Предлагаемый способ относится к медицине и касается исследований адаптации организма здорового человека к экологическим и социально-производственным условиям среды с целью психофизиологического нормирования их труда и отдыха.
Традиционные методы оценки здоровья основываются преимущественно на качественных характеристиках духовного, физического и социального благополучия [1,2] , а также на противопоставлении понятию болезни [1, 2, 3]. При этом признается широта адаптационных возможностей организма, определяемая социальной средой, физической тренированностью, трудовыми навыками и другими факторами [1, 4]. В исследовательскую практику прочно вошли понятия "уровень" и "степень" здоровья [1, 3], хотя, по мнению авторов, их критериальные характеристики остаются на стадии начала разработки. В одной из работ ([2], с. 164) сделано обобщение - "Уровень здоровья - выраженность признаков, характеризующих здоровье данного лица (или группы лиц). Некоторые из таких признаков: уравновешенность с окружающей средой, широта адаптивных возможностей, функциональные резервы реагирования на различные воздействия, уровень работоспособности, могут быть оценены количественно, хотя пока отсутствует общая договоренность о шкалах и масштабах такой оценки. Другие особенности здоровья, например, разница по сравнению с болезнью, а также степень физического, духовного и социального благополучия, упоминаемая в определении здоровья, принятом ВОЗ, могут быть охарактеризованы главным образом описательно. Более конкретное содержание понятия об уровне здоровья предстоит еще разрабатывать. Оно представляет большой интерес для социально-гигиенической характеристики здоровья различных групп населения. Для физиологической науки это понятие важно как одна из методических основ подхода к проблеме физиологической нормы".
Проблема измерения уровня здоровья стала особенно актуальной в связи с возросшей необходимостью количественной оценки отрицательных последствий прогрессирующего дефицита двигательной активности в условиях современного производства.
Традиционные методы оценки оздоровительной эффективности разрабатываемых программ и комплексов физических упражнений, основанные на статистическом анализе заболеваемости среди разных групп населения, занимающихся и не занимающихся физкультурой, или на результатах выполнения т.н. контрольных нормативов типа "ГТО", являются недостаточными и практически непригодными для количественной оценки уровней здоровья обследуемых контингентов [3, 5, 7].
В настоящее время широко проводится определение здоровья человека по отдельным компонентам. Известны способы, в основу которых положено измерение сердечной деятельности, например способы по авт. св. СССР NN 1782532, 1364290, 1692548, 1731167, 1242116, кл. A 61 B 5/02. В способах определения выносливости по авт. св. NN 1183065 и 1344318 в основу положено измерение показателей крови. Ни один из указанных способов не отвечает требованиям комплексного подхода к определению уровня здоровья.
Наиболее близким к предлагаемому способу является способ измерения уровней функциональной подготовленности, включающий 4 компонента критериальных характеристик - психический, нейродинамический, энергетический и двигательный [9]. В основе этой методики используется единая и целостная диагностическая процедура тестирования 12 психофизиологических качеств и свойств организма, участвующих в обеспечении процесса адаптации к условиям внешней, в том числе и социальной (производственной или спортивной) среды.
Психический компонент оценивается по результатам выполнения четырех тестов-опросников (один тест Спилберга и три теста Найдиффера) с модификацией пересчета результатов в нормализованные единицы от 0,0 до 1,0 с целью количественной характеристики ситуативной психической напряженности, анализа соревновательной ситуации, прогнозирования собственных действий и психической реализации действий.
Нейродинамический компонент функциональной подготовленности оценивается по результатам выполнения до и после стандартных физических нагрузок следующих психофизиологических тестов: измерение простой сенсомоторной реакции, критической частоты слияния световых мельканий и электрокожной проводимости. Результаты выполнения этих тестов с помощью эмпирических формул преобразуются в нормализованные единицы, характеризующие четыре показателя - возбудимость, подвижность и устойчивость корковых процессов, а также напряженность вегетативной регуляции.
Энергетический компонент подготовленности оценивается по величине реакции частоты сердечных сокращений, легочной вентиляции и артериального давления на стандартную физическую нагрузку в степэргометрическом режиме по Астранду (восхождения на ступеньку высотой 0,40 м для мужчин и 0,33 м для женщин) в темпе 80 шагов/мин в течение трех мин и без перерыва в темпе 120 шагов/мин в течение двух мин, а также бег на месте в максимальном темпе в течение 10 с. С помощью эмпирических формул рассчитываются четыре показателя - общая и скоростная работоспособность, а также выносливость.
Двигательный компонент подготовленности оценивается по результатам выполнения контрольных нормативов или учета показателей игровой двигательной активности.
Основные недостатки этого способа: отсутствие учета темперамента обследуемого, интегральной оценки функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, использование показателей контрольных физических упражнений (нормативов) и игровой двигательной активности, отражающих профессиональную подготовленность, для оценки функциональных возможностей организма обследуемого, отсутствие силовых характеристик двигательной подготовленности, отсутствие учета тесноты внутри - и межкомпонентных корреляционных связей в интегральной оценке здоровья человека.
Указанные недостатки устраняются в предлагаемом способе, который более надежен и обеспечивает целостную количественную характеристику уровня здоровья обследуемого. Дополнительно вводят компонент темперамента с измерением его четырех количественных характеристик на основании данных тестов-опросников по Спилбергу, Айзенку и Стреляу, результаты которых с помощью эмпирических формул преобразовываются в нормализованные единицы, в процентах от максимально возможных величин показателей. Для оценки энергетического компонента дополнительно измеряют эффективность легочной вентиляции и общего кровотока, рассчитываемых с помощью специальных эмпирических формул. Пересмотрена также структура двигательного компонента функциональной подготовленности: вместо оценки результатов выполнения контрольных нормативов или игровой двигательной активности /для спортсменов/, фактически относящиеся к профессиональной подготовленности, вводят измерение аэробной, анаэробной и силовой работоспособности на основании результатов выполнения стандартных физических нагрузок любым человеком.
В результат внесенных дополнений и измерений функциональный профиль обследуемого стал содержать 20 интегральных показателей наиболее профессионально значимых качеств и свойств организма, обуславливающих уровень его адаптации к экологическим и социально-производственным условиям окружающей среды, т. е. уровень здоровья обследуемого. Глубина оценки уровня здоровья существенно возрастает при учете результатов анализа тесноты внутри- и межкомпонентных корреляционных связей: чем больше теснота этих связей, тем выше уровень здоровья обследуемого.
Предлагаемый способ основан на системном принципе выбора комплекса количественных критериальных характеристик уровней адаптации организма к экологическим и социально-производственным условиям среды [6, 8].
На фиг.1 показаны усредненные функциональные профили спортсменов и школьников, не занимающихся спортом; на фиг.2 - динамика внутри- и межкомпонентных корреляционных связей показателей функциональной подготовленности спортсменов; на фиг.3 - исходные показатели и функциональный профиль спортсмена мастера спорта Ларюшина; на фиг.4 - исходные показатели и функциональный профиль студентки Кузнецовой, не занимающейся спортом.
В прикладном аспекте уровень адаптации рассматривается как отражение функциональной подготовленности организма к этим условиям, характеризуемой количественной оценкой комплекса наиболее профессионально значимых качеств и свойств организма по пяти компонентам: темпераменту, психическому, нейродинамическому, энергетическому и двигательному. Измерение выбранных качеств и свойств по четыре для каждого компонента осуществляется с помощью комплекса адекватных, наиболее надежных и валидных тестов, организационно-методически объединенных в единую испытательно-диагностическую процедуру одномоментного выполнения стандартных психических и физических нагрузок с непрерывным измерением ответных реакций организма. Результаты комплексного тестирования функциональной подготовленности обследуемого подвергаются математической обработке с помощью банка специально разработанных эмпирических формул и выдаются на мониторе ЭВМ в виде графика - "функционального профиля обследуемого" (фиг.1).
Комплексное тестирование пяти компонентов функциональной подготовленности и интегральная количественная оценка уровня здоровья обследуемого осуществляются следующим образом.
Перед основной процедурой комплексного тестирования обследуемый выполняет четыре стандартных теста-опросника (по Спилбергу, Айзенку и два по Стреляу), адаптированных к нашим условиям, на основе которых рассчитывается четыре интегральных показателя темперамента: личностная психическая устойчивость (ЛПУ), баланс экстра/интроверсии (БЭИ), баланс возбудительно/тормозных процессов (БВТ) и подвижность нервных процессов (ПНП). В стандартных бланках-опросниках из каждого авторского теста отобрано только по десять наиболее адекватных для измерения личностных качеств в наших условиях. Учитывается сумма их самооценок (Σ10) на основе выраженности ощущений по четырехбалльной шкале. Расчет оцениваемых показателей темперамента производится по однотипной формуле
ЛПУ, БЭИ, БВТ, ПНП = (Σ10-16)•5.
Одновременно проводится тестирование психического компонента функциональной подготовленности обследуемого также с помощью четырех тестов-опросников (по Спилбергу и трех "профилей внимания" по Найдифферу), на основании которых рассчитываются также четыре показателя: ситуативная психическая устойчивость (СПУ), анализ соревновательной ситуации (АСС), прогнозирование собственных действий (ПСД) и психическая реализация действий (ПРД). Расчет производится по формулам:
СПУ = (Σ5-7)•8,
где Σ5 - сумма 5 самооценок;
АСС, ПСД, ПРД = (Σ4-5)•8,
где Σ4 - сумма 4 самооценок.
При расчетах интегральных показателей темперамента и психического компонента подготовленности, также как и других компонентов, предусматривается перевод абсолютных первичных величин в нормализованные (Xн.ед.) на основе типовой принципиальной формулы:
Xн.ед. = (Хабс - Хмин)/(Хмакс - Хмин) • 100,
где Хабс - абсолютная величина, Хмакс - максимально возможная величина,
Хмин - минимально возможная величина.
Таким образом, Xн.ед. - это показатель в процентах от максимально возможной абсолютной величины.
При разработке эмпирических формул предусматривалось важное условие - показатель 50н.ед. должен соответствовать среднему уровню развития измеряемого качества или свойства организма здорового человека, не занимающегося спортом ("Средний человек" по номенклатуре ВОЗ).
Основная процедура комплексного тестирования состоит из трех последовательных этапов: получение исходных (фоновых) данных, выполнение стандартных психических и физических нагрузок и регистрация последействия.
Измерение и регистрация исходных данных осуществляется в условиях относительного покоя (после короткого отдыха). Производится регистрация электрокардиограммы (ЭКГ), измеряются электрокожная проводимость (ЭКПФ), легочная вентиляция (ЛВФ), артериальное давление (СД, ДД и расчет ПД), выполняются тесты на простую сенсомоторную реакцию (ВРФ) и критическую частоту слияния световых мельканий (КЧМФ), а также динамометрия правой кисти (ДПК).
Стандартные физические нагрузки выполняются в следующей последовательности. Аэробная нагрузка в степэргометрическом режиме (выгодно отличается от велоэргометрического участием всей мышечной массы тела, активным перемещением всего тела в пространстве, свободой дыхательных движений, отсутствием статического напряжения мышц туловища и верхних конечностей, участием функции статокинетического равновесия и др.) выполняется в течение трех минут [3] в темпе 80 шагов/мин (N1) и без перерыва - две мин в темпе 120 шагов/мин - всего 5 (N2), при высоте ступеньки для мужчин 0,40 м, для женщин 0,33 м, с обязательным ограничением опорной площадки ступеньки до 0,30 - 0,20 м. Мощность нагрузок рассчитывается по формулам:
N1 = Вес, кг • К1, где К1 для мужчин = 12, для женщин = 10;
N2 = Вес, кг • К2, где К2 для мужчин = 18, для женщин = 15.
После выполнения степэргометрических нагрузок дается двухминутный отдых. Затем выполняются трижды прыжки в высоту с места, учитывается лучший результат (ВП, с) по времени безопорного положения. Анаэробная нагрузка выполняется в режиме трехкратного бега на месте в максимальном темпе по 10 с (Б1, Б2, Б3) с интервалами также по 10 с. При этом измеряется суммарное время безопорного положения ВБ1, ВБ2, ВБ3, с.
В процессе выполнения стандартных физических нагрузок и после их окончания в течение двух мин осуществляется непрерывная регистрация и измерение ЭКГ, ЛВ, ЭКП. АД измеряется сразу после выполнения нагрузок N1 и N2, через две мин, сразу после Б3 и через две мин. После выполнения стандартных физических нагрузок производится регистрация и измерение тех же показателей, что и на фоне, с повторением измерений ВРП и КЧМП.
Нейродинамический компонент функциональной подготовленности оценивается по четырем показателям. Расчет уровня возбудимости корковых процессов (ВКП) осуществляется по формуле ВКП = 250 - ВРП, н.ед. Показатель подвижности корковых процессов (ПКП) рассчитывается по формуле: ПКП = (КЧМП-25) • 4, н.ед. Уровень устойчивости корковых процессов (УКП) оценивается по разнице ВР и КЧМ после, по сравнению с фоном, и рассчитывается по формуле
УКП = [(ВРФ/ВРП + КЧМП/КЧМФ) - 1,5] • 100, н.ед.
Устойчивость вегетативной регуляции (УВР) рассчитывается по формуле УВР = 100 - ЭКПБ3, н.ед.
Энергетический компонент функциональной подготовленности также характеризуется четырьмя наиболее профессионально значимыми качествами и свойствами организма. Эффективность легочной вентиляции (ЭЛВ) рассчитывается по формуле ЭЛВ = (25 - СЛВ) • 4, где СЛВ представляет собой вентиляционную "стоимость" нагрузки N2, рассчитываемую по формуле СЛВ = ЛВ5/N2 • 100, что характеризует объем вдыхаемого воздуха, приходящегося на 100 кгм/мин мощности N2. Таким образом, эффективность легочной вентиляции измеряется как обратная величина "стоимости" нагрузки, в н.ед. Эффективность общего кровотока (ЭОК) рассчитывается по тому же принципу по формуле ЭОК = (32 - СОК) • 3, н.ед., где СОК - "стоимость" общего кровотока, рассчитываемого по формуле СОК = ПД5 • ЧП5/N2, н. ед. , где ПД5 - пульсовое давление и ЧП5 - частота пульса после нагрузки N2.
Аэробная выносливость (АЭВ), характеризующая способность организма выполнять объем повседневных нагрузок со смешанной энергетической направленностью (АЭР), рассчитывается по формуле
где средняя скорость восстановления ЛВ, ЧП, СД и ДД после степэргометрических нагрузок (N2).
Для каждого показателя эта скорость рассчитывается по формуле
Пульсовая стоимость нагрузки N2 (ПС1) рассчитывается по формуле: ПС1 = ЧП5/N2 • 100. Анаэробная выносливость (АНВ), характеризующая способность организма выполнять объем повседневных скоростных (анаэробных) нагрузок (АНР), рассчитывается по аналогичной выше формуле где средняя скорость восстановления тех же четырех показателей, но после бега на месте (Б3). Скорость восстановления по каждому показателю (У2) рассчитывается по формуле:
Пульсовая стоимость нагрузки NБ3 (ПС2) рассчитывается по формуле
ПС2 = ЧПБ3/NБ3 • 100, где NБ3 = ВБ32 • 1,23 • Вес, кг.
Двигательный компонент функциональной подготовленности отражает объемные, скоростные и силовые физические возможности организма. Аэробная работоспособность (АЭР) косвенно характеризует объем повседневных физических нагрузок, выполняемых со смешанной энергетической направленностью и рассчитывается по формуле
ФЭР = (N3 - 500)/20, н.ед.,
где ,
N3 - абсолютный показатель PWC-170, рассчитываемый по формуле Карпмана В. Л. [10] . Нами выявлена и многократно подтверждена тесная корреляционная связь (r = 0,6 - 0,8) между величиной PWC-170 и объемом повседневных физических нагрузок, выполняемых в режиме аэробно-анаэробной энергетической направленности. Следовательно, этот показатель может служить одним из надежных косвенных критериев оценки гиперкинезии (в спорте) и гипокинезии (в условиях производства) как информационное средство для физиологического нормирования режимов двигательной активности человека. Анаэробная работоспособность (АНР) как модность скоростной нагрузки, развиваемой при ЧП = 170 уд/мин, рассчитывается по формуле
АНР = (NБ1 - 200)/20, н.ед.,
где NБ1 = (ВБ12 • 209 • Вес,кг)/ЧПБ1,
ВБ1 - суммарное время безопорного положения при первой или второй попытке десятисекундного бега на месте.
Силовая работоспособность ног/СРН/ характеризует качество прыгучести, развиваемой при ЧП = 170 уд/мин и рассчитывается по формуле
СРП = (NП - 10) • 3, н.ед.,
где NП = (ВП2 • 209 • Вес,кг)/ЧПБ1,
ВП - время лучшей попытки прыжков в высоту, на основании которого рассчитывается линейная высота прыжка по известной математической формуле: h = gt2/8. Силовая работоспособность кисти (СРК) рассчитывается по формуле СРК = (ДПК-20) • 1,5, н.ед., где ДПК - показатель динамометрии правой кисти, кг.
Математическая обработка исходных данных с помощью описанного банка разработанных эмпирических формул осуществляется на персональном компьютере с выдачей на мониторе графика - "функционального профиля обследуемого", наглядно и количественно характеризующего уровень его здоровья по двадцати интегральным оценкам исследуемых наиболее профессионально значимых качеств и свойств организма по пяти компонентам - темпераменту, психическому, нейродинамическому, энергетическому и двигательному. Знание физиологической природы измеряемых качеств и свойств организма обеспечивает возможность научно обоснованного выбора средств и методов для их адекватной коррекции и совершенствования.
С помощью разработанного аппаратурно-методического комплекса на обширном фактическом материале впервые получена количественная характеристика отрицательных последствий дефицита двигательной активности у студентов и школьников. Так, уровень аэробной работоспособности у студентов в среднем не превышал 20 - 25 н.ед., что свидетельствовало о наличии выраженного дефицита двигательной активности. Аэробная выносливость, характеризующая возможности организма к энергетическому обеспечению этой активности, была статистически достоверно выше и составляла в среднем 30 - 40 н.ед. Невысоким уровнем у студентов характеризовались и другие показатели энергетического и двигательного компонентов функциональной подготовленности. Было установлено, что физические нагрузки со смешанной энергетической направленностью обладают выраженным преимуществом в повышении функциональных резервов организма, что позволило разработать программу физической подготовки студентов, обеспечивающую полную компенсацию дефицита двигательной активности. Это подтверждалось статистически достоверным увеличением показателей энергетического и двигательного компонентов, особенно АЭР и АЭВ, до уровней 40 - 60 н.ед. Характеристики темперамента, психического и нейродинамического компонентов функциональной подготовленности в среднем по группам студентов практически не выходили за пределы средних величин для лиц, не занимающихся спортом, т. е. составляли от 45 до 55 н.ед.
На фиг.1 представлены усредненные функциональные профили, количественно характеризующие уровни здоровья школьников десятых классов, не занимающихся спортом (Ш), их сверстников юных велогонщиков ДЮСШ (Ю) и взрослых спортсменов команды мастеров по велогонкам (В). На графиках видно, что уровни характеристик темперамента у школьников 16 лет, занимающихся и не занимающихся спортом, практически одинаковые (в среднем 65 - 75 н.ед.), но несколько превышают уровень взрослых спортсменов (средний возраст 24 года). Это можно объяснить незавершенностью процесса формирования личности у школьников, что и проявилось в большей степени преобладания силы возбудительных процессов над тормозными. Значительное превышение показателей психического компонента функциональной подготовленности у школьников (в среднем 65 - 75 н.ед.) по сравнению с взрослыми спортсменами (в среднем 50 - 55 н.ед.), на наш взгляд, объясняется превышением своих возможностей при субъективной самооценке. Уровни развития нейродинамического компонента имели несколько разнонаправленный характер, в целом превышая величины средних характеристик. Наиболее выраженное различие между группами испытуемых проявилось по уровням развития энергетического и двигательного компонентов. Очень низкий уровень развития почти всех качеств и свойств этих компонентов выявлен у школьников, не занимающихся спортом (в среднем 12 - 20 н.ед.), что свидетельствовало о значительном дефиците двигательной активности. Занятия спортом способствовали существенному повышению уровней здоровья по всем измеряемым качествам и свойствам этих компонентов. Так, у профессиональных велогонщиков показатели энергетического компонента достигали в среднем уровня 80 н.ед. Еще более высокие показатели были получены у высококвалифицированных хоккеистов и лыжников - до 95 н.ед.
Разработанный методический комплекс позволил выявить еще один весьма существенный механизм адаптации организма к экстремальным условиям деятельности человека. Установлено, что высокий уровень здоровья, достигаемый в т. н. "пик спортивной формы", характеризуется не только высоким уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств организма спортсмена, но и значительным повышением тесноты внутри- и межкомпонентных корреляционных связей между ними. На фиг.2 приведены количественные характеристики корреляционных связей между показателями уровней здоровья высококвалифицированных хоккеистов на различных этапах спортивной тренировки. Толстыми линиями обозначены жесткие (на уровне p≤ 0,05), тонкими - гибкие корреляционные связи (на уровне р = 0,051 - 0,10), сплошные линии - положительные, пунктирные - отрицательные коэффициенты корреляции. Обозначение компонентов: 1 - психический, 2 - нейродинамический, 3 - энергетический, 4 - двигательный. Дробью обозначены суммарные гибкие (числитель) и жесткие (знаменатель) корреляционные связи. На фиг.2 видно, что в подготовительном периоде (август) суммарное количество жестких связей составляло всего 14% от возможного максимума, а в период "пика спортивной формы" (январь) количество этих связей увеличилось почти в два раза, однако после завершения календарных игр первенства страны наступил резкий распад этих связей - до 7%.
На фиг.3 приведен индивидуальный пример высокого уровня здоровья, особенно по энергетическому и двигательному компонентам функциональной подготовленности. Представлены протокольные данные результатов комплексного тестирования мастера спорта по футболу Ларюшина В., а также результаты их математического преобразования в нормализованные единицы и графическое изображение функционального профиля спортсмена. На графике видно, что большая часть показателей энергетического и двигательного компонентов превышает уровень 75 н. ед. , т.е. 75% от максимально возможных величин, а некоторые из них свыше 90 н.ед.
На фиг. 4 приведен пример очень низкого уровня функциональных возможностей по энергетическому и двигательному компонентам у студентки первого курса ТГТУ Кузнецовой В. На фиг.4 видно большинство показателей по этим компонентам подготовленности находятся ниже уровня 25 н.ед., что свидетельствует о значительном дефиците двигательной активности у этой студентки.
Приведенные иллюстрации обширного фактического материала подтверждают, с одной стороны, возможность управления подготовкой человека к деятельности в экстремальных условиях, а с другой, объективизировать процесс компенсации дефицита двигательной активности средствами физических упражнений, с целью повышения уровня здоровья различных контингентов населения.
Таким образом, разработан и широко экспериментально апробирован новый способ измерения уровня здоровья человека, основанный на комплексной количественной оценке уровней развития наиболее профессионально значимых качеств и свойств организма по пяти тесно взаимосвязанным компонентам - темпераменту, психическому, нейродинамическому, энергетическому и двигательному. Этот способ обеспечивает количественное измерение отрицательных последствий дефицита двигательной активности и на этой основе возможность сравнительной оценки оздоровительной эффективности разрабатываемых дифференцированных программ физической подготовки для школьников и студентов вузов, а также решения вопросов физиологического нормирования профессиональной деятельности, обеспечивающего повышение уровня здоровья и производительности труда.
Широкая апробация предлагаемого способа измерения уровня здоровья человека в экстремальных условиях деятельности (на примере профессионального спорта) впервые позволила выявить, что совершенствование функциональных резервов организма обуславливается повышением не только уровней развития комплекса профессионально значимых качеств и свойств организма, но и тесноты внутри- и межкомпонентных корреляционных связей, обеспечивающих достижение максимальной производительности труда. Этот способ измерения уровня здоровья человека может служить надежным средством оптимизации режима двигательной активности и психофизиологического нормирования труда и быта как в обычных учебно-производственных, так и экстремальных условиях.
Источники информации
1. Большая медицинская энциклопедия. Том 10, М., 1959, с.738.
2. Словарь физических терминов. М., 1987, с.164.
3. Руководство по физиологии труда. М., 1983, с.418-498.
4. Васильева З.А., Любинская С.М. Резервы здоровья. М., 1984, с.270.
5. Аулик И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М., 1979, 190 с.
6. Функциональные системы организма. Под ред.Судакова К.В. М., 1987, с. 49-104.
7. Медико-биологические проблемы спортивной тренировки. Сборник научных трудов, под ред. Фомина В.С. М., 1985, 154 с.
8. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., 1971, 61 с.
9. Фомин В.С. Физиологические основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов. М., 1984, 62 с.
10. Карпман В.Л. Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Исследование физиологической работоспособности у спортсменов. М., 1974, 92 с.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРИРОДНОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ОПРЕДЕЛЕННЫМ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯМ В СПОРТЕ И ПРОФЕССИЯХ НА ОСНОВЕ ИЗМЕРЕНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ МЕТОДИКАМИ Е.П.ИЛЬИНА | 2020 |
|
RU2732669C1 |
СПОСОБ РАНЖИРОВАНИЯ ЛЮДЕЙ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2005 |
|
RU2316247C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ НА ОСНОВЕ ИЗМЕРЕНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ МЕТОДИКАМИ Е.П. ИЛЬИНА | 2019 |
|
RU2707348C1 |
СПОСОБ СБЕРЕЖЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ | 2005 |
|
RU2288689C2 |
СПОСОБ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЗДОРОВЬЯ СПОРТСМЕНОВ | 2013 |
|
RU2534403C1 |
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ НА ОСНОВЕ ИЗМЕРЕНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА | 2019 |
|
RU2732672C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИОУПРАВЛЕНИЯ ПАРАМЕТРАМИ РИТМА СЕРДЦА С УЧЕТОМ ПСИХОДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ | 2011 |
|
RU2477619C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕЙРОГОРМОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ | 2002 |
|
RU2233616C2 |
Способ комплексной оценки функционального состояния и уровня функциональной подготовленности хоккеистов | 2018 |
|
RU2682486C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ | 2009 |
|
RU2405449C1 |
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для исследований адаптации организма здорового человека к экологическим и социально-производственным условиям среды. Тестируют функциональную подготовленность здорового человека по компонентам: темпераменту, психическому, нейродинамическому, энергетическому и двигательному. Измеряют вегетативные реакции на физические нагрузки. При определении компонента темперамента оценивают характеристики личностной психической устойчивости, баланса экстра/интроверсии, баланса возбудительно-тормозных процессов и подвижности нервных процессов. Психический компонент тестируют и определяют ситуативную психическую устойчивость, анализ соревновательной ситуации, прогнозирование собственных действий, психическую реализацию действий. Для определения нейродинамического компонента тестируют и определяют показатели возбудимости корковых процессов, подвижности корковых процессов, устойчивость вегетативной регуляции и устойчивость корковых процессов. Энергетический компонент измеряют по показателям эффективности легочной вентиляции, эффективности общего кровотока, аэробной и анаэробной выносливости. Двигательный компонент - по показателям аэробной, анаэробной и силовой работоспособности. Все показатели рассчитывают по эмпирическим формулам с преобразованием на нормализованные единицы в процентах от максимально возможных величин. Строят график функционального профиля обследуемого, определяют тесноту внутри- и межкомпонентных корреляционных связей, и, чем больше теснота этих связей, тем выше уровень здоровья. Способ позволяет повысить эффективность нормирования труда и отдыха. 4 ил.
Способ измерения уровня здоровья, включающий тестирование психического, нейтродинамического, энергетического и двигательного компонентов, измерение вегетативных реакций в виде частоты пульса (ЧП), артериального давления (АД, СД, ДД), электрокожной проводимости (ЭКП), критической частоты слияния световых мельканий (КЧМ), легочной вентиляции (ЛВ) и простой сенсомоторной реакции (ВР) на физические нагрузки в аэробном и анаэробном режимах энергообеспечения, преобразование результатов в нормализованные единицы и построение графика "функционального профиля", отличающийся тем, что при переводе в нормализованные единицы показатели представляют в процентах от максимально возможных величин, при этом дополнительно определяют показатели темперамента, для оценки которых предъявляют тесты и определяют личностную психическую устойчивость (ЛПУ), баланс экстра-интроверсии (БЭИ), баланс возбудительно-тормозных процессов (БВТ) и подвижность нервных процессов (ПНП), показатели рассчитывают по однотипной формуле
ЛПУ,БЭИ,БВТ,ПНП = (Σ10-16)•5,
где Σ 10 - сумма самооценок по четырехбалльной шкале,
при определении психического компонента тестируют ситуативную психическую устойчивость (СПУ) и рассчитывают ее по формуле
СПУ = (Σ5-7)•8,
где Σ5 - сумма 5 самооценок,
тестируют анализ соревновательной ситуации (АСС), прогнозирование собственных действий (ПСД) и психическую реализацию действий (ПРД) с расчетом показателей по формуле
АСС,ПСД,ПРД = (Σ4-5)•8,
где Σ4 - сумма 4 самооценок,
для тестирования нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов выполняют физические нагрузки в виде восхождений на ступеньку высотой 0,40 м для мужчин и 0,33 м для женщин в темпе 80 шагов/мин в течение 3 мин (N1) и без перерыва в течение 2 мин в темпе 120 шагов/мин - всего 5 мин (N 2), рассчитывают мощности нагрузок по формулам
N1 = вес, кг • К1,
где К1 для мужчин = 12, для женщин = 10;
N2 = вес, кг • К2,
где К2 для мужчин = 18, для женщин = 15,
через 2 мин отдыха выполняют трижды прыжки в высоту с места и определяют время (ВП, сек) лучшего результата безопорного положения, затем выполняют нагрузку в виде трехкратного бега на месте в максимальном темпе по 10 с с интервалом 10 с (Б1, Б2, Б3), измеряют суммарное время безопорного положения ВБ1, ВБ2, ВБ3, при этом регистрируют исходные данные электрокожной проводимости (ЭКПФ), легочной вентиляции (ЛВФ), простой сенсомоторной реакции (ВРФ), критической частоты слияния световых мельканий (КЧМФ), а также показатели после выполнения нагрузок ВРП и КЧМП; при определении нейродинамического компонента тестируют и рассчитывают показатели возбудимости корковых процессов (ВКП) по формуле
ВПК = 250 - ВРП, н.ед.,
подвижности корковых процессов (ПКП) по формуле
ПКП = (КЧМП - 25) • 4, н.ед.,
устойчивости корковых процессов (УКП) по формуле
УКП = [(ВРФ/ВРП + КЧМП/КЧМФ)] - 1,5 • 100, н.ед.,
устойчивости вегетативной регуляции (УВР) по формуле:
УВР = 100 - ЭКПБ3, н.ед.,
энергетический компонент определяют и рассчитывают в виде эффективности легочной вентиляции (ЭЛВ) по формуле
ЭЛВ = (25 - СЛВ) • 4,
где СЛВ - объем вдыхаемого воздуха, приходящего на
100 кгм/мин при мощности нагрузки N2,
эффективности общего кровотока (ЭОК) по формуле
ЭОК = (32 - СОК) • 3, н.ед.,
где СОК = ПД5 • ЧП5/N2, н.ед.
где ПД5 - пульсовое давление,
ЧП5 - частота пульса после нагрузки N2,
аэробной выносливости (АЭВ) по формуле
где средняя скорость восстановления ЛВ, ЧП, СД, ДД после нагрузки N 2;
ПС1 = ЧП5/N 2 • 100,
анаэробной выносливости (АНВ) по формуле
где средняя скорость восстановления ЛВ, ЧП, СД, ДД после бега на месте (Б3),
ПС2 = ЧПБ3/NБ3 • 100,
где NБ3 = ВБ32 • 1,23 • вес, кг,
двигательный компонент определяют и рассчитывают в виде аэробной работоспособности (АЭР) по формуле
АЭР = N3 - 500/20, н.ед.,
где N3 = N1 + [(N2 - N1) • 170 - ЧП3/ЧП5 - ЧП3],
анаэробной работоспособности (АНР) по формуле
АНР = NБ1 - 200/20, н.ед.,
где NБ1 = ВБ12 209 • вес, кг/ЧПБ1,
силовой работоспособности ног (СРН) по формуле
СРН = (NП - 10) • 3, н.ед.,
где NП = ВП2 • 209 • вес, кг/ЧПБ1,
силовой работоспособности кисти (СРК) по формуле
СРК = (ДПК - 20) • 1,5, н.ед.,
где ДПК - показатель динамометрии правой кисти, кг,
график "функционального профиля" строят по полученным показателям, определяют тесноту внутри- и межкомпонентных корреляционных связей, и, чем больше теснота этих связей, тем выше уровень здоровья.
Фомин В.С | |||
Физиологические основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов | |||
- М., 1984, 62 с. |
Авторы
Даты
1998-12-20—Публикация
1995-07-05—Подача