Изобретение относится к очистке газов от экологически опасных выбросов и может быть использовано для очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания (ДВС), а также для обезвреживания отходящих газов промышленных предприятий, ТЭЦ, асфальто-бетонных заводов и других технологических производств и агрегатов, содержащих в своем составе минеральные и органические аэрозоли, монооксид углерода, оксиды азота, серы и тяжелых металлов, хлориды, фториды и органическое соединения.
Известен [Тезисы докладов межотраслевой конференции "Решение экологических проблем г. Москвы в рамках программы "Конверсия - городу", г. Москва, 1994 г., стр. 201-202] нейтрализатор отработанных газов с применением платино-палладиевых и алюмомеднохромовых катализаторов.
Недостатками нейтрализаторов являются высокая стоимость, возникновение эффектов блокировки пор, капсулирования в них ряда органических соединений, отравление катализатора соединениями свинца, отсутствие термостойкости.
Наиболее близким техническим решением является каталитический нейтрализатор отработанных газов ДВС [Патент РФ N 2029107, F 01 N 3/00, опубл. БИ N 5, 1995 г., стр. 145], Одержащий корпус с впускным и выпускным патрубками и катализатор, размещенный в корпусе и выполненный из благородного металла, нанесенного на грунтовочное покрытие из оксида алюминия, нанесенное на подложку, выполненную из жаростойкого открытоячеистого высокопористого материала (кордиерт, нихром, никелид алюминия или нержавеющая сталь с пористостью 85-95%).
Недостатком прототипа является высокая стоимость используемых материалов, а также сложность изготовления.
Задачей изобретения является создание эффективного и недорогого каталитического нейтрализатора для очистки выхлопных газов ДВС.
Технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, заключается в достижении высокой степени очистки пылегазовой смеси с одновременной экономичностью процесса.
Этот технический результат достигается тем, что в известном каталитическом нейтрализаторе отработанных газов ДВС, состоящем из корпуса с впускным и выпускным патрубками, катализатора, размещенного в корпусе, и разделяющей жаростойкой, высокопористой прослойки, катализатор выполнен из чередующихся слоев металла в виде стружки и/или порошка и бентонитовой глины в виде порошка или окатышей с внесенными в нее ионами цветных металлов.
В качестве металла использовали железо, медь, хром, никель, нихром, титан, алюминий и другие металлы и сплавы.
Для формирования слоя металла можно использовать отходы инструментальных и других производств.
Слой металла выполняет функции катализатора и механического фильтра, задерживающего аэрозоли, кроме того, на поверхности раздела металл/воздух задерживаются углеводороды и другие дифильные молекулы ПАВ, образуя монослои.
Слой бентонитовой глины с внесенными в нее ионами цветных металлов (медь, хром, алюминий, молибден, вольфрам, ванадий, никель, цинк, титан и другие) получен при извлечении цветных металлов из водных растворов с применением бентонитовых глин, в т.ч. при извлечении из стоков промышленных предприятий как отход производства.
Слой бентонитовой глины с ионами цветных металлов выполняет функции механического фильтра, сорбента, катализатора и нейтрализатора кислотных газообразных оксидов (CO2, SO2, NOx и т.п.), последняя - благодаря способности поглощать и удерживать большое количество влаги и наличию в своем составе щелочных компонентов.
Использование бентонитовой глины без осажденных на нее ионов цветных металлов, обладающих каталитическими свойствами, менее эффективно.
Перегородки из жаростойкого пористого материала выполнены из стекло- ткани, -волокна, высокопористой керамики, пористой металлической ленты.
На чертеже представлен каталитический нейтрализатор, разрез.
Каталитический нейтрализатор состоит из разъемного корпуса 1, выполненного из верхней и нижней частей, соединенных креплениями 2, снабженного впускным 3 и выпускным 4 патрубками; внутри корпуса 1 расположен стакан 5, в котором содержатся слои металла в виде стружки и/или порошка 6 и бентонитовой глины в виде порошка или окатышей с внесенными в нее ионами цветных металлов 7, заключенные между прослойками 8, 9, 10 из жаропрочного, высокопористого материала; прослойки и стакан имеют размеры пор и отверстий, не пропускающие сыпучие материалы слоев.
Устройство работает следующим образом: отработанные выхлопные газы ДВС проходят через впускной патрубок 3, прослойку 8 слой металла 6, прослойку 9, слой бентонитовой глины 7, прослойку 10 и выпускной патрубок 4. На выходе из выпускного патрубка 4 получают очищенный газ.
Экспериментами установлено, что разработанный каталитический нейтрализатор для очистки выхлопных газов ДВС практически полностью задерживает аэрозоли, снижает содержание углеводородов на 65-75%, монооксида углерода до 50%, снижает содержание оксидов азота.
Использование разработанного каталитического нейтрализатора позволит по сравнению с прототипом снизить стоимость очистки выхлопных газов ДВС, обеспечить высокую эффективность очистки газов и решить задачу утилизации отходов производства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2124135C1 |
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2131980C1 |
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2009 |
|
RU2413851C1 |
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2009 |
|
RU2413850C1 |
СПОСОБ ОСАЖДЕНИЯ ИОНОВ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ ИЗ ПРОМЫШЛЕННЫХ СТОЧНЫХ ВОД | 1996 |
|
RU2104316C1 |
СПОСОБ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2306440C1 |
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2117169C1 |
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2003 |
|
RU2253021C2 |
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2029107C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1994 |
|
RU2087725C1 |
Изобретение предназначено для очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания, а также для обезвреживания отходящих газов промышленных предприятий. Каталитический нейтрализатор состоит из корпуса с впускным и выпускным патрубками, размещенного в корпусе катализатора, выполненного из чередующихся слоев металла в виде стружки и/или порошка и бентонитовой глины в виде порошка или окатышей с внесенными в нее ионами цветных металлов. Между слоями расположены прослойки из жаропрочного, высокопористого материала. Изобретение позволяет повысить эффективность очистки. 1 ил.
Каталитический нейтрализатор отработанных газов двигателя внутреннего сгорания, состоящий из корпуса с впускным и выпускным патрубками, катализатора, размещенного в корпусе, и разделяющей жаропрочной, высокопористой прослойки, отличающийся тем, что катализатор выполнен из чередующихся слоев металла в виде стружки и/или порошка и бентонитовой глины в виде порошка или окатышей с внесенными в нее ионами цветных металлов.
RU, 2029107 C1, 20.02.95 | |||
SU, 785533 A, 07.12.80 | |||
SU, 1705602 A1, 15.01.92 | |||
SU, 495444 A, 18.03.76 | |||
SU, 968491, 23.10.82 | |||
DE, 3713209 A1, 03.11.88 | |||
US, 4592899 A, 03.06.86 | |||
DE, 2232888 B2, 14.03.74. |
Авторы
Даты
1998-08-20—Публикация
1996-08-15—Подача