ДВИЖИТЕЛЬ Российский патент 1998 года по МПК B64D27/14 B64C21/04 

Описание патента на изобретение RU2120396C1

Изобретение относится к авиастроению и касается порядка установки двигателя на самолете, устройства и размещения движителя для самолетов, у которых двигатель установлен в фюзеляже или на нем.

В качестве прототипа принята компоновка самолета "Хорнет" (Журнал "Крылья Родины" N 9, 1996 г.).

При всех отличных показателях этот самолет обладает существенными недостатками:
а) высокая посадочная скорость (250 км/ч), требующая посадочной полосы высокого класса, но все приличные аэродромы находятся под ракетно-ядерным прицелом, значит, на них нельзя рассчитывать при введении боевых действий в глубине континента;
б) 8 т керосина на 750 км радиуса действия - расточительно; стоимость полета, его вылет с современного аэродрома с его содержимым и содержанием наносят своей стране экономический ущерб не меньше, чем действие его оружия противнику;
в) значительная часть энергии топлива выбрасывается бесполезно в виде газов с высокой температурой и скоростью в воздушное пространство движителями самолета.

Такой штурмовик не соответствует требованию: стоимость - эффективность.

В качестве аналога движителя принято устройство движителя самолета, который известен из патента США N 3807663, B 64 C 21/04, 1974.

Задача изобретения - создание движителя самолета, содержащего основные щелевые выходные сопла, расположенные вдоль передних кромок крыла самолета и предназначенные для истечения газового потока, выходящего после турбины турбореактивного двигателя, воздухозаборник которого установлен на фюзеляже, отличающегося тем, что он снабжен дополнительным щелевым соплом, которое расположено в передней верхней части фюзеляжа, а турбореактивный двигатель расположен в фюзеляже турбиной со стороны носовой части фюзеляжа и с компрессором со стороны хвостовой части фюзеляжа, где также расположен воздухозаборник для подачи воздуха в компрессор.

Фиг. 1 - общий вид самолета с размещением воздухозаборников, двигателя, всего газового тракта в плане.

Фиг. 2 - распределение газового потока двигателя на щелевое сопло фюзеляжа и центроплан, профиль.

Фиг. 3 - центроплан в разрезе.

Воздухозаборники 1 выполнены на хвостовой части фюзеляжа, которая заострена и развита по площади в вертикальной плоскости. Такое их размещение (позади центра тяжести, центра давления) улучшает стабилизацию полета. Внутри хвостовой части фюзеляжа дефлекторы 2, направляющие воздух к компрессору двигателя 3. Жаровая труба 4 двигателя выходным концом закреплена на лонжероне 5. От лонжерона 5 и до передней кромки крыла в центроплане перегородками 11 образован герметичный с теплозащитой объем, гидравлически соединенный через отверстие 6 с газовым трактом двигателя и через окна 12 в переднем лонжероне 7 с передней частью крыла 13.

Таким образом, осуществлена канализация газового потока двигателя к крыльевым щелевым соплам 8 и к щелевому соплу фюзеляжа 9, которое облагорожено обтекателем 10. На крыле выполнены гребни 14, препятствующие перетеканию газов.

Из приведенных фиг. 1-3 видна работа движителя: воздух поступает через щелевые воздухозаборники 1 в кормовую часть фюзеляжа в виде плоских шлейфов и дефлекторами 2 направляется без завихрений в двигатель 3. Газы, отработавшие на турбине двигателя, поступают в жаровую трубу 4, из которой напрямую поступают в щелевое сопло 9, расположенное по периметру верхней части шпангоута, и через отверстие 6 поступают в выгороженную герметичную с теплоизоляцией часть центроплана, из которой по окнам 12, выполненным в переднем лонжероне 7, поступают в крыльевое сопло 8. Таким образом, весь газовый поток двигателя подается в переднюю часть самолета, создает тягу, приложенную впереди центра тяжести и центра давления, что способствует стабильному полету.

Газы, отработавшие в соплах 8, 9, обтекая верхнюю часть кромки и фюзеляжа, сбрасывают основание атмосферного столба, создавая существенный прирост подъемной силы, при этом фюзеляж стал несущим.

Регулируя расход газов через сопло 8, легко осуществляется маневренность, недоступная той, которую создают самолету аэродинамические рули.

В идеале дальнобойность газовых струй из крыльев и фюзеляжного сопла не должна превышать длины хорды крыла, длины фюзеляжа соответственно. Например, для крейсерного режима полета аэродинамичного следа самолета не должно быть.

Предложенный движитель делает самолет малозаметным для тепловых и акустических средств наведения.

Незначительный прирост потерь энергии, вызванный тепловой радиацией, гидравлическими сопротивлениями, с лихвой компенсируется приростом подъемной силы, грузоподъемности.

Применение щелевого сопла в качестве движителя самолета-штурмовика расширяет диапазон скоростей за счет снижения минимальной скорости, которая необходима при атаке наземных целей, выход из атаки на большой скорости.

Малые скорости разбега и пробега делают ненужным аэродром, увеличивают эффективный радиус действия, расширяют географию применения самолета, позволяют содержать авиационные подразделения в штате войсковых соединений.

Похожие патенты RU2120396C1

название год авторы номер документа
САМОЛЕТ 1998
  • Дученко А.Л.
RU2134649C1
ДВИЖИТЕЛЬ САМОЛЕТА 1996
  • Дученко Александр Лазаревич
RU2094326C1
ПЛАНЕР МНОГОРЕЖИМНОГО САМОЛЕТА-МОНОПЛАНА 1997
  • Симонов М.П.
  • Блинов А.И.
  • Савельевских Е.П.
  • Лапшин М.Е.
  • Капралов И.Н.
  • Чмеренко В.П.
  • Рябышкин Ю.А.
  • Пылаев В.Н.
  • Емелин Р.Н.
  • Присяжнюк О.Е.
  • Прокофьев Б.А.
  • Вахрушев Б.А.
  • Коган Ю.А.
  • Капцевич В.К.
  • Погребинский Е.Л.
  • Соколов А.Н.
RU2173654C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ САМОЛЕТА (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ ПОЛЕТА САМОЛЕТА, БЕЗАЭРОДРОМНЫЙ ВСЕПОГОДНЫЙ САМОЛЕТ "МАКСИНИО" ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ ВЗЛЕТА И СПОСОБ ПОСАДКИ, СПОСОБ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ В ПОЛЕТЕ, ФЮЗЕЛЯЖ, КРЫЛО (ВАРИАНТЫ), РЕВЕРС ТЯГИ И СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ, СИСТЕМА ШАССИ, СИСТЕМА ГАЗОРАЗДЕЛЕНИЯ И ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЕГО 2007
  • Максимов Николай Иванович
RU2349505C1
САМОЛЕТ 1990
  • Дученко Александр Лазаревич
RU2010744C1
ВЕРТОЛЕТ 1993
  • Дученко Александр Лазаревич
RU2089455C1
АЭРОЛЕТ (ВАРИАНТЫ), ЧАСТИ АЭРОЛЕТА, СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЭРОЛЕТА И ЕГО ЧАСТЕЙ 2010
  • Максимов Николай Иванович
RU2466061C2
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ 1996
  • Симонов М.П.
  • Кнышев А.И.
  • Барковский А.Ф.
  • Корчагин В.М.
  • Блинов А.И.
  • Галушко В.Г.
  • Емельянов И.В.
  • Григоренко А.И.
  • Калибабчук О.Г.
  • Шенфинкель Ю.И.
  • Дубовский Э.А.
  • Сопин В.П.
  • Петров В.М.
  • Джанджгава Г.И.
  • Бекирбаев Т.О.
  • Погосян М.А.
  • Чепкин В.М.
RU2207968C2
ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ 2002
  • Ефанов А.Г.
  • Демченко О.Ф.
  • Матвеев А.И.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Нарышкин В.Ю.
  • Кодола В.Г.
RU2210522C1
ПЛАНЕР МНОГОРЕЖИМНОГО ВЫСОКОМАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА 2010
  • Блинов Александр Иванович
  • Давиденко Александр Николаевич
  • Коган Юрий Аронович
  • Лапшин Михаил Евгеньевич
  • Рунишев Владимир Александрович
  • Стрелец Михаил Юрьевич
RU2462395C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 120 396 C1

Реферат патента 1998 года ДВИЖИТЕЛЬ

Движитель снабжен воздухозаборником, выполненным на хвостовой части фюзеляжа, и щелевыми выходными соплами, выполненными в передней части фюзеляжа сверху и на крыле. Двигатель установлен в фюзеляже турбиной вперед по полету, а компрессором - назад против полета с подачей всего газового потока к щелевым соплам, выполненным вдоль передней кромки крыла и по периметру верхней части шпангоута фюзеляжа. Изобретение направлено на решение задачи повышения эффективности использования топлива. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 120 396 C1

Движитель самолета, содержащий основные щелевые выходные сопла, расположенные вдоль передних кромок крыла самолета и предназначенные для истечения газового потока, выходящего после турбины турбореактивного двигателя, воздухозаборник которого установлен на фюзеляже, отличающийся тем, что он снабжен дополнительным щелевым соплом, которое расположено в передней верхней части фюзеляжа, а турбореактивный двигатель расположен в фюзеляже турбиной со стороны носовой части фюзеляжа и с компрессором со стороны хвостовой части фюзеляжа, где также расположен воздухозаборник для подачи воздуха в компрессор.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2120396C1

US 3807663 A, 30.04.94
US 3545701 A, 08.12.76
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ В ВИДЕ ЗАЖИМА ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НОГТЯ 2017
  • Такахаси, Томоюки
RU2737016C1
RU 93006200 A1, 27.05.95.

RU 2 120 396 C1

Авторы

Дученко Николай Александрович

Даты

1998-10-20Публикация

1997-01-06Подача