СКОРОСТНОЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ Российский патент 1999 года по МПК B64C29/04 B64C15/02 

Описание патента на изобретение RU2125521C1

Техническое решение относится к маневренным аппаратам вертикального взлета и посадки. Преимущественное использование устройства может найти при создании военных летательных аппаратов, когда в различных условиях необходимо иметь повышенную надежность, а также для летательных аппаратов широкого диапазона назначений.

Известен летательный аппарат, имеющий корпус, топливные отсеки, двигатель, управляющие поверхности, кроме того, он содержит ротор, установленный снаружи корпуса летательного аппарата, в котором размещено устройство, с помощью которого также можно управлять положением летательного аппарата (см. патент США 2704645, НКИ: 244-74, 22.03.55).

Недостатки описанного летательного аппарата следующие:
- недостаточная маневренность в пространстве;
- ограниченный диапазон изменения скорости со стороны минимальной, что не позволяет летательному аппарату зависать.

Наиболее близким решением к заявленному изобретению является самолет вертикального взлета и посадка, имеющий фюзеляж, топливные отсеки, крылья, основной реактивный двигатель и дополнительные, необходимые для изменения вертикальной составляющей силы тяги. Дополнительные двигатели установлены по бокам фюзеляжа вблизи центра масс самолета в плоскости, перпендикулярной оси симметрии самолета, параллельно друг другу.

При вертикальном расположении реактивных двигателей их лобовое сопротивление велико.

Целью предлагаемого изобретения является снижение лобового сопротивления дополнительных двигателей.

Поставленная цель достигается тем, что скоростной летательный аппарат содержит фюзеляж для размещения экипажа с грузами, топливные отсеки, крылья, основной реактивный двигатель, средство для изменения суммарной вертикальной составляющей тяги летального аппарата, выполненное в виде размещенных по бокам фюзеляжа вблизи центра масс летательного аппарата, по крайней мере, двух реактивных двигателей, установленных в плоскости перпендикулярной оси летательного аппарата, реактивные двигатели снабжены заслонками для снижения аэродинамического сопротивления, а крылья установлены с возможностью поворота вокруг своей оси.

На фиг.1 представлен вид сбоку на летательный аппарат.

На фиг.2 показан разрез по А-А, на фиг.3 - вид по стрелке Б.

Летательный аппарат содержит фюзеляж 1, крылья 2, шасси 3. Остальные обязательные элементы не показаны, т.к. широко известны. По бокам фюзеляжа 1 установлены два реактивных двигателя 4 с заслонками 5 для снижения аэродинамического сопротивления. Сверху на фюзеляж установлена направляющая заслонка 6 для подачи воздушной массы в реактивные двигатели 4. Подвод энергоносителя к двигателям 4 не показан.

Реактивные двигатели 4 установлены параллельно друг другу и вертикально, чтобы не иметь горизонтальной составляющей тяги. Также двигатели 4 могут быть установлены в сечении, перпендикулярном оси ЛА под углом к оси симметрии летательного аппарата. Это позволит более оперативно осуществлять маневры. Реактивные двигатели могут быть размещены по два с каждой стороны фюзеляжа так, чтобы центр масс летательного аппарата находился между поясами их установки. Загрузка по распределению масс может быть различной.

Действует летательный аппарат следующим образом.

Для взлета включаются реактивные двигатели 4 и летательный аппарат поднимается в воздух, затем включаются основные двигатели и летательный аппарат приобретает горизонтальную составляющую скорости. Для посадки или при аварийной ситуации выключают основные двигатели, снижают горизонтальную составляющую скорости до нулевого значения и, уменьшая тягу реактивных двигателей 4, осуществляют приземление.

При движении летательный аппарат может совершать ускоренные маневры, изменяя тягу у одного или у обоих реактивных двигателей 4. Ограничение заключается только в перегрузке. Если установлены четыре реактивных двигателя 4, то летательный аппарат может вращаться в горизонтальной плоскости при неподвижном положении в точке пространства, если менять тягу на каждом из четырех двигателей 4.

Похожие патенты RU2125521C1

название год авторы номер документа
СКОРОСТНОЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1997
  • Таланов Б.П.
RU2125522C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1998
  • Таланов Б.П.
RU2135398C1
САМОЛЕТ С УКОРОЧЕННЫМ ЛИБО ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ С ГИБРИДНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ 2019
  • Сушенцев Борис Никифорович
RU2729750C1
СПОСОБ ВЫВОДА РАКЕТЫ НА ОКОЛОЗЕМНУЮ ОРБИТУ 1997
  • Таланов Б.П.
RU2131831C1
РЕАКТИВНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 1999
  • Таланов Б.П.
RU2160208C2
Многоцелевая сверхтяжелая транспортная технологическая авиационная платформа укороченного взлета и посадки 2019
  • Папиашвили Шота Георгиевич
  • Клочков Дмитрий Вячеславович
  • Ратников Кирилл Владимирович
RU2714176C1
СКОРОСТНОЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1995
  • Таланов Борис Петрович
RU2114030C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2004
  • Ким Алексей Юрьевич
  • Ким Юрий Валентинович
RU2272751C1
Самолёт вертикального взлёта и посадки 2021
  • Битуев Альберт Георгиевич
RU2752276C1
МНОГОРАЗОВЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ-РАЗГОНЩИК 2002
  • Власенко В.Г.
RU2211784C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 125 521 C1

Реферат патента 1999 года СКОРОСТНОЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Летательный аппарат относится к самолетам вертикального взлета и посадки. Вблизи центра масс самолета по бокам фюзеляжа размещены по крайней мере два дополнительных реактивных двигателя. Они установлены вертикально или под углом друг к другу в плоскости, перпендикулярной оси самолета. Двигатели имеют заслонки для снижения аэродинамического сопротивления. Крылья самолета могут поворачиваться вокруг своей оси. Установка дополнительных двигателей позволяет повысить маневренность самолета. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 125 521 C1

1. Скоростной летательный аппарат, содержащий фюзеляж для размещения экипажа с грузами, топливные отсеки, крылья, основной реактивный двигатель, средство для изменения суммарной вертикальной составляющей тяги летательного аппарата, выполненное в виде размещенных по бокам фюзеляжа вблизи центра масс летательного аппарата по крайней мере двух реактивных двигателей, установленных в плоскости, перпендикулярной оси летательного аппарата, отличающийся тем, что реактивные двигатели снабжены заслонками для снижения аэродинамического сопротивления, а крылья установлены с возможностью поворота вокруг своей оси. 2. Аппарат по п.1, отличающийся тем, что реактивные двигатели в плоскости, перпендикулярной оси летательного аппарата, установлены под углом с вершиной вверху.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2125521C1

US 3469803 A, 30.09.69
US 3460783 A, 12.08.69
US 4492353 A, 08.01.85
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1993
  • Сысоев Анатолий Петрович
RU2094329C1
ПРЕПАРАТ "ГЕМПОТИН" ДЛЯ ВЕТЕРИНАРНЫХ ЦЕЛЕЙ 1996
  • Тетерев И.И.
RU2104709C1

RU 2 125 521 C1

Авторы

Таланов Б.П.

Даты

1999-01-27Публикация

1997-11-11Подача