СПОСОБ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ОПОРНЫХ ЗУБОВ В МОСТОВИДНЫХ ПРОТЕЗАХ ПРИ ПАРОДОНТОЗЕ Российский патент 1998 года по МПК A61C8/02 

Описание патента на изобретение RU2122840C1

Изобретение относится к медицине, а именно ортопедической стоматологии, и может быть использовано при комплексном лечении пародонтоза.

В настоящее время пародонтоз стал массовым заболеванием. По данным Всемирной организации Здравоохранения в мире отмечается это заболевание у 80% детей, а в отдельных странах, как Финляндия, у 100%. Среди взрослого населения пародонтоз распространен еще шире. Причина пародонтоза еще не выяснена, методы лечения мало эффективны, так как не удается остановить прогрессирующее разрушение лунки челюсти, ведущее к потере зубов человека. И тем не менее установлено, что ведущее место в комплексном лечении при III стадии болезни принадлежит иммобилизации-шинированию. Однако из-за несовершенства известных шин, в арсенале которых насчитывается свыше 80, шинирование подвижных зубов практически не внедрено, как ему подобает, в широкую врачебную практику.

Широко известно также, что ранее поставленные мостовидные протезы на устойчивые неподвижные зубы при пародонтозе со временем расшатываются, появляется патологическая подвижность по мере атрофии лунок опорных зубов. Когда атрофия лунок достигает 1/2 длины корня, тогда корневая часть зуба из 2/3 длины его укорачивается до 1/3 длины зуба, расположенного в лунке челюсти. При этом коронковая часть зуба соответственно удлиняется, т.е. из 1/3 до 2/3.

Такое изменение пропорциональности расположения зубов в лунках челюсти пагубно отражается на их устойчивости, сопровождается воспалительными осложнениями окружающих корень тканей.

Такое состояние характерно для III стадии пародонтоза (пародонтита) со всеми клиническими характеристиками, как то: прогрессивно нарастающей подвижностью зубов в мостовидных протезах, глубокими зубодесневыми карманами, разной степени выраженности воспалительных процессов в окружающих тканях.

При анализе подвижности зубов при III стадии пародонтоза установлено, что подвижность зубов в мостовидных протезах и в зубах, не связанных мостовидными протезами, неодинакова, а именно подвижность в зубах, не связанных с мостовидными протезами, более разнонаправленная, в том числе и вокруг продольной оси зуба. Мостовидные протезы фиксируются искусственными коронками на двух или трех опорных зубах, к примеру боковых и передний. В таком расположении мостовидное зубопротезирование часто применяется в ортопедической стоматологии. Будучи разобщенными, не связанными между собой, такие мостовидные протезы расположены в челюстной дуге прямолинейно и подвижность такого мостовидного протеза наблюдается в строго определенном вестибуло-оральном направлении по маятникообразному типу. Располагаясь в челюстной дуге, боковые и передние протезы оказываются при подвижности разнонаправленными: боковые - в щечно-язычном, а передние - в губо-язычном направлении, причем разнонаправленность в подвижности мостовидных протезов боковых и передних наблюдается в состоянии расхождения и схождения протезов. Кроме того, при одновременном смещении с наклоном вестибулярно-боковых и переднего протезов между передним и боковыми протезами образуется расхождение, которое достигается значительного угла, близкого к прямому. Неограниченный наклон протезов в вестибулярном направлении пагубно отражается на состоянии костной структуры лунок челюсти, пародонта. Раз возникший наклон со смещением повторяется все чаще и чаще, прогрессивно наращивает и ускоряет разрушительные процессы в лунке челюсти, создает все повторяющееся давление корням опорных зубов на вестибулярный край лунки челюсти, которая становится при таких нагрузках слабой точкой опоры рычага первого рода. Амплитуда подвижности протезов, по мере разрушения лунки челюсти увеличивается, а с ней и травматизация тканей пародонта, что провоцирует воспалительные реакции окружающих тканей пародонта, находящихся к этому времени в декомпенсированном состоянии, при котором нормальное жевательное давление вызывает повышенную болевую реакцию, прием пищи затруднен. Такое состояние пародонта, если его не остановить иммобилизацией, ведет к потере опорных зубов вместе с протезами, так как другие методы комплексной терапии не дают успеха.

Следует отметить, что для разнонаправленной подвижности мостовидного протеза характерно не только неблагоприятное отрицательное разрушительное вестибулярное смещение, но одновременно и возвратное оральное направление, когда разошедшиеся протезы возвращаются в свое исходное состояние до контакта коронок соседних протезов, боковых с передними, под острым естественным углом при веерообразном расположении зубов в дуге челюсти. Кроме того, при одновременном смещении мостовидного протеза из вестибулярного в оральное направление, боковые протезы всегда предстают на пути переднего продольно, в то время как передний боковым - поперечно.

Наблюдения за состоянием носителей мостовидных протезов при III стадии пародонтоза убедительно подтверждают, что если не остановить процесс расшатывания иммобилизацией, другие методы комплексной терапии успеха не приносят. Такое положение поставило практического врача-стоматолога перед единственно возможным выходом: удаление подвижных мостовидных протезов вместе с опорными зубами, и это приобрело повсеместно массовый характер.

Следовательно, состояние зубов в мостовидных протезах при пародонтозе не менее тревожное, чем состояние при пародонтозе в целом, и требует пристального внимания врачей, ученых. Бытующий же взгляд в стоматологии на мостовидные протезы как на надежное средство иммобилизации зубов при пародонтозе следует признать неубедительным и ошибочным, так как мостовидные протезы препятствуют подвижности опорных зубов только по продольной оси протеза, что недостаточно для полной устойчивости, т.к. они не защищены от превосходящих вестибуло-оральных горизонтальных жевательных и иных нагрузок, которые расшатывают мостовидные протезы, угрожают им, поэтому и мостовидные протезы нуждаются в иммобилизации.

Следует заметить, что вопросу иммобилизации подвижных зубов в мостовидных протезах, со стороны ученых и практических врачей, уделяется внимание крайне недостаточное. Среди множества шин при пародонтозе нет шины, обеспечивающей иммобилизацию подвижных мостовидных протезов.

Наиболее близким по сущности и достигаемому эффекту является способ закрепления зубов в мостовидных протезах при пародонтозе [1], заключающийся в том, что подвижные протезы, расположенные сагитально и фронтально в дуге челюстей, закрепляют путем введения дополнительных опор в виде ретенционных коронок, которые надевают по крайней мере на один свободный зуб, расположенный между двумя соседними протезами, и соединяют последние узлом крепления (камерами) ретенционой коронки.

Достоинство протезов заключается в том, что обеспечивается возможность закрепления подвижных мостовидных протезов и восстановления непрерывности зубной дуги.

Недостатками прототипа являются:
- ограниченная возможность применения, так как обязательное условие постановки ретенционной коронки - это необходимо наличие свободного зуба (зубов) между закрепленными мостовидными протезами и не связанного(ых) с ними; отсутствие таких зубов между протезами не дает возможности поставить ретенционную коронку и закрепить с ее помощью подвижные протезы, что обрекает их на удаление;
- высокая трудоемкость изготовления ретенционных коронок.

Изготовление одной ретенционной коронки составляет 210 мин, а двух - 260 мин. При необходимости закрепить подвижные протезы правой и левой сторон с фронтальным потребуется 420-530 мин [2].

Цель изобретения - увеличение срока службы подвижных опорных зубов в мостовидных протезах при пародонтозе III стадии.

Поставленная цель достигается тем, что в способе закрепления зубов в мостовидных протезах при пародонтозе, заключающемся в том, что удлиняют шинирующую дугу путем соединения мостовидных протезов с помощью дополнительных узлов крепления, новым является то, что подвижные мостовидные протезы устанавливают до контакта переднего с боковыми и формируют в каждой паре рядом стоящих искусственных и естественных коронок опорных зубов соседних протезов единое ложе по всей длине жевательных поверхностей коронок с дополнительным углублением по периферическим краям, придавая ему форму Т-образного сечения, затем из ортодонтической проволоки изготавливают П-образную соединительную балку с размерами, соответствующими длине и ширине ложа, и после медикоментозной обработки ложа и балки выполняют ложе быстротвердеющей пластмассой с одновременным погружением в ложе упомянутой балки и фиксируют ее под давлением в течение интервала времени затвердения пластмассы.

Новыми признаками в заявленном способе являются формирование в искусственных и естественных коронках опорных зубов, предварительно поставив в исходное положение соседние мостовидные протезы, Т-образного объединенного ложа и соединение протезов с помощью П-образной балки и быстротвердеющей пластмассы.

Затвердевшая пластмасса с балкой образует достаточной прочности устойчивый замок, связывающий воедино разобщенные подвижные мостовидные протезы в единый объединенный удлиненный блок, обеспечивающий неподвижное состояние при любых жевательных нагрузках.

При закреплении двух боковых с передним протезов восстанавливается непрерывность всей зубной дуги челюсти за счет усиления двумя соединительными замками, что исключает возможность горизонтального и вертикального смещения.

Учитывая в заявленном способе то, что при одновременном смещении мостовидного протеза из вестибулярного в оральное направление боковые протезы всегда представляют на пути переднего продольно, а передний - боковым - поперечно, позволяет за счет такой преграды на оральном пути не только остановить дальнейшее движение мостовидных протезов, но используя заявленную совокупность признаков, получить надежную естественную опору, т.е. при минимальности используемых средств иммобилизации получить максимальный эффект. Закрепленные протезы становятся неподвижными, жевательное давление равномерно распределяется между всеми опорными зубами в объединенных и удлиненных по дуге челюсти под разными углами протезах. Наступает успокоение пародонта и окружающих тканей. Прерывается порочный круг патологических раздражителей в пародонте и окружающих тканях. Иммобилизация заявленным способом оказывает мощное лечебное влияние на декомпенсированный пародонт опорных зубов в протезах и в этом ее эффективность.

Анализ проведенных патентно-информационных исследований показал, что заявленная совокупность признаков соответствует критерию "существенные отличия", так как проявляет новое свойство - возможность устойчивого надежного закрепления опорных зубов подвижных мостовидных протезов при отсутствии свободных зубов между протезами, т.е. решить упомянутую задачу, нерешенную в настоящее время, что позволяет увеличить долговечность службы подвижных мостовидных протезов при III стадии декомпенсированного пародонтоза.

На фиг. 1 показан зубной ряд из закрепляемых мостовидных протезов; на фиг. 2 - поперечное сечение опорного зуба в вертикальной плоскости; на фиг. 3 - ложе Т-образного сечения, вид сверху.

Позициями обозначены: 1 - опорные зубы в соседних протезах, 2 - ложе Т-образного сечения, выполненное в коронках и коронковой части опорных зубов, заполненные быстротвердеющей пластмассой; 3 - П-образная соединительная балка; 4 - межкоронковый промежуток, заполненный быстродействующей пластмассой.

Предложенный способ осуществляют следующим образом:
- подвижные мостовидные протезы ставят в исходное положение до контакта коронками переднего с боковыми;
- формируют объединенное ложе 2 в двух рядом стоящих коронках опорных зубов 1, не связанных между собой соседних протезов. С помощью вулканитого или алмазного диска бормашиной прорезается ложе глубиной в 1,5 мм по всей длине жевательных поверхностей двух рядом стоящих коронок и шириной, достаточной для прохождения соединительной балки 3;
- по периферическим краям ложа под искусственными коронками в естественных коронках выполняют углубление, формируя Т-образное сечение ложа 2, достаточное для прохождения краев соединительной балки 3. Углубление выполняют с помощью колесовидного бора к угловому наконечнику бормашины, при этом под искусственными коронками в естественных коронках на протяжении всего разреза по обе стороны расширяют ложе 2 на 1 мм с каждой стороны;
- затем из стандартной ортодонтической проволоки сечением 0,8 мм (нержавеющая сталь) изготавливают П-образную соединительную балку 3 с загнутыми под прямым углом краями 1,2-1,5 мм, и длиной и формой соответствующими объединенному ложу;
- осуществляют медикоментозную обработку ложа 2 и балки соединительной 3 и тщательное осушивание;
- на дно ложа 2 кладут как обычно прокладку из фосфатцемента;
- затем меду закрепляемыми коронками оральной поверхности и сверху в ложе 2 заводят ранее приготовленную быстротвердеющую пластмассу;
- и одновременно в ложе 2 погружают соединительную балку 3, которая отжимает избыток пластмассы из ложа. Покрывают пластмассой соединительную балку 3, сверху ложе 3, одновременно заводя пластмассу между коронками закрепляемых протезов с заполнением между ними всего свободного пространства 4 до соединительной балки, а также до оральной и вестибулярной поверхности;
- выдерживают балку 3 под давлением до затвердения пластмассы 10 - 15 мин.

Таким образом, с помощью соединительной балки 3 в объединенном ложе 2 и затвердевшей пластмассы образуется многоточечной, достаточной прочности устойчивый замок, связывающий воедино разобщенные подвижные мостовидные протезы в единый, удлиненный блок, который сохраняет свое неподвижное состояние при любых желательных нагрузках.

Преимуществом предлагаемого способа по сравнению с прототипом является увеличение срока службы мостовидных протезов, расположенных сагиттально и фронтально в зубном ряду и не имеющих между собой ни одного свободного зуба, за счет возможности закрепления соседних опорных зубов-протезов с помощью П-образной балки, уложенной в объединенное ложе в них и связанных быстротвердеющей пластмассой. Таким образом, удается продлить срок службы мостовидных протезов при III стадии декомпенсированного пародонтоза, которые в прототипе вынуждены были только удалять.

В порядке опробации автором 76 больных были закреплены подвижные мостовидные протезы в III стадии декомпенсированного пародонтоза, причем у 32-х больных закреплены подвижные зубы верхней челюсти, и у 46 - на нижней челюсти. В том числе, у 52 больных закреплены один боковой с передним протезом с использованием одного замка (в одном объединенном ложе с одной соединительной балкой, и у 25 больных соединены по 2 боковых протеза с правой и левой сторон с передним протезом одной челюсти с применением 2х упомянутых замков.

Опробация предлагаемого способа у всех 78 больных подтвердила его достоинства, выразившееся в достижении полной неподвижности мостовидных протезов.

Использованные источники информации
1. Курлянский В.Ю. Ортопедическая стоматология. - М.: Медицина, 1953, с. 169, 170, 180 и 181.

2. Глущенко И.Я. Сборник нормативных актов о рабочем времени. - М.: Медицина, 1979, с. 102-111, 113-139.

Похожие патенты RU2122840C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ШИНИРОВАНИЯ ЗУБОВ ПРИ ПАРОДОНТИТЕ 2004
  • Делец Александр Владимирович
  • Жолудев Сергей Егорович
  • Луганский Вадим Александрович
RU2289357C2
Способ горизонтального перемещения зубов при включенных дефектах зубных рядов 2018
  • Арутюнов Сергей Дарчоевич
  • Степанов Александр Геннадьевич
  • Багдасарян Григорий Гарсеванович
  • Оганесян Артак Степанович
  • Киракосян Левон Гамлетович
RU2679591C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗУБНОГО РЯДА ПРИ ОТСУТСТВИИ ДВУХ БОКОВЫХ ЗУБОВ И ПОЛНОМ И ЧАСТИЧНОМ ОТСУТСТВИИ КОРОНКОВЫХ ЧАСТЕЙ ОПОРНЫХ ЗУБОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ АРМИРУЮЩЕГО СЕТОЧНО-БАЛОЧНОГО МОСТОВИДНОГО ПРОТЕЗА 2004
  • Меликян М.Л.
  • Меликян Г.М.
  • Меликян К.М.
RU2261687C1
МОСТОВИДНЫЙ ПРОТЕЗ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ЗУБОАЛЬВЕОЛЯРНОГО УДЛИНЕНИЯ 2007
  • Ирошникова Екатерина Сергеевна
  • Тимофеева-Кольцова Татьяна Петровна
RU2325134C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ВЫСОТЫ НИЖНЕЙ ТРЕТИ ЛИЦА ПРИ ГЕНЕРАЛИЗОВАННОЙ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ СТИРАЕМОСТИ ЗУБОВ ВТОРОЙ И ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ 2021
  • Ремизова Анна Александровна
  • Раюшкин Игорь Игоревич
  • Тиньгаева Юлия Игоревна
  • Дзгоева Мадина Георгиевна
  • Сакаева Зарина Ушанговна
RU2770110C1
СПОСОБ ЗАМЕЩЕНИЯ ДВУХ БОКОВЫХ ЗУБОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ АРМИРУЮЩЕГО СЕТОЧНО-БАЛОЧНОГО АДГЕЗИВНОГО МОСТОВИДНОГО ПРОТЕЗА 2004
  • Меликян М.Л.
  • Меликян Г.М.
  • Меликян К.М.
RU2261686C1
АТРАВМАТИЧНЫЙ СПОСОБ РЕСТАВРАЦИИ/РЕКОНСТРУКЦИИ ЗУБОВ ПРИ ГЕНЕРАЛИЗОВАННОЙ ФОРМЕ СТИРАЕМОСТИ ДО 2 мм ДЛИНЫ КОРОНОК С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПОЗИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ 2009
  • Меликян Меликсет Литвинович
  • Меликян Гарегин Меликсетович
  • Меликян Карине Меликсетовна
RU2403884C1
ЗУБНАЯ КОРОНКА И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1990
  • Анциферов В.Н.
  • Кривоносова Н.Н.
  • Шарова Т.В.
  • Хромцов В.Д.
RU2054900C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МОСТОВИДНОГО ЗУБНОГО ПРОТЕЗА 2006
  • Рогожников Геннадий Иванович
  • Вершинин Вадим Аркадьевич
RU2308906C1
СПОСОБ ШИНИРОВАНИЯ ЗУБОВ 1998
  • Федоров С.Д.
  • Сунгуров М.В.
  • Вишневский В.Ю.
RU2150913C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 122 840 C1

Реферат патента 1998 года СПОСОБ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ОПОРНЫХ ЗУБОВ В МОСТОВИДНЫХ ПРОТЕЗАХ ПРИ ПАРОДОНТОЗЕ

Область применения: медицина, а именно ортопедическая стоматология. Сущность изобретения: способ закрепления опорных зубов в мостовидных протезах при пародонтозе заключается в том, что подвижные мостовидные протезы устанавливают до контакта переднего с боковым и формируют в каждой паре рядом стоящих искусственных и естественных коронок опорных зубов соседних протезов, единое ложе по всей длине жевательных поверхностей коронок с дополнительным углублением по периферическим краям, придавая ему форму Т-образного сечения, затем из ортодонтической проволоки изготавливают П-образную соединительную балку размерами, соответствующими длине и ширине ложа, и после медикаментозной обработки ложа и балки заполняют ложе быстротвердеющей пластмассой с одновременным погружением в ложе упомянутой балки и фиксируют ее под давлением в течение интервала времени затвердевания пластмассы. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 122 840 C1

Способ закрепления опорных зубов в мостовидных протезах при парадонтозе, включающий соединение бокового и переднего мостовидных протезов, зафиксированных на естественных опорных зубах, отличающийся тем, что, с целью увеличения срока службы подвижных опорных зубов в мостовидных протезах при парадонтозе, подвижные мостовидные протезы устанавливают в исходное положение до контакта коронками переднего с боковыми и формируют в каждой паре рядом стоящих коронок опорных зубов соседних протезов и в самих зубах единое ложе по всей длине жевательных поверхностей коронок с дополнительным углублением по периферическим краям, придавая ему форму Т-образного сечения, после чего изготавливают П-образную соединительную балку из ортодонтической проволоки размерами, соответствующими медикаментозной обработки ложа и балки, заполняют ложе быстротвердеющей пластмассой с одновременным погружением в ложе балки и фиксируют ее под давлением в течение интервала времени, равного затвердеванию пластмассы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2122840C1

Курляндский В.Ю
Ортопедическая стоматология
- М.: Медицина, 1953, с.169 - 170, 180 и 181.

RU 2 122 840 C1

Авторы

Волков А.Е.

Даты

1998-12-10Публикация

1990-07-12Подача