Изобретение относится к психофизиологии, спортивной физиологии и спортивной медицине и может быть использовано для динамического наблюдения за функциональным состоянием хоккеистов, уровнем их функциональной подготовленности, спортивного отбора и прогнозирования успешности хоккеистов (возрастные периоды: пубертатный период развития, взрослые спортсмены) в соревновательной деятельности.
Существуют различные способы комплексной оценки функционального состояния и уровня функциональной подготовленности спортсменов.
Известен, например, способ контроля функционального состояния биологического объекта (RU №2191539, МПК А61В 5/02). Способ контроля функционального состояния биологического объекта, заключается в том, что регистрируют ЭКГ, в каждом кардиоцикле выделяют R-зубец, определяют последовательность RR-интервалов и по ним строят РГ, а по ней определяют последовательность дыхательных волн, кроме того, длительность каждой дыхательной волны определяют числом RR-интервалов, ее образующих, каждое число RR-интервалов кодируют частотой звукового диапазона, запоминают последовательность частот, характеризующую длительность дыхательных волн и порядок их чередования, после чего воспроизводят последовательность частот, при этом время воспроизведения каждой из частот одинаково и составляет не менее 50 мс.
Недостатком данного способа является то, что его использование позволяет определить только функциональное состояние, в основном функциональное состояние сердечно-сосудистой системы; не определяются показатели функциональной подготовленности спортсменов, нет учета требований спортивной специализации.
Известен, разработанный на основании вышеуказанного патента, аппаратно-программный комплекс (АПК) «Омега-С» НПП «Динамика» (г. Санкт-Петербург), который нашел свое применение в практике спортивной медицины и физиологии. С помощью АПК «Омега-С» проводится скрининг-диагностика физического состояния спортсмена, динамическое наблюдение за изменениями показателей физического состояния, оценка состояния сердечно-сосудистой системы и нейрогуморальной регуляции, оценка уровня текущей тренированности и адаптации спортсмена, на основе нейродинамического анализа - оценка энергетического обеспечения организма [6].
К недостаткам данной системы относится следующее:
- интегративная оценка психического состояния спортсмена проводится без конкретизации его параметров, что возможно при применении стандартных психологических тестов;
- функциональное состояние сердечно-сосудистой системы с выводами по уровню текущей тренированности и адаптации спортсмена оценивается на основании данных только в состоянии оперативного покоя;
- уровень тренированности (функциональной подготовленности) оценивается без учета специализации спортсмена, в частности, хоккея [11; 12].
Известен аппаратно-программный комплекс (АПК) компании ООО «Нейрософт», в нем заложен многоуровневый подход, включающий исследование психологических и психофизиологических характеристик, оценку текущего функционального состояния и физическую работоспособность организма [5]. Для этого используется АПК «НС-ПсихоТест», программы «Поли-Спектр-Ритм» и «Поли-Спектр-Эрго», система медицинского контроля, основанная на радиотелеметрии ЭКГ и ритме дыхания.
Недостатком данного АПК является то, что для срочного контроля и оценки функционального состояния организма спортсмена наиболее приемлемой оказывается только одна последняя система. Остальные системы не имеют выраженной спортивной ориентации и учета спортивной специализации хоккеиста, а протоколы исследования больше ориентированы на выявление преморбидных и патологических функциональных состояний. Диагностика занимает относительно большое количество времени, информация в заключениях не объединена, не дает полной информации для специалистов в области подготовки спортсменов, в частности, хоккеистов.
Известен способ комплексной оценки функционального состояния при стрессорных воздействиях (RU 2510621, МПК А61В 5/02), принятый за прототип по которому проводят оценку состояния вегетативной регуляции физиологических функций посредством анализа вариабельности сердечного ритма; исследуют электрофизиологические характеристики миокарда на основании дисперсионного картирования электрокардиограммы; проводят исследование кардиореспираторной системы по данным электрокардиограммы и пневмотахограммы с проведением функциональных тестов с фиксированным темпом дыхания и с задержкой дыхания на вдохе на максимально возможное время, а также психофизиологическое тестирование с измерением скорости простой зрительно-моторной реакции при последовательных предъявлениях сигнала; предварительно значения каждого измеряемого показателя разделяют на три градации - физиологическая норма, донозологическое или преморбидное состояние, патологическое состояние; после получения индивидуальных значений измеряемых показателей каждое значение относят к одному из трех состояний - «состояние физиологической нормы», значение показателя соответствует физиологической норме, «напряжение механизмов адаптации», значение соответствует донозологическому или преморбидному состоянию, «неудовлетворительная адаптация и срыв адаптации», значение соответствует патологическому состоянию; затем, используя принцип максимального числа показателей, соответствующих одному из трех состояний, оценивают функциональное состояние организма; при исследовании кардиореспираторной системы учитывают частоту сердечных сокращений, систолическое артериальное давление, диастолическое артериальное давление, пульсовое артериальное давление при анализе данных вариабельности сердечного ритма (ВРС) учитывают значения таких показателей, как SI, SDNN, HF%, LF%, VLF%, PARS; при анализе электрокардиографического исследования учитывают наличие очаговых поражений миокарда и число аритмичных сокращений.
К недостаткам данного способа относится следующее: оценивается только функциональное состояние, нет оценки и конкретизации показателей функциональной подготовленности; в способе не учитывается спортивная специализация и вид спорта - хоккей; для хоккеистов недостаточно информативен блок психофизиологического статуса; отсутствуют методики определения психического состояния; отсутствует оперативная возможность получить более детальную информацию о причинах наличия психического напряжения или стресса; нет учета современных научных данных об особенностях вариабельности ритма сердца у спортсменов [1; 14]. При этом в хоккее предъявляются высокие требования к уровню психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонента функциональной подготовленности [12]; необходима оценка не только функционального состояния, но и оценка уровня функциональной подготовленности, а именно - уровень развития и проявления психомоторных способностей (скорости, силы, координационных способностей) и аэробной выносливости.
Технической задачей предлагаемого способа является повышение эффективности определения функционального состояния, уровня функциональной подготовленности организма спортсмена-хоккеиста, их динамики, создание возможности разработки рекомендаций по тренировочному процессу и спортивному отбору.
Техническая задача достигается за счет того, что способ комплексной оценки функционального состояния и уровня функциональной подготовленности хоккеистов включает проведение исследования психического состояния, психофизиологического статуса и вариабельности ритма сердца, при использовании принципа анализа максимального числа показателей, по которым оценивают функциональное состояние, но, в отличие от прототипа, проводят измерения дополнительных показателей, которые объединяют по трем блокам «Психический статус», состоящий из краткой характеристики психического состояния с выделением факта наличия или отсутствия психического напряжения и стресса, динамического внимания; «Психофизиологический статус и уровень развития психомоторных способностей», состоящий из критериев «Функциональный уровень системы» (ФУС), «Устойчивость реакций» (УР), «Уровень функциональных возможностей» (УФВ), «Функциональный уровень системы» в условиях помех (ФУС помех), «Устойчивость реакций в условиях помех» (УР помех), «Уровень функциональных возможностей в условиях помех» (УФВ помех), скорость простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР),
точность ПЗМР, скорость реакции выбора (РВ), точность РВ, скорость реакции на движущийся объект (РДО), скорость в условиях помех, точность в условиях помех, скорость реакции различения (РР), точность РР, подвижность нервной системы (НС), лабильность НС (теппинг-тест), начальный темп движений (теппинг-тест), выносливость НС (теппинг-тест), скоростно-силовая выносливость (теппинг-тест), сенсомоторная координация (статический режим), сенсомоторная координация (кинетический режим), произвольная координация (статический режим), произвольная координация (кинетический режим), произвольная регуляция мышечных усилий; «Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и уровень аэробной выносливости», состоящий из показателей ЧСС, типа ВРС в собственной модификации,), коэффициента 30:15, по итогам определяют вид функционального состояния и уровень функциональной подготовленности, формулируют рекомендации для коррекции тренировочного процесса и спортивного отбора.
Опыт работы и данные литературы [1; 6-12] свидетельствует, что наиболее чувствительными к воздействию психофизических нагрузок, включая и нагрузки спортсменов в хоккее, являются центральные звенья функциональных систем организации двигательной деятельности человека, в частности, спортсмена. В связи с чем, научно обоснованным является оценка уровня функционального состояния, функциональной подготовленности хоккеистов и динамики их показателей по трем блокам: «Психический статус», «Психофизиологический статус и уровень развития психомоторных способностей», «Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и уровень аэробной выносливости».
Способ оценки предназначен для хоккеистов от 13 лет включительно.
В Таблице 1 приведены методы и методики исследования, которые используются в предлагаемом способе для комплексной оценки уровня функционального состояния и уровня функциональной подготовленности хоккеистов.
В Таблице 2 приведено соответствие показателей функционального состояния и функциональной подготовленности хоккеистов принципам системы «Светофор».
В Таблице 3 приведены показатели функционального состояния организма и функциональной подготовленности спортсмена-хоккеиста в соответствии с делением на три блока и критерии оценки при использовании принципов системы «Светофор».
Способ отличается от прототипа следующим:
- выбор максимального числа показателей и наиболее информативных методик в предлагаемом способе проведен в соответствии с физиологическими, психофизиологическими и психологическими критериями для хоккея с шайбой;
- разработаны критерии оценки по каждому показателю в соответствии с требованиями вида спорта (хоккея с шайбой), что позволяет повысить уровень информативности и надежности диагностики;
- разработаны критерии оценки уровня развития и проявления психомоторных способностей применительно к виду спорта (хоккей с шайбой);
- модальность стимулов в психофизиологических методиках соответствует требованиям вида спорта (хоккея с шайбой), что повышает информативность диагностики по блоку «Психофизиологический статус и уровень развития психомоторных способностей»;
- оценка функционального состояния по параметрам ВРС проводится на основании определения типов регуляции по собственной модификации методики Н.И, Шлык [14], «заключающейся в уменьшении референтных границ стресс-индекса (SI) для III типа с 100 у.е. до 90 у.е., определении диапазона общей мощности регуляции (TP) для III типа - 2500-8000 мс2, определении референтных границ по TP и условных значений диапазона для IV типа, который можно отнести к индивидуальной норме (уровень «Зеленый (отличный уровень)» [13];
- использование принципа «Светофор» (Таблица 2) при обработке максимального числа показателей с физиологическими и психофизиологическими критериями для хоккея с шайбой;
- способ позволяет не только определить функциональное состояние спортсмена-хоккеиста, но и его индивидуальный уровень функциональной подготовленности по важнейшим физическим качествам (скорости во взаимосвязи с точностью реакций, скоростно-силовой выносливости, координационным способностям, аэробной выносливости при этом применяются принципы системы «Светофор»
- в системе «Светофор» введена промежуточная оценка «хорошо» с цветовым решением: желтый фон, зеленые цифры.
Для реализации способа комплексной оценки функционального состояния и уровня функциональной подготовленности (ФП) предложена разбивка показателей по трем блокам: «Психический статус», «Психофизиологический статус и уровень развития психомоторных
способностей», «Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и уровень аэробной выносливости». Блоки и внутри блоковые методики выбраны в соответствии с требованиями вида спорта «хоккей с шайбой». Для показателей, получаемых в каждом блоке разработан комплекс оценочных критериев. Выбор оценочных критериев, осуществлялся в соответствии с данными литературы, рекомендаций авторов, описанных для АПК «НС-Психотест» (ООО «Нейрософт», Россия), «ВНС-РИТМ» (ООО «Нейрософт», Россия) [1-4; 11-13] и собственных исследований [7-10]. Выбор оборудования обусловлен возможностью осуществлять изменение модальности сигналов в соответствии с психофизиологическими критериями для хоккея с шайбой.
Способ осуществляли в работе с хоккеистами разной квалификации. На основе методов и методик (Таблицы 1, 2) разработана Таблица 3 для оценки функционального состояния и уровня функциональной подготовленности хоккеистов.
* - в случае попадания текущей ЧСС в референтные границы индивидуальной ЧСС, уровень трактовать как отличный (зеленый цвет);
** - в случае, если выявлен IV тип регуляции со значением ТР>15000 мс2, SI<12, но дополнительные исследования не выявили патологического характера регуляции, результат обследуемого соответствует группе «Зеленый (отличный уровень)»;
*** - в случае К30:15 более 2,0 реакция расценивается как парадоксальная, уровень аэробной выносливости оценивается только по п. 2.1.
Далее следуют пояснения к Таблице 3 по методикам, модальности сигналов и используемым показателям.
Блок 1. Психический статус
Методика «Цветовой тест Люшера» [3]. Методика применяется для определения показателей 2.1.1-2.1.3 Таблицы 3. При этом применяют АПК «НС-Психотест» и определяют показатели по классической методике с использованием цветовых карточек, которые должны ранжироваться по принципу цветового предпочтения «от лучшего - к худшему». Выбор цветов проводится двукратно, показатели обоих выборов заносятся в первичные результаты методики «Вось-мицветовой тест». Заключение формируется в автоматическом режиме. В результаты представляется: краткая характеристика, полученная после компьютерной обработки результатов исследования; наличие или отсутствие психической напряженности, стресса (на основании качественного анализа характеристики); показатель тревожности (от 0 до 12).
Внимание (таблицы Шулъте-Платонова). Методика применяется для определения показателей 1.2.1 Таблицы 3. Используются красно-черные таблицы АПК «НС-Психотест», состоящие из 25 цифр. Для оценки результатов исследования учитываются нормы (отличный уровень -до 30 с; средний уровень - 30-60 с, низкий уровень - более 60 с [4], но диапазон среднего уровня определен с учетом вида спорта - хоккей с шайбой и разделен на две градации: (хороший - 31-40 с) и удовлетворительный (41-50 с) [11; 13].
Блок 2. Психофизиологический статус и уровень развития психомоторных способностей
Простая зрительно-моторная реакция. Методика применяется для определения показателей 2.1.1-2.1.3 и 2.2.1-2.2.2 Таблицы 3. Исследование показателей простой зрительно-моторной
реакции (ПЗМР) проводится с использованием хронорефлексометра АПК «НС-Психотест». Количество сигналов - 35. Уменьшение стандартного времени обследования выполнено с целью сокращения общего времени обследования и учета специфики требований хоккея с шайбой. Проводятся обязательные предварительные замеры, которые не включаются в протокол обследования. Продолжительность цветового стимула - 200 мс; интервал между сигналами: max - 1500 мс, min - 500 мс. Определяются показатели: а) функционального состояния ЦНС (системы управления движениями) Т.Д. Лоскутовой - ФУС (ПЗМР), УР (ПЗМР), УФВ (ПЗМР) [цит.по 3]; б) функциональной подготовленности - скорость ПЗМР (среднее время реакций), точность ПЗМР (количество ошибок). Градация норм «светофора» по показателям ФУС (ПЗМР), УР (ПЗМР) и УФВ (ПЗМР) производится на основании общеизвестных норм [3]. Градация норм «светофора» по показателям функциональной подготовленности «Скорость ПЗМР» и «Точность ПЗМР» производится на основании собственных данных для хоккея с шайбой [7-9],
Реакция выбора. Методика применяется для определения показателей 2.2.3-2.2.4 и 2.3.1 Таблицы 3. Исследование показателей реакции выбора (РВ) проводится с использованием хронорефлексометра АПК «НС-Психотест». Модальность зрительных стимулов соответствует требованиям хоккея: количество сигналов - 35; продолжительность стимула - 200 мс; интервал между сигналами: max - 1500 мс, min - 500 мс; цвет первого сигнала - красный, цвет второго сигнала - зеленый; вероятность появления сигналов: 60:40% соответственно. Проводятся обязательные предварительные замеры, которые не включаются в протокол обследования. Определяются показатели функциональной подготовленности: подвижность НС, скорость РВ (среднее время реакций), точность РВ (количество ошибок). Градация норм «светофора» производится на основании общеизвестных норм [3] и собственных данных [7-9].
Реакция на движущийся объект. Методика применяется для определения показателя 2.2.5 Таблицы 3. Исследование реакции на движущийся объект (РДО) проводится с использованием хронорефлексометра АПК «НС-Психотест». Модальность зрительных стимулов соответствует требованиям хоккея: количество сигналов - 25; скорость движений сектора - 180 град/с. Коридор точных реакций - 7°. Проводятся обязательные предварительные замеры, которые не включаются в протокол обследования. Определяются показатели функциональной подготовленности: скорость РДО. В критериях распределения результатов у хоккеистов в системе «светофор» используются собственные данные [9].
Помехоустойчивость (помехи). Методика применяется для определения показателей 2.1.4-2.1.6 и 2.2.6-2.2.7 Таблицы 3. Исследование показателей реакции в условиях помех (Помехоустойчивость) проводится с использованием хронорефлексометра АПК «НС-Психотест». Модальность зрительных стимулов соответствует требованиям хоккея: количество сигналов - 35; продолжительность стимула - 200 мс; интервал между сигналами: max - 1500 мс, min - 500 мс;
цвет основного сигнала - красный; радиус разброса сигнала - 10 см; частота помех - 40 Гц. Проводятся обязательные предварительные замеры, которые не включаются в протокол обследования. Определяются показатели: а) функционального состояния ЦНС (системы управления движениями) Т.Д. Лоскутовой - ФУС (помех), УР (помех), УФВ (помех) [цит. по 4]; б) функциональной подготовленности - скорость (помехи) (среднее время реакций), точность (помехи) (количество ошибок). Градация норм «светофора» производится на основании общеизвестных норм [2] и собственных данных [7-9]. Критерий Т.Д. Лоскутовой применяется с собственным вариантом нормы [9; 13].
Реакция различения, Методика применяется для определения показателей 2.2.8-2.2.9 и 2.3.2 Таблицы 3. Исследование показателей реакции различия (РР) проводится с использованием хронорефлексометра АПК «НС-Психотест». Модальность зрительных стимулов соответствует требованиям хоккея: количество сигналов - 25; продолжительность стимула - 200 мс; интервал между сигналами: max - 1500 мс, min - 500 мс; цвет основного сигнала - красный, цвет второстепенного сигнала - зеленый, желтый, голубой, фиолетовый, белый; вероятность появления сигналов: 60:40% соответственно. Проводятся обязательные предварительные замеры, которые не включаются в протокол обследования. Определяются показатели функциональной подготовленности: подвижность НС, скорость РР (среднее время реакций), точность РР (количество ошибок). Градация норм «светофора» производится на основании общеизвестных норм [2] и собственных данных [7-9].
Теппинг-тест. Методика применяется для определения показателей 2.3.3-2.3.6 Таблицы 3. Теппинг-тест проводится в течение 30 секунд с использованием АПК «НС-Психотест». Для оценки уровня развития и проявления скоростно-силовых качеств в соответствии с требованиями хоккея работа выполняется с активным использованием не только мышц кисти, но и мышц предплечья. Определяются показатели функциональной подготовленности: лабильность НС (критерий Е.П. Ильина) [2], стартовая скорость (частота движений за первые 5 с работы), выносливость НС (критерий Е.П. Ильина) [7], скоростно-силовая выносливость (средняя частота движений). Градация норм «светофора» производится на основании общеизвестных норм [11] и собственных данных [10].
Сенсомоторная и произвольная координация движений в статическом и кинетическом режиме. Методика применяется для определения показателей 2.4.1-2.4.4 Таблицы 3. Исследуется с использованием координациометра АПК «НС-Психотест». Оценка производится на основании регистрации параметров тремора (общего времени касаний к общему времени работы и их соотношения) [3]. В статическом режиме продолжительность удерживания щупа координациометра будет составлять 5 с (учитываются требования хоккея с шайбой). Определение уровня произвольной регуляции движений проводится на основании соотношения уровня сенсомоторной
координации без обратной связи и с обратной связью в виде звукового сигнала при наличии ошибок. В связи со спецификой вида спорта пробные замеры не проводятся. Определяются показатели функциональной подготовленности: уровень сенсомоторной координации движений, уровень произвольной координации движений в различных режимах (статический, кинетический). Градация норм «светофора» производится на основании общеизвестных норм [3] и собственных данных [10].
Произвольная регуляция мышечных усилий. Методика применяется для определения показателей 2.4.5 Таблицы 3. Уровень произвольной регуляции мышечных усилий определяется на основании результатов двух методик: «Мышечная выносливость» и «Мышечная выносливость с обратной связью» АПК «НС-Психотест». Используются следующие режимы выполнения мышечного усилия: 45% МПС, время удержания - 5 с, коридор точных реакций - 5%. Определяются показатели функциональной подготовленности: уровень произвольной регуляции мышечных усилий. Градация норм «светофора» производится на основании общеизвестных норм [2] и собственных данных [10].
Блок 3. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, уровень аэробной выносливости
Вариабельность ритма сердца в покое и в переходном периоде ортопробы. Методика применяется для определения показателей 3.1.1-3.1.2 и 3.2.1-3.2.2 Таблицы 3. Для нашего способа комплексной оценки функционального состояния и уровня функциональной подготовленности была выбрана экспресс-методика определения типа вегетативной регуляции Н.И. Шлык [14] с учетом методики Р.М. Баевского [6]: I тип (SI - более 90 у.е.; VLF - более 250 мс2; TP - 1500-2900 мс2); II тип (SI - 100 у.е и более.; VLF - менее 250 мс2; TP - менее 1500 мс2); III тип (SI - 30-89 у.е.; VLF - более 250 мс2; TP -2500-6000 мс2); IV тип (SI - 29 у.е и менее.; VLF - более 250 мс2; TP - 8000 мс2 и более). Условия организации обследований в командах хоккеистов предусматривают минимизацию времени обследования. Регистрация ЭКГ производится только в переходном периоде (1 минута) после изменения положения тела. Определяется коэффициент 30:15 по методу В.М. Михайлова [4; 5]. Определяются показатели функционального состояния: функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, уровень адаптивных резервов, уровень аэробной выносливости. Нормы для системы «светофор» определены с учетом данных авторов методики [4], данных литературы [1] и собственных данных [7; 8]. Уровень аэробной выносливости определяется на основании наличия взаимосвязи между показателями вариабельности ритма сердца (RMSSD, SDNN, SI и др.) и аэробными возможностями спортсменов.
При обследовании используется следующий комплекс приборов: психотестер с программным обеспечением - АПК «НС-Психотест», ООО «Нейрософт» [6]; вегетотестер с программным обеспечением - АПК «ВНС-РИТМ» и его аналоги ООО «Нейрософт» [6].
Способ осуществляют следующим образом:
Блок 1. Психический статус (Таблицы 1,3, п.п. 1.1.-1.2). Проводят исследование психического состояния и уровня динамического внимания спортсменов и определяют соответствующие показатели. Оборудование: «НС-Психотест», цветовые карточки для восьмицветового теста Люшера, красно-черные таблицы Шульте-Платонова. На первом этапе получаем информацию о текущем психическом состоянии хоккеиста в виде развернутой характеристики с выделением состояний психической напряженности, стресса, а также устойчивости эмоционального состояния, наличия страхов, уровня мотивации, склонности к риску. Уровень динамического внимания можно оценивать с использованием ручного хронометрирования. Все полученные показатели заносят в карту обследуемого спортсмена-хоккеиста.
Блок 2. Психофизиологический статус и уровень развития психомоторных способностей.
Психофизиологическое обследование. Проводят определение показателей Таблицы 1,3, п.п. 12.1-2.3. Оборудование: АПК «НС-Психотест» (модули: пульт зрительно-моторного анализатора, датчик теппинг-теста). Методики: «Простая зрительно-моторная реакция, «Реакция выбора», «Реакция на движущийся объект», «Помехоустойчивость», «Реакция различения», теппинг-тест. Настройки модальности сигналов в методиках - в соответствии с критериями для хоккея, описанными выше. Второй этап психофизиологического тестирования включает измерение скорости и точности различных зрительно-моторных реакций для последующей оценки функционального состояния ЦНС с использованием критериев Т.Д. Лоскутовой. Теппинг-тест проводится для ведущей верхней конечности.
Проводят исследование сенсомоторной и произвольной координации движений, уровня произвольной регуляции мышечных усилий и определяют показатели Таблицы 1,3 п.п. 2.4. Оборудование: АПК «НС-Психотест» (модули: координациометр, электронный динамометр). Методики: «Координациометрия», «Координациометрия по профилю», «Мышечная выносливость», «Мышечная выносливость с обратной связью»; настройки параметров методик - в соответствии с критериями для хоккея. Исследование сенсомоторной координации движений и уровня произвольной регуляции мышечных усилий проводится для обеих рук.
Блок 3. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, уровень аэробной выносливости
Проводят определение показателей Таблицы 1,3. п.п. 3.1-3.2. Регистрация электрокардиограммы в условиях относительного физиологического покоя в положении лежа и стоя (ортоста-тическая проба). Оборудование: АПК «ВНС-РИТМ». ЭКГ в условиях покоя регистрируется согласно стандартам [15], а после изменения положения тела - в переходный период ортопробы течение первой минуты после перехода в ортостаз. Результаты исследования используются для определения типа вегетативной регуляции, расчета уровня адаптивных резервов по К30:15.
После определения показателей всех 3-х блоков производится обработка результатов по первичным протоколам, анализ результатов, формирование заключительного отчета с цветовыми схемами и общими рекомендациями. Все полученные в результате исследования результаты сопоставляются с нормативными параметрами. На основании сравнения определяется вид функционального состояния и уровень функциональной подготовленности по отдельным психомоторным способностям с применением принципов системы «Светофор». Определение вида функционального состояния и уровня функциональной подготовленности определяется по наибольшему представительству в количественном отношении цвета оценок для каждого блока и совокупности 3-х блоков в целом.
В случае, если большинство оценок (более 50%) зеленого цвета, зеленого цвета (желты цифры), но есть 25% оценок красного цвета, то функциональное состояние оценивается как пограничное (желтый цвет), при этом параметры функциональной подготовленности - удовлетворительный уровень.
Если количество оценок зеленого цвета, фон - желтый, цвет цифр - зеленый и желтого цвета отличается всего на 5%, то общая оценка определяется зеленым цветом (желтые цифры), т.е. функциональное состояние - физиологическая норма (зеленый цвет), при этом параметры функциональной подготовленности - хороший уровень.
В случае если большинство оценок (более 50%) зеленого цвета, но есть 25% оценок желтого цвета, число оценок красного цвета не более 5%, то функциональное состояние оценивается как физиологическая норма (зеленый цвет), при этом параметры функциональной подготовленности - отличный уровень.
Если количество оценок красного цвета составляет более 50%, то несмотря на наличие оценок зеленого цвета, зеленого цвета (желтые цифры), желтого цвета, функциональное состояние оценивается как патологическое (красный цвет), а параметры функциональной подготовленности - неудовлетворительный уровень.
При индивидуальных обследованиях общее время обследования составляет 25-30 минут/чел. Для сокращения общего времени обследования у хоккеистов целесообразно проводить исследование одновременно в группе спортсменов из 3-х человек. В этом случае общее время обследования команды хоккеистов из 24 человек составляет 3,5-4 часа; 12 человек - примерно 1,5-2 часа, последовательность прохождения блоков методик не имеет значения.
На основании полученных результатов составляют заключение, в котором приводят уровень функционального состояния и функциональной подготовленности спортсмена-хоккеиста, дают рекомендации по тренировочному процессу или спортивному отбору.
Пример 1. Общее заключение по результатам обследования от ______________
дата
Ф.И.: Г-ев Р.
Возраст: 16 лет; вид спорта: хоккей
Блок 1 Психический статус
1.1.1 Активность, высокая мотивация к достижению успеха, потребность в обладании жизненными благами, стремление доминировать, целенаправленность действий, непосредственность и раскрепощенность поведения, высокая самооценка, потребность в самореализации, противодействие обстоятельствам, препятствующим свободной самореализации личности, черты стеничности и мужественности, склонность к риску сочетаются с неустойчивостью эмоционального состояния, тенденция к самореализации - с изменчивостью установок и непоследовательностью. Оптимистичность, поиск новых контактов и сфер для своих интересов.
Самооценка неустойчива: наряду с высоким уровнем притязаний заметна неуверенность в себе, которая в ситуации признания и успеха в глазах окружения легко переходит в другую крайность. Аккуратность, методичность и самостоятельность в деятельности. Потребность в самоуважении и уважении со стороны окружающих.
Критерии
зеленый
зеленый
зеленый/жёлт.цифры
Относительная психологическая норма, хороший уровень динамического внимания
Блок 2 Психофизиологический статус и уровень развития психомоторных способностей
Критерии
зеленый
зеленый
зеленый
желтый
желтый
желтый
Функциональное состояние – физиологическая норма. Хороший уровень регуляции в условиях помех (соревновательных условиях)
Критерии
(2.2.1; 2.2.2)
(2.2.3; 2.2.4)
(2.2.5)
(2.2.6; 2.2.7)
(2.2.8; 2.2.9)
зеленый
зеленый/жёлт.цифры
зеленый/жёлт.цифры
желтый
зеленый
зеленый
зеленый
зеленый
зеленый
Точность реакций: отличный (З)=4; хороший (З/жёлт.ц)=0; удовлетворительный (Ж)=0. Точность реакций – отличный уровень
Критерии
стартовая скорость, Гц
средняя частота движений, Гц
цвет
жёлт.
цифры
зеленый
зеленый
зеленый
Лабильность НС: отличный (З)=2; хороший (З/жёлт.ц)=0; удовлетворительный (Ж)=0; неудовлетворительный (К)=0. Лабильность НС/стартовая скорость – высокая/отличный уровень.
Скоростно-силовая выносливость: отличный (З)=2; хороший (З/жёлт.ц)=0; удовлетворительный (Ж)=0; неудовлетворительный (К)=0. Скоростно-силовая выносливость – отличный уровень
Критерии
жёлт.цифры
жёлт.цифры
Уровень сенсомоторной координации движений, произвольной координации движений и регуляции мышечных усилий - хороший
Блок 3 Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, уровень аэробной выносливости
Критерии
зеленый
зеленый
зеленый/
жёлт.цифры
Уровень аэробной выносливости – отличный
ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Функциональное состояние - физиологическая норма (ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ).
Психическое состояние - относительная норма. Хороший уровень механизмов регуляции в системе управления движениями. Хороший уровень регуляции в условиях помех (соревновательных условиях). Функциональное состояние ССС - физиологическая норма. Хороший уровень адаптивных резервов сердечно-сосудистой системы.
Уровень функциональной подготовленности: хороший уровень.
Скорость и точность реакций (сенсомоторная интеграция) - хороший уровень скорости реакций (в РДО - незначительное опережение); отличный уровень точности реакций. Подвижность НС - промежуточный между подвижным и инертным. Лабильность НС - высокая. Стартовая скорость - отличный уровень. Скоростно-силовая выносливость - отличный уровень. Отличный уровень сенсомоторной координации движений, хороший уровень произвольной координации движений. Снижен уровень произвольной регуляции мышечных усилий. Хороший уровень аэробной выносливости.
Слабое звено функциональной подготовленности - произвольная регуляция мышечных усилий.
Общие рекомендации:
1 Тренировочный и соревновательный режим - по плану тренера.
2. Работа над улучшением уровня произвольной регуляции мышечных усилий («мышечного чувства») общими и специальными средствами.
Пример 2. Общее заключение по результатам обследования от ______________
дата
Ф.И.: К-в А.
Возраст: 16 лет: вид спорта: хоккей
Блок 1 Психический статус
1.1.1 Неустойчивость настроения, противоречивость реакций, непосредственно связанная с противодействием разнонаправленных тенденций. Потребность в действии, в общении, в эмоциональной вовлеченности, в переменах. Оптимистичность, эмоциональная неустойчивость, легкая вживаемость в разные социальные роли, демонстративность, потребность нравиться окружающим, зависимость от средовых воздействий, поиск признания и стремление к сопричастности в межличностном взаимодействии. Тенденция к уходу от ответственности. В выборе вида деятельности наибольшее значение придается тому, чтобы сам процесс деятельности приносил удовольствие. Любые формальные рамки тесны и плохо переносятся. Выраженная эмоциональная перекпючаемость без глубины переживаний и непостоянство в привязанностях. Непосредственность чувств, пристрастие к забавам, игровому компоненту в деятельности сочетаются с такими свойствами, как потребность в прочной и глубокой привязанности, эмоциональном комфорте и защите от внешних воздействий. Дружелюбие, конформность установок.
Потребность в понимании, любви и поддержке является ведущей и поэтому наиболее легко травмируемой мишенью. Отсюда некоторая избирательность в контактах, аналитический склад ума, менее беспечный подход к решению проблем, временами появляется стремление к покою, уединенности, всплески активности быстро сменяются фазой пассивности, что создает почву для внутреннего конфликта. В ситуации личностно значимой ведущими являются тенденции стенического характера и проявляется повышенная эмотивность. В социально значимой ситуации эти свойства успешно контролируются. Склонность к перепадам в настроении от приподнятого, экзальтированного до грустного. Выраженная зависимость от средовых воздействий и от ситуации «успех-неуспех».
Активность в преодолении трудностей, доминирование в отношениях с окружающими, стремление к лидирующей позиции, вспыльчивость в конфликтных ситуациях.
Критерии
зеленый
зеленый
зеленый
Относительная психологическая норма, отличный уровень динамического внимания
Блок 2 Психофизиологический статус и уровень развития психомоторных способностей
Критерии
красный
жёлт.цифры
желтый
Функциональное состояние - пограничное; напряжение механизмов регуляции; напряжение механизмов регуляции в условиях помех (соревновательных условиях)
Критерии
(2.2.1; 2.2.2)
(2.2.3; 2.2.4)
(2.2.5)
(2.2.6; 2.2.7)
(2.2.8; 2.2.9)
зеленый/
жёлт.цифры
зеленый/
жёлт.цифры
желтый
желтый
зеленый
желтый
зеленый/
жёлт.цифры
зеленый
зеленый
Точность реакций: отличный (З)=2; хороший (З/жёлт.ц)=1; удовлетворительный (Ж)=1. Точность реакций - хороший уровень
Критерии
жёлт.цифры
ный
жёлт.цифры
жёлт.цифры
Лабильность НС: отличный (З)=0; хороший (З/жёлт.ц)=2; удовлетворительный (Ж)=0; неудовлетворительный (К)=0. Лабильность НС/стартовая скорость – хороший уровень.
Скоростно-силовая выносливость: отличный (З)=2; хороший (З/жёлт.ц)=0; удовлетворительный (Ж)=0; неудовлетворительный (К)=0. Скоростно-силовая выносливость - отличный уровень
Критерии
жёлт.цифры
жёлт.цифры
жёлт.цифры
Уровень сенсомоторной координации движений, произвольной координации движений и регуляции мышечных усилий - хороший
Блок 3 Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, уровень аэробной выносливости
Критерии
жёлт.цифры
Уровень аэробной выносливости – удовлетворительный
ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Функциональное состояние - пограничное состояние (ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ). КОНСУЛЬТАЦИЯ СПОРТИВНОГО ВРАЧА.
Психическое состояние - относительная норма. Напряжение механизмов регуляции в системе управления движениями, напряжение механизмов регуляции в соревновательных условиях. Функциональное состояние ССС - физиологическая норма. Снижен уровень адаптивных резервов сердечно-сосудистой системы. Слабое звено - система управления движениями.
Уровень функциональной подготовленности: хороший уровень (но выявлены также признаки отрицательной динамики)
Скорость и точность реакций (сенсомоторная интеграция) - хороший уровень (однако РДО - значительное опережение). Подвижность и лабильность НС - хороший уровень. Стартовая скорость - хороший уровень. Скоростно-силовая выносливость - отличный уровень. Хороший уровень сенсомоторной координации движений, произвольной координации движений и регуляции мышечных усилий. Удовлетворительный уровень аэробной выносливости.
Наиболее слабое звено функциональной подготовленности - аэробная выносливость.
Общие рекомендации:
1 Необходима консультация для тренера и врача спортивного клуба (СШОР, ЦОПа и т.д.) по коррекции функционального состояния медико-биологическими и педагогическими средствами.
2 Развитие аэробной выносливости общими и специальными средствами
3 Увеличить паузы отдыха между отдельными упражнениями, сериями, сменами в игре.
Пример 3. Общее заключение по результатам обследования от ______________
дата
Ф.И.: Ш-ов Д.
Возраст: 15 лет; вид спорта: хоккей
Блок 1 Психический статус
1.1.1 Потребность в действии, в общении, в эмоциональной вовлеченности, в переменах. Оптимистичность и легкая вживаемость в разные социальные роли, демонстративность, стремление нравиться окружающим, зависимость от средовых воздействий, поиск признания и стремление к сопричастности в межличностном взаимодействии. Тенденция к уходу от ответственности. В выборе вида деятельности наибольшее значение придается тому, чтобы сам процесс деятельности приносил удовольствие. Трудности адаптации в условиях жесткого регламента при выраженных эмоциональной перекпючаемости, непостоянстве в привязанностях, непосредственности чувств, пристрастии к забавам и игровому компоненту в деятельности.
Активность позиции, высокая мотивация к достижению успеха, потребность в обладании жизненными благами, стремление доминировать, непосредственность и раскрепощенность поведения, высокая самооценка, потребность в самореализации, противодействие обстоятельствам, препятствующим свободной самореализации личности, черты стеничности и мужественности, склонность к риску. Своеволие, сильное чувство авторитарности. Тенденция к самореализации при повышенной эмотивности, склонность «разбрасываться», браться сразу за несколько дел. Потребность в сочувствии и понимании, самоуважении и уважении со стороны окружающих. Эгоцентрическая обидчивость, эмоциональная сдержанность. Потребность в ярких переживаниях, общении, неистовая увлеченность, уверенность в себе, стремление достичь большего.
Критерии
зеленый
зеленый
желтый
Относительная психологическая норма, удовлетворительный уровень динамического внимания
Блок 2 Психофизиологический статус и уровень развития психомоторных способностей
Критерии
зеленый/
жёлт.цифры
зеленый
зеленый
красный
зеленый/
жёлт.цифры
красный
Функциональное состояние - физиологическая норма (на грани с пограничным состоянием). Неудовлетворительный уровень регуляции в условиях помех (соревновательных условиях)
Критерии
(2.2.1; 2.2)
(2.2.3; 2.2.4)
(2.2.5)
(2.2.6; 2.2.7)
(2.2.8; 2.2.9)
красный
зеленый/
жёлт.цифры
зеленый/
жёлт.цифры
желтый
зеленый
зеленый/
жёлт.цифры
красный
зеленый/
жёлт.цифры
зеленый
Точность реакций: отличный (З)=1; хороший (З/жёлт.ц)=2; удовлетворительный (Ж)=0; неудовлетворительный(К)=1. Точность реакций - хороший уровень
Критерии
выносливость НС, у.е.
цвет
зеленый/
жёлт.цифры
зеленый
желтый
желтый
зеленый/
жёлт.цифры
зеленый/
жёлт.цифры
Лабильность НС: отличный (З)=0; хороший (З/жёлт.ц)=0; удовлетворительный (Ж)=2; неудовлетворительный (К)=0. Лабильность НС/стартовая скорость - средняя/удовлетворительный уровень.
Скоростно-силовая выносливость: отличный (З)=0; хороший (З/жёлт.ц)=2; удовлетворительный (Ж)=0; неудовлетворительный (К)=0. Скоростно-силовая выносливость - удовлетворительный уровень
Критерии
жёлт.цифры
жёлт.цифры
Уровень сенсомоторной координации движений, произвольной координации движений и регуляции мышечных усилий - хороший
Блок 3. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, уровень аэробной выносливости
Критерии
красный
красный
желтый
Уровень общей выносливости - неудовлетворительный
ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Функциональное состояние - пограничное состояние (ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ), граница между пограничным и патологическим состоянием (хроническое утомление). КОНСУЛЬТАЦИЯ СПОРТИВНОГО ВРАЧА.
Психическое состояние - относительная норма, удовлетворительный уровень динамического внимания. Хороший уровень механизмов регуляции в системе управления движениями. Неудовлетворительный уровень регуляции в условиях помех (соревновательных условиях). Функциональное состояние ССС - патологическое состояние. Удовлетворительный уровень адаптивных резервов.
Уровень функциональной подготовленности: хороший уровень.
Скорость и точность реакций (сенсомоторная интеграция) - хороший уровень скорости реакций (в РДО - незначительное запаздывание); хороший уровень точности реакций. Подвижность НС - промежуточный между подвижным и инертным. Лабильность НС - средняя. Взрывная скорость - удовлетворительный уровень. Скоростно-силовая выносливость - удовлетворительный уровень. Отличный уровень сенсомоторной координации движений, хороший уровень произвольной координации движений. Снижен уровень произвольной регуляции мышечных усилий левой руки. Неудовлетворительный уровень аэробной выносливости.
Слабое звено функциональной подготовленности - произвольная регуляция мышечных усилий левой руки, аэробная выносливость.
Общие рекомендации:
1 Консультация врача спортивной медицины врачебно-физкультурного диспансера.
2 Необходима консультация для тренера и врача спортивного клуба (СШОР, ЦОПа и т.д.) по коррекции функционального состояния медико-биологическими и педагогическими средствами.
3 Восстановительные мероприятия в течение времени дополнительного обследования во врачебно-физкультурном диспансере.
Источники информации:
1. Гаврилова, Е. А. Спорт. стресс, вариабельность : монография / Е.А. Гаврилова. М. : Спорт, 2015. 168 с.
2. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин, СПб. : Питер, 2005. - 142 с.
3. Мантрова, И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. - Иваново: ООО «Нейрософт», 2007. - 216 с.
4. Михайлов, В.М. Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения метода / В.М. Михайлов. - Иваново: ООО «Нейрософт», 2000. - 200 с.
5. Медицинское оборудование для нейрофизиологии и функциональной диагностики, Нейрософт [Электронный ресурс] - URL: http://neurosoft.com/ru/ (дата обращения: 15.08.2016).
6. Омега-Спорт [Электронный ресурс] – URL: http://omegas.dyn.ru/products/products_main/preamble/5/products_static/ (дата обращения: 10.08.2016).
7. Сурина-Марышева Е.Ф. Функциональное состояние и адаптивные резервы хоккеистов 15-16 лет в соревновательный период /Сурина-Марышева Е.Ф., Соловьева Е.В. // Вестник Уральской медицинской науки. - 2012. - № 2 (39). - С. 114-115.
7. Сурина-Марышева Е.Ф., Заварухина С.А. Вариабельность сердечного ритма и адаптивные резервы хоккеистов 15-16 лет в соревновательном периоде подготовки Материалы Международной научно-практической конференции (2: - 30 ноября 2012). - Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2012. - С. 148-150.
9. Сурина-Марышева, Е.Ф. Динамика скорости сенсомоторного реагирования и функционального состояния хоккеистов 15-16 лет в соревновательном периоде подготовки / Е.Ф. Сурина-Марышева, Е.В. Соловьева, Л.В. Кривохижина, Е.Н. Еромолаева // Вестник Уральской медицинской академической науки. - 2014. - № 3. - С. 178-180.
10. Сурина-Марышева, Е.Ф. Особенности сенсомоторной регуляции движений хоккеистов в зависимости от исходного функционального состояния нервной системы / Е.Ф. Сурина-Марышева, Е.В. Соловьева // Омский научный вестник. - 2015. - № 144. - С. 69-73.
11. Таймазов, В.А Психофизиологическое состояние спортсмена (Методы оценки и коррекции) / В.А. Таймазов, Я.В. Голуб. - Спб.: «Олимп» СПб, 2004. - 400 с.
12. Фомин В.С. Физиологические основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов. - М., 1984. - 64 с.
13. Фундаментальные и прикладные аспекты адаптоспособности, реактивности и регуляции организма спортсменов в системе спортивной подготовки (питание, пищеварение, восстановление и энергообеспечение): монография / под ред. А.П. Исаева, В.В. Эрлиха. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. - 855 с. С. 614-646.
14. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. - 259 с.
15. Task Force of the European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology. Heart rate variability. Standarts of Measurement. Physiological interpretation and clinical use // Circulation. - 1996. - V.93. - P.1043-1065.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПРИ СТРЕССОРНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЯХ | 2013 |
|
RU2510621C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ПО ФОМИНУ В.С. | 1995 |
|
RU2123285C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ФУТБОЛОМ | 2020 |
|
RU2741210C1 |
Способ психофункционального контроля состояния при занятиях художественной гимнастикой | 2024 |
|
RU2819353C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА НА ОСНОВЕ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ РЕАКЦИИ ЧЕЛОВЕКА | 2014 |
|
RU2573340C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ДЗЮДО | 2021 |
|
RU2755228C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ | 2022 |
|
RU2817036C2 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ПО КОМПЛЕКСУ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ | 2013 |
|
RU2529402C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ | 2022 |
|
RU2780158C1 |
Способ оценки адаптивных возможностей детей к воздействию учебно-образовательной нагрузки | 2022 |
|
RU2801608C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологии, спортивной физиологии и спортивной медицине, и может быть использовано для комплексной оценки функционального состояния и уровня функциональной подготовленности хоккеистов. Проводят измерения по трем блокам: «Психический статус», «Психофизиологический статус и уровень развития психомоторных способностей», «Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и уровень аэробной выносливости». Далее все полученные показатели оценивают в соответствии с таблицей 3, содержащейся в описании. Причем определение вида функционального состояния и уровня функциональной подготовленности определяется по наибольшему представительству в количественном отношении цвета оценок для каждого блока и совокупности 3-х блоков в целом. Способ позволяет объективно оценивать функциональное состояние и уровень функциональной подготовленности хоккеистов, составлять рекомендации для коррекции тренировочного процесса и спортивного отбора за счет оценки комплекса наиболее значимых показателей. 3 табл., 3 пр.
Способ комплексной оценки функционального состояния и уровня функциональной подготовленности хоккеистов, включающий проведение исследования психического состояния, психофизиологического статуса и вариабельности ритма сердца (ВРС), отличающийся тем, что проводят измерения по трем блокам:
«Психический статус» - определяют психическое состояние по цветовому тесту Люшера, выявляя наличие психического напряжения, стресса, тревожности, определяют динамическое внимание по таблицам Шульте-Платонова;
«Психофизиологический статус и уровень развития психомоторных способностей» - определяют функциональное состояние ЦНС по измерению простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) и помехоустойчивости, определяя показатели: функциональный уровень системы (ФУС), устойчивости реакций (УР), уровень функциональных возможностей (УФВ) соответственно для ПЗМР и помех, определяют сенсомоторную интеграцию, измеряя скорость и точность ПЗМР, реакции выбора (РВ), помехоустойчивости, реакции различия (РР), а также скорость реакции на движущийся объект (РДО),
определяют подвижность нервной системы по РВ и РР, лабильность нервной системы, скоростно-силовую выносливость по теппинг-тесту,
определяют уровень сенсомоторной координации в статическом и кинетическом режимах, произвольной координации в статическом и кинетическом режимах методом координациометрия, определяют произвольную регуляцию мышечных усилий;
«Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и уровень аэробной выносливости» - определяют ЧСС, тип ВРС, коэффициент 30:15, причем тип ВРС определяют следующим образом: I тип при SI - более 90 у.е., VLF - более 250 мс2, TP - 1500-2900 мс2; II тип при SI - 100 у.е и более, VLF - менее 250 мс2, TP - менее 1500 мс2; III тип при SI - 30-89 у.е., VLF - более 250 мс2, TP - 2500-6000 мс2; IV тип при SI - 29 у.е. и менее, VLF - более 250 мс2, TP - 8000 мс2 и более),
далее все полученные показатели оценивают в соответствии с таблицей 3, содержащейся в описании, причем определение вида функционального состояния и уровня функциональной подготовленности определяется по наибольшему представительству в количественном отношении цвета оценок для каждого блока и совокупности 3-х блоков в целом.
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПРИ СТРЕССОРНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЯХ | 2013 |
|
RU2510621C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ХОККЕИСТОВ ПРИ ПОМОЩИ ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА МОЧИ | 2002 |
|
RU2218564C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СПОРТСМЕНА | 2005 |
|
RU2293512C1 |
Двухсторонний складной пневматический спасательный бот | 1929 |
|
SU20471A1 |
ХАРИТОНОВА Л.Г | |||
Психофизиологическое и психологическое состояние хоккеистов с различным типом вегетативной регуляции | |||
Человек | |||
Спорт | |||
Медицина | |||
Вып | |||
Способ изготовления электрических сопротивлений посредством осаждения слоя проводника на поверхности изолятора | 1921 |
|
SU19A1 |
Способ приготовления строительного изолирующего материала | 1923 |
|
SU137A1 |
OLSSON C.J | |||
Using action observation to study superior motor performance: a pilot fMRI study | |||
Front Hum Neurosci | |||
Многоступенчатая активно-реактивная турбина | 1924 |
|
SU2013A1 |
Авторы
Даты
2019-03-19—Публикация
2018-02-28—Подача