СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧНОСТИ, МОЩНОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО БАЛАНСА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ТУРБОКОМПАУНДНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ Российский патент 2000 года по МПК F02B37/00 

Описание патента на изобретение RU2155875C2

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, в частности к повышению мощности двигателя путем применения компаундной турбины, а также к области электрооборудования транспортных средств, в частности к системам электроснабжения.

Известен способ повышения экономичности двигателя внутреннего сгорания путем применения силовой турбины /1/. Однако указанный способа обеспечивает экономичную работу двигателя только при нагрузке, близкой к номинальной, а на режиме частичных нагрузок приводит к ухудшению топливной экономичности силовых установок.

Известны способы обеспечения положительного баланса электроэнергии в бортовой сети автомобиля путем уменьшения частоты вращения ротора генератора, соответствующей как началу отдачи, так и отдаче номинальной мощности /2/. Это, в свою очередь, ведет к существенному увеличению массогабаритных показателей генераторов, в том числе к увеличению суммарного момента инерции вращающихся масс подвижных элементов.

Известен способ обеспечения положительного баланса электроэнергии в бортовой сети транспортного средства путем увеличения передаточного числа привода генератора /3/. Однако в этом случае накладываются ограничения на максимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя и существенно возрастает нагрузка на элементы привода ротора генератора вследствие увеличения момента инерции вращающихся элементов.

Наиболее близким по конструктивному решению и достигаемому результату является способ повышения мощности двигателя внутреннего сгорания /4/, заключающийся в том, что отработавшие газы последовательно расширяют в соединенной с коленчатым валом силовой турбине и турбине турбокомпрессора, при этом в случае работы двигателя на частичных нагрузках газы перепускают мимо силовой турбины, а последнюю отсоединяют от коленчатого вала. В указанном способе перепуск газов предполагается осуществлять при работе двигателя с нагрузкой, составляющей менее 75% от номинальной. При отключении силовой турбины уменьшается противодавление выпуску газов из цилиндров двигателя и увеличивается давление газов перед турбиной турбокомпрессора, приводящее к росту давления наддува, что обеспечивает улучшение воздухообеспечения рабочего процесса, а следовательно, и топливной экономичности силовой установки при работе на частичных режимах. Однако исследования показывают, что в этом случае существенно возрастает часть нереализованной энергии отработавших газов.

Более того, целый ряд объектов автомобильной техники в основном используется при средних частотах вращения коленчатого вала двигателя (например автомобили повышенной проходимости), а зачастую и при работе двигателя на минимальных оборотах холостого хода (автобусы, автомобили используемые в городских режимах). В бортовой сети указанных объектов в таких условиях невозможно обеспечение положительного баланса электроэнергии, особенно при движении зимой и (или) в условиях ограниченной видимости, а также при наличии дополнительных потребителей электроэнергии.

Настоящее изобретение направлено на повышение эксплуатационной экономичности и мощности двигателя, а также обеспечение положительного баланса электроэнергии в бортовой сети.

Указанная цель достигается тем, что отработавшие газы расширяют последовательно в турбинах турбокомпрессора и силовой турбине, при этом на режиме частичных нагрузок газы перепускают мимо силовой турбины на турбину привода генератора, а силовую турбину и штатный привод генератора отключают от коленчатого вала двигателя.

На представленном чертеже, поясняется сущность описываемого способа.

При работе двигателя 1 с нагрузкой, близкой к номинальной, отработавшие газы последовательно расширяют в турбине 2 турбокомпрессора, затем в силовой турбине 3, соединенной с коленчатым валом 4 двигателя 1 при помощи шестеренчатой передачи 5 и муфты сцепления 6. Компрессор 7 турбокомпрессора всасывает воздух из атмосферы и подает его по впускному трубопроводу 8 через воздухоохладитель 9 в двигатель 1. Выпускные газы из двигателя направляются на турбину 2 турбокомпрессора, где реализуется основная их энергия, при этом оставшаяся энергия реализуется на силовой турбине 3. При нагрузке и частотах вращения коленчатого вала двигателя меньше 75% от номинальной выпускные газы двигателя 1 перепускают мимо силовой турбины 3 по обводной трубе 10 на турбину 11 привода генератора 12, ротор которого соединен через дополнительную муфту сцепления 13 и редуктор 14 с турбиной 11 привода генератора 12, а через муфту сцепления 15 привода генератора 12 с коленчатым валом 4 двигателя 1. При этом включают дополнительную муфту сцепления 13, а муфту сцепления 15 привода генератора 12 отключают. Для осуществления перепуска в стыке между обводной трубой 10 и газовпускной магистралью 16 силовой турбины 3 установлено специальное устройство 17.

При последовательном расположении двух газовых турбин энергетический потенциал газов распределяется в пользу первой по потоку турбины. Кроме того, мощность, необходимая для привода генератора 12, существенно меньше мощности, вырабатываемой силовой турбиной 3, поэтому при направлении выпускных газов на турбину привода генератора противодавление за турбиной 2 турбокомпрессора существенно снизится. Все это улучшает работу турбокомпрессора, что обеспечивает увеличение давления наддува и коэффициента наполнения цилиндров, а следовательно, и мощности двигателя 1 в широком диапазоне скоростных и нагрузочных режимов работы, характерных для автомобильных двигателей внутреннего сгорания.

При перепуске газов на турбину 11 дополнительного привода генератора и увеличения частоты вращения ротора последнего, а следовательно, и величины отдаваемого им тока, обеспечивается положительный баланс электроэнергии в бортовой сети, одновременно уменьшается момент сопротивления провертыванию коленчатого вала 4 двигателя 1, что благоприятно скажется на топливной экономичности двигателя.

Таким образом, расширение отработавших газов в последовательно соединенных турбине турбокомпрессора и силовой турбине на нагрузках, близких к номинальным, отключение силовой турбины и перепуск отработавших газов на турбину привода генератора на частичных нагрузочных и скоростных режимах с одновременным отключением привода генератора от коленчатого вала обеспечивает повышение топливной экономичности и мощности двигателя за счет лучшей наполняемости его цилиндров свежим зарядом и уменьшения потерь мощности на привод генератора с одновременным обеспечением положительного баланса электроэнергии в бортовой сети за счет увеличения частоты вращения ротора генератора до значений, при которых генератор способен отдавать номинальную мощность.

Список использованных источников
1. Циннер К. Наддув двигателей внутреннего сгорания / Перевод с нем.; под ред. д-ра техн. наук И.Н. Иванченко. - Л.: Машиностроение, 1978. - 264 с.

2. Электрическое и электронное оборудование автомобилей / С.В. Акимов, Ю.И. Боровских, Ю.П. Чизков. - М.: Машиностроение, 1988. - 280 с., с. 11-13.

3. Ютт В. Е. Электрооборудование автомобилей. - М.: Транспорт, 1989. - 287 с., с. 6.

4. Авторское свидетельство СССР N 477248 М. Кл. F 02 B 37/00 от 10.10.1975 г. Бюллетень N 26 от 15.07.1975 г.

Похожие патенты RU2155875C2

название год авторы номер документа
ТУРБОКОМПАУНДНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ 1996
  • Бурячко В.Р.
  • Гук А.В.
  • Хабиров Р.М.
  • Сидоров Б.Н.
RU2117170C1
ПРИВОД ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ГЕНЕРАТОРА В СОСТАВЕ САМОХОДНОГО НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2017
  • Добрецов Роман Юрьевич
  • Лозин Андрей Васильевич
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2656940C1
Силовая установка 1986
  • Приходько Михаил Семенович
  • Злотин Григорий Наумович
  • Староверов Виктор Васильевич
  • Андропов Владимир Павлович
  • Балюк Борис Константинович
  • Алякринский Константин Александрович
  • Столбов Михаил Сергеевич
SU1353914A1
Силовая установка 1984
  • Шейпак Анатолий Александрович
  • Хохлов Николай Григорьевич
  • Балдин Виктор Павлович
  • Слонимский Александр Аркадьевич
  • Алякринский Константин Александрович
  • Столбов Михаил Сергеевич
SU1267030A1
Способ работы двигателя внутреннего сгорания 1987
  • Крохта Геннадий Михайлович
  • Усатых Николай Александрович
  • Лесовицкий Игорь Всеволодович
SU1437527A1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВЫСОКОЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ И ВЫСОКОЙ СКОРОСТЬЮ ПРИЕМА НАГРУЗКИ 2008
  • Рыжов Валерий Александрович
  • Перов Константин Юрьевич
  • Колесников Михаил Александрович
  • Гальченко Вячеслав Петрович
  • Зайцев Андрей Александрович
RU2383756C1
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2019
  • Прутчиков Игорь Олегович
  • Гречушкин Игорь Васильевич
  • Сергеев Владислав Владимирович
  • Фадеев Дмитрий Юрьевич
  • Камлюк Василий Владимирович
  • Иванов Руслан Михайлович
  • Сизько Дмитрий Владимирович
  • Сайданов Виктор Олегович
  • Самойлов Александр Николаевич
RU2737575C1
Двигатель внутреннего сгорания 1988
  • Балюк Борис Константинович
  • Дивинский Аркадий Аронович
  • Дивинский Евгений Аркадьевич
  • Меньшенин Геннадий Григорьевич
  • Фалеев Лев Николаевич
SU1537852A1
ТУРБОКОМПРЕССОР ДЛЯ НАДДУВА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2014
  • Крохта Геннадий Михайлович
  • Усатых Николай Александрович
  • Хомченко Егор Николаевич
RU2559207C1
Силовая установка 1978
  • Приходько Михаил Семенович
SU794234A1

Реферат патента 2000 года СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧНОСТИ, МОЩНОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО БАЛАНСА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ТУРБОКОМПАУНДНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, в частности к повышению мощности двигателя путем применения компаундной турбины, а также к система электроснабжения. Способ повышения экономичности, мощности и обеспечения положительного баланса электроэнергии в системе электрооборудования транспортного средства с турбокомпаундным двигателем путем расширения отработавших газов в турбине турбокомпрессора и соединенной с коленчатым валом силовой турбине, отключаемой от коленчатого вала на частичных нагрузочных и скоростных режимах с перепуском выпускных газов мимо упомянутой, при этом привод генератора осуществляется от коленчатого вала двигателя, отличается тем, что выпускные газы первоначально расширяют на турбине турбокомпрессора, а затем на силовой турбине с перепуском их мимо силовой турбины на частичных режимах работы и расширением на турбине привода генератора, при этом привод генератора осуществляется от упомянутой турбины через соответствующий редуктор, а его привод от коленчатого вала двигателя отключают. Изобретение обеспечивает повышение эксплуатационной экономичности и мощности двигателя, а также положительного баланса электроэнергии в бортовой сети. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 155 875 C2

Способ повышения экономичности, мощности и обеспечения положительного баланса электроэнергии в системе электрооборудования транспортного средства с турбокомпаундным двигателем путем расширения отработавших газов в турбине турбокомпрессора и соединенной с коленчатым валом силовой турбине, отключаемой от коленчатого вала на частичных нагрузочных и скоростных режимах с перепуском выпускных газов мимо упомянутой, при этом привод генератора осуществляют от коленчатого вала двигателя, отличающийся тем, что выпускные газы первоначально расширяют в турбине турбокомпрессора, а затем в силовой турбине с перепуском их мимо силовой турбины на частичных режимах работы и расширением в турбине привода генератора, при этом привод генератора осуществляют от упомянутой турбины через соответствующий редуктор, а его привод от коленчатого вала двигателя отключают.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2155875C2

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Устройство для регулирования топливного насоса двигателя внутреннего сгорания 1974
  • Дейч Рафаил Самуилович
  • Рогов Моисей Львович
SU477249A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Силовая установка 1978
  • Гринсберг Филипп Григорьевич
  • Розенблит Геннадий Борисович
SU731010A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Силовая установка 1979
  • Тернопол Владимир Петрович
  • Зайончковский Валентин Николаевич
  • Заславский Ефим Григорьевич
  • Малютин Евгений Владимирович
  • Соболь Валентин Николаевич
SU922303A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
US 4418536, 06.12.1983
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
Автоматический огнетушитель 0
  • Александров И.Я.
SU92A1
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
Прибор для определения в газе незначительных количеств горючих составных частей 1933
  • Соколов В.А.
SU42335A1
Центрифуга для формования тел вращения 1976
  • Тюрин Юлий Иванович
  • Борботко Петр Антонович
  • Ласточкин Василий Григорьевич
SU655550A1
Топка с несколькими решетками для твердого топлива 1918
  • Арбатский И.В.
SU8A1
Способ электромагнитного контроля механических свойств движущихся ферромагнитных изделий 1983
  • Сандомирский Сергей Григорьевич
  • Мельгуй Михаил Александрович
  • Трусов Николай Калистратович
SU1118906A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
Цистерна для вязких грузов 1986
  • Тихонов Сергей Михайлович
  • Тихонова Нина Николаевна
SU1402505A1
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1
СИСТЕМА И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА В ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ 2007
  • Свенссон Роберт
RU2443574C2

RU 2 155 875 C2

Авторы

Бурячко В.Р.

Гук А.В.

Сидоров Б.Н.

Хабиров Р.М.

Даты

2000-09-10Публикация

1996-06-17Подача