КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 1998 года по МПК F01N3/28 

Описание патента на изобретение RU2117778C1

Изобретение относится к очистке газов от экологически опасных выбросов и может быть использовано для очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания (ДВС), а также для обезвреживания отходящих газов промышленных предприятий, ТЭЦ, асфальто-бетонных заводов и других технологических производств и агрегатов, содержащих в своем составе минеральные и органические аэрозоли, монооксид углерода, оксиды азота, серы и тяжелых металлов, хлориды, фториды и органическое соединения.

Известен [Тезисы докладов межотраслевой конференции "Решение экологических проблем г. Москвы в рамках программы "Конверсия - городу", г. Москва, 1994 г., стр. 201-202] нейтрализатор отработанных газов с применением платино-палладиевых и алюмомеднохромовых катализаторов.

Недостатками нейтрализаторов являются высокая стоимость, возникновение эффектов блокировки пор, капсулирования в них ряда органических соединений, отравление катализатора соединениями свинца, отсутствие термостойкости.

Наиболее близким техническим решением является каталитический нейтрализатор отработанных газов ДВС [Патент РФ N 2029107, F 01 N 3/00, опубл. БИ N 5, 1995 г., стр. 145], Одержащий корпус с впускным и выпускным патрубками и катализатор, размещенный в корпусе и выполненный из благородного металла, нанесенного на грунтовочное покрытие из оксида алюминия, нанесенное на подложку, выполненную из жаростойкого открытоячеистого высокопористого материала (кордиерт, нихром, никелид алюминия или нержавеющая сталь с пористостью 85-95%).

Недостатком прототипа является высокая стоимость используемых материалов, а также сложность изготовления.

Задачей изобретения является создание эффективного и недорогого каталитического нейтрализатора для очистки выхлопных газов ДВС.

Технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, заключается в достижении высокой степени очистки пылегазовой смеси с одновременной экономичностью процесса.

Этот технический результат достигается тем, что в известном каталитическом нейтрализаторе отработанных газов ДВС, состоящем из корпуса с впускным и выпускным патрубками, катализатора, размещенного в корпусе, и разделяющей жаростойкой, высокопористой прослойки, катализатор выполнен из чередующихся слоев металла в виде стружки и/или порошка и бентонитовой глины в виде порошка или окатышей с внесенными в нее ионами цветных металлов.

В качестве металла использовали железо, медь, хром, никель, нихром, титан, алюминий и другие металлы и сплавы.

Для формирования слоя металла можно использовать отходы инструментальных и других производств.

Слой металла выполняет функции катализатора и механического фильтра, задерживающего аэрозоли, кроме того, на поверхности раздела металл/воздух задерживаются углеводороды и другие дифильные молекулы ПАВ, образуя монослои.

Слой бентонитовой глины с внесенными в нее ионами цветных металлов (медь, хром, алюминий, молибден, вольфрам, ванадий, никель, цинк, титан и другие) получен при извлечении цветных металлов из водных растворов с применением бентонитовых глин, в т.ч. при извлечении из стоков промышленных предприятий как отход производства.

Слой бентонитовой глины с ионами цветных металлов выполняет функции механического фильтра, сорбента, катализатора и нейтрализатора кислотных газообразных оксидов (CO2, SO2, NOx и т.п.), последняя - благодаря способности поглощать и удерживать большое количество влаги и наличию в своем составе щелочных компонентов.

Использование бентонитовой глины без осажденных на нее ионов цветных металлов, обладающих каталитическими свойствами, менее эффективно.

Перегородки из жаростойкого пористого материала выполнены из стекло- ткани, -волокна, высокопористой керамики, пористой металлической ленты.

На чертеже представлен каталитический нейтрализатор, разрез.

Каталитический нейтрализатор состоит из разъемного корпуса 1, выполненного из верхней и нижней частей, соединенных креплениями 2, снабженного впускным 3 и выпускным 4 патрубками; внутри корпуса 1 расположен стакан 5, в котором содержатся слои металла в виде стружки и/или порошка 6 и бентонитовой глины в виде порошка или окатышей с внесенными в нее ионами цветных металлов 7, заключенные между прослойками 8, 9, 10 из жаропрочного, высокопористого материала; прослойки и стакан имеют размеры пор и отверстий, не пропускающие сыпучие материалы слоев.

Устройство работает следующим образом: отработанные выхлопные газы ДВС проходят через впускной патрубок 3, прослойку 8 слой металла 6, прослойку 9, слой бентонитовой глины 7, прослойку 10 и выпускной патрубок 4. На выходе из выпускного патрубка 4 получают очищенный газ.

Экспериментами установлено, что разработанный каталитический нейтрализатор для очистки выхлопных газов ДВС практически полностью задерживает аэрозоли, снижает содержание углеводородов на 65-75%, монооксида углерода до 50%, снижает содержание оксидов азота.

Использование разработанного каталитического нейтрализатора позволит по сравнению с прототипом снизить стоимость очистки выхлопных газов ДВС, обеспечить высокую эффективность очистки газов и решить задачу утилизации отходов производства.

Похожие патенты RU2117778C1

название год авторы номер документа
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Воропанова Л.А.
  • Козырев Е.Н.
  • Лисицына О.Г.
  • Колычев В.П.
RU2124135C1
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Цывелев В.Н.
  • Лисицына О.Г.
  • Воропанова Л.А.
RU2131980C1
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Носырев Дмитрий Яковлевич
  • Муратов Алексей Владимирович
  • Плетнев Александр Игоревич
  • Гудков Артем Владимирович
RU2413851C1
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Носырев Дмитрий Яковлевич
  • Плетнев Александр Игоревич
RU2413850C1
СПОСОБ ОСАЖДЕНИЯ ИОНОВ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ ИЗ ПРОМЫШЛЕННЫХ СТОЧНЫХ ВОД 1996
  • Воропанова Л.А.
  • Кузнецов О.К.
  • Пожиганова Г.В.
  • Мешкова Т.Е.
RU2104316C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Иванов Юрий Алексеевич
  • Орлова Раиса Петровна
  • Быстров Сергей Алексеевич
  • Иванов Евгений Дмитриевич
  • Орлов Александр Петрович
  • Дворянчиков Александр Григорьевич
RU2306440C1
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Анциферов В.Н.
  • Калашникова М.Ю.
  • Макаров А.М.
  • Нечаев В.Г.
RU2117169C1
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Воропанова Л.А.
  • Алексеев Б.В.
RU2253021C2
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Анциферов В.Н.
  • Белова М.Ю.
  • Дробаха Е.А.
  • Сапрыкина О.Ф.
  • Макаров А.М.
  • Исаева Е.Г.
RU2029107C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1994
  • Новоселов А.Л.
  • Новоселов А.А.
  • Мельберт А.А.
RU2087725C1

Реферат патента 1998 года КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение предназначено для очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания, а также для обезвреживания отходящих газов промышленных предприятий. Каталитический нейтрализатор состоит из корпуса с впускным и выпускным патрубками, размещенного в корпусе катализатора, выполненного из чередующихся слоев металла в виде стружки и/или порошка и бентонитовой глины в виде порошка или окатышей с внесенными в нее ионами цветных металлов. Между слоями расположены прослойки из жаропрочного, высокопористого материала. Изобретение позволяет повысить эффективность очистки. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 117 778 C1

Каталитический нейтрализатор отработанных газов двигателя внутреннего сгорания, состоящий из корпуса с впускным и выпускным патрубками, катализатора, размещенного в корпусе, и разделяющей жаропрочной, высокопористой прослойки, отличающийся тем, что катализатор выполнен из чередующихся слоев металла в виде стружки и/или порошка и бентонитовой глины в виде порошка или окатышей с внесенными в нее ионами цветных металлов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2117778C1

RU, 2029107 C1, 20.02.95
SU, 785533 A, 07.12.80
SU, 1705602 A1, 15.01.92
SU, 495444 A, 18.03.76
SU, 968491, 23.10.82
DE, 3713209 A1, 03.11.88
US, 4592899 A, 03.06.86
DE, 2232888 B2, 14.03.74.

RU 2 117 778 C1

Авторы

Воропанова Л.А.

Лисицына О.Г.

Цивелев В.Н.

Колычев В.П.

Олисаев В.А.

Цгоев Т.Ф.

Даты

1998-08-20Публикация

1996-08-15Подача