Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для проектирования, при строительстве, ремонте и модернизации судов, перевозящих жидкие (и сыпучие) грузы и является дополнением к заявке N 94000742/11 (000505).
В настоящее время эксплуатируется еще много танкеров с одинарными бортами и днищем, не соответствующих требованиям Правил регистра и Правил по охране окружающей среды.
Проектируются новые суда с установленными на палубе или врезанными в корпус вертикальными и горизонтальными цилиндрическими емкостями, непродуманность технических решений по ним ведет к чрезмерно большому расходу металла, сравнимому с расходом на основной корпус.
Изобретение по моей заявке N 94000742/11 (ближайший аналог) не охватывает известные мне конструкции судов, особенно в части перехода в оконечностях;
Даже в родственном проекте 1754Б танкера г/п 1500 т, где высота между грузовой и главной палубой по условию грузовместимости получается около 2,0 м, напрашивается другая конструкция, а именно соединять грузовую палубу в корме плоской стенкой, которая по существу представляет собой наклонную переходную палубу; с палубой первого яруса надстройки, при этом резко уменьшаются напряжения в переходной от грузовой к жилой зонах, (для других судов также напрашивается переход в носовой части не 30o, а гораздо меньше и не к главной палубе, а к полубаку или палубе бака, а в кормовой части к палубе юта, квартердеку, или палубе первого яруса надстройки. Технический результат достигается тем, что угол перехода грузовой палубы в смежную меньше 30o.
Технический результат достигается тем, что горизонтальные полуцилиндры, располагаются в грузовой зоне судна на всю ее длину от носового до кормового коффердамов, в носу сужаются и переходят в цилиндроиды плоскостью параллелизма которых является основная плоскость судна, а направляющие на переборке коффердама полуэллипсы. Дополнительно снижается расход металла, упрощается форма и технология постройки.
Технический результат достигается тем, что грузовая палуба соединяется в корме с квартердеком или с палубой надстройки первого яруса, а в носу с полубаком, или палубой бака, причем переходные палубы включаются при расчетах прочности в эквивалентный брус. Увеличивается прочность корпуса в районе переходов.
Кроме того, для достижения технического результата внутренняя обшивка, выполненная из одного горизонтального полуцилиндра, в носу сужается и переходит в цилиндроид, плоскостью параллелизма которого является основная плоскость судна, а направляющая на переборке носового коффердама - полуэллипс. При этом грузовая палуба переходит в палубу бака в носу, и в палубу юта, квартердек, или палубу первого яруса надстройки в корме под углом меньшим 30o. Пояснение: квартердек - это кормовая часть палубы, возвышающаяся уступом на неполномерную высоту межпалубного пространства.
Устройство поясняется чертежами, где изображено:
фиг. 1 - продольный разрез судна по диаметральной лоскости;
фиг. 2 - план судна со снятой грузовой палубой;
фиг. 3 - мидельшпангоут холостой;
фиг. 4 - мидельшпангоут рамный;
фиг. 5 - продольный разрез (вариант перехода грузовой палубы в палубу надстройки первого яруса и на бак);
фиг. 6 - план судна для варианта (фиг. 5).
Наружный корпус - корпус судна обычных обводов и конструкции.
Внутренний корпус судна включает в себя два установленных горизонтально полуцилиндра 1, расположенных от носового до кормового коффердамов (или один для высокобортных судов), имеющих в сечении половину или несколько меньшую часть круга или эллипса, связанных между собой на уровне главной палубы, или ниже ее, горизонтальной перемычкой 2 плоской, или в виде полуцилиндра (его части) обратной кривизны (показано на фиг. 3 и фиг. 4 пунктиром).
Полуцилиндры приварены к главной палубе (т.е. палубе надводного борта) 8 и связаны с днищем посредством лекал 6, приваренных к флорам, стойкам и раскосам ферм на рамных шпангоутах, а также вварены в непроницаемые 5 и в проницаемые 4 переборки. Выше главной палубы горизонтальные полуцилиндры внешними кромками продолжаются обычной плоской конструкцией (бортами) до высоты, обеспечивающей грузовместимость судна и стыкуются с грузовой палубой 7 (палуба переборок).
По торцам грузовая палуба соединена с главной, или с палубой бака (13), юта (квартердека) 14, или с палубой первого яруса надстройки (15), наклоненной под углом меньше 30o к горизонту плоской стенкой с набором (переходной палубой) 9 и 10 с набором. Переходную палубу с главной соединяют также борта 3; образовавшееся пространство на главной палубе у надстройки используется для насосной (для грузовых насосов) 12, остальная часть 11 может использоваться для хранения грузовых шлангов и других целей, или просто иметь вырезы для движения воздуха. При модернизации судов с одинарными бортами и днищем главная палуба 8 вырезается вместе с набором по прямой (со скосом в носовой части) от кормового до носового коффердамов с сохранением прилегающих к бортам частей, разрезается на части соответствующие грузоподъемности используемого кранового оборудования, маркируется и складируется.
Обрезаются по шаблону или по циркулю (для круглого сечения) фермы, раскосы, переборки, изготовляются и устанавливаются лекала 6, полотнища полуцилиндра 1, сваренные на всю ширину (можно и на всю длину) которые предварительно можно скатать в рулоны, полотнища перемычки 2, наращиваются переборки, борта до уровня грузовой палубы. Устанавливаются вырезанные ранее секции главной палубы, теперь это грузовая палуба и переходная (наклонная), которую нужно еще отогнуть на спроектированный угол с подрезкой продольного набора, изготовить и установить недостающие участки переходной палубы. Приварить.
При повышении примерно в полтора раза общей прочности корпуса за счет увеличения высоты эквивалентного бруса как у ближайшего аналога дополнительно снижается расход металла, а с ним и трудоемкость, дополнительно сокращается объем сварочных работ непосредственно в корпусе.
Конструкция проста и для производства обмеров и тарирования емкостей. Резко снижаются концентрации напряжений в уступах палубы в носу и корме.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОРПУС СУДНА (ВАРИАНТЫ) | 1994 |
|
RU2084369C1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО | 2005 |
|
RU2297942C2 |
МЕЛКОСИДЯЩИЙ ТАНКЕР | 2004 |
|
RU2286282C2 |
АРКТИЧЕСКОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ СУДНО С ЛЕДОСТОЙКИМ ПИЛОНОМ | 2008 |
|
RU2389640C1 |
ТАНКЕР - СУДНО ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2286911C1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ ОДНОПАЛУБНОЕ СУДНО | 1992 |
|
RU2057677C1 |
КОРПУС ТАНКЕРА ЛЕДОВОГО КЛАССА (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2286908C1 |
Судно для перевозки массовых грузов | 1979 |
|
SU950584A1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2005 |
|
RU2297941C2 |
ТАНКЕР - СУДНО ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2286905C1 |
Изобретение относится к судостроению, к конструкции корпусов судов, перевозящих жидкие и сыпучие грузы. Сущность изобретения заключается в том, что в корпусе судна с обшивкой, набором, палубами и переборками, внутренней обшивкой в виде двух установленных горизонтально полуцилиндров, соединенных между собой и грузовой палубой, между грузовой и главной палубами установлены под углом меньше 30o к горизонтали плоские стенки с набором. Полуцилиндры сужаются в носовой части. Предусмотрен вариант, в котором плоские стенки соединяют грузовую палубу в носу с палубой бака, а в корме - с палубой первого яруса надстройки под углом меньше 30o к горизонтали. В другом варианте внутренняя обшивка выполнена в виде одного полуцилиндра, который сужается в носовой части, образуя на переборке носового коффердама форму полуэллипса. В этом варианте плоские стенки соединяют грузовую палубу с главной или с палубой бака в носу и палубой первого яруса надстройки в корме под углом к горизонтали меньше 30o. Использование изобретения, особенно при модернизации однокорпусных судов, позволяет повысить срок их эксплуатации и экологическую безопасность. 3 с. и 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
RU 94000742 A1, 20.09.95 | |||
US 5263428 A, 19.04.93. |
Авторы
Даты
1999-01-20—Публикация
1996-06-27—Подача