ТУРБОКОМПАУНДНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ Российский патент 1998 года по МПК F02B37/00 

Описание патента на изобретение RU2117170C1

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, в частности к двигателям внутреннего сгорания с компаундной турбиной, и может быть использовано в системах питания турбокомпаундных дизелей.

Известны турбокомпаундные двигатели, в которых компаундная турбина связана с выходным валом поршневого двигателя с помощью понижающей шестеренчатой передачей с гидромуфтой. Однако, в этом случае, скоростной режим турбины всегда оказывается пропорциональным частоте вращения вала поршневого двигателя, что снижает эффективность энергопреобразования в ней при малой скорости.

Наиболее близким по техническому решению и достигаемому результату является турбокомпаундный двигатель с воспламенением от сжатия, содержащий топливный насос высокого давления (ТНВД) с центробежным регулятором подачи топлива, оснащенный агрегатом наддува и силовой турбиной, кинематически связанной с коленчатым валом двигателя через планетарный механизм, причем вал силовой турбины соединен с солнечной шестерней планетарного механизма, а коленчатый вал двигателя - с водилом. В этом двигателе планетарный механизм обеспечивает сложение крутящих моментов двигателя и силовой турбины и передачу суммарного момента на выходной вал эпицикла.

При такой компоновке крутящий момент передается через эпицикл, что исключает жесткую связь частоты вращения выходного и коленчатого валов двигателя. В этом случае изменение дорожных условий, а следовательно, и частоты вращения выходного вала двигателя (эпицикла), не в полной мере вызовут эквивалентное изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя. Поэтому изменение частоты вращения кулачкового вала ТНВД не будет полностью соответствовать изменившимся дорожным условиям, а следовательно, обеспечиваемая центробежным исполнительным механизмом коррекция подачи топлива за счет перемещения рейки топливного насоса не обеспечит восстановления заданной водителем скорости движения.

Изобретение направлено на улучшение приспособляемости турбокомпаундных дизелей к изменяющимся дорожным условиям.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в турбокомпаундный двигатель с воспламенением от сжатия дополнительно введен редуктор привода всережимного регулятора, соединяющий вал регулятора с выходным валом двигателя (эпициклом). При этом вал регулятора не связан с кулачковым валом ТНВД, приводимым во вращение от выходного вала двигателя через соответствующую передачу.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемый турбокомпаундный двигатель, отличается наличием новых элементов: редуктора привода всережимного регулятора и связями между элементами, что говорит о его соответствии критерию "новизна".

На чертеже показана принципиальная схема турбокомпаундного двигателя с воспламенением от сжатия с приводом всережимного регулятора частоты вращения ТНВД применительно к турбокомпаундному дизелю с газотурбинным наддувом и применительно к турбокомпаундному дизелю с приводным нагнетателем.

Турбокомпаундный двигатель с воспламенением от сжатия 1, содержит ТНВД 2 с всережимным регулятором подачи топлива 3, агрегат наддува 4 и силовую турбину 5, кинематически связанную с коленчатым валом двигателя 6 через планетарный механизм 7, причем вал силовой турбины 5 соединен с солнечной шестерней 8, а коленчатый вал двигателя 6 - с водилом 9, вал 10 всережимного регулятора 3 установлен на отдельных опорах 11 в корпусе регулятора и не имеет кинематической связи с кулачковым валом ТНВД 12, привод вала 10 всережимного регулятора осуществляется через редуктор 13 от выходного вала двигателя (эпицикла) 14, а перемещение рейки ТНВД 15 осуществляется через центробежный механизм 16.

Поддержание скорости движения транспортного средства, задаваемой водителем, осуществляется следующим образом. При изменении дорожных условий происходит изменение скорости движения, а следовательно и частоты вращения выходного вала двигателя (эпицикла) 14, связанного через редуктор 13 с валом 10 всережимного регулятора 3. В связи с этим грузы центробежного механизма 16 займут новое положение, соответствующее действующим на них центробежным силам, и установят в новое положение рейку 15 ТНВД 2. При этом в случае увеличения дорожного сопротивления, рейка 15 ТНВД 2 будет перемещена в сторону увеличения подачи топлива, а при снижении дорожного сопротивления - в сторону уменьшения цикловой подачи топлива. Изменение цикловой подачи топлива будет осуществляться до тех пор, пока не будет достигнуто равенство центробежной силы и силы затяжки пружины, т. е. до восстановления скорости движения транспортного средства до уровня, заданного водителем.

Таким образом, применение заявляемого привода ТНВД турбокомпаундного двигателя с воспламенением от сжатия обеспечит улучшение приспособляемости двигателя к изменяющимся дорожным условиям, что снизит утомляемость водителей при движении автомобилей в сложных дорожных условиях и в колонне.

Похожие патенты RU2117170C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧНОСТИ, МОЩНОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО БАЛАНСА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ТУРБОКОМПАУНДНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 1996
  • Бурячко В.Р.
  • Гук А.В.
  • Сидоров Б.Н.
  • Хабиров Р.М.
RU2155875C2
СПОСОБ ПОДАЧИ И ДОЗИРОВАНИЯ ТОПЛИВА В ГАЗОДИЗЕЛЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ И ДОЗИРОВАНИЯ ТОПЛИВА 1998
  • Седелев К.П.
  • Лазарев Е.А.
  • Лаврик А.Н.
  • Мицын Г.П.
  • Редько И.Я.
  • Малоземов А.А.
RU2137937C1
Устройство для подачи запальной дозы дизельного топлива в двигатель внутреннего сгорания при конвертировании его в газодизель 2023
  • Козлов Вячеслав Геннадиевич
  • Димогло Анатолий Владимирович
  • Бурменко Феликс Юрьевич
  • Козлова Елена Владимировна
  • Лощенко Алексей Владиславович
RU2806942C1
СПОСОБ И СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ДВУХТОПЛИВНОГО ДВС 2017
  • Миронов Михаил Витальевич
RU2689658C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ РЕГУЛЯТОР ДИЗЕЛЯ С ТУРБОНАДДУВОМ 1990
  • Крутов В.И.
  • Марков В.А.
  • Парфенов Б.П.
RU2006634C1
Регулятор дизеля с турбонаддувом 1991
  • Леонов Игорь Владимирович
  • Леонов Дмитрий Игоревич
  • Михальский Леонид Логвинович
  • Журавлев Виктор Николаевич
SU1813901A1
Двухтопливная система питания автотракторного дизеля с комбинированным управлением подачей смесевого топлива 2023
  • Уханов Александр Петрович
  • Уханов Александр Денисович
  • Сидоров Евгений Алексеевич
RU2819486C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ НАПРЯЖЕНИЯ, ПРОГРАММИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ АКТИВНОЙ НАГРУЗКИ МЕЖДУ РАЗНОТИПНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ СУДНА 2019
  • Радченко Пётр Михайлович
  • Крашенинин Валентин Евгеньевич
RU2753704C2
Газотурбинный двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия 2020
  • Зыбин Александр Тихонович
RU2753941C1
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОВОГО ДИЗЕЛЯ 2000
  • Стадник А.В.
RU2182248C2

Реферат патента 1998 года ТУРБОКОМПАУНДНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, в частности к двигателям внутреннего сгорания с компаундной турбиной и может быть использовано в системах питания турбокомпаундных дизелей. В турбокомпаундный двигатель с воспламенением от сжатия, содержащий топливный насос высокого давления с рейкой и всережимным регулятором подачи топлива, включающим вал всережимного регулятора и центробежный механизм, силовую турбину, кинематически связанную с коленчатым валом двигателя, планетарный механизм, причем вал силовой турбины соединен с солнечной шестерней планетарного механизма, а коленчатый вал двигателя - с водилом, дополнительно введен редуктор, осуществляющий кинематическую связь вала всережимного регулятора с выходным валом двигателя (эпициклом планетарного механизма). Изобретение направлено на улучшение приспособляемости турбокомпаундного двигателя к изменению дорожных условий. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 117 170 C1

1. Турбокомпаудный двигатель с воспламенением от сжатия, содержащий топливный насос высокого давления с рейкой и всережимным регулятором подачи топлива, включающим вал всережимного регулятора и центробежный механизм, силовую турбину, кинематически связанную с коленчатым валом двигателя, планетарный механизм, причем вал силовой турбины соединен с солнечной шестерней планетарного механизма, а коленчатый вал двигателя - с водилом, отличающийся тем, что в него дополнительно введен редуктор, осуществляющий кинематическую связь вала всережимного регулятора с выходным валом двигателя (эпициклом планетарного механизма). 2. Турбокомпаудный двигатель по п.1, отличающийся тем, что в турбокомпаудный двигатель дополнительно введен агрегат наддува с приводом от коленчатого вала двигателя. 3. Турбокомпаудный двигатель по п.1, отличающийся тем, что в него дополнительно введен турбокопрессор с приводом от отработавших газов, последовательно соединены с силовой турбиной.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2117170C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
SU, авторское свидетельство, 1714172, F 02 B 37/00, 1992
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
FR, патент, 2089597, F 02 B 37/00, 1972.

RU 2 117 170 C1

Авторы

Бурячко В.Р.

Гук А.В.

Хабиров Р.М.

Сидоров Б.Н.

Даты

1998-08-10Публикация

1996-05-31Подача