Изобретение относится к области транспортной дорожной техники, предназначается для работы в системе электрооборудования и может быть использовано на всех видах дорожного транспорта, в том числе и на спортивных гоночных автомобилях.
Известные выключатели массы, включения, выключения аккумуляторного питания на транспортных средствах, электромагнитные тумблерного (дистанционного) управления ВК861-12в ВМ0901; дистанционного, но трособлочного управления "Устройство для выключения массы транспортного средства" (патент N 2013244 с регистрацией в Госреестре 30 мая 1994) Все они предназначены для одной цели - отключение массы во избежание разряда аккумуляторных батарей, при длительной стоянке или ремонте.
Известное устройство для выключения массы транспортного средства с приводом трособлочного дистанционного включения массы и ее выключения при помощи электромагнитного, тумблерного управления, (см. выше указанный патент) предназначено для защиты аккумуляторных батарей от разряда и улучшения их эксплуатации и удобства в обслуживании.
Вышеуказанное устройство выключения массы нельзя отнести к совершенным, так как известно, что в случае дорожной аварии, во избежание пожара, в первую очередь должны быть отключены двигатель и питание аккумуляторных батарей, т.е. масса, т.к. повреждаются топливопроводы, бензобаки и рядом с ними электрооборудование с электропроводкой, находящееся под напряжением, являющиеся очагами пожара. Но, к сожалению, в момент дорожной аварии водитель при всем желании не в состоянии сделать выключение самых опасных важных точек, и поэтому даже небольшая дорожная авария может превратиться в катастрофу, при которой гибнут люди не только травмированные, но и невредимые, к тому же вызываются большие ущербы, потери ценных грузов, а сам транспорт после пожара превращается в металлолом.
Целью изобретения является усовершенствование известного устройства для выключения массы транспортного средства после небольшой его модернизации и дополнения в его электрическую схему инерционного датчика, устройство по- прежнему будет выполнять свое назначение и дополнительно работать в автоматическом режиме, т.е. контролировать движение транспорта и в случае дорожной аварии, предложенное устройство противопожарной защиты без участия водителя заблокирует двигатель и выключит массу, чем предохранит транспорт от возникновения пожара.
Указанная цель достигается тем, что в электрическую схему подключения известного устройства дополнительно вводится датчик, например, жидкометаллический, контролирующий движение транспорта, и в случае превышения установленного предела (крена или толчка) датчик, если даже на миг замкнет контакт, то питание поступит на катушку электромагнита, и масса отключится от "минуса" аккумуляторной батареи, следует пояснить и о том, что в контактном отсеке вмонтирован дополнительный контакт блокировки двигателя, в этот же момент замкнет на массу питания системы зажигания, и двигатель вместе со своим зарядочным генератором будут остановлены, которые, как очаги пожара, особо опасны при дорожной аварии. При дизельном двигателе контакт блокировки, замыкаясь на массу, включит питание на электромагнит блокировки топливной аппаратуры, и двигатель вместе с зарядочным генератором также будут остановлены.
На фиг. 1 дана электрическая схема подключения устройства для работы его в автоматическом режиме, которая состоит из следующих элементов: 1 - замка зажигания; 2 - аккумуляторной батареи; 3 - выключателя массы; 4 - массы транспорта; 5 - дополнительного замыкающего контакта блокировки; 6 - электромагнита; 7 - тумблера ручного управления; 8 - датчика контроля движения транспорта.
На фиг. 2 изображено устройство выключения массы транспортных средств с разрезом контактного отсека, внутри которого показано устройство дополнительного контакта блокировки двигателя.
На фиг. 1 дана электрическая схема подключения устройства противопожарной защиты дорожного транспорта для автоматического контролирования движения транспорта и его защиты (в случае нештатной ситуации). Работа схемы протекает следующим образом: замок зажигания 1 включен в схему, т.к. к нему подводится "плюс" от аккумуляторной батареи 2(для питания всего электрооборудования), откуда запитывается и предлагаемая схема, а "минус" от аккумуляторной батареи подается через выключатель 3 на массу транспортного средства 4. На схеме показан дополнительный замкнутый контакт 5, размещенный в контактном отсеке выключателя массы, на который специально, для блокировки двигателя, подключается питание с клеммы прерывателя (системы зажигания) для гашения его на массу. Предусмотрено в случае нестандартной дорожной обстановки, в момент отключения массы одновременно идет замыкание блокирующего контакта (5). При включенной массе (а производится это при помощи известного трособлочного дистанционного приспособления) блокировочный контакт будет находиться в разомкнутом положении и транспортное средство может быть в действии. Известно, что отключение массы производится при помощи электромагнита 6, на катушку которого подается питание тумблером 7, параллельно с ним в цепи питания электромагнита подключается, например, ртутный датчик 8 резкого изменения движения (или "инерционный"), и в случае опасного крена или резкого толчка (какие бывают при дорожной аварии) ртуть, переливаясь в своем контактном баллончике (8), замкнет контакт, и питание поступит на катушку электромагнита, и масса отключится, в этот момент контакт (5) выполнит свою роль блокировки.
При отключении аккумуляторного питания от массы и неработающем двигателе с зарядным генератором дорожная авария менее опасна.
На фиг. 2 изображено известное устройство с разрезом контактного отсека, в котором дополнительно устанавливаются контакты блокировки двигателя.
Учитывая, что аккумуляторная батарея служит на транспорте в основном для запуска двигателя, а при работающем двигателе его зарядочный генератор обеспечивает питанием все электроприборы и систему зажигания и на аварийное отключение массы не реагирует, вследствие чего работающий двигатель со своим зарядочным генератором может оказаться очагом пожара. Во избежание вышесказанного для блокировки двигателя внутри контактного отсека 1 на подпружиненный шток 2 накидывается резиновая шайба 3, которая по наружному диаметру увеличивается в соответствии с внутренним диаметром отсека, т.к. служит она теперь не только амортизатором, но и опорным изолятором, на нее опираются контактные пластинки 4, изготавливаются они из листовой пружинистой меди и овально изгибаются под прямым углом, как показано на фиг. 2. В нижней части отсека сверлится отверстие, где на эластичном соединении крепится к массе контактная пластинка. На верхней части отсека диаметр сверления увеличивается с тем, что верхняя контактная пластинка 4 крепится на изоляционных шайбах 5 стяжным клемным винтом 6, на который подводится питание из системы зажигания (верхнее с клеммы прерывателя), при замыкании на массу оно гасится, и двигатель глохнет, а на утонченную часть штока 2 рядом с диском 7 (который передает давление пружин на шток для возврата его в исходное положение) надевается медная контактная шайба 8. При выключении массы и воздействии на боковую рейку 9 шток освобождается от фиксации и под действием двух спиральных пружин (которых на фиг. 1 и 2 не видно, т.к. одна из них попала под разрез, а вторая заслонена штоком), возвращаясь в исходное положение, размыкает контакты массы, а контакты блокировки замыкает, таким образом осуществляется противопожарная защита.
Датчик резкого движения устанавливается в салоне легкового транспорта или в кабине водителя ближе источнику питания, например к замку зажигания, во избежание резких перемен температуры и влажности датчик помещается в специальном защитном футляре, который крепится на легком кронштейне, соблюдая строго вертикальное положение, так как от этого зависит качество его работы.
Использование изобретения позволит значительно повысить противопожарную защиту дорожного транспорта при случающихся дородных авариях, особенно ощутимый эффект даст, если применить его на всех транспортных средствах, выпускаемых промышленностью. Снизится число трагической гибели людей в огне при дорожных авариях, потери ценных грузов и самого транспорта, который после пожара превращается в металлолом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫКЛЮЧЕНИЯ МАССЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2013244C1 |
МОТОЦИКЛ ТЯЖЕЛОГО КЛАССА С КОЛЯСКОЙ | 1991 |
|
RU2013220C1 |
ДВИГАТЕЛЬ МОТОЦИКЛА ТЯЖЕЛОГО КЛАССА | 1992 |
|
RU2067674C1 |
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГЕРМЕТИЧНЫМ КОРПУСОМ | 1998 |
|
RU2140863C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ | 2007 |
|
RU2350494C1 |
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1994 |
|
RU2112670C1 |
УСТРОЙСТВО ОТКЛЮЧЕНИЯ АККУМУЛЯТОРА НА АВТОМОБИЛЕ ПРИ АВАРИЙНОМ РЕЖИМЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТОКА | 2016 |
|
RU2658533C2 |
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2293032C1 |
СПОСОБ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ И ОХЛАЖДЕНИЯ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ НА ТРАНСПОРТЕ | 2021 |
|
RU2777762C1 |
АВТОНОМНОЕ УСТРОЙСТВО ГАЗОВОГО ШКАФНОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ | 2015 |
|
RU2603755C1 |
Сущность изобретения: в электрическую схему вводится инерционный датчик, контролирующий движение в нестандартных ситуациях, разрывающий контакты аккумуляторного питания и одновременно блокирующий двигатель без участия водителя. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
SU, патент 20132414, B 60 R 16/02, 1994. |
Авторы
Даты
1998-10-27—Публикация
1995-02-15—Подача