ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 1998 года по МПК F02B75/32 F02B41/02 

Описание патента на изобретение RU2117790C1

Область техники: поршневые машины, в частности двигатели внутреннего сгорания с бесшатунным механизмом преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное рабочего вала, преимущественно с двухрядным параллельным расположением цилиндров.

Уровень техники: известен двигатель внутреннего сгорания с бесшатунным механизмом и крестообразным расположением цилиндров (см. авт.свид. СССР N118471, М. кл. F 01 B 9/02), содержащий корпус, два кривошипа, штоки, соединенные с поршнями и коленчатым валом, соединительный вал, синхронизирующий вращение кривошипов.

Недостатком этого двигателя являются большие размеры поперечного сечения, сложность коммуникаций и обслуживания из-за крестообразного расположения цилиндров, а также неудовлетворительная экономичность, присущая рабочему процессу с принудительным зажиганием рабочей смеси. Достоинством его является высокий механический КПД.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является двигатель внутреннего сгорания (см. патент России N2008478 C 1, F 02 B 75/32) с двухрядным параллельным расположением в корпусе цилиндров и бесшатунным механизмом преобразования движения, содержащим два коленчатых вала, установленных в соответствующих кривошипах, поршни, штоки, ползуны, соединительный вал с шестернями для синхронизации движения кривошипов и балансиры, движущиеся в плоскости осей кривошипов, причем кривошипы совместно работающих цилиндров развернуты друг относительно друга на угол, обеспечивающий смещение по фазе в движении поршней совместно работающих цилиндров.

К недостаткам двигателя следует отнести повышенные механические потери, увеличенные габариты поперечного сечения корпуса двигателя, а также сложность сборки и разборки.

Первый недостаток связан с наличием большого количества трущихся пар силового механизма и неравномерной нагруженностью силовых механизмом спаренных цилиндров, связанной со сдвигом по фазе в движении поршней. Второй недостаток связан с выходом балансиров за внешнюю боковую стенку цилиндров, дополнительно увеличенным и смещением центров тяжестей балансиров в те же сторону. Кроме того, расположение маховика на одном из кривошипов, со смещением от центра корпуса, также увеличивает размеры корпуса по ширине. Увеличение высоты корпуса двигателя связано с размещением соединительного вала в нижней части двигателя (ниже направляющих балансира).

Сложность сборки и разборки связана с малым расстоянием между балансирами соседних рядов цилиндров и их расположением в трудно доступном месте.

Достоинством двигателя являются высокая экономичность, связанная с использованием оптимальных параметров рабочего процесса, меньшие габариты и удельная масса в сравнении с аналогичными двигателями с кривошипно-шатунным механизмом.

Цель изобретения - устранение отмеченных недостатков, то есть повышение механического КПД, уменьшение габаритов и упрощение конструкции двигателя.

Указанная цель достигается тем, что в двигателе, содержащем корпус, по меньшей мере два цилиндра, надпоршневые пространства которых соединены перепускным каналом, свечу зажигания в одном из цилиндров, бесшатунный механизм преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение рабочего вала с кривошипами и установленным в них концевыми шейками коленчатым валом, соединительным валом, синхронизирующим посредством шестерен взаимное положение кривошипов, поршнями, штоками, ползунами и балансиром, согласно изобретению коленчатый вал выполнен общим для спаренных цилиндров с жестким соединением каждой пары штоков с поршнями на одном ползуне, ось кривошипов смещена с оси цилиндра в сторону другого цилиндра на величину (0,48. . .0,52)А, где А - расстояние между осями цилиндров, а соединительный вал размещен у боковой стенки корпуса в зоне, непосредственно примыкающей к направляющим ползунов, соединенных с поршнями. Смещение центра тяжести балансира на величину (0,03...0,15)L, где L - длина балансира, с оси штоковой шейки выбрано с учетом положения соединительного вала для получения минимально возможной ширины корпуса.

Эффект снижения механических потерь связан с уменьшением количества пар трения и оптимальным характером их нагружения, учитывающим особенности осуществления рабочего процесса в совместно работающих цилиндрах при синхронном движении в них поршней. Уменьшение габаритов и упрощение конструкции связано с использованием схемы бесшатунного механизма с одним коленчатым валом, особенностью взаимного расположения осей кривошипа и соединительного вала, а также с уменьшением величины смещения центра тяжести балансира с оси штоковой шейки.

На фиг.1 изображен поперечный разрез четырехцилиндрового двигателя внутреннего сгорания предлагаемой конструкции; на фиг.2 - разрез А - А на фиг. 1.

Двигатель содержит две пары цилиндров, расположенных вертикально двумя рядами 1 и 2 вдоль продольной оси корпуса. Два цилиндра, оси которых расположены в плоскости, перпендикулярной продольной оси корпуса, имеют камеры сгорания различного объема, соединенные перепускным каналом 3. Свеча зажигания 4 расположена в одной из камер сгорания. В корпусе расположен бесшатунный механизм преобразования движения, содержащий четыре поршня 5, четыре штока 6, два ползуна 7, коленчатый вал 8 с цапфами, коленами и щеками, балансир 9, кривошипы 10 и 11, шестерни 12 - 15 для синхронизации вращения кривошипов с помощью соединительного вала 16. На кривошипах 10 и 11 смонтированы противовесы 17. Балансир 9 снабжен горизонтально расположенными направляющими 18. Ползуны 7 снабжены вертикально расположенными направляющими 19. Каждый ползун 7 жестко соединен с двумя штоками 6. Ось кривошипов 10 и 11 смещена с оси цилиндра 1 в сторону оси 2 на величину (0,48 - 0,52)А, где А - межцилиндровое расстояние. Величина смещения обеспечивает минимальные потери трения ползунов 7 на направляющих 19, так как дополнительно учитывает перепад давлений в цилиндрах в процессе сгорания. Соединительный вал 16 установлен у боковой стенки корпуса в непосредственной близости от направляющей 19. Центр тяжести балансира 9 смещен с оси штоковой шейки коленчатого вала 8 в сторону противоположной боковой стенки корпуса.

В двигателе с совместно работающими цилиндрами могут быть реализованы различные способы организации рабочего процесса. Двигатель по одному из возможных способов работает следующим образом.

Рабочий процесс осуществляется в каждой паре цилиндров. В цилиндр 1 со свечой зажигания 4 подается от карбюратора (не показан) смесь в пределах устойчивого искрового зажигания. В цилиндр 2, с меньшим объемом камеры сжатия, подается смесь в пределах от обогащенного состава до чистого воздуха (переменного в зависимости от нагрузки). При синхронном движении поршней в цилиндрах 1 и 2 в процессе сжатия часть заряда цилиндра 2 перетекает через канал 3 в цилиндр 1 из-за разности объемов камер сжатия. Заряд цилиндра 1 после его воспламенения от свечи 4 интенсивно турбулизуется перетекающим зарядом, что обеспечивает быстрое и совершенное сгорание топлива в цилиндре 1. С развитием сгорания пламя в виде факела выбрасывается через канал 3 в камеру сгорания цилиндра 2. В результате обеспечиваются условия бездетонационной работы двигателя при высокой степени сжатия на низкооктановом топливе, а также обеднения смеси на режимах частичных нагрузок до коэффициента избытка воздуха α = 2,5. Для обеспечения минимальных потерь трения ползунов 7 на направляющих 19 ось кривошипов смещена с оси цилиндра 1 в сторону оси другого цилиндра на величину (0,58 - 0,62)А, где А - расстояние между осями цилиндров. Это смещение учитывает и возникающий перепад давлений между цилиндрами в процессе сгорания, составляющий не более 0,02 - 0,03 МПа. Процесс расширения газов осуществляется в обоих цилиндрах. Давление газов через поршни 5, штоки 6 и ползуны 7 передает усилие на штоковые шейки коленчатого вала 8 и далее на кривошипы 10 и 11, заставляя их вращаться. Часть мощности с переднего кривошипа 10 передается на кривошип 11 через шестерни 12 - 15 и соединительный вал 16, одновременно синхронизирующий взаимное положение кривошипов. Боковые усилия с поршней перенесены с поршней на ползуны 7 и балансир 9, работающие по направляющим 18 и 19 в условиях жидкостного трения. Массы балансира 9 и противовесов 17 выбраны таким образом, что полностью уравновешены силы инерции поступательно и вращательно движущихся масс силового механизма. А симметричное расположение пар совместно работающих цилиндров относительно балансира исключает появление неуравновешенного момента.

Использование схемы с одним коленчатым валом уменьшает число трущихся пар и при синхронном движении поршней позволяет повысить механический КПД на 7% в сравнении с прототипом, а новая совокупность взаимного положения оси кривошипов, соединительного вала и уменьшение смещения центра тяжести балансира с оси штоковой шейки уменьшает предельные поперечные размеры корпуса двигателя на 20%. Дополнительное преимущество заявляемого двигателя - упрощение сборки и разборки бесшатунного силового механизма.

Похожие патенты RU2117790C1

название год авторы номер документа
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Костин А.И.
  • Язев В.А.
  • Штагер В.П.
  • Миллер А.О.
  • Дьяков М.В.
RU2117791C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Копцев В.П.
  • Артемьев Б.В.
  • Терешин Е.П.
  • Костин А.И.
  • Кушуль В.М.
  • Миллер А.О.
  • Кириллов И.М.
RU2008478C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2016
  • Дзюбан Александр Сергеевич
RU2682460C2
УСТРОЙСТВО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ 2004
  • Ворогушин Владимир Александрович
RU2280771C2
БЕСШАТУННЫЙ ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 1996
  • Рюхин Андрей Дмитриевич
  • Чурсинов Вячеслав Евстафьевич
RU2122638C1
ПОРШНЕВОЙ, БЕСШАТУННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2009
  • Неклюдов Александр Афанасьевич
RU2406838C2
Устройство бесшатунного силового механизма поршневой машины 2020
  • Ворогушин Владимир Александрович
RU2742623C1
Бесшатунный механизм поршневой машины 2021
  • Становской Виктор Владимирович
  • Казакявичюс Сергей Матвеевич
  • Становской Александр Викторович
  • Ежков Константин Олегович
  • Шестаков Александр Александрович
  • Попов Алексей Владимирович
RU2781324C1
Роторный двигатель внутреннего сгорания "БЕСШАТУННЫЙ" 2019
  • Енов Михаил Иванович
RU2730202C1
ГИПОЦИКЛОИДНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ 1997
  • Сивуров В.Н.
RU2132497C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 117 790 C1

Реферат патента 1998 года ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Двигатель внутреннего сгорания с бесшатунным силовым механизмом позволяет повысить механический КПД, уменьшить габариты и упростить конструкцию. В двигателе с двухрядным параллельным расположением спаренных цилиндров бесшатунный силовой механизм выполнен с одним коленчатым валом и с жестким соединением каждой пары штоков с поршнями на одном ползуне. Ось кривошипов смещена от оси цилиндра в сторону оси спаренного цилиндра на величину (0,48 - 0,52)A, где A - расстояние между цилиндрами. Для уменьшения поперечного размера двигателя соединительный вал размещен у боковой стенки корпуса в зоне, непосредственно примыкающей к направляющим ползунов, а центр тяжести балансира смещен с оси штоковой шейки на величину (0,03 - 0,15)L, где L - длина балансира. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 117 790 C1

1. Двигатель внутреннего сгорания с двухрядным параллельным расположением в корпусе спаренных цилиндров, надпоршневые камеры которых соединены перепускным каналом, свечой зажигания в одной из камер, бесшатунным механизмом преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение рабочего вала с кривошипами и установленным в них концевыми шейками коленчатым валом, соединительным валом, синхронизирующим посредством шестерен взаимное положение кривошипов, поршнями, штоками, ползунами и балансиром, отличающийся тем, что, с целью снижения механических потерь и уменьшения габаритов двигателя, коленчатый вал выполнен общим для спаренных цилиндров с жестким соединением каждой пары штоков с поршнями на одном ползуне, ось кривошипов смещена с оси цилиндра в сторону оси спаренного цилиндра на величину (0,48 - 0,52)А, где А - расстояние между осями цилиндров, а соединенный вал размещен у боковой стенки корпуса в зоне, непосредственно примыкающей к направляющим ползунов. 2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что центр тяжести балансира смещен с оси штоковой шейки на величину (0,03 - 0,15)L, где L - длина балансира.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2117790C1

RU, 2008478 С1, 1994
SU, 118471 А, 1974
RU, 2044128 С1, 1995
SU, 1134749 А, 1985
GB, 900919 А, 1962
CH, 466944 А, 1969
EP, 0203395 А1, 1986.

RU 2 117 790 C1

Авторы

Костин А.И.

Миллер А.О.

Штагер В.П.

Расов М.В.

Дьяков М.В.

Даты

1998-08-20Публикация

1996-07-16Подача