РЕГУЛИРУЕМЫЙ ГИДРОТРАНСФОРМАТОР Российский патент 1998 года по МПК F16H41/30 

Описание патента на изобретение RU2116530C1

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано в новых автоматических коробках передач для многофункционального использования при новом проектировании автомобилей нового класса.

Известна комплексная гидродинамическая передача [1], содержащая насосное колесо, наружный тор которого образует с замыкающим кожухом дополнительную камеру, которая сообщается с рабочей полостью передачи посредством перепускных отверстий для рабочей жидкости, турбинное колесо и реактор, установленный на стакане с возможностью относительного осевого перемещения, который при работе передачи на режиме гидротрансформатора находится в рабочей полости, при работе передачи на режиме гидромуфты находится в дополнительной камере, а переход передачи на эти режимы осуществляется вручную оператором или дополнительным автоматическим устройством.

Недостатком данного устройства является наличие подвижного реактора, исключающего возможность регулирования передаваемого момента, а при обеспечении работы в режиме гидромуфты требуется осевое перемещение всего реактора в дополнительную камеру, осевой размер которой больше осевого размера реактора, что приводит к значительному увеличению размеров гидропередачи и громоздкости конструктивного устройства, значительному увеличению веса гидропередачи и ухудшению динамических характеристик передачи.

Наиболее близким из известных технических решений является регулируемый гидротрансформатор [2] , содержащий насосное и турбинное колеса, реактор с наружным и внутренним торами, внутренний тор выполнен в виде плоской спиральной пружины, а в наружном торе выполнены пазы и расточки, в пазах установлены с возможностью радиального перемещения лопатки с подпружиненными хвостовиками, расположенными в расточках, и источник подпитки, подключенный к последним.

Недостатками данного устройства являются наличие лопаток реактора, выполненных цельными и снабженных хвостовиками, при входе которых в пазы реактора на полую высоту значительно увеличиваются активный диаметр гидротрансформатора и габариты, увеличивается масса гидротрансформатора и тем самым ухудшаются динамические характеристики и КПД.

Данный регулируемый гидротрансформатор имеет сравнительно низкий технический уровень, что обусловлено конструктивным исполнением узлов гидротрансформатора и системы перехода на режим гидромуфты с использованием цельных лопаток с хвостовиками при входе лопаток в пазы реактора на полную высоту, значительно увеличивающих активный диаметр гидротрансформатора и габариты его, а при увеличении массы гидротрансформатора ухудшаются его динамические характеристики и КПД.

В этой связи важнейшей задачей является создание конструкции регулируемого гидротрансформатора с новой системой перехода на режим гидромуфты, выполненный в виде криволинейного поршня, выполняющего функцию лопатки реактора, тем самым создан новый регулируемый гидротрансформатор, обеспечивающий новый принцип работы, комплексного гидротрансформатора, при работе которого в регулируемом режиме при изменении нагрузки на ведомом валу обеспечивается изменение крутящего момента, передаваемого с ведущего на ведомый вал за счет уменьшения высоты подъема лопаток в соответствии с выбираемыми интервалами их выдвижения.

Техническим результатом изобретения является создание нового типа комплексного гидротрансформатора с возможностью работ на двух режимах - режиме гидротрансформатора и режиме гидромуфты и обеспечение регулировки передаваемого момента от ведущего вала к ведомому в соответствии с регулируемым интервалом скоростей ведомого вала.

Указанный технический результат достигается тем, что регулируемый гидротрансформатор содержит насосное и турбинное колеса, реактор с наружным и внутренним торами, выполненным в виде плоской спиральной пружины, между которыми установлены лопатки, и источник подпитки, а во внутреннем пазе реактора установлена лопатка, выполненная в виде двух составных частей, верхняя из которых выполнена в виде поршня криволинейной формы, взаимодействующего с нижней частью лопатки в виде охватывающего обода, внутренняя полость которого имеет ограничительные бурты, взаимодействующие с ответным буртом поршня при телескопическом выдвижении его на высоту хода лопатки.

Введение новой конструктивной схемы гидротрансформатора, содержащего двухуровневый криволинейный поршень, выполняющий функцию телескопической лопатки, установленный в пазу реактора с возможностью перемещения в заданном направлении при изменении нагрузки на ведомом валу, тоем самым создана новая система перехода на режим гидромуфты, тем самым обеспечивается новый цикл работы комплексного гидротрансформатора в регулируемом режиме.

Введение нового конструктивного исполнения в виде телескопической лопатки расположенной в пазу реактора, позволяет значительно увеличить диапазон крутящего момента, регулировки скорости ведомого вала, а также уменьшить активный диаметр гидротрансформатора, тем самым уменьшая габариты, массу и улучшая динамические характеристики и КПД.

Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации и выявление источников, содержащих сведения об аналогах изобретения, позволил установить, что заявителем не обнаружен аналог, характеризующийся признаками, идентичными всем осуществленным признакам изобретения, а определение из перечня выявленных аналогов прототипа, как наиболее близкого по совокупности признаков аналога, позволил выявить совокупность существенных по отношению к усматриваемому техническому результату отличительных признаков в заявленном объекте, изложенном в формуле изобретения.

Следовательно, изобретение соответствует требованию "новизна" по действующему законодательству.

Для проверки соответствия изобретения требованию изобретательского уровня заявитель провел дополнительный поиск известных решений с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками изобретения, результат которого показывает, что изобретение не следует для специалиста явным образом из известного уровня техники.

Следовательно, изобретение соответствует требованию "изобретательский уровень".

На фиг. 1 представлен общий вид регулируемого гидротрансформатора; на фиг. 2 - насосное колесо с изображением конструкции лопатки на режиме гидротрансформатора; на фиг. 3 - вид А-А на фиг. 2 на режиме гидромуфты.

Регулируемый гидротрансформатор содержит насосное колесо 1, турбинное колесо 2 и реактор 3 с наружным тором 4 и внутренним тором 5, выполненным в виде плоской спиральной пружины, между которыми во внутренних пазах 6 реактора 3 установлены составные лопатки. Каждая лопатка выполнена в виде двух составных частей, верхняя часть 7 выполнена выпуклой криволинейной формы и снабжена ограничительным буртом 8, посредством которого обеспечивается взаимодействие с нижней частью 9 в виде охватывающего обода, снабженной ответными верхним и нижним ограничительными буртами 10 и 11. Тем самым введена новая система перехода на режим гидромуфты посредством составных лопаток, образующих двухуровневые криволинейные поршни.

При телескопическом выдвижении составной лопатки на высоту ее хода верхняя часть 7 лопатки выходит из паза 6 под действием давления от подключенного к нему источника подпитки 12, при этом бурт 8 верхней части 7 лопатки находится в зацеплении с верхним буртом 10 нижней части 9 лопатки, что позволяет вывести ее в рабочую полость гидротрансформатора, при этом осуществляется работа в режиме гидротрансформатора (фиг. 1, 2).

При работе на режиме гидромуфты при перепаде давления верхняя часть 7 лопатки опускается в исходное положение под действием пружины 13, закрепленной верхним концом на верхней части 7 лопатки, а нижним концом к стенке паза 6, при этом верхняя часть 7 лопатки посредством бурта 8 входит в зацепление с нижним буртом 11 нижней части 9 лопатки, а внутренний тор 5 закрывает паз 6, предотвращая утечку рабочей жидкости (фиг. 3)
Регулируемый гидротрансформатор работает следующим образом.

При работе на режиме гидромуфты насосное колесо 1 с помощью рабочей жидкости передает крутящий момент турбинному колесу 2 и сохраняется минимальное давление. При этом составные лопатки реактора 3 находятся в исходном положении в пазе 6, верхняя 7 и нижняя 9 части лопатки удерживаются пружиной 13 в зацеплении посредством буртов 8, 11, а внутренний тор 5 закрывает пазы 6, предотвращая утечки рабочей жидкости (фиг. 3).

При переходе на режим гидротрансформатора, в стадии максимального давления, происходит телескопическое выдвижение составной лопатки на высоту ее хода, верхняя часть 7 лопатки выходит из паза 6, при этом бурт 8 верхней части 7 лопатки входит в зацепление с верхним буртом 10 нижней части 9 лопатки и выводит ее в рабочую полость гидротрансформатора (фиг. 1, 2). Все промежуточные значения давления соответствуют частичному выдвижению верхней 7 и нижней 9 частей лопатки из пазов 6 реактора 3 и частичному передаваемому моменту. Тем самым обеспечивается новый цикл работы компактного комплексного гидротрансформатора в регулируемом режиме, что позволяет значительно увеличить диапазоны передаваемого крутящего момента, регулировку скорости ведомого вала, а также уменьшить габариты, массу и улучшить динамические характеристики и КПД гидротрансформатора.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о выполнении при использовании изобретения следующей совокупности условий:
регулируемый гидротрансформатор, воплощающий изобретение при его осуществлении, предназначен для применения в новых автоматических коробках передач для многофункционального использования при проектировании автомобилей нового класса и обеспечивает новый принцип работы комплексного гидротрансформатора в регулируемом режиме при уменьшении массы гидротрансформатора, улучшении динамических характеристик и КПД;
для изобретения, в том виде как оно охарактеризовано в формуле изобретения, подтверждена возможность его осуществления в соответствии с описанием и прилагаемым чертежом;
регулируемый гидротрансформатор, воплощающий изобретение при его осуществлении, способен обеспечить достижение усматриваемого заявителем технического результата. Следовательно, изобретение соответствует требованию "промышленная применимость".

Похожие патенты RU2116530C1

название год авторы номер документа
ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА 1996
  • Ровный С.И.
  • Закутнев О.С.
  • Прилежаева Г.В.
RU2115836C1
РЕГУЛИРУЕМЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ГИДРОТРАНСФОРМАТОР 1991
  • Трушин Н.Н.
  • Орлов А.Б.
RU2065103C1
Регулируемый гидротрансформатор 1981
  • Стесин Савелий Павлович
SU964313A2
Гидротрансформатор 1958
  • Нарбут А.Н.
SU146154A1
Гидротрансформатор 2018
  • Трушин Николай Николаевич
RU2682694C1
Гидромеханическая передача 2018
  • Анцев Виталий Юрьевич
  • Трушин Николай Николаевич
RU2695477C1
Гидромеханическая передача транспортного средства 2019
  • Трушин Николай Николаевич
RU2716378C1
ГИДРОТРАНСФОРМАТОР 1993
  • Самарин Е.Г.
  • Антонов В.М.
  • Грымзин П.А.
  • Гусев М.Н.
  • Кондрашов В.Г.
  • Вашец А.Д.
RU2065104C1
РЕГУЛИРУЕМЫЙ ГИДРОТРАНСФОРМАТОР 2016
  • Сова Александр Николаевич
  • Мазлумян Григорий Сергеевич
  • Котровский Александр Александрович
  • Будагов Михаил Юрьевич
  • Варочко Алексей Григорьевич
  • Сизанов Александр Владимирович
  • Егоров Олег Владимирович
  • Ерусланкин Сергей Александрович
  • Сантоян Хорен Хоренович
RU2620175C1
Гидродинамическая передача 1980
  • Шмаков Юрий Михайлович
SU941760A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 116 530 C1

Реферат патента 1998 года РЕГУЛИРУЕМЫЙ ГИДРОТРАНСФОРМАТОР

Изобретение относится к комплексному гидротрансформатору, предназначенному для многофункционального использования при проектировании автомобилей нового класса. Сущность изобретения: регулируемый гидротрансформатор содержит насосное колесо, турбинное колесо и реактор с наружным тором 4 и внутренним тором 5, выполненным в виде плоской спиральной пружины, и источник подпитки 12. Между наружным и внутренним торами 4 и 5 во внутренних пазах 6 реактора установлены составные лопатки, каждая из которых выполнена в виде двух составных частей, верхняя часть 7 выполнена выпуклой криволинейной формы и снабжена ограничительным буртом 8, посредством которого обеспечивается взаимодействие с нижней частью 9 в виде охватывающего обода, снабженной ответными верхним и нижним ограничительным буртами 10 и 11, при телескопическом выдвижении и опускании лопатки на высоту ее хода. Изобретение направлено на создание нового типа комплексного гидротрансформатора с возможностью работ на двух режимах трансформатора и гидромуфты. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 116 530 C1

Регулируемый гидротрансформатор, содержащий насосное и турбинное колеса, реактор с наружным тором и внутренним тором, выполненным в виде плоской спиральной пружины, между которыми установлены лопатки, и источник подпитки, отличающийся тем, что во внутреннем пазу реактора установлена лопатка, выполненная в виде двух составных частей, верхняя из которых выполнена в виде поршня криволинейной формы, взаимодействующего с нижней частью лопатки в виде охватывающего обода, внутренняя полость которого имеет ограничительные бурты, взаимодействующие с ответным буртом поршня при телескопическом выдвижении его на высоту хода лопатки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2116530C1

SU, авторское свидетельство, 433306, кл
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
SU, авторское свидетельство, 964313, кл
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

RU 2 116 530 C1

Авторы

Камаев В.А.

Ровный С.И.

Цыбулин М.А.

Чекренцова Е.А.

Даты

1998-07-27Публикация

1997-06-10Подача