ТРАНСМИССИЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ Российский патент 1998 года по МПК B60K1/00 B60K17/04 

Описание патента на изобретение RU2123944C1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве бесступенчатой трансмиссии транспортных средств с автономным источником питания.

Известна бесступенчатая трансмиссия электромобиля фирмы "Гаррет" (США), включающая в себя маховики, генератор и электродвигатель, связанные между собой дифференциальной передачей, причем маховик соединен с солнечной шестерней, генератор - с эпициклом, а электродвигатель и привод на колеса машины - с водилом (см. Гулиа Н.В. Инерция. - М.: Наука, 1982, с. 73-74, рис. 7). Данная схема принята за прототип.

Недостатками прототипа являются малые эксплуатационные возможности трансмиссии, в частности, глубина регулирования передаточного числа, высокая загруженность источника тока по мощности, большие потребные мощности генератора двигателя.

Предлагаемая конструкция устраняет эти недостатки за счет связи маховика, электромашин и выходного вала трансмиссии планетарным вариатором, выполненным с двумя степенями свободы, причем водило вариатора выполнено с возможностью кинематической связи с движителем, например валом привода ведущих колес, а также торможения, одни центральные диски вариатора выполнены с возможностью кинематической связи ее вала как минимум с одним из центральных дисков вариатора, а вторая электромашина выполнена с возможностью соединения как с водилом, так и с центральными дисками; водило имеет нейтраль, а две электромашины электрически связаны между собой и с источником тока через соответствующие преобразователи.

Устройство представлено на чертеже, где изображена его принципиальная схема.

Источник тока 1, например аккумуляторы и топливные элементы, через преобразователи 2 и 3 электрически соединен с электромашинами 4 и 5, которые соединены и между собой через преобразователь. Маховик 7 через муфту 8 соединяется с валом 9 центральных фрикционных дисков 10 вариатора с внешним контактом, электромашина 4 механической передачей, например, передвигаемой по ее валу шестерней 11, может соединяться своим валом как с валом 9, так и с центральными фрикционными дисками 12 с внутренним контактом, закрепленными в обойме 13, свободно вращающейся вокруг центральной оси с возможностью торможения тормозом 14 (промежуточные положения шестерни 11 показаны на чертеже штриховой линией). Электромашина 5 аналогичной шестерней 15 может подсоединяться к валу 9, обойме 13, а также к водилу 16 с закрепленными на нем промежуточными фрикционными дисками 17. С водилом 16 соединен также выходной вал 18, передающий момент на ведущие колеса через последующий привод (не показан на чертеже); вал 18 имеет нейтральное положение и тормоз 19. Следует заметить, что маховик 7 и тормоз 14 могут подсоединяться к другим центральным колесам, например, поменявшись местами.

Работа устройства происходит следующим образом. Для разгона маховика 7 перед движением электромобиля вал 18 ставится на тормоз 19, электромашина 4, порознь или вместе с электромашиной 5, соединяются с обоймой 13, муфта 8 включается и при неподвижном водиле 16 через вариатор с максимальным диапазоном варьирования (при неподвижном вале) маховик 7 разгоняется. Для свободного выбега маховика 7 муфту 8 можно выключить. Разгон электромобиля можно производить разными методами: при трогании с места маховиком 7, при включенной муфте 8 с электромашиной 4 в генераторном режиме, соединенной с обоймой 13 и питанием вырабатываемой энергией электромашины 5 в режиме двигателя, соединенной с водилом 16, а стало быть и с выходным валом 18 и валом привода ведущих колес; для разгона при маневре (обгоне) на высокой скорости, когда изменение скорости невелико, а мощность необходима максимальная - электромашины 4 и 5 соединены как и маховик 7 с валом 9 при заторможенной обойме 13 тормозом 14; КПД вариатора при этом максимален, хотя и диапазон регулирования узок. Движение электромобиля может осуществляться только от маховика 7 с подразгоном его электромашиной 4, соединенной с валом 9; при этом токовая нагрузка на источник 1 минимальна; возможно движение при малых скоростях и с отсоединенным маховиком 7 одними электромашинами 4 и 5, или одной из них, соединенными с валом 9 через вариатор, либо для максимального КПД, минуя вариатор, подсоединением электромашины 5 к водилу 16, а стало быть к выходному валу 18 непосредственно. Рекуперативное торможение целесообразнее всего осуществлять от вала 18 на маховик 7 через вариатор и муфту 8 при заторможенной обойме 13; так КПД процесса рекуперации максимален. Движение же на спусках, где емкости маховика 7 может и не хватить, осуществляется с подсоединением электромашины 5 в генераторном режиме к водилу 16 с отдачей энергии в источник тока, если это аккумуляторы, или в реостаты, если это топливные элементы без аккумуляторов. Работа устройства происходит аналогично, но с незначительными изменениями в передаточных числах, если маховик 7 подсоединять к обойме 13, тормоз 14 к валу 9, а электромашину 4 подсоединять к центральным дискам с заменой одной их группы на другую, т.е., например, дисков с внутренним контактом на диски с внешним контактом, суммирующие свойства планетарного вариатора при этом сохраняются.

Преобразователи 2, 3 и 6 отрегулированы с учетом работы электромашин в режиме их соединения с элементами вариатора с меняющимся передаточным числом, что может осуществляться процессором, в программу которого заложена зависимость изменения передаточных чисел между элементами вариатора в зависимости от положения органа управления, изменяющего передаточное число по желанию оператора. Этот орган управления, выполненный, например, в виде педали акселератора, на чертеже не показан.

В части существенности отличий предлагаемого технического решения от прототипа следует отметить, что использование планетарного вариатора для связи электромашины, маховика, тормоза и привода к валу привода ведущих колес, не эквивалентно простой замене механической передачи с фиксированным передаточным числом на бесступенчатую передачу (например, редуктор на вариатор), так как это приводит к другому эффекту. Использование бесступенчатой передачи вместо редуктора обеспечивает диапазон плавного изменения передаточных чисел вместо одного фиксированного передаточного числа между двумя валами. Планетарный же вариатор, использованный даже с теми же связями, что и механический дифференциал, обеспечивает регулируемую бесступенчатую связь трех валов с перераспределением моментов и частот вращения на выходе, зависящем от соотношения этих параметров на двух входах и передаточного числа вариатора. В частности, при изменении передаточного числа планетарного вариатора могут меняться не только величины, но и направления частот вращения и моментов на его звеньях, что создает возможности глубокого расширения эксплуатационных возможностей такого привода.

Помимо этого, и связи в предлагаемом техническом решении иные, нежели в прототипе.

Похожие патенты RU2123944C1

название год авторы номер документа
АВТОМАТИЧЕСКАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 1995
  • Гулиа Н.В.
RU2091637C1
МНОГОДИСКОВЫЙ ВАРИАТОР 1995
  • Гулиа Н.В.
RU2091638C1
ГИБРИДНЫЙ СИЛОВОЙ АГРЕГАТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Гулиа Нурбей Владимирович
RU2357876C1
ГИБРИДНЫЙ СИЛОВОЙ АГРЕГАТ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Давыдов Виталий Владимирович
RU2483940C1
МНОГОДИАПАЗОННАЯ ТРЕХПОТОЧНАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ НА ОСНОВЕ ПЯТИЗВЕННОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА 2014
  • Давыдов Виталий Владимирович
RU2554922C1
ГИБРИДНЫЙ СИЛОВОЙ АГРЕГАТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Давыдов Виталий Владимирович
  • Гулиа Нурбей Владимирович
RU2464182C2
ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 1995
  • Забегаев А.И.
  • Горбунов Ю.Н.
  • Наумов В.В.
  • Кутузов В.В.
  • Смирнов С.Л.
  • Новак Ю.И.
  • Демкин В.В.
RU2075637C1
МНОГОДИАПАЗОННАЯ ТРЕХПОТОЧНАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ НА ОСНОВЕ ДВУХ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ 2013
  • Давыдов Виталий Владимирович
RU2555583C2
ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 1995
  • Забегаев А.И.
  • Горбунов Ю.Н.
  • Наумов В.В.
  • Кутузов В.В.
  • Смирнов С.Л.
  • Новак Ю.И.
  • Демкин В.В.
RU2075639C1
ГИБРИДНЫЙ ПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2012
  • Цыганов Олег Анатольевич
RU2538502C2

Реферат патента 1998 года ТРАНСМИССИЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве бесступенчатой трансмиссии электромобиля. Маховик, электромашины и вал привода ведущих колес связаны планетарным, фрикционным вариатором, выполненным с двумя степенями свободы, причем водило вариатора выполнено с возможностью кинематической связи с ведущими колесами машины, а также торможения. Одни центральные диски вариатора выполнены с возможностью кинематической связи с маховиком, а другие - с возможностью торможения. Одна электромашина выполнена с возможностью кинематической связи ее вала как минимум с одним из центральных дисков вариатора, а вторая электромашина выполнена с возможностью соединения как с водилом, так и с центральными дисками. Электромашины связаны между собой и с источником тока электрически через преобразователи. Изобретение позволяет повысить диапазон регулирования передаточного числа трансмиссии, снизить мощности электромашин и удельную мощность источника тока. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 123 944 C1

1. Трансмиссия электромобиля, содержащая маховик, соединенные электрически с источником тока и между собой через преобразователи две электрические машины, связанные кинематически между собой и с валом привода ведущих колес, отличающаяся тем, что она снабжена тормозом, кинематическая связь выполнена в виде планетарного фрикционного вариатора, водило которого выполнено с возможностью кинематической связи с валом привода ведущих колес, центральные фрикционные диски с внешним контактом которого выполнены с возможностью кинематической связи с маховиком и тормозом порознь, а одна из электрических машин выполнена с возможностью кинематической связи ее вала как минимум с одной группой центральных фрикционных дисков. 2. Трансмиссия электромобиля по п. 1, отличающаяся тем, что вторая электрическая машина выполнена с возможностью попеременного соединения с водилом, а также с любой группой центральных фрикционных дисков. 3. Трансмиссия электромобиля по п.1, отличающаяся тем, что водило планетарного фрикционного вариатора выполнено с возможностью отсоединения от вала привода ведущих колес и его торможения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2123944C1

Гулиа Н.В
Инерция
- М.: Наука, 1982, с.73 - 74, рис.7 US 4479404 A, 30.10.84
US 4433744 A, 28.02.84
US 5489003 A, 06.02.96
DE 4305055 A1, 25.08.94
US 4130172 A, 19.12.78
US 4153128 A, 08.0579
US 4270622 A, 02.06.81
Ступенчатый направленный ответвитель 1984
  • Кочетов Евгений Александрович
  • Мещанов Валерий Петрович
SU1215151A1
ТЯГОВАЯ ЭЛЕКТРОТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 1990
  • Бершов А.В.
  • Ильинский А.Д.
  • Сакун А.А.
  • Трофименко В.И.
  • Хоцянов Д.И.
RU2006387C1

RU 2 123 944 C1

Авторы

Гулиа Н.В.

Западинский А.Л.

Даты

1998-12-27Публикация

1997-04-21Подача