Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в упруго-демпферных опорах высокоскоростных роторов с вертикальной осью вращения, например в газовых центрифугах, в турбомолекулярных насосах.
Известны демпферы быстровращающихся вертикальных роторов [1, 2], содержащие упруго установленные в резервуаре с демпфирующей жидкостью цилиндрические или конические демпфирующие элементы с подшипниками для опоры роторов.
Известен также демпфер газовой центрифуги [3], содержащий шарнирно установленный в резервуаре с маслом подвижный элемент в виде конусообразного демпфирующего элемента с подшипником для опоры ротора и центрирующими пружинами в верхней части демпфирующего элемента.
В упомянутых выше демпферах масляный резервуар не изолирован от окружающего пространства, вследствие чего возможна нежелательная миграция частиц масла в обычно вакуумируемое зароторное пространство и в другие центрифуги.
Наиболее близким является демпфер колебаний вертикального высокоскоростного ротора [4], содержащий установленный в корпусе соосно с ротором подвижный элемент ступенчатой формы с подшипником для опоры вала ротора в верхней части, нижняя утолщенная часть которого в виде демпфирующего цилиндра расположена в полости корпуса с демпфирующей жидкостью и верхним торцом соединена с упругой поперечной мембраной, являющейся опорой для подвижного элемента, а внутри демпфирующего цилиндра выполнена камера, заполненная демпфирующей жидкостью, в которой упруго установлен второй демпфирующий элемент.
В данном демпфере демпфирующая жидкость находится в герметичных камерах, что исключает попадание ее паров в зароторное пространство и в рабочие полости ротора. Однако демпфер не обеспечивает требуемой стабильности параметров демпфирования из-за изменяющегося перепада давления на мембране на величину ее деформаций.
Задачей изобретения является сохранение стабильного частотного диапазона эффективного демпфирования в демпфере колебаний высокоскоростного ротора, имеющем герметично изолированный от других полостей ротора объем демпфирующей жидкости.
Указанный технический результат достигается тем, что демпфер, содержащий корпус, подвижный элемент с установленным на нем подшипником для опоры вала ротора, камеру с демпфирующей жидкостью, выполненную в подвижном элементе, и установленный в камере демпфирующий элемент, снабжен центрирующими пружинами, дно подвижного элемента установлено на шарнире в корпусе, а центрирующие пружины размещены в верхней части подвижного элемента для удержания его в вертикальном положении; демпфирующий элемент установлен вертикально в камере на шарнире. При этом демпфер снабжен магнитом, установленным в корпусе, а демпфирующий элемент по меньшей мере в своей нижней части выполнен из ферромагнитного материала для взаимодействия с магнитом. Кроме того, демпфер снабжен дополнительным демпфирующим элементом, подвешенным на гибкой нити внутри подвижного элемента, демпфирующий элемент имеет проточку, причем дополнительный демпфирующий элемент расположен в проточке демпфирующего элемента с зазором относительно него, заполненным демпфирующей жидкостью; подвижный элемент, демпфирующий элемент и дополнительный демпфирующий элемент выполнены в форме тел вращения.
Известно, что демпфер быстровращающегося в упругодемпферных опорах ротора должен обеспечивать подавление низкочастотных колебаний ротора при прохождении пусковых частот и при выбеге, а также низкочастотных и высокочастотных нутационных колебаний ротора на рабочей скорости вращения. Если для подавления низкочастотных колебаний ротора требуется оптимальное сочетание упругих и демпфирующих сил из-за слабой зависимости оптимальных параметров от массы демпфирующего элемента, приведенной к подшипнику опоры, то для гашения высокочастотной неустойчивости требуется максимальное уменьшение приведенной массы демпфирующего элемента. Одновременно с этим для некоторых конструкций высокоскоростных роторов важным является исключение попадания паров демпфирующей жидкости в зароторное пространство и в рабочие полости пустотелых роторов.
В предлагаемом демпфере демпфирующая жидкость полностью изолирована во внутренней герметичной камере подвижного элемента, вследствие чего пары жидкости не могут мигрировать в полости ротора, а изменение перепада давлений на прочных стенках камеры не будет оказывать влияния на упругие и демпфирующие характеристики демпфера, как это имеет место в известных демпферах, в которых одна из стенок камеры с демпфирующей жидкостью выполнена упругоподатливой и выполняет функцию опоры подвижного элемента. Расположение опорных шарниров в средних частях подвижного и демпфирующего элементов и совмещение центров вращения шарниров уменьшает приведенные массы упомянутых элементов, что расширяет диапазон эффективно гасимых высокочастотных колебаний ротора. Введение в конструкцию демпфера дополнительного демпфирующего элемента, расположенного также в камере подвижного элемента, исключает возможное появление зоны нечувствительности демпфера в случае, когда частота вращения ротора совпадает с собственной частотой колебаний демпфирующего элемента.
На чертеже схематично показан вертикальный разрез нижней части ротора с демпфером.
Ротор 1 с валом 2 опирается на подшипник 3 опоры, установленный в верхней части 4 подвижного элемента ступенчатой формы, нижняя утолщенная часть которого образует замкнутую внутреннюю камеру 5 с демпфирующей жидкостью 6. Дно 7 подвижного элемента установлено на шарнире 8 в корпусе 9. Подвижный элемент удерживается в вертикальном положении центрирующими пружинами 10. В камере 5 подвижного элемента на шарнире 11 установлен демпфирующий элемент 12. В проточке 13 демпфирующего элемента 12 расположен дополнительный демпфирующий элемент 14, подвешенный на гибкой нити 15 внутри камеры 5. Камера 5 заполняется демпфирующей жидкостью через отверстие 16 с пробкой 17. Под нижней частью демпфирующего элемента 12 установлен магнит 18 с фокусирующим магнитопроводом 19.
Работа устройства осуществляется следующим образом. При приведении ротора 1 во вращение его низкочастотные колебания, например, колебания при разгоне от неуравновешенности ротора, и высокочастотные колебания на рабочей скорости вращения передаются через вал 2 и подшипник 3 на верхнюю часть подвижного элемента 4, в результате чего подвижный элемент перемещается в корпусе 9, качаясь на шарнире 8. При таких движениях подвижного элемента возникают упругая восстанавливающаяся сила при деформации центрирующих пружин 10 и демпфирующие силы при перемещении демпфирующей жидкости, главным образом, в зазоре между внутренними стенками камеры 5 подвижного элемента и наружной поверхностью демпфирующего элемента 12. Движение демпфирующей жидкости в зазоре 6 возникает в результате относительного перемещения подвижного и демпфирующего элементов, так как подвижный элемент перемещается соответственно перемещению ротора, а демпфирующий элемент стремится сохранить свое вертикальное положение в пространстве под влиянием сил инерции, силы тяжести (если центр тяжести демпфирующего элемента 12 выполнен ниже шарнира 11), силы магнитного притяжения нижнего конца демпфирующего элемента, выполненного из ферромагнитного материала, к магнитопроводу 18 с магнитом 17. Если скорость вращения ротора достаточно велика, то при разгоне скорость вращения ротора может совпадать с собственной частотой колебаний демпфирующего элемента 12 на упругой магнитной связи. При этом подвижный элемент и демпфирующий элемент перемещаются синхронно и движение демпфирующей жидкости в зазоре 6 отсутствует. В этом случае демпфирование осуществляется за счет относительного перемещения дополнительного демпфирующего элемента 14, имеющего другую частоту собственных колебаний, и демпфирующего элемента 12 и движения жидкости в зазоре между ними.
За счет выбора величин демпфирующих зазоров, величин масс и величин упругих связей подвижного, демпфирующего элемента и дополнительного демпфирующего элемента обеспечивается эффективное гашение колебаний ротора во всем диапазоне его скоростей вращения, причем полость с демпфирующей жидкостью герметично изолирована от других полостей ротора.
Источники информации
1. Патент Германии N 1136644, B 04 B, опубл. 23.09.62.
2. Патент Германии N 1143150, B 04 B, опубл. 30.01.63.
3. Патент Германии N 1071593, B 04 B 5/08, опубл. 09.06.60.
4. Патент Германии N 1775168, F 16 F 15/02, опубл. 12.08.71 - прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДЕМПФЕР | 1996 |
|
RU2121089C1 |
ДЕМПФЕР | 1992 |
|
RU2050485C1 |
ДЕМПФЕР | 1992 |
|
RU2044936C1 |
ДЕМПФИРУЮЩИЙ УЗЕЛ | 1992 |
|
RU2044937C1 |
ДЕМПФИРУЮЩИЙ УЗЕЛ | 2001 |
|
RU2223428C2 |
ГАЗОВАЯ ЦЕНТРИФУГА | 1997 |
|
RU2114702C1 |
Демпфер вертикального ротора | 2020 |
|
RU2767396C1 |
ДЕМПФЕР ДЛЯ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ВЕРТИКАЛЬНОГО РОТОРА | 2009 |
|
RU2405988C1 |
ДЕМПФЕР ВЕРТИКАЛЬНОГО РОТОРА | 2005 |
|
RU2298121C2 |
ДЕМПФЕР | 2013 |
|
RU2564485C2 |
Изобретение относится к быстровращающимся в упругодемпферных опорах вертикальным роторам машин и приборов, например газовых центрифуг, в частности к демпфирующим опорам таких машин. Демпфер содержит корпус, подвижный элемент с установленным на нем подшипником для опоры вала ротора, камеру с демпфирующей жидкостью, выполненную в подвижном элементе, установленный в камере демпфирующий элемент, и снабжен центрирующими пружинами. Дно подвижного элемента установлено на шарнире в корпусе, а центрирующие пружины размещены в верхней части подвижного элемента для удержания его в вертикальном положении. Демпфирующий элемент также установлен вертикально в камере на шарнире. Дополнительно демпфер снабжен магнитом, установленным в корпусе, а демпфирующий элемент в своей нижней части выполнен из ферромагнитного материала для взаимодействия с магнитом. Кроме того, демпфер снабжен дополнительным демпфирующим элементом, подвешенным на гибкой нити внутри подвижного элемента. В конструкции демпфера достигается эффективное демпфирование колебаний ротора и исключается попадание паров демпфирующей жидкости в другие полости ротора. 5 з.п.ф-лы, 1 ил.
Способ получения адсорбента для поглощения сероводорода из водных растворов | 1989 |
|
SU1775168A1 |
Устройство для гашения колебаний в стиральной машине с горизонтальным вращающимся барабаном | 1988 |
|
SU1663075A1 |
GB 1549004, A1, 25.07.79. |
Авторы
Даты
1998-10-27—Публикация
1996-05-22—Подача