Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам привода вала отбора мощности тракторов и аналогичных машин.
Известен механизм привода вала отбора мощности (ВОМ) сельскохозяйственного трактора [1], на котором установлена ведомая шестерня, кинематически связана с двигателем.
Недостатком данной конструкции является то, что при работе с таким ВОМ амплитуды колебаний нагрузок, передаваемых от привода сельскохозяйственной машины через жесткие приводы на двигатель, значительно снижают загрузку трактора и ухудшают технологические показатели работы с.-х. машин. Это приводит к снижению долговечности и производительности машинно-тракторного агрегата (МТА), а также повышает расход топлива.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату конструкцией является привод ведущего колеса транспортного средства [2], состоящий из двух трубчатых элементов, которые подвижны один в другом и имеют диаметрально противоположенные сквозные отверстия прямоугольной формы, в которые вставлены пакеты упругих элементов в виде скобообразных пружин.
Недостатком данной конструкции является то, что из-за малого угла закрутки в режиме упругой деформации привод воспринимает спектр колебаний крутящих моментов не полностью, а лишь частично. Это незначительно повышает эксплуатационные свойства МТА.
Изобретение решает задачу повышения производительности и улучшения топливной экономичности МТА за счет снижения амплитуд колебаний крутящих моментов со стороны с.-х. машины.
Это достигается тем, что в механизме ВОМ с.-х. трактора, содержащем внутренние (ведущий и ведомый) и наружный (промежуточный) трубчатые элементы, ведущий, ведомый и промежуточный трубчатый элемент имеют диаметрально противоположенные сквозные отверстия, в которые установлены упругие элементы в виде скобообразных пружин, имеющие внутри дополнительные пружины с привулканизированными на них резиновыми элементами. Ведущий и ведомый трубчатые элементы соединены со ступицами, одна из которых, соответственно, кинематически связана с двигателем, а другая с ведущим валом отбора мощности.
Общим признаком прототипа и заявляемой конструкции привода являются внешний трубчатый элемент и упругие элементы в виде скобообразных пружин, повернутых относительно друг друга и взаимодействующих опорными концами с опорными поверхностями трубчатых элементов.
Отличие заявляемой конструкции от прототипа состоит в том, что для увеличения угла закрутки упруго-демпфирующего привода ВОМа с целью гашения всего спектра колебаний крутящих моментов, привод имеет два внутренних (ведущий и ведомый) трубчатых элемента.
На фиг. 1 - привод ВОМ мобильного энергетического средства, общий вид, разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Механизм привода вала отбора мощности содержит ступицу 1, связанную с ведущим валом ВОМ, и ступицу 2, связанную с выходным валом ВОМ, при этом на ступицах 1 и 2 жестко закреплены ведущий и ведомый трубчатые элементы 4 и 4', установленные подвижно в промежуточном трубчатом элементе 3 и имеющие диаметрально противоположные сквозные отверстия 5, 6 и 7, 8 прямоугольной формы, в которых установлены упругие элементы в виде скобообразных пружин 9, повернутых относительно друг друга и взаимодействующих опорными концами 10 с сопрягаемыми поверхностями отверстий 5, 6 трубчатых элементов 3, 4 и 3, 4'. Кольцевой частью скобообразные пружины 9 сопрягаются с отверстиями 8 трубчатых элементов 4 и 4' и удерживаются от выпадения кольцами 11, напрессованными в канавки 12 выполненные на внешней поверхности промежуточного трубчатого элемента 3.
Внутри скобообразных пружин 9 установлены дополнительные пружины 14, внутри которых привулканизированы резиновые элементы 13.
Привод вала отбора мощности работает следующим образом. При приложении крутящего момента в прямом и обратном направлениях ступица 1 поворачивается на определенный угол относительно ступицы 2, а промежуточный трубчатый элемент 3 в зависимости от жесткости пружин, установленных в ведущем и ведомом трубчатых элементах, занимает промежуточное положение относительно ступиц 1 и 2. При этом отверстия 6 трубчатого элемента 4 воздействует на опорные концы 10 скобообразных пружин 9, установленных в ведущем трубчатом элементе, что приводит к сжатию их кольцевой части, а также сжатию дополнительных пружин 14 с резиновыми элементами 13. Одновременно с этим промежуточный трубчатый элемент 3 также воздействует на опорные концы 10 скобообразных пружин, установленных в ведомом трубчатом элементе и сжимающихся вышеописанным способом, что приводит к повышению демпфирующих качеств и увеличению угла закрутки и нелинейности характеристики привода.
При возникновении колебаний внешних воздействий, действующих на рабочие органы с. -х. машины, колебания нагрузок передаются карданному валу и валу отбора мощности трактора, а затем гасятся за счет упруго-демпфирующих свойств упругих элементов 9, 13 и 14, повышая коэффициент загрузки двигателя тракторов, улучшая технологические и топливно-экономические показатели машинно-тракторного агрегата.
Источники информации.
1. Тракторы Т-40М, Т-40АМН. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. /Под ред. К.Н.Виноградова. -Липецк, 1976, с. 104, рис. 40.
2. Авторское свидетельство СССР, N 1602770 A1, B 60 K 17/32, 1990.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДВЕСКА СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2121445C1 |
Конечная передача транспортного средства | 1987 |
|
SU1482831A1 |
КОНЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2272719C1 |
ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩАЯ МАШИНА | 1990 |
|
RU2011323C1 |
Привод колеса транспортного средства | 1983 |
|
SU1152817A1 |
ФОРСУНКА ДЛЯ ДИЗЕЛЯ | 1997 |
|
RU2135817C1 |
ФОРСУНКА ДЛЯ ДИЗЕЛЯ | 1996 |
|
RU2119088C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРОВ ПРИ РАБОТЕ С ПРИЦЕПАМИ | 1997 |
|
RU2137652C1 |
Конечная передача транспортного средства | 1986 |
|
SU1391977A1 |
Привод ведущего колеса транспортного средства | 1987 |
|
SU1602770A1 |
Механизм привода вала отбора мощности мобильного энергетического средства, содержащий трубчатые элементы, расположенные один в другом и выполненные с диаметрально расположенными сквозными отверстиями, и упруго-демпфирующие элементы, размещенные в указанных отверстиях между трубчатыми элементами, при этом внутренний трубчатый элемент выполнен в виде ведущей и ведомой частей, жестко закрепленных на ступицах, связанных соответственно с ведущим и выходным валом отбора мощности. Технический результат, достигаемый при реализации изобретения, состоит в снижении амплитуды колебаний крутящего момента. 2 ил.
Механизм привода вала отбора мощности мобильного энергетического средства, содержащий трубчатые элементы, расположенные один в другом и выполненные с диаметрально расположенными сквозными отверстиями, и упругодемпфирующие элементы, размещенные в указанных отверстиях меду трубчатыми элементами, отличающийся тем, что внутренний трубчатый элемент выполнен в виде ведущей и ведомой частей, жестко закрепленных на ступицах, связанных соответственно с ведущим и выходным валом отбора мощности.
Привод ведущего колеса транспортного средства | 1987 |
|
SU1602770A1 |
US 4595383 A, 17.06.86. |
Авторы
Даты
1998-12-20—Публикация
1996-12-05—Подача