ВЫХЛОПНОЙ ПАТРУБОК ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ Российский патент 1998 года по МПК F01D25/30 

Описание патента на изобретение RU2117774C1

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано при конструировании и модернизации выхлопных патрубков паровых турбин.

Известны выхлопные патрубки паровой турбины, содержащие корпус, имеющий горизонтальный разъем, делящий корпус на две части: верхнюю и нижнюю, и размещаемое в нем рабочее колесо последней ступени паровой турбины (авт. св., SU, 1605003).

Общим недостатком таких патрубков является то, что при одностороннем выхлопе в подвальный конденсатор поток, совершая разворот на 180o в верхней половине патрубка, сворачивается в два мощных вихревых шнура. Эти вихревые шнуры перекрывают значительную часть проходной площади нижней части корпуса патрубка и создают большую неравномерность поля скоростей на входе в конденсатор. В результате резко растут динамические нагрузки как на конструктивные элементы турбин, так и на патрубки конденсатора. Кроме того, выходная неравномерность потока приводит к снижению интенсивности отвода тепла от пара к охлаждающей воде.

Известен выхлопной парубок паровой турбины (авт. св. 169946), в котором корпус выполнен с горизонтальным разъемом и снабжен системой разделительных ребер. Основным недостатком данного технического решения является то, что сложная система криволинейных ребер приводит к возникновению интенсивности вторичных течений и вихревых шнуров в каждом криволинейном канале, в результате происходит интенсивный рост потерь даже при сравнительно малых безразмерных скоростях М на входе в патрубок. Кроме того, несмотря на значительное увеличение жесткости корпуса патрубка, используемая система ребер из-за плохой аэродинамики потока не приводит к заметному снижению вибрации на встроенных в корпус патрубка подшипниках турбины.

Прототипом предлагаемого устройства является известный выхлопной патрубок паровой турбины (авт. св. SU, 1605003).

Предлагаемое изобретение направлено на решение задачи, относящейся к повышению надежности и экономичности выхлопных патрубков паровых турбин при снижении потерь энергии и одновременном снижении вибрации всей конструкции выхлопного патрубка паровой турбины. Решается эта задача за счет обеспечения снижения неравномерности поля скоростей в выходном сечении патрубка, что и является техническим результатом, который может быть получен при осуществлении предлагаемого изобретения.

Получение указанного технического результата обеспечивается за счет того, что корпус выхлопного патрубка паровой турбины выполняется с элементами жесткости и включает две разъемные части (верхнюю и нижнюю) с горизонтальной плоскостью разъема, в нижней части корпуса размещены два противовихревые устройства, расположенные симметрично относительно продольной оси патрубка, расстояние между ними составляет 1-1,2 диаметра рабочего колеса последней ступени каждое из противовихревых устройств выполнено в виде решетки из перекрещивающихся пластин, длина каждой из которых составляет 45-60% от длины рабочей лопатки последней ступени, перекрещивающиеся пластины образуют в поперечном сечении ячейки прямоугольной формы, расстояние между противоположными сторонами которых составляет 30-40% от длины рабочей лопатки последней ступени, при этом каждое противовихревое устройство жестко прикреплено к боковым стенкам нижней разъемной части корпуса таким образом, что верхняя часть перекрещивающихся пластин совпадает с горизонтальной плоскостью разъема, а плоскости поперечных сечений ячеек прямоугольной формы параллельны ему.

Наличие указанной совокупности существенных признаков в выхлопном патрубке паровой турбины обеспечивает при его использовании дробление вихревых шнуров, образующихся в верхней части корпуса патрубка, выравнивание поля скоростей в выходном сечении патрубка, снижение гидравлического сопротивления патрубка и его вибрации.

На фиг.1 показана нижняя часть выхлопного патрубка паровой турбины, продольный разрез; на фиг.2 - выхлопной патрубок.

На фиг.1, 2 применены следующие обозначения: 1 - корпус (элементы жесткости на фиг. 1 не показаны); 2 - верхняя часть корпуса 1; 3 - нижняя часть корпуса 1; 4 - горизонтальная плоскость разъема верхней 2 и нижней 3 частей корпуса 1; 5 - противовихревое устройство, выполненное в виде решетки из перекрещивающихся пластин 6; 7 - ячейки прямоугольной формы; 8 - боковые стенки нижней части 3 корпуса 1.

В нижней разъемной части 3 корпуса 1 симметрично относительно продольной оси О патрубка установлены два противовихревые устройства 5, расстояние L между ними составляет 1-1,2 диаметра Дп рабочего колеса последней ступени. Каждое из противовихревых устройств 5 выполнено в виде решетки из перекрещивающихся пластин 6, длина каждой из которых составляет 45-60% от длины рабочей лопатки последней ступени, и образующих в поперечном сечении ячейки 7 прямоугольной формы, расстояние между противоположными сторонами которых составляет 30-40% от длины рабочей лопатки последней ступени. Каждое противовихревое устройство 5 жестко прикреплено к боковым стенкам 8 нижней разъемной части 3 корпуса 1 таким образом, что верхняя часть перекрещивающихся пластин 6 совпадает с горизонтальной плоскостью 4 разъема верхней 2 и нижней 3 частей корпуса 1, а плоскости поперечных сечений ячеек 7 прямоугольной формы параллельны ему.

Предлагаемый выхлопной патрубок паровой турбины работает следующим образом.

Пар из рабочего колеса последней ступени поступает в корпус 1 патрубка паровой турбины. В верхней части 2 корпуса 1 патрубка поток пара совершает разворот на 180o, в результате чего сворачивается в два мощных вихревых шнура, которые быстро растут и, достигая выходного сечения корпуса патрубка, занимают большую часть его площади, в результате не только значительно растет гидравлическое сопротивление патрубка, особенно при значительных значениях безразмерной скорости М1 на входе в патрубок, но и, учитывая нестабильность вихревого течения, вызывает весьма большую низкочастотную вибрацию корпуса 1 патрубка и связанных с ним элементов турбомашины. Однако, предлагаемое указанное выше выполнение противовихревых устройств 5 и их расположение в корпусе выхлопного патрубка позволяет разбить парные вихри в зоне, где начинается наиболее бурный рост их интенсивности. Продольное расположение пластин 6 позволяет при этом беспрепятственно растекаться потоку пара по всей ширине корпуса патрубка, обеспечивая тем самым более полное заполнение потоком пара выходного сечения.

Также два блока решеток из перекрещивающихся пластин 6 (противовихревые устройства 5), установленных в нижней части 3 корпуса патрубка непосредственно от горизонтального разъема, повышают жесткость конструкции и приводят к резкому снижению ее вибрации.

При оценке размеров используемых пластин 6 и образуемых ими решеток следует исходить из следующих соображений. Расстояние между соседними пластинами напрямую влияет на эффективность дробления вихревых шнуров. Чем оно меньше, тем лучше дробление вихревых шнуров, но одновременно и больше гидравлическое сопротивление. За базовые размеры, относительно которых выбираются оптимальные размеры пластин 6 и образуемых ими решеток, принимаются диаметр рабочего колеса и высота рабочей лопатки последней ступени.

Соединение пластин 6 между собой и с корпусом патрубка целесообразно обеспечивать с помощью силовых элементов, выполненных, например, в виде стержней круглого сечения, которые невосприимчивы к изменению углов натекания потока, что, учитывая сложный, пространственный характер течения пара в корпусе патрубка, очень велико.

Похожие патенты RU2117774C1

название год авторы номер документа
ВЫХЛОПНОЙ ПАТРУБОК ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 1997
  • Зарянкин А.Е.
RU2117773C1
ТОРОИДАЛЬНАЯ ТУРБИНА 1997
  • Гришин Ю.А.
RU2126485C1
КОНЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ЦИЛИНДРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 2001
  • Сачков Ю.С.
  • Шустова И.А.
  • Заец А.И.
RU2207440C2
ЦИЛИНДР ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 2000
  • Бакурадзе М.В.
  • Перминов И.А.
  • Назимов Е.Я.
  • Кошелев С.А.
  • Курмакаев М.К.
  • Кубарев В.Г.
RU2196898C2
ЦИЛИНДР ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ВЛАЖНО-ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 2002
  • Сачков Ю.С.
  • Шпилева С.И.
RU2215161C1
ДВУХЪЯРУСНАЯ СТУПЕНЬ ДВУХЪЯРУСНОГО ЦИЛИНДРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 2008
  • Зарянкин Аркадий Ефимович
  • Арианов Сергей Владимирович
RU2378516C2
Выхлопной патрубок паровой турбины 1981
  • Дейч Михаил Ефимович
  • Зарянкин Аркадий Ефимович
  • Киселев Леонид Егорович
  • Денисов Вячеслав Николаевич
SU969919A1
КОНЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ЦИЛИНДРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 2000
  • Юрьев Ю.Н.
  • Спиридонов А.Ф.
  • Сачков Ю.С.
RU2207439C2
ПРОТОЧНАЯ ЧАСТЬ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 2006
  • Зарянкин Аркадий Ефимович
  • Арианов Сергей Владимирович
  • Зарянкин Владислав Аркадьевич
RU2306424C1
ПРОТОЧНАЯ ЧАСТЬ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 2006
  • Зарянкин Аркадий Ефимович
  • Арианов Сергей Владимирович
  • Зарянкин Владислав Аркадьевич
RU2296224C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 117 774 C1

Реферат патента 1998 года ВЫХЛОПНОЙ ПАТРУБОК ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ

Изобретение используется при конструировании и модернизации выхлопных патрубков паровых турбин и содержит корпус с элементами жесткости, включающий верхнюю и нижнюю разъемные части с горизонтальной плоскостью разъема, и снабжен размещенными в нижней разъемной части корпуса двумя противовихревыми устройствами, расположенными симметрично относительно продольной оси патрубка, расстояние между которыми составляет 1 - 1,2 диаметра рабочего колеса последней ступени, каждое из противовихревых устройств выполнено в виде решетки из перекрещивающихся пластин, длина каждой из которых составляет 45 - 60% от длины рабочей лопатки последней ступени, и образующих в поперечном сечении ячейки прямоугольной формы, расстояние между противоположными сторонами которых составляет 30 - 40% от длины рабочей лопатки последней ступени, при этом каждое противовихревое устройство жестко прикреплено к боковым стенкам нижней разъемной части корпуса таким образом, что верхняя часть перекрещивающихся пластин совпадает с горизонтальной плоскостью разъема, а плоскости поперечных сечений ячеек прямоугольной формы параллельны ему. Повышаются надежность и экономичность выхлопного патрубка паровой турбины. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 117 774 C1

Выхлопной патрубок паровой турбины, содержащий корпус с элементами жесткости, включающий верхнюю и нижнюю разъемные части с горизонтальной плоскостью разъема, отличающийся тем, что снабжен размещенными в нижней разъемной части корпуса двумя противовихревыми устройствами, расположенными симметрично относительно продольной оси патрубка, расстояние между которыми составляет 1 - 1,2 диаметра рабочего колеса последней ступени, каждое из противовихревых устройств выполнено в виде решетки из перекрещивающихся пластин, длина каждой из которых составляет 45 - 60% от длины рабочей лопатки последней ступени и образующих в поперечном сечении ячейки прямоугольной формы, расстояние между противоположными сторонами которых составляет 30 - 40% от длины рабочей лопатки последней ступени, при этом каждое противовихревое устройство жестко прикреплено к боковым стенкам нижней разъемной части корпуса таким образом, что верхняя часть перекрещивающихся пластин совпадает с горизонтальной плоскостью разъема, а плоскости поперечных сечений ячеек прямоугольной формы параллельны ему.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2117774C1

Выхлопной патрубок турбомашины 1988
  • Касилов Валерий Федорович
  • Конев Владимир Афанасьевич
  • Селезнев Лев Иванович
  • Денисов Вячеслав Николаевич
  • Шпикалов Леонид Константинович
SU1605003A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

RU 2 117 774 C1

Авторы

Зарянкин А.Е.

Даты

1998-08-20Публикация

1997-10-17Подача