Изобретение относится к авиастроению, а именно к охлаждающим устройствам тепловыделяющего оборудования самолета.
Известна система охлаждения аппаратуры самолетов, содержащая вентилятор с выходным патрубком и трубопроводом подачи воздуха в охлаждаемую аппаратуру (см. патент РФ N 2010748, B 64 D 13/00, 1994 ).
Эта система обладает низкой эффективностью охлаждения блоков с высокой теплоотдачей.
Известна стойка для размещения радиоэлектронной аппаратуры, содержащая каркас с поэтажно расположенными монтажными панелями, коллектор системы воздушного охлаждения, при этом монтажные панели имеют полости, сообщающиеся с коллектором системы воздушного охлаждения (см. а.с. СССР N 1005333, H 05 K 5/00, 1973 ).
Это устройство для охлаждения блоков радиоэлектронного оборудования обладает ограниченными функциональными возможностями, так как не может быть применено для охлаждения блоков радиоэлектронного оборудования, перемещающихся в полете вдоль корпуса самолета, например, блоков РЛС, установленных на раме подвижного конуса воздухозаборника, перемещение которого составляет около 200 мм.
Устройство по а. с. N 1005333 как наиболее близкое по технической сущности решение принято за ближайший аналог.
Изобретение направлено на решение задачи по обеспечению охлаждения блоков радиоэлектронного оборудования, перемешивающихся в полете относительно корпуса самолета.
Поставленная задача решается за счет того, что в устройстве для охлаждения блоков радиоэлектронного оборудования, содержащем монтажные панели блоков, воздуховоды которых сообщены с коллектором системы кондиционирования воздуха, последний выполнены с выходным патрубком, шарнирно соединенным с собственно коллектором системы кондиционирования воздуха и телескопически и шарнирно - с входным воздуховодом монтажных панелей блоков радиоэлектронного оборудования.
Для повышения эффективности охлаждения блоков радиоэлектронного оборудования с высоким тепловыделением устройство снабжено, по крайней мере, одним вентилятором, выходной патрубок которого сообщен с одним из воздуховодов монтажных панелей блоков.
Для уменьшения потерь воздуха шарнирные соединения выходного патрубка с входным воздуховодом и собственно коллектором снабжены уплотнительными кольцами.
Изобретение поясняется изображенной на фигуре принципиальной схемой устройства. На фигуре штрихпунктирной линией показано крайнее левое положение (по направлению полета) входного воздуховода.
Устройство для охлаждения блоков 1 радиоэлектронного оборудования (РЭО) самолета содержит монтажные панели 2, на которых закреплены перфорированные основания блоков 1 РЭО, воздуховоды 3, сообщающиеся с монтажными панелями 2 и через входной воздуховод 4 монтажных панелей с коллектором 5 системы кондиционирования воздуха.
Монтажные панели 2 жестко закреплены на раме 6 подвижного конуса 7 воздуховода самолета. Вместе с монтажными панелями 2 и рамой 6 перемещение в диапазоне Z, равном величине перемещения подвижного конуса, совершает и входной воздуховод 4 монтажных панелей, непосредственно или через подсоединительные патрубки 8 неподвижно соединенный с одним из воздуховодов 3 монтажных панелей.
Коллектор 5 системы кондиционирования воздуха самолета выполнен с выходным патрубком 9, который телескопически соединен с входным воздуховодом 4 монтажных панелей. Длина выходного патрубка должна превышать величину перемещения подвижного конуса воздухозаборника.
Входной воздуховод 4 выполнен с внутренней выпукло-сферической законцовкой 10, обеспечивающей компенсацию радиальных перемещений входного воздуховода 4 относительно выходного патрубка 9 коллектора системы кондиционирования воздуха.
Выходной патрубок 9 коллектора 5 системы кондиционирования воздуха и собственно коллектор 5 системы кондиционирования воздуха шарнирно соединен по соответствующим сферическим поверхностям: выпуклой 11 у выходного парубка 9 и вогнутой 12 у законцовки коллектора 5, что обеспечивает компенсацию радиальных перемещений выходного патрубка 9 относительно собственно коллектора 5 системы кондиционирования воздуха.
Шарнирные соединения выходного патрубка 9 с входным воздуховодом 4 и собственно коллектором 5 снабжены уплотнительными кольцами 13, установленными в канавках 14.
Устройство снабжено, по крайней мере, одним вентилятором 15, выходной патрубок 16 которого сообщен с воздуховодами 3 монтажных панелей. Вентиляторы установлены на подвижной раме.
Устройство работает следующим образом.
Одновременно с перемещением с помощью гидроцилиндра 17 рамы 6 подвижного конуса перемещаются жестко закрепленные на ней монтажные панели 2 блоков 1 РЭО, жестко соединенные с монтажными панелями 2 воздуховоды 3 и входной воздуховод 4.
Охлаждающий блоки РЭО воздух из системы кондиционирования по коллектору 5 через выходной патрубок 9 подается во входной воздуховод 4 монтажных панелей.
При движении рамы 6 с закрепленными на ней блоками РЭО входной воздуховод 4 монтажных панелей перемещается вдоль выходного патрубка 9 коллектора системы кондиционирования воздуха, обеспечивая подачу охлаждающего воздуха через воздуховоды 3 и монтажные панели 2 к блокам РЭО.
Компенсация радиальных перемещений эксплуатационного и технологического характера обеспечивается за счет шарнирного соединения выходного патрубка 9 с входным воздуховодом 4 и собственно коллектором 5 системы кондиционирования воздуха.
Устройство содержит монтажные панели блоков радиоэлектронного оборудования и воздуховоды, сообщенные с коллектором системы кондиционирования воздуха. Коллектор системы кондиционирования воздуха выполнен с выходным патрубком, шарнирно соединенным с собственно коллектором системы кондиционирования воздуха и телескопически с входным воздуховодом монтажных панелей блоков радиоэлектронного оборудования, выполненным с шарнирной законцовкой. Такое соединение коллектора и воздуховода расширяет область использования устройства охлаждения, и оно может быть использовано для охлаждения блоков радиоэлектронного оборудования, перемещающихся в полете относительно корпуса самолета. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Стойка для размещения радиоэлектронной аппаратуры | 1981 |
|
SU1005333A1 |
Устройство для охлаждения электронного блока | 1991 |
|
SU1779642A1 |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ АППАРАТУРЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1991 |
|
RU2010748C1 |
US, A1, 3165339, 12.12.65 | |||
US, A1, 3357723, 12.12.67. |
Авторы
Даты
1999-01-10—Публикация
1997-09-02—Подача