной подушке, вездеходов-амфибий корпус может выполняться с брызгоотбойниками на боковых 8, 9 панелях корпуса 1 (на фиг. не показаны). Целесообразно также выполнять взлетно-посадочное устройство с переменной килеватостью на корпусе 1 и на гибкой оболочке 5 лыжи 2 в недеформированном положении, при этом линия изменения угла килеватости может проходить по линии контура 6 сопряжения гибкой оболочки 5 с корпусом 1.
Подошва 3 лыжи 2 может состоять из отдельных полозов, соединенных между собой шарнирами (на фиг. не показано), которые могут выполняться аналогично шарнирным соединениям 18. При этом шарнирное соединение отдельных полозов лыжи 2 может располагаться как между узлами крепления звеньев 26,27 двухзвенных механизмов 19, 20 к подошве 3 лыжи 2 одного амортизирующего устройства 7, так и между крайними звеньями двухзвенных механизмов соседних амортизирующих устройств 5 (на фиг. не показано).
Устройство для осушения взлетно-посадочного устройства транспортного средства выполнено следующим образом.
Устройство осушения может быть использовано для взлетно-посадочных устройств, либо плавающих тел, имеющих замкнутую камеру 4, соединенную гибкой оболочкой 5 с корпусом 1, например, для поплавка, конструкция которого описана выше. Устройство осушения содержит приемный патрубок 39, расположенный в замкнутой камере 4 и соединенный посредством гибкой трубы 40 (либо непосредственно) со сливным патрубком 41, оснащенным прямым клапаном 42 (предотвращающим перетекание жидкости в замкнутую камеру 4), выходящим в забортное (для замкнутой камеры 4) пространство, например в полость отсека 31 корпуса 1 (фиг. 8) или за пределы корпуса 1 (на фиг. не показано). При этом замкнутая камера 4 соединена с атмосферой посредством воздуховода 43, в котором установлен обратный клапан 44, обеспечивающий подачу воздуха в замкнутую камеру 4 в случае падения в ней давления ниже атмосферного, и предотвращающего выход газа из замкнутой камеры 4. В случае соединения сливного патрубка 41 с отсеком 31 корпуса 1 в отсеке 31 также устанавливается пара приемного и сливного патрубков 45, 46, соединенных трубой 47, причем сливной патрубок 46 оснащен прямым клапаном 48, обеспечивающим подачу жидкости за пределы поплавка (фиг. 8). Корпусу 1 может придаваться форма поплавка со скулами, реданом и т.д., скеги, фюзеляжа, лодки и т.п.
В предпочтительном варианте выполнения устройства осушения в качестве гибкой трубы 40 используются звенья 22, 24 или 23, 25 (которые выполняются полыми и соединены полым шарниром 26 или 27) одного из двухзвенных механизмов 19 или 20, приемный 39 и сливной 41 патрубки соединены соответственно с нижним (24 или 25) и верхним (22 или 23) звеньями двухзвенных механизмов 19 или 20. Днище отсеков 31 корпуса 1 выполняется с приямком 49, в котором расположены сливной патрубок 41 и приемный патрубок 45.
Замкнутая камера 4 и корпус 1 могут выполняться с перегородками 34 и переборками 32, разделяющими их на полости 35 и отсеки 31. Каждая полость 35 и отсек 31 оборудована парой приемных 39, 45 и сливных 41, 46 патрубков, соединенных между собой трубой 40, 47 и оснащенных прямым клапаном 42 и 48. При этом возможно соединение сливных патрубков 41 и 46 с забортным (для полостей 35 и/или отсеков 31) пространством.
В предпочтительном варианте выполнения устройства осушения с корпусом, не содержащим замкнутых отсеков 31, сливные патрубки 41 с прямыми клапанами 42 соединены со сливным трубопроводом 50, который, в свою очередь, оборудован сливным патрубком 51 с прямым клапаном 52 и соединен с забортным пространством. При наличии в корпусе 1 замкнутых отсеков 31 со сливным трубопроводом 50, оборудованным сливным патрубком 51 с прямым клапаном 52, соединены сливные патрубки 46 с прямыми клапанами 48 отсеков 31, а сливные патрубки 41 с прямыми клапанами 42 замкнутых камер 4 соединены с отсеками 31.
Взлетно-посадочное устройство транспортного средства работает следующим образом.
При соприкосновении с препятствием или неровностями во время движения транспортного средства с закрепленным на узлах 14 взлетно-посадочным устройством по поверхности или над поверхностью упругая подошва 3 лыжи 2 взлетно-посадочного устройства деформируется, гибкая оболочка 5 теряет устойчивость, и звенья 22, 24 и 23, 25 двухзвенных механизмов 19, 20 амортизирующего устройства 7 поворачиваются друг относительно друга (верхнее положение амортизатора 21 на фиг. 5). Усилие со звеньев 22... 25 передается на упругий элемент, расположенный между шарнирными сочленениями 26, 27 звеньев 22. . . 25 двухзвенных механизмов 19, 20. При этом энергия удара частично превращается в потенциальную энергию упругого элемента амортизирующего устройства 7 и частично передается на корпус 1 взлетно-посадочного устройства. Оставшаяся после рассеивания в упругом элементе и амортизирующем устройстве 5 потенциальная энергия используется для восстановления формы лыжи после прохождения препятствия или неровности. После этого упругая подошва 3 лыжи 2 и гибкая оболочка 5 принимают прежнее, недеформированное положение.
Использование в качестве упругого элемента амортизатора 21, корпус 28 которого соединен с одним из шарнирных сочленений, например шарнирным сочленением 26 звеньев 22, 24, а шток 29 соединен с другим шарнирным сочленением 27 звеньев 23, 25 двухзвенных механизмов 19, 20 амортизирующего устройства 7, позволяет значительную часть энергии удара превратить в потенциальную энергию рабочего тела амортизатора 21 и затем преобразовать, например, в тепловую энергию и рассеять. При этом существенно уменьшаются вертикальная и горизонтальная составляющие силы сопротивления и удара на корпус 1 взлетно-посадочного устройства.
Нагрузка, действующая на корпус 1 взлетно-посадочного устройства перераспределяется на продольный 13, поперечный 12 силовой набор и панели 8... 11 конструкции корпуса 1. В случае соприкосновения одного из звеньев 22... 25 с ограничителем 30 перемещения звеньев 22... 25 на корпус 1 будет действовать сосредоточенная нагрузка, для восприятия которой нижняя панель 11 в месте установки ограничителя 30 выполнена усиленной (фиг. 7).
Соединение подошвы 3 с носовой частью корпуса 1 с помощью панели 17, которое целесообразно выполнять посредством шарниров 15 и 18 (фиг. 6), обеспечивает перемещение панели 17 при встрече с препятствием и смягчает удар, который, как правило, является наиболее сильным по сравнению с воздействием на среднюю часть лыжи 2 при встрече с неровностями. Кроме того, жесткость конструкции панели 17 можно увеличить, например, за счет ребер жесткости (на фиг. не обозначены). Наличие на подошве 3 лыжи 2 накладок 16 из материала с низким коэффициентом трения уменьшает силу трения лыжи 2 и, следовательно, действующую на транспортное средство силу сопротивления.
Выполнение корпуса 1 разделенным на отсеки 31 переборками 32, герметично соединенными с панелями 8... 11 корпуса 1, повышает жесткость конструкции корпуса 1 и обеспечивает плавучесть в случае повреждения одной из панелей 8, 9, 10, 11. Наличие отверстий с люками 33 в верхней панели 10 корпуса 1 обеспечивает возможность осмотра конструкции и выполнения ремонтно-профилактических работ во время эксплуатации взлетно-посадочного устройства.
Выполнение замкнутой камеры 2 с перегородками 34, герметично соединенными с гибкой оболочкой 5 и с нижней поверхностью нижней панели 11 корпуса 1 обеспечивает непотопляемость при повреждении гибкой оболочки 5, и, кроме того, увеличивает амортизирующий эффект при деформации гибкой подошвы 3 лыжи 2 вследствие уменьшения объема полости 35 при деформации и увеличения давления внутри нее.
Выполнение подошвы 3 лыжи 2, состоящей из отдельных полозов, соединенных между собой посредством шарниров (на фиг. не показано), повышает деформируемость подошвы 3 лыжи 2, что позволяет выполнять подошву 33 с большей прочностью и жесткостью, например за счет усиления ее конструкции ребрами жесткости. Расположение шарнирного соединения полозов подошвы 3 между амортизирующими устройствами 7 приводит к угловой деформации подошвы 3 в основном между амортизирующими устройствами 7, в результате чего угловое перемещение пар звеньев 22, 24 и 23, 25 относительно друг друга примерно одинаковое, и условия нагружения шарнирных сочленений 26, 27 корпуса 28 и штока 29 амортизатора 21 с двухзвенными механизмами 19 и 20 также примерно одинаковы. Расположение шарнирных соединений, соседних полозов подошвы 3 лыжи 2 между амортизирующими устройствами 7 позволяет повысить плавность движения транспортного средства при соприкосновении с препятствиями и неровностями.
Выполнение обводов корпуса 1 взлетно-посадочного устройства со скулами 36 в носовой части и с килеватостью 37 в средней части обеспечивает снижение гидродинамического сопротивления при движении по воде с большими скоростями, в том числе в режиме глиссирования. Наличие боковых реданов (на. фиг. не показаны) на корпусе и транца 38 позволяет поддерживать при глиссировании примерно постоянные углы дифферента. Выполнение корпуса с односторонней килеватостью дает возможность использовать взлетно-посадочные устройства в скеговых судах, экранопланах и других транспортных средствах, выполненных по катамаранной схеме.
Устройство осушения взлетно-посадочного устройства транспортного средства работает следующим образом.
При деформации подошвы 3 и гибкой оболочки 5, например при встрече с препятствием во время движения или во время стоянки на суше, объем замкнутой камеры 4 уменьшается, в ней повышается давление. Под действием давления скопившаяся в замкнутой камере жидкость (например, конденсат, вода, проникшая в замкнутую камеру через микротрещины, технологические зазоры и т.д.) поступает в приемный патрубок 39, далее по трубе 40 поднимается к сливному патрубку 41, и через прямой клапан 42 выходит за пределы замкнутой камеры 4. После прекращения действия внешней нагрузки посредством амортизирующего устройства 7 замкнутая камера возвращается в недеформированное состояние. При выходе из замкнутой камеры 4 вместе с жидкостью и части воздуха давление в замкнутой камере 4 становится ниже атмосферного, и через обратный клапан 44 и воздуховод 43 воздух поступает в замкнутую камеру, и давление в ней восстанавливается. В случае соединения воздуховода 43 с источником повышенного давления давление в замкнутой камере 4 восстанавливается до заданной величины.
При откачивании воды из замкнутой камеры 4 в приямок 49 отсека 31 корпуса 1, выполненного, например, в виде поплавка, отсек 31, оснащается приемным 45 и сливным 46 патрубками. При деформации замкнутой камеры 4 в отсек 31 через патрубки 39, 41, трубу 40 и прямой клапан 42 подается воздух под давлением. После повышения давления в отсеке 31 до требуемого уровня скопившаяся в приямке 49 вода через приемный 45 и сливной 46 патрубки, соединенные между собой трубой 47, удаляется в забортное пространство, причем наличие прямого клапана 48 в сливном патрубке 46 предотвращает попадание воды из забортного пространства в отсек 31.
При выполнении замкнутой камеры 4 с несколькими полостями 35, корпуса 1 с несколькими отсеками 31, и оборудовании каждого из них парой приемного и сливного патрубков осушение происходит описанным выше образом. В случае наличия сливного трубопровода 50, к которому подсоединены сливные патрубки 41 отсеков 35 замкнутых камер 4 (при подаче воды из них сразу в забортное пространство) или сливные патрубки 46 при подаче воды из замкнутой камеры 4 в приямки 49 отсеков 31, жидкость через прямые клапаны 42 или 48 поступает в сливной трубопровод 50, и затем через сливной патрубок 51 с прямым клапаном 52 за борт поплавка.
В то же время, возможно принудительное удаление жидкости из поплавка при подсоединении к воздуховоду 43 источника повышенного давления. При этом средство осушения работает аналогично описанному выше.
Таким образом, в процессе эксплуатации происходит удаление воды из замкнутой камеры лыжи и корпуса взлетно-посадочного устройства без дополнительных энергозатрат при обслуживании поплавка.
Представленное в описании изобретения взлетно-посадочное устройство транспортного средства и устройство для его осушения может быть разработано и изготовлено на любом специализированном предприятии. Использование изобретений каждого в отдельности и совместно в различных видах транспортных средств, как показано выше, обеспечит уменьшение ударных нагрузок при соприкосновении с неровностями и препятствиями во время движения транспортного средства и одновременно удаление скопившейся внутри жидкости.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭКРАНОЛЕТ, ЕГО ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЕ УСТРОЙСТВО И ПРИВОД СКЛАДЫВАНИЯ КРЫЛА | 1995 |
|
RU2099217C1 |
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЙ КОМПЛЕКС ЭКРАНОПЛАНА-АМФИБИИ С ПОДДУВОМ | 2016 |
|
RU2644498C1 |
МЕХАНИЗАЦИЯ НЕСУЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА ДИНАМИЧЕСКОЙ ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 1997 |
|
RU2127203C1 |
ЭКРАНОПЛАН ИНТЕГРАЛЬНОЙ АЭРОГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ КОМПОНОВКИ | 2016 |
|
RU2629463C1 |
ЭКРАНОПЛАН - НОСИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2017 |
|
RU2658545C1 |
ЭЛЕКТРОМОТОРНЫЙ ЭКРАНОПЛАН-АМФИБИЯ | 2019 |
|
RU2737406C1 |
МНОГОАГРЕГАТНАЯ ПЛАВУЧАЯ ПРИБРЕЖНАЯ ВЕТРОФЕРМА | 2002 |
|
RU2258633C2 |
ГИДРОПОДКОРМЩИК К ДОЖДЕВАЛЬНОЙ МАШИНЕ | 1998 |
|
RU2141187C1 |
Стартово-подъёмное устройство для скоростных амфибий | 2021 |
|
RU2752041C1 |
ПРЕОБРАЗУЕМОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2013 |
|
RU2531538C2 |
Применение: взлетно-посадочные устройства, поплавковые и лыжные шасси транспортных средств, устройство для их осушения. Технический результат: восстановление формы лыжи после ее деформации, частичное поглощение энергии удара при одновременном их осушении. Сущность изобретений: взлетно-посадочное устройство содержит корпус 1, лыжу 2, подошва 3 которой выполнена упругой и соединена с корпусом 1 по контуру 6 посредством гибкой оболочки 5 образующей замкнутую камеру 4, в которой расположено амортизирующее устройство 7. Замкнутая камера 4 может разделяться на полости, в которых размещены амортизирующие устройства 7, а корпус 1 - на отсеки 31. Устройство для осушения содержит приемный патрубок 39, расположенный в замкнутой камере 4, соединенный трубой 40 со сливным патрубком 41 с клапаном 42, а также воздуховод 43 с клапаном 44, соединяющий камеру 4 с атмосферой или источником давления. Вода удаляется в результате увеличения давления при деформации камеры 4. 2 с. и. 8 з.п. ф-лы, 9 ил.
SU, 676153 A, 25.07.79 | |||
DE, 2606405 A1, 25.08.77 | |||
DE, 2508205 A1, 09.09.7 6. |
Авторы
Даты
1998-07-10—Публикация
1996-12-27—Подача