Изобретение относится к конструкциям электрических машин, в частности бесконтактных электрических машин с ротором в виде постоянного магнита.
Известны различные конструкции роторов электрических машин с постоянными магнитами. Чаще всего это составные роторы, например конструкции [1-4].
Все перечисленные конструкции содержат конструктивные элементы, удерживающие магниты на несущем валу. При этом роторы после изготовления требуют дополнительной балансировки.
Известно изобретение [5], в котором с целью упрощения конструкции магнит выполнен монолитным в виде полого цилиндра и расположен на валу. В этом роторе магнит также не является несущим и ротор после изготовления также требует балансировки.
Наиболее близким по конструкции является [6]. В данной конструкции двухполюсный магнит помещен в цилиндрическую оболочку и к ней приварены торцевые пластины, на которые закреплены полуоси.
Несмотря на простоту конструкции, она не лишена тех же недостатков. Требуются дополнительные конструктивные элементы (цилиндрическая оболочка) для удержания магнита, а после изготовления необходима дополнительная балансировка ротора.
Указанных недостатков лишена предлагаемая конструкция. Технический результат заключается в простой конструкции, позволяющей изготовить ротор с максимальным использованием магнита, что позволяет уменьшить его габариты без потери магнитной силы, а также ротор не требует балансировки. Перечисленные возможности ведут к повышению критической скорости вращения ротора и получению максимальной мощности электрической машины при сокращении габаритов.
Ротор электрической машины, по прототипу, выполнен в виде вала с постоянным магнитом и содержит по меньшей мере одно посадочное место подшипника.
По изобретению магнитноактивная часть ротора выполнена из постоянного магнита в виде вала. Постоянный магнит в этой конструкции является несущей частью вала и ему не требуются дополнительные удерживающие конструктивные элементы. По меньшей мере одна торцевая часть вала снабжена центровочным элементом для соосного изготовления посадочного места подшипника и центра масс ротора, расположенного по оси вала.
В одном частном случае торцевая часть вала имеет наружную проточку, являющуюся центровочным элементом, на которой непосредственно или через промежуточный элемент выполнено посадочное место подшипника.
В другом частном случае торцевая часть вала имеет выточку, являющуюся центровочным элементом, на которой непосредственно или через промежуточный элемент выполнено посадочное место подшипника.
Еще в одном частном случае торцевая часть вала имеет проточку, на которой закреплен промежуточный элемент с центровочным элементом в виде отверстия, в которое жестко установлена полуось, содержащая посадочное место подшипника.
Кроме того, промежуточные элементы выполнены из материалов, близких по плотности к материалу постоянного магнита.
В данной конструкции постоянный магнит не только создает магнитный поток, но и одновременно является несущим элементом всей конструкции ротора. Все остальные необходимые элементы ротора крепятся к постоянному магниту. Такая конструкция стала возможна в последнее время при появлении мощных и одновременно прочных магнитов.
Однако данная простая конструкция обладает еще одним свойством - ротор в процессе изготовления сразу получается сбалансированным благодаря наличию хотя бы одного центровочного элемента для соосного изготовления посадочного места подшипника и центра масс ротора, расположенного по оси вала.
Если на валу устанавливаются промежуточные элементы, то необходимо, чтобы плотность материала, из которого они изготовлены, была близка к плотности магнита. Это способствует получению ротора, не требующего дополнительной балансировки. Ротор может выполняться с посадочными местами подшипников как с одной стороны постоянного магнита, так и с обеих.
Центровочные элементы в виде отверстий могут быть выполнены как на магните, так и в дополнительных элементах, закрепляемых по торцам магнита.
Такая конструкция позволяет выполнить ротор без последующей дополнительной балансировки, что увеличивает надежность его работы и позволяет добиться, в частности, высокой скорости вращения ротора. Точная балансировка, достигаемая в процессе изготовления, позволяет избежать дополнительных динамических нагрузок на ротор и позволяет делать его более скоростным, с другой стороны, выполнение простой конструкции с несущим магнитом и отсутствие крепежных элементов позволило изготавливать ротор без дополнительной балансировки.
Следовательно, все элементы конструкции в совокупности обеспечивают достижение вышеуказанного технического результата. Данная конструкция обладает новизной и отвечает критерию изобретательский уровень, так как элементы конструкции проявляют неожиданные и неочевидные свойства, не сводящиеся к сумме свойств отдельных элементов.
На фиг. 1 приведен разрез ротора с наружной проточкой; на фиг. 2 - разрез ротора с внутренней выточкой; на фиг. 3 - ротор с наружной проточкой и полуосью; на фиг. 4 представлен чертеж комбинированного ротора.
Ротор (фиг. 1) содержит постоянный магнит 1 с центровочным элементом 2, посадочное место 3 для подшипника 4. В варианте а) подшипник установлен на промежуточный элемент 5 в виде втулки.
Ротор (фиг. 2) с посадочным местом 3 для внешней обоймы подшипника 4 также содержит постоянный магнит 1 с центровочным элементом 2. Вариант на рисунке в) имеет промежуточный элемент 5.
В конструкции ротора на фиг. 3 содержится постоянный магнит 1, имеется промежуточный элемент 5 с центровочным элементом 2 в виде отверстия, в которое установлена полуось 6. На полуось 6 устанавливается подшипник 4.
Ротор (фиг. 4) содержит постоянный магнит 1 с центровочными элементами 2, посадочные места 3 подшипников 4. С одной стороны магнита установлен промежуточный элемент 5 с отверстием, в которое установлена полуось 6. С другой стороны непосредственно на внешнюю выточку на магните 1 установлен подшипник 4.
Все варианты выполнения ротора в работе электрической машины проявляют одинаковые свойства. Постоянный магнит 1, выполненный из прочного магнита, является несущей частью вала. Благодаря центровочным элементам 2 в процессе изготовления ротор получается сбалансированным и, значит, в работе не появляются нагрузки, могущие привести к его разрушению, особенно на высоких скоростях.
Предлагаемый ротор электрической машины прост по конструкции, технологичен и надежен в эксплуатации. Данное изобретение особенно эффективно для изготовления ротора высокоскоростной электрической машины.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БЕСЩЕТОЧНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2170487C1 |
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПОГРУЖНОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ | 2001 |
|
RU2192700C1 |
ДЕМПФИРУЮЩИЙ УЗЕЛ | 2013 |
|
RU2538838C2 |
ВАКУУМНЫЙ ПЛАСТИНЧАТО-РОТОРНЫЙ НАСОС | 2000 |
|
RU2195582C2 |
МАГНИТОДИНАМИЧЕСКАЯ ОПОРА | 2012 |
|
RU2502899C2 |
СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОР | 2004 |
|
RU2268391C2 |
МАГНИТНЫЙ СЕПАРАТОР | 2000 |
|
RU2187377C2 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ВЕТОХИНА "ЭМВ" | 1994 |
|
RU2065656C1 |
СКВАЖИННЫЙ ИСТОЧНИК ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ | 1999 |
|
RU2172827C2 |
СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОР | 2004 |
|
RU2270931C1 |
Изобретение относится к области электротехники, а именно - к конструкциям электрических машин, в частности бесконтактных электрических машин с ротором в виде постоянного магнита. Сущность изобретения состоит в следующем. Ротор электрической машины выполнен в виде вала с постоянным магнитом и содержит по меньшей мере одно посадочное место подшипника. Согласно данному изобретению магнитоактивная часть ротора выполнена из постоянного магнита в виде вала. По меньшей мере одна торцевая часть вала снабжена центровочным элементом для соосного изготовления посадочного места подшипника и центра масс ротора, расположенного по оси вала. Предлагаемый ротор электрической машины прост по конструкции, технологичен и надежен в эксплуатации. Данное изобретение особенно эффективно для изготовления роторов высокоскоростных электрических машин. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
Авторы
Даты
1998-08-20—Публикация
1997-02-21—Подача