Изобретение относится к области гидротехники, а именно к причальным сооружениям в виде набережных-эстакад, предназначенных для приема судов различного водоизмещения, в том числе для крупнотоннажных судов, и эксплуатируемых в условиях волнового воздействия различной интенсивности.
Известно причальное сооружение в виде набережной-эстакады, свайное основание которой состоит из железобетонных свай-оболочек, а ее верхнее строение представляет собой набор плоских железобетонных плит, которые уложены на торце наголовников, установленных по верху свай-оболочек (см. [1], с. 406-407, рис. 18.4. а). Несущие элементы сооружения, включая плиты, наголовники и сваи-оболочки, омоноличены в узлах, где над сваями-оболочками своими углами сходятся плиты верхнего строения. Набережная-эстакада имеет подпричальный откос.
Недостатком известного причального сооружения является его низкая несущая способность из-за невысокой жесткости конструкции верхнего строения, так как железобетонные плиты верхнего строения в местах стыковки своими торцами не омоноличены, что ограничивает область применения этого сооружения.
Другой недостаток данного сооружения заключается в том, что оно, в основном, предназначено для эксплуатации в условиях закрытых акваторий, защищенных от волнения оградительными сооружениями, так как его подпричальный откос недостаточно защищен от размыва.
Известно также причальное сооружение в виде набережной-эстакады, которое включает свайное основание, верхнее строение, состоящее из отдельных секций, а также направляющие кондукторы, выполненные из звеньев тонкостенных оболочек и нижней обвязки (см. [2], принято за прототип). В направляющих кондукторах, которые используются при погружении свай свайного основания, звенья тонкостенных оболочек установлены вертикально на нижнюю обвязку и закреплены своими нижними концами в отверстиях, выполненных в нижней обвязке.
Каждая секция верхнего строения доставляется на место возведения сооружения с помощью нескольких специальных понтонов, которые, наряду с домкратами, могут быть использованы также для того, чтобы выставить нижнюю обвязку в проектное положение и поднять плиту верхнего строения до проектной отметки. Погружение свай в грунт основания производится через направляющие тонкостенные оболочки с последующей заделкой оголовков свай в верхнее строение.
Известная набережная-эстакада снабжена также подпричальным откосом, прикрытым слоем отсыпки из камня.
Недостатком данного причального сооружения является то, что из-за сложности его конструкции повышается трудоемкость работ, связанных с возведением сооружения, в частности, возникает необходимость использования при этом специальных понтонов.
Другой недостаток этого причального сооружения заключается в том, что из-за его громоздкости оно имеет большую поверхность соприкосновения с внешней влажной средой. Вследствие этого, элементы направляющих кондукторов при эксплуатации сооружения будут подвергаться интенсивной коррозии, причем в первую очередь значительные повреждения может получить нижняя обвязка, расположенная в зоне переменного уровня воды.
Развитие коррозионных процессов приведет, в конечном итоге, к уменьшению прочности сооружения и к снижению его надежности. Известное сооружение, кроме того, имеет ограниченную область использования, так как оно рассчитано на восприятие волновых воздействий незначительной интенсивности.
Задачей настоящего изобретения является создание конструкции причального сооружения в виде набережной-эстакады, имеющей повышенную надежность и наибольшую волногасящую способность, а также обеспечивающей снижение трудоемкости производства работ при возведении сооружения в условиях незащищенной акватории.
Для решения указанной задачи в известном причальном сооружении, включающем верхнее строение, разделенное по фронту сооружения на секции и опирающееся на сваи-оболочки свайного основания, оголовки которых заделаны в направляющих кондукторах, жестко связанных с верхним строением, согласно изобретению каждый направляющий кондуктор выполнен в виде жесткого каркаса секции верхнего строения, образованного перекрестной системой горизонтально расположенных парных продольных и поперечных балок, отстоящих одна от другой во всех парах балок на равных расстояниях в свету, превышающих наружный диаметр свай-оболочек свайного основания, причем оголовки свай-оболочек свайного основания заделаны в верхнее строение в отверстиях, образованных на пересечении всех пар продольных и поперечных балок жесткого каркаса секции верхнего строения; при этом соседние секции верхнего строения соединения между собой по фронту сооружения с возможностью поворота одной секции относительно другой вокруг горизонтальной оси, перпендикулярной кордону сооружения, например, при помощи шарниров, смонтированных по боковым сторонам жестких каркасов.
Кроме того, согласно изобретению, сооружение имеет подпричальный откос, в верхней части которого выполнена камера гашения волновой энергии с передней стенкой в виде треугольной призмы из наброски фигурных блоков, например, гексабитов, и с тыловым ограждением в виде вертикальной подпорной стенки.
Основное преимущество заявляемого причального сооружения, заключается в том, что направляющие кондукторы, выполненные из стального проката и вмонтированные в бетон верхнего строения, используются в качестве жесткой рабочей арматуры, что улучшает условия работы верхнего строения сооружения и его свайного основания под воздействием внешних нагрузок и снижает трудоемкость возведения сооружения.
Анализ технических решений в исследуемой области показал, что известен инвентарный направляющий кондуктор, обладающий плавучестью и служащий для погружения свай-оболочек (см. [3], с. 120-123, рис. 6.5).
Направляющий кондуктор состоит из корпуса, четырех захватов, а также одной кормовой и двух носовых направляющих обойм, снабженных направляющими брусьями, причем, каждая обойма выполнена из двух полуокружностей - одной неподвижной и одной, раскрывающейся гидравлическим приводом.
В сравнении с известным устройством в предлагаемом причальном сооружении, благодаря тому, что каждый направляющий кондуктор является частью его верхнего строения, одновременно монтируется верхнее строение сооружения и с помощью кондуктора устраивается свайное основание. При этом, в период строительства сам кондуктор является постоянным связующим звеном между свайным основанием и верхним строением возводимого сооружения в пределах каждой его секции.
Пространственная рамная конструкция сооружения сразу же приобретает достаточную первоначальную жесткость и сможет противостоять воздействию внешних нагрузок, которые могут возникнуть до полного завершения строительства.
Указанные особенности конструкции сооружения позволяют вести его строительство вне зависимости от погодных и гидрологических условий.
Таким образом, направляющий кондуктор, используемый в предлагаемом причальном сооружении для возведении его свайного основания и составляющий часть его верхнего строения, по сравнению с известным направляющим кондуктором, позволяет повысить надежность сооружения и ускорить темпы его строительства.
Известна камера гашения волновой энергии для причального сооружения (см. [4]).
Внутри известной камеры гашения волновой энергии размещены два волногасящих экрана и две диафрагмы.
Предлагаемая камера гашения, в отличие от известной, имеет боле простую конструкцию, в которой передняя стенка выполнена в виде треугольной призмы из наброски стандартных фигурных бетонных блоков - гексабитов. Однако, эффективность предлагаемой камеры гашения волновой энергии при ее эксплуатации вполне соизмерима с эффективностью известной камеры гашения.
Устройство предлагаемой камеры гашения не представляет каких-либо значительных трудностей. Вместе с тем, наличие камеры гашения в составе заявляемого причального сооружения открывает возможность строительства сооружений такого типа в условиях незащищенных от волнения акваторий.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критериям "новизна" и "промышленная применимость".
Предлагаемое причальное сооружение в виде набережной-эстакады поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан поперечный разрез набережной-эстакады, на фиг. 2 - жесткий каркас направляющего кондуктора с фрагментом шарнирно присоединенного к нему жесткого каркаса смежного кондуктора, план (сваи-оболочки показаны штриховыми линиями).
Причальное сооружение включает железобетонное верхнее строение, разделенное по фронту сооружения на секции и опирающееся на сваи-оболочки 12 свайного основания, оголовки которых заделаны в направляющих кондукторах, жестко связанных с верхним строением.
Каждый направляющий кондуктор выполнен в виде жесткого каркаса секции верхнего строения, образованного перекрестной системой парных продольных 2 и поперечных 3 балок, отстоящих одна от другой во всех парах балок 2 и 3 на равных расстояниях в свету, превышающих наружный диаметр свай-оболочек 1 свайного основания. Все парные продольные 2 и поперечные 3 балки изготовлены из стального проката двутаврового профиля. Оголовки свай-оболочек 1 свайного основания заделаны в верхнее строение в отверстиях 4 квадратного сечения, образованных на пересечении всех пар продольных 2 и поперечных 3 балок жесткого каркаса секции верхнего строения. Соседние секции верхнего строения соединены между собой по фронту сооружения при помощи шарниров 5 с возможностью поворота одной секции относительно другой вокруг горизонтальной оси, перпендикулярной кордону 6 сооружения. Шарниры 5 смонтированы по боковым сторонам жестких каркасов.
Все сваи-оболочки 1 сооружения, погруженные в грунт основания 7, снабжены приваренными к их боковой поверхности опорными столиками 8, являющимися опорами для соответствующих пар продольных 2 и поперечных 3 балок кондукторов. Каждый кондуктор установлен на сваи-оболочки 1 свайного основания и имеет переднюю, тыловую, а также одну боковую консоли, причем передняя консоль с лицевой стороны сооружения прикрыта сборными железобетонными кордонными стенками 9. Нижняя плоскость всех кондукторов находится на отметке низа верхнего строения сооружения. Все кондукторы вмонтированы в бетон 10 и образуют жесткую рабочую арматуру плиты верхнего строения сооружения.
Подпричальный откос сооружения состоит из слоя мелкого камня 11, отсыпанного на поверхность грунта основания 7, из слоя крупного камня 12 и из наброски фигурных бетонных блоков, выполненных в виде гексабитов 13 (см. [5] и [6] , с. 12, с. 13, рис. 2.3.8, с. 16, табл. 2.3). Для отсыпки указанных материалов в каждом кондукторе предусмотрены отверстия 14.
В верхней части подпричального откоса выполнена камера гашения волновой энергии, представляющая собой полость 15 с передней стенкой в виде треугольной призмы 16 из наброски фигурных бетонных блоков - гексабитов 13, возвышающейся над днищем 17 камеры гашения, и с тыловым ограждением в виде вертикальной подпорной стенки 18, выполненной из шпунта и опирающейся на тыловую консоль каждого кондуктора. Наличие подпорной стенки 18 позволяет предотвратить возможность просадки территории за сооружением вследствие обрушения грунта засыпки 19 в сторону подпричального откоса.
Причальное сооружение возводится в такой последовательности. Предварительно на специальном стенде производится изготовление кондукторов, размеры которых в плане совпадают с размерам отдельных секций сооружений. Отверстия 4 в кондукторах служат направляющими для свай-оболочек 1 при их погружении в грунт основания 7, причем наличие отверстий 4 обеспечивает точное размещение свай-оболочек 1 свайного основания сооружения в плане, а также облегчает процесс их погружения в требуемом вертикальном положении.
Кондукторы, в процессе возведения сооружения, кроме того, служат подмостями для работы на них береговых механизмов и транспортных средств, а при завершении бетонирования плиты верхнего строения выполняют функцию жесткой арматуры в нижней его зоне.
Шарниры 5, размещенные по боковым сторонам каждого кондуктора, позволяют при строительстве сооружения последовательно соединить между собой все кондукторы и, тем самым, все секции сооружения, что способствует упрощению и ускорению процесса строительства.
Доставка кондукторов на место строительства сооружения осуществляется с помощью имеющегося подъемно-транспортного оборудования.
Первоначально, с использованием указанного оборудования, на проектной отметке устанавливается кондуктор одной из секций сооружения. Проектное положение кондуктора указанной секции вначале поддерживается посредством временных опор, а затем через отверстия 4 в кондукторе в грунт основания 7 погружаются до проектных отметок все сваи-оболочки 1 данной секции. Далее кондуктор фиксируется в заданном положении после его установки на опорные столики 8, приваренные к боковой поверхности всех погруженных свай-оболочек 1. Возведение следующей секции сооружения, смежной с уже установленной, облегчается, поскольку после доставки на место строительства нового кондуктора, он сразу же своей боковой стороной посредством шарниров 5 присоединяется к ранее установленному кондуктору. Далее положение этого нового кондуктора приводится к одной проектной отметке с установленным ранее кондуктором путем его подъема за боковую консоль на требуемую высоту с использованием подъемных механизмов. Вслед за этим с помощью данного кондуктора, производится погружение свай-оболочек 1 очередной секции сооружения и последующая фиксация положения кондуктора относительно погруженных свай-оболочек 1. Аналогичным образом возводятся все остальные секции сооружения.
При создании подпричального откоса сооружения на поверхность грунта основания 7 последовательно отсыпаются слои мелкого камня 11, крупного камня 12 и производится наброска фигурных бетонных блоков-гексабитов 13, причем последние используются также при возведении треугольной призмы 16, образующей переднюю стенку камеры гашения волновой энергии в верхней части подпричального откоса.
Отсыпка указанных материалов производится перед бетонированием верхнего строения сооружения через отверстия 14, имеющиеся в каждом кондукторе.
Далее, с лицевой стороны сооружения на передней консоли каждого кондуктора устанавливаются сборные железобетонные кордоны стенки 9. После этого производится бетонирование верхнего строения сооружения, при котором все кондукторы вмонтируются в бетон 10. Одновременно выполняется также омоноличивание оголовков всех погруженных свай-оболочек 1.
Завершается процесс строительства погружением в грунт основания вертикальной подпорной стенки 18, выполненной из шпунта и опирающейся на тыловую консоль каждого кондуктора.
Работает причальное сооружение следующим образом.
При воздействии на сооружение внешних нагрузок возникают вертикальные и горизонтальные усилия, которые сначала передаются на монолитное железобетонное верхнее строение набережной-эстакады, снабженное жесткой рабочей арматурой, и далее распределяются между сваями-оболочками 1.
Вертикальные усилия передаются на сваи-оболочки 1, а далее - на грунт основания 7 через их боковую поверхность и торцы.
Воздействие вертикальных усилий на набережную-эстакаду приводит также к изгибу плиты верхнего строения, где в нижней растянутой зоне каждого из ее пролетов возникающие нормальные растягивающие напряжения воспринимает жесткая рабочая арматура.
Горизонтальные усилия распределяются между сваями-оболочками 1, причем большая часть указанных усилий передается на тот ряд свай-оболочек 1, который имеет меньшую свободную высоту, то есть на тыловой ряд. Затем эти усилия передаются через нижние концы свай-оболочек 1 на грунт основания 7. При возникновении ветровых волн происходит их накат на подпричальный откос набережной-эстакады, причем часть волновой энергии гасится на поверхности подпричального откоса, верхний слой которого состоит из наброски фигурных бетонных блоков, выполненных в виде гексабитов 13. Далее оставшаяся часть волновой энергии гасится сперва при прохождении волны через пустоты в треугольной призме 16, также отсыпанной из гексабитов 13, а затем и при поступлении волны в полость 15 камеры гашения, причем в этой полости 15 происходят волновые колебания, препятствующие возникновению резонанса и снижающие возможность появления отраженных волн. При откате волны ее энергия гасится при прохождении через пустоты в треугольной призме 16 и на поверхности подпричального откоса.
Взаимодействие расчетных штормовых волн с основными элементами предлагаемой конструкции причального сооружения, включая подпричальный откос и камеру гашения волновой энергии, выполненные с использованием наброски гексабитов 13, а также верхнее строение сооружения было исследовано на моделях в масштабе 1:15. Проведенные исследования показали высокую эффективность данной конструкции при заданных ее размерах, обеспечивающей малую степень волноотражения, высокую волногасящую способность и относительно малое воздействие волн на ее верхнее строение (см. [7], с. 18, табл. 3.1, опыты 6, 11, с. 27).
Использованные источники
1. Смирнов Г. Н. , Горюнов Б.Ф. и др. Порты и портовые сооружения. М.: Стройиздат, 1993, 639 с.: ил.
2. SU, авторское свидетельство, 1335614, кл. E 02 B 3/06, 1987.
3. Справочник по строительству портовых гидротехнических сооружений. М.: "Транспорт", 1972 - 464 с: ил.
4. SU, авторское свидетельство, 791827, кл. E 02 B 3/06, 1980.
5. SU, авторское свидетельство, 685748, кл. E 02 B 3/14, 1979.
6. Инструкция по проектированию откосных и сквозных оградительных сооружений и специальных подводных стендов М.: Изд-во Минобороны, 1981 - 132 с.: ил.
7. Результаты физического моделирования взаимодействия штормовых волн с конструкцией причалов NN 4, 5 комплекса по переработке сыпучих грузов в порту Новороссийск. Отчет по теме, выполненный по хоздоговору N 5/05103 от 30.12.94 г. Сочи: Научно-исследовательский центр "Морские берега" (филиал АООТ ЦНИИС), 1995 - 38 с.: ил.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИЧАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ | 1994 |
|
RU2068045C1 |
ПРИЧАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ | 1994 |
|
RU2068046C1 |
ОТБОЙНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ | 1994 |
|
RU2081965C1 |
Причальная набережная | 1989 |
|
SU1629370A1 |
ПЛАТФОРМА ДЛЯ УСТАНОВКИ ГРУНТОВЫХ АНКЕРОВ В ПРИЧАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ | 2008 |
|
RU2393289C1 |
Причальная набережная | 1985 |
|
SU1420096A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТОЯННОЙ БОЛЬЦМАНА | 2006 |
|
RU2327972C2 |
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ ЭСТАКАДНОГО ТИПА | 2003 |
|
RU2281358C2 |
ЗАЩИТНАЯ ОБОЛОЧКА РОСТВЕРКА МОСТОВОЙ ОПОРЫ И СПОСОБ ЕЕ ВОЗВЕДЕНИЯ | 2004 |
|
RU2263176C1 |
ОСНАСТКА ДЛЯ СООРУЖЕНИЯ ВЫСОКИХ РОСТВЕРКОВ МОСТОВЫХ ОПОР | 2003 |
|
RU2250948C1 |
Изобретение предназначено для строительства причальных сооружений в виде набережных-эстакад преимущественно в условиях незащищенных от волнения акваторий. В причальном сооружении, разделенном по фронту на секции и опирающемся на сваи-оболочки свайного основания, оголовки которых заделаны в направляющих кондукторах, жестко связанных с верхним строением, каждый кондуктор выполнен в виде жесткого каркаса секции верхнего строения, образованного перекрестной системой горизонтально расположенных парных продольных и поперечных балок, отстоящих одна от другой во всех парах балок на равных расстояниях в свету, превышающих наружный диаметр свай-оболочек. Оголовки свай-оболочек заделаны в верхнее строение в отверстиях, образованных на пересечении всех пар продольных и поперечных балок жесткого каркаса секции верхнего строения. Соседние секции верхнего строения соединены между собой по фронту сооружения с возможностью поворота одной секции относительно другой вокруг горизонтальной оси, перпендикулярной кордону сооружения, например при помощи шарниров, смонтированных по боковым сторонам жестких каркасов. Сооружение имеет подпричальный откос, в верхней части которого выполнена камера гашения волновой энергии с передней стенкой в виде треугольной призмы из наброски фигурных блоков, например гексабитов, и с тыловым ограждением в виде вертикальной подпорной стенки. Такая конструкция сооружения обеспечивает повышение его прочности и устойчивости, в том числе устойчивости подпричального откоса, а также высокую степень волногашения при одновременном сокращении трудоемкости и сроков строительства. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Смирнов Г.Н | |||
и др | |||
Порты и портовые сооружения | |||
- М.: Стройиздат, 1993, с | |||
Электрическая лампа накаливания с двумя нитями | 1923 |
|
SU406A1 |
Способ использования делительного аппарата ровничных (чесальных) машин, предназначенных для мериносовой шерсти, с целью переработки на них грубых шерстей | 1921 |
|
SU18A1 |
SU, авторское свидетельство, 1335614, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1998-09-20—Публикация
1996-09-27—Подача