МОТОРНЫЙ ОТСЕК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 1998 года по МПК F02B77/13 F01P11/12 

Описание патента на изобретение RU2117792C1

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к заключенным в акустическую капсулу силовым агрегатам, включающим двигатель внутреннего сгорания, и предназначено как для транспортных средств, так и для стационарных установок.

Известны двигатели внутреннего сгорания (ДВС), содержащие акустическую капсулу, выполненную в виде принудительного вентилируемого и охватывающего корпус двигателя с установленными на нем системами и навесными агрегатами, и обеспечивающего уменьшение шума, излучаемого двигателем и его составными элементами.

Такие конструкции описаны, например, в патентных источниках информации [1-11], характеризующих уровень техники, где представлены устройства устранения образования стоячих волн во входном воздухопроводе кожуха, резонансно усиливающих звуковое излучение, за счет дробления сечения воздуховода продольными горизонтальными и наклонными направляющими пластинами, что приводит к ослаблению передачи звука из пространства кожуха в окружающую среду, [1];
обеспечивающие надежную герметизацию пространства кожуха в эксплуатации за счет надежной блокировки закрывающихся дверей [2];
увеличивающие звукоизоляцию кожуха при сохранении необходимых для охлаждения проходных сечений вентиляционных каналов, за счет создания множества расширяющихся пространств и отверстий, путем многостенной с перфорированными стенками конструкции кожуха [3];
увеличивающие звукоизоляцию кожуха за счет уменьшения передачи звука из объема кожуха через воздуховпускное и воздуховыпускное отверстия канала, за счет увеличения длины канала (не менее длины корпуса) и введения как минимум одного прямоугольного изгиба канала [4];
увеличивающие звукоизоляцию кожуха за счет использования облицованных шумопоглощающими материалами автономных вентиляционных каналов, охватывающих наиболее термонагруженные элементы капсулированного двигателя - выхлопной коллектор, приемную трубу глушителя [5];
увеличивающие звукоизоляцию кожуха ДВС воздушного охлаждения за счет регулирования проходного сечения вентиляционного канала, путем использования поворотной заслонки в теле кожуха [6];
увеличивающие звукоизоляцию кожуха и улучшающие вентилируемость его пространства и охлаждение ДВС путем использования на диске приводного шкива лопаток вентилятора и применения вентиляционного канала облицованного шумопоглощающим материалом в зоне прохождения приводного ремня шкива [7 и 8];
увеличивающие тепло и шумозащиту кожуха за счет разделения пространства кожуха глухой перегородкой в одной части которой находится двигатель, а в другой - компрессор, при этом используется впускной канал лабиринтного типа [9];
улучшающие звукоизоляцию кожуха и снижающие теплонапряженность наиболее нагретых элементов ДВС, за счет использования герметичного кожуха с подведенными трубопроводами, сообщенными с полостью вентиляторной установки, при этом трубопроводы выполняют роль направленных элементов обдува локальных поверхностей ДВС [10];
улучшающих звукоизоляцию кожуха при обеспечении необходимой вентиляции пространства кожуха, за счет облицовки внутренних стенок кожуха шумопоглощающими материалами и создания дополнительных направляющих дефлекторов и перегородок внутри пространства кожуха [11].

В качестве прототипа рассмотрен моторный отсек транспортного средства, заявка ФРГ N 2222556, F 02 M 35/12, опубл. 30.11.78, содержащий звукоизолирующий кожух, в котором последовательно образованы: входной воздуховод, двигательный отсек и выходной воздуховод, при этом во входном воздуховоде размещен всасывающий вентилятор, в двигательном отсеке размещен двигатель воздушного охлаждения, с развитой поверхностью наружных ребер охлаждения, а выходной воздуховод выполнен в виде плавно загнутого по радиусу колена. Стенки воздуховодов снабжены шумопоглощающими элементами.

Воздуховоды, в частности выходной, выполнен из жесткого листового материала, что вызывает излучение структурного шума вибрирующими стенками воздуховодов. Кроме того, для снижения передачи аэродинамического шума, передаваемого по воздуховоду, последний выполнен коническим, для уменьшения площади выходного (излучающего) среза, а это приводит к увеличению гидравлического сопротивления воздуховода, с одновременным снижением эффективности теплоотвода от ребер охлаждения цилиндров двигателя. Повышению гидросопротивлений и ухудшению теплоотвода из-под кожуха способствует и наличие в выходном воздуховоде плавно загнутого по радиусу колена, хотя это и позволяет улучшить акустические качества моторного отсека.

Целью изобретения является снижение шума и улучшение теплоотвода от цилиндров двигателя, а также снижение гидравлических сопротивлений по всей траектории движения охлаждающего воздуха.

Сущность изобретения заключается в том, что в известном моторном отсеке транспортного средства, содержащем звукоизолирующий кожух, в котором последовательно образованы входной воздуховод, двигательный отсек и выходной воздуховод, причем во входном воздуховоде, снабженном делителем потока, размещен всасывающий вентилятор, а в двигательном отсеке размещен двигатель внутреннего сгорания с развитой поверхностью наружных ребер охлаждения, при этом стенки воздуховодов снабжены шумопоглощающими элементами, последние выполнены в виде расширяющихся участков стенок, по крайней мере одного из воздуховодов, внутри которых размещен звукопоглощающий материал, ограниченный с внутренней стороны тонкой, гладкой, звукопрозрачной, воздухонепроницаемой пленкой, поверхность которой расположена заподлицо с каналом воздуховода, а снаружи стенка расширяющегося участка выполнена из жесткого материала и снабжена сквозными отверстиями перфорации. Вне расширяющихся участков внутренние стенки, по крайней мере одного из воздуховодов, хотя бы на части своей длины, могут быть облицованы вибродемпфирующим материалом с вязкодемпфирующей основой, покрытым слоем фольги, который, размещен заподлицо с каналом воздуховода. А делитель потока выполнен по крайней мере в виде одной перфорированной пластины, сориентированной по ходу потока и облицованной с обеих сторон шумопоглощающим материалом, на поверхность которого смонтирована гладкая, звукопрозрачная пленка.

При таком конструктивном исполнении перфорированные стенки воздуховодов излучают корпусной (структурный) шум очень слабо, вследствие короткого акустического замыкания через отверстия перфорации, что обуславливает быстрое выравнивание полей давления по обеим сторонах стенок воздуховодов (наружной и внутренней). Одновременно с этим, аэродинамический шум, в том числе и в области низких частот, эффективно ослабляется вибродемпфирующим материалом с вязкодемпфирующей основой, покрытым слоем фольги, без заужения тракта воздуховодов, что обуславливает низкое гидросопротивление при высокой шумозаглушающей способности.

Положительный эффект повышается так же за счет того, что предлагается по крайней мере часть ребер охлаждения снабдить сквозными отверстиями перфорации, а стенки двигательного отсека выполнить из материала с высокими демпфирующими свойствами, например, из различных композитных материалов, в частности, трехслойного материала "металл-пластик-металл" и др. При этом в стенке двигательного отсека может быть выполнено по крайней мере одно сквозное отверстие перфорации, снабженное загнутым козырьком, и/или замкнутое воздухопроницаемым элементом, выполненным, например, из металлорезины. Козырьки загнуты внутрь или наружу.

Сущность изобретения поясняется на чертежах, где на фиг. 1 показан моторный отсек транспортного средства; на фиг. 2 - шумопоглощающий элемент, смонтированный на стенке входного воздуховода; на фиг. 3 - фрагмент выходного воздуховода с шумопоглощающим элементом и делителем потока; на фиг. 4 и 5 - конструктивные варианты делителя потока; на фиг. 6 - фрагмент стенки корпуса двигательного отсека из многослойного (композитного) материала; на фиг. 7 - вид в плане на моторный отсек; на фиг. 8 - вариант конструктивного исполнения шумопоглощающего элемента, смонтированного на стенке одного из воздуховодов; на фиг. 9 - фрагмент конструктивного исполнения одного из возможных вариантов конструкции шумопоглощающего элемента, смонтированного на стенке одного из воздуховодов; на фиг. 10 - возможный вариант конструктивного исполнения стенки воздуховода из материала "металл-пластик-металл" (далее М-П-М); на фиг. 11 - вариант возможного конструктивного исполнения делителя, плоскости платины которого с обеих сторон облицованы материалом с вязкодемпфирующей основной; на фиг. 12 - вариант возможного конструктивного исполнения делителя, пластина которого выполнена из М-П-М; на фиг. 13 - вариант возможного конструктивного исполнения делителя, одна из плоскостей пластины которого облицована материалом с вязкодемпфирующей основой; на фиг. 14 - вариант возможного конструктивного исполнения делителя, пластина которого выполнена из пористого сетчатого материала (ПСМ), или металлорезины (МР).

Как это видно из представленных графических материалов заявки, в предлагаемом моторном отсеке используются самые различные вибродемпфирующие, звукопоглощающие и звукоизолирующие материалы, в частности, М-П-П, ПСМ, МР, битумные панели, адгезивные пленки и др.

В этой связи уместно отметить, что эти материалы в последнее время нашли широкое применение в самых различных областях техники, особенно там, где предъявляются повышенные требования к таким, техническим требованиям объекта, как шумо- и виброизоляция, теплоотвод, герметичность и др. Практика применения показала высокую эффективность и надежность этих материалов.

Моторный отсек содержит звукоизолирующий кожух, фиг 1, в котором последовательно образованы входной воздуховод 1, двигательный отсек 2 и выходной воздуховод 3, причем во входном воздуховоде 1, в котором может находиться делитель потока 4, размещен всасывающий вентилятор 5, а в двигательном отсеке 2 размещен ДВС 6 с развитой поверхностью наружных ребер 7 охлаждения. Стенки воздуховодов 1 и 3 снабжены шумопоглощающими элементами 8, которые выполнены в виде расширяющихся участков 9 стенок 10 и 11 соответственно воздуховодов 1 и 3. Внутри участков 9 размещен звукопоглощающий материал 12, ограниченный с внутренней стороны тонкой, гладкой, звукопрозрачной, воздухонепроницаемой пленкой, например алюминиевой фольгой толщиной 15 мкм, поверхность которой расположена заподлицо с каналом воздуховодов 1 и 3. Снаружи участки 9 выполнены из жесткого материала и снабжены сквозными отверстиями 14 перфорации. Вне участков 9 внутренние стенки 10 или 11 воздуховодов 1 или 3 могут быть облицованы вибродемпфирующим материалом 15, фиг. 7, с вязкодемпфирующей основой, покрытым слоем фольги 16, который размещен заподлицо с каналами воздуховодов 1 тип 3. Делитель потока 4, фиг. 4, 5, может быть выполнен в виде перфорированной пластины 17, сориентированной по ходу потока и облицовкой с обеих сторон шумопоглощающим материалом 18, на поверхности которого смонтирована гладкая, звукопрозрачная пленка 19. Ребра охлаждения 7, фиг. 1, могут быть снабжены сквозными отверстиями 20 перфорации. Двигательный отсек 2 может быть выполнен из материала с высокими демпфирующими свойствами, фиг. 6, например из многослойного композитного материала, в частности из трехслойного материала "металл-пластик-металл". В стенке двигательного отсека 2 может быть выполнено одно, или несколько, как это показано на фиг. 7, сквозных отверстий 21 перфорации, в которых могут быть установлены воздухопроницаемые элементы 22, например из пористого сетчатого материала, или металлорезины. Отверстия 21 могут дополнительно быть снабжены загнутыми козырьками (дефлекторами) 23, фиг. 6. Делитель потока может иметь обтекаемую форму, как это показана на фиг. 5.

Осуществление рабочего процесса в ДВС предусматривает генерирование им механической энергии, вследствие преобразования энергии от горения топлива в камере сгорания. В процессе такого преобразования энергий наблюдаются интенсивные паразитные вибрационные и шумовые выделения энергии, вследствие газового удара в период воспламенения и горения топлива в надпоршневом пространстве камеры сгорания, в процессе действия неуравновешенных сил и моментов инерции вращательных и поступательно движущихся масс кривошипно-шатунного механизма, вследствие ударных импульсных процессов при выборке зазоров в сопрягающихся деталях узлов, вследствие работы вспомогательных агрегатов двигателя и т.д. Вибрационная и акустическая энергия передаваемая твердым и воздушным путем от корпуса двигателя возбуждает в свою очередь примыкающие элементы структур, обеспечивающих функционирование как самого двигателя (систему охлаждения, систему питания и т.д.), так и элементов транспортного средства в целом (моторный отсек, кабину и т.д.). С целью ослабления такого воздействия на примыкающие элементы структур, а в конечном итоге - на количество акустической энергии, излучаемой в окружающую среду (внешний шум транспортных средств) и в кабину или пассажирский салон (внутренний шум транспортных средств), используют различные конструкции звукоизолирующих кожухов (или акустических капсул), элементы которых в той или иной степени изолируют излучаемую звуковую энергию от окружающей среды и от кабины, за счет обеспечения эффекта звукоизоляции и звукопоглощения звуковой энергии в пространстве относительно герметичной капсулы (кожуха), путем преобразования энергии звуковых волн в тепловую энергию, преобразуемую на стенках капсулы в процессе многократных отражений и рассеивания звука на стенках (потери на микродеформации стенок, на сухое трение в порах или между волокнами звукопоглощающего материала для участков, облицованных звукопоглощающим материалом). Учитывая, что конструкция кожуха (капсулы) является тонкостенной структурой, его стенки относительно легко возбуждаются вибрациями от двигателя, передаваемыми твердым путем через зоны непосредственного контактирования двигателя и кожуха, а также возбуждаются воздушным путем - энергией звуковых волн, падающих на поверхность стенок кожуха. Что касается стенок воздуховодов, подающих и отводящих воздух в кожух и из него, то они дополнительно возбуждаются вибрацией и звуковым излучением от вентиляторной установки и трубопроводов систем впуска и выхлопа. Таким образом, конструкция звукоизолирующего кожуха непосредственно сама становится вторичным источником шума, вклад которого в общее звуковое поле транспортного средства может быть весьма значительным. С другой стороны, наличие двух воздуховодов, подводящих и отводящих охлаждающий воздух из пространства двигательного отсека и соответственно от нагретых деталей ДВС, в первую очередь от развитой поверхности тонкостенных ребер охлаждения, приводит и к излучению воздушного шума, излучаемого свободными срезами воздуховодов в окружающую среду, или в моторный отсек.

В общем случае, для уменьшения передачи шума из пространства моторного отсека через воздуховоды системы охлаждения, последние должны быть как можно более длинными, а их проходное сечение должно быть минимальным. Но в этом случае, для обеспечения принудительного обдува ребер и необходимого теплосъема возникает необходимость в применении более производительного вентилятора, который в свою очередь является мощным источником шума, что в еще большей степени усугубляет проблему снижения шума.

В предлагаемом моторном отсеке, фиг. 1, стенки 10 и 11 воздуховодов 1 и 3 снабжены шумопоглощающими элементами 8, которые выполнены в виде расширяющихся участков 9, внутри которых размещен звукопоглощающий материал 12, ограниченный с внутренней стороны тонкой, гладкой, звукопрозрачной, воздухонепроницаемой пленкой 13 (Al-фольга, h ≈15 мкм, поверхность которой расположена заподлицо с каналом воздуховода 1 или 3, а снаружи стенка расширяющегося участка 9 выполнена из жесткого материала и снабжена сквозными отверстиями 14 перфорации, позволяющими реализовать высокое динамическую податливость скелета материала и улучшить его звукопоглощение. При этом, очень гладкая поверхность фольги 13 обеспечивает минимальные гидросопротивления, что очень важно особенно в зоне гибов воздуховодов, в частности 3, поскольку дает возможность использовать "незажатое" проходное сечение воздуховодов 1 или 3. Наличие отверстий 14 позволяет дополнительно снизить шум, излучаемый вследствие структурных вибраций стенок 10 или 11 воздуховодов 1 или 3, вследствие обеспечения условий короткого акустического замыкания на противоположных сторонах вибрирующего участка 9, так как через отверстия связи 14 происходит выравнивание полей давлений по обеим сторонам поверхности участков 9 с соответствующим ослаблением излучаемого стенкой участка 9 звука. Наличие отверстий 14 благоприятно и с точки зрения демпфирования низших собственных мод воздушного объема воздуховода 1 или 3.

Вне расширяющихся участков 9 внутренние стенки 10 и 11 могут быть облицованы вибродемпфирующим материалом 15, фиг. 7, с вязкодемпфирующей основой, покрытым слоем фольги 16, который также размещен заподлицо с каналом воздуховода 1 или 3. Это также снижает гидросопротивления в воздуховодах 1, 3 и улучшает акустические качества моторного отсека, за счет демпфирования структурных вибраций стенок воздуховода 1 или 3.

Делитель потока 4, фиг. 3, 4 и 5, выполнен в виде перфорированной пластины 17, что позволяет более полно использовать шумопоглощающие свойства шумопоглощающего материала 18, в особенности в области более низких частот, за счет использования обеих толщин материала 18 и, соответственно, динамически более мягкого слоя при прохождении звуковых волн через шумопоглощающий материал 18 и за счет ослабления излучения звука изгибно колеблющейся пластиной 17, за счет создания условий для короткого акустического замыкания по обеим сторонам колеблющейся пластины 17, за счет выравнивания полей давлений по обеим сторонам пластины 17 через отверстия перфорации. Наличие гладкой, звукопрозрачной пленки 19 и обтекаемая форма делителя потока 4 обеспечивают минимальные гидросопротивления. Наличие звукопоглощающего обтекателя благоприятно и с точки зрения подавления низших собственных частот воздушного объема воздуховодов 1 или 3.

Ребра охлаждения 7 снабжены сквозными отверстиями перфорации 20, что с одной стороны улучшает съем тепла с ребер 20 при прохождении через отверстия 20 потока воздуха, нагнетаемого вентилятором 5, а с другой стороны, перфорирование ребер 7 обеспечивает слабое излучение звука этими изгибно колеблющимися элементами, как перфорированными пластинами 17.

Выполнение стенки двигательного отсека 2 из материала с высокими демпфирующими свойствами, например, из М-П-М, или иных материалов, слабогенерирующих звук, еще более повысит эффективность шумоглушения, тем более, если в стенках отсека 2 выполнены 1 или несколько отверстий 21, которые могут быть снабжены наружными козырьками 23 и в которых может быть установлен звукопоглощающий, воздухопроницаемый элемент 22. При этом козырек 23 и элемент 22 увеличивают "толщину" отверстия и, таким образом, увеличивают эффективную колеблющуюся массу воздуха в отверстии 21, сделав ее менее динамически податливой, ослабив амплитуду ее раскачки и таким образом увеличив звукоизоляцию этих сквозных отверстий 21, ослабив переизлучение воздушного звука из пространства отсека 2 через отверстия связи 21 в окружающую среду.

На фиг. 8 - 14 показаны конструктивно более сложные, однако позволяющие в значительной степени повысить эффективность моторного отсека, в сравнении с описанными выше вариантами конструктивного исполнения. В частности, дополнительными позициями на фиг. 8 показан слой вибродемпфирующего материала 24 с вязкодемпфирующей основой (например, битумный материал), слои 24 из аналогичного материала показаны на фиг. 11 и 13. Из М-П-М, где пластиковый слой 25 размещается между металлическими слоями 26, выполняется стенка воздуховода 1 или 3, фиг. 10, или пластина 17 обтекателя 4, фиг. 12. Кроме того, пластина 17 обтекателя 4, фиг. 14, может быть выполнена из ПСМ или МР.

Такие дополнительные мероприятия, хотя и усложняющие в целом конструкцию моторного отсека, при необходимости позволяют еще более повысить положительный эффект изобретения, в частности за счет того, что:
используемый в качестве конструкционного материала М-П-М позволяет обеспечить эффективное вибродемпфирование структурных изгибных вибраций листовых тонкостенных конструкций и соответствующее подавление излучаемого корпусного звука этой жесткой структурой (стенкой воздуховодов 1 и 3, пластиной 17), за счет преобразования механической вибрационной энергии, связанной с различными изгибными деформациями внешних металлических листов в тепловую энергию, выделяемую во внутреннем вязкоупругом (пластиковом) слое в процессе изгибных деформаций этой слоистой структуры с хорошей адгезией слоев, исключающей относительное проскальзывание металлических листов, а обеспечивающей сдвиговые деформации вязкоупругого слоя, характеризующихся наиболее эффективным процессом рассеивания (преобразования) энергии;
- облицовка тонкостенных поверхностей воздуховодов 1 и 3 и пластины 17 слоем вибродемпфирующего материала с хорошей адгезией контактирующей поверхности, например, на основе битумной мастики, позволяет, в первую очередь, задемпфировать резонансные отклики этой динамической звукоизлучательной системы, за счет преобразования энергии изгибных вибраций металлических стенок в тепловую энергию, выделяемую в процессе демпфирования вязкоупругого покрытия, а также увеличить звукоизоляцию стенок воздуховодов за счет устранения резонансных совпадений и увеличения массы стенки.

Источники информации
1. Патент Франции 2309717, F 01 P 11/12, 1976.

2. Патент ФРГ 2515955, B 62 D 25/12, 1975.

3. Заявка Японии 60-122321, F 02 B 77/13, 1985.

4. Патент ФРГ 2130609, F 01 N 1/00, 1973.

5. Заявка ФРГ 3225347, F 01 N 7/00, 1983.

6. Заявка ФРГ 3129095, F 01 N 7/02, 1983.

7. Патент Франции 2407351, F 02 B 77/00, 1979.

8. Патент Франции 2407350, F 02 B 77/00, 1979.

9. А.с. СССР 731001, F 01 N 1/00, 1980.

10. Заявка ФРГ 2740918, F 01 P 5/06, 1979.

11. Патент США 4071009, F 01 B 77/00, 1978.

Похожие патенты RU2117792C1

название год авторы номер документа
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2004
  • Паньков Леонид Анатольевич
  • Фесина Михаил Ильич
  • Дерябин Игорь Викторович
RU2270926C2
МНОГОСЛОЙНАЯ ШУМОПОНИЖАЮЩАЯ ПРОКЛАДКА ПАНЕЛИ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Паньков Л.А.
  • Матяев А.С.
  • Чепцов С.П.
RU2188772C2
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2007
  • Паньков Леонид Анатольевич
  • Фесина Михаил Ильич
  • Краснов Александр Валентинович
RU2351785C2
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2004
  • Паньков Леонид Анатольевич
RU2282544C2
ШУМОПОНИЖАЮЩИЙ УЗЕЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Паньков Леонид Анатольевич
  • Фесина Михаил Ильич
  • Краснов Александр Валентинович
RU2376167C1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2002
  • Паньков Л.А.
  • Фесина М.И.
RU2229990C2
МАСЛЯНЫЙ ПОДДОН ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Фесина М.И.
  • Соколов А.В.
RU2131986C1
СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ ПАССАЖИРСКОГО САЛОНА ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Паньков Леонид Анатольевич
  • Фесина Михаил Ильич
  • Краснов Александр Валентинович
RU2328382C1
ОТОПИТЕЛЬНО-ВЕНТИЛЯЦИОННАЯ СИСТЕМА ПАССАЖИРСКОГО ПОМЕЩЕНИЯ (КАБИНЫ ВОДИТЕЛЯ) АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2011
  • Фесина Михаил Ильич
  • Краснов Александр Валентинович
  • Горина Лариса Николаевна
  • Малкин Илья Владимирович
  • Назаров Алексей Геннадьевич
RU2468934C1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2010
  • Фесина Михаил Ильич
  • Дерябин Игорь Викторович
  • Ломакин Валерий Владимирович
  • Краснов Александр Валентинович
  • Горина Лариса Николаевна
  • Назаров Алексей Геннадьевич
RU2425236C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 117 792 C1

Реферат патента 1998 года МОТОРНЫЙ ОТСЕК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортным средствам с закапсулированными силовыми агрегатами. Моторный отсек содержит звукоизолирующий кожух, в котором последовательно образованы входной воздуховод, двигательный отсек и выходной воздуховод. Во входном воздуховоде размещен всасывающий вентилятор, в двигательном отсеке размещен двигатель внутреннего сгорания с развитой поверхностью ребер охлаждения. Стенки воздуховодов снабжены шумопоглощающими элементами. При этом элементы выполнены в виде расширяющихся участков стенок соответственно воздуховодов, внутри которых размещен звукопоглощающий материал, ограниченный с внутренней стороны тонкой, гладкой, звукопрозрачной, воздухонепроницаемой пленкой, поверхность которой расположена заподлицо с каналом воздуховодов. Расширяющиеся участки стенок снабжены отверстиями перфорации. Дополнительно стенки могут быть облицованы вибродемпфирующим материалом с вязкодемпфирующей основой, покрытым слоем фольги. Стенки двигательного отсека, пластина делителя, ребра также могут быть перфорированы. Изобретение обеспечивает снижение шума и улучшение теплоотвода от цилиндров двигателя. Предлагаются возможные варианты конструктивного исполнения. 15 з. п. ф-лы, 14 ил.

Формула изобретения RU 2 117 792 C1

1. Моторный отсек транспортного средства, содержащий звукоизолирующий кожух, в котором последовательно образованы входной воздуховод, двигательный отсек и выходной воздуховод, причем во входном воздуховоде размещен всасывающий вентилятор, а в двигательном отсеке размещен по крайней мере одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания воздушного охлаждения с развитой поверхностью наружных ребер охлаждения, при этом стенки воздуховодов снабжены шумопоглощающими элементами, отличающийся тем, что последние выполнены в виде расширяющихся участков стенок, по крайней мере одного из воздуховодов, внутри которых размещен воздухопоглощающий материал, ограниченный с внутренней стороны, тонкой гладкой звукопрозрачной воздухопроницаемой пленкой, поверхность которой расположена заподлицо с каналом воздуховода, а снаружи стенка расширяющегося участка выполнена из жесткого материала и снабжена сквозными отверстиями перфорации. 2. Моторный отсек по п.1, отличающийся тем, что вне расширяющихся участков внутренние стенки по крайней мере одного из воздуховодов хотя бы на части своей длины облицованы вибродемпфирующим материалом с вязко демпфирующей основой, покрытым слоем фольги, который размещен заподлицо, с каналом воздуховода. 3. Моторный отсек по пп.1 и 2, отличающийся тем, что по крайней мере в одном из воздуховодов размещен делитель потока, который выполнен по крайней мере в виде одной перфорированной пластины, сориентированной по ходу потока и облицованной с обеих сторон шумопоглощающим материалом, на поверхности которого смонтирована гладкая звукопрозрачная пленка. 4. Моторный отсек по пп.1 - 3, отличающийся тем, что по крайней мере часть ребер охлаждения снабжена сквозными отверстиями перфорации. 5. Моторный отсек по пп.1 - 4, отличающийся тем, что двигательный отсек по крайней мере частично выполнен из материала с высокими демпфирующими свойствами. 6. Моторный отсек по пп.1 - 5, отличающийся тем, что в стенке двигательного отсека выполнено по крайней мере одно сквозное отверстие. 7. Моторный отсек по пп.1 - 6, отличающийся тем, что двигательный отсек выполнен из трехслойного материала металл- пластик - металл. 8. Моторный отсек по пп.1 - 7, отличающийся тем, что отверстие снабжено козырьком. 9. Моторный отсек по пп.1 - 8, отличающийся тем, что по меньшей мере в одном из отверстий двигательного отсека установлен звукопоглощающий воздухонепроницаемый элемент. 10. Моторный отсек по п.9, отличающийся тем, что элемент выполнен из пористого сетчатого материала. 11. Моторный отсек по пп.1 - 10, отличающийся тем, что внутренняя стенка по крайней мере одного из расширяющихся участков облицована вибродемпфирующим материалом с вязкодемпфирующей основой. 12. Моторный отсек по пп.1 - 11, отличающийся тем, что стенки расширяющихся участков воздуховодов выполнены из материала металл - пластик - металл. 13. Моторный отсек по пп.1 - 12, отличающийся тем, что стенки воздуховодов полностью выполнены из материала металл - пластик - металл. 14. Моторный отсек по пп.1 - 13, отличающийся тем, что по крайней мере на одну из стенок делителя потока нанесен слой вибродемпфирующего материала с вязкодемпфирующей основой. 15. Моторный отсек по пп.1 - 14, отличающийся тем, что пластина делителя потока выполнена из материала металл - пластик - металл. 16. Моторный отсек по пп.1 - 14, отличающийся тем, что пластина делителя потока выполнена из пористого сетчатого материала или металлорезины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2117792C1

SU, авторское свидетельство, 1617164, F 01 P 11/12, 1990
DE, заявка, 2222556, F 02 M 35/12, 1978.

RU 2 117 792 C1

Авторы

Фесина М.И.

Соколов А.В.

Матяев А.С.

Данилов О.В.

Паньков Л.А.

Даты

1998-08-20Публикация

1996-02-27Подача