Техническое решение относится к маневренным аппаратам вертикального взлета и посадки. Преимущественное использование устройства может найти при создании военных летательных аппаратов, когда в различных условиях необходимо иметь повышенную надежность, а также для летательных аппаратов широкого диапазона назначений.
Известен летательный аппарат, имеющий корпус, топливные отсеки, двигатель, управляющие поверхности, кроме того, он содержит ротор, установленный снаружи корпуса летательного аппарата, в котором размещено устройство, с помощью которого также можно управлять положением летательного аппарата (см. патент США 2704645, НКИ: 244-74, 22.03.55).
Недостатки описанного летательного аппарата следующие:
- недостаточная маневренность в пространстве;
- ограниченный диапазон изменения скорости со стороны минимальной, что не позволяет летательному аппарату зависать.
Наиболее близким решением к заявленному изобретению является самолет вертикального взлета и посадка, имеющий фюзеляж, топливные отсеки, крылья, основной реактивный двигатель и дополнительные, необходимые для изменения вертикальной составляющей силы тяги. Дополнительные двигатели установлены по бокам фюзеляжа вблизи центра масс самолета в плоскости, перпендикулярной оси симметрии самолета, параллельно друг другу.
При вертикальном расположении реактивных двигателей их лобовое сопротивление велико.
Целью предлагаемого изобретения является снижение лобового сопротивления дополнительных двигателей.
Поставленная цель достигается тем, что скоростной летательный аппарат содержит фюзеляж для размещения экипажа с грузами, топливные отсеки, крылья, основной реактивный двигатель, средство для изменения суммарной вертикальной составляющей тяги летального аппарата, выполненное в виде размещенных по бокам фюзеляжа вблизи центра масс летательного аппарата, по крайней мере, двух реактивных двигателей, установленных в плоскости перпендикулярной оси летательного аппарата, реактивные двигатели снабжены заслонками для снижения аэродинамического сопротивления, а крылья установлены с возможностью поворота вокруг своей оси.
На фиг.1 представлен вид сбоку на летательный аппарат.
На фиг.2 показан разрез по А-А, на фиг.3 - вид по стрелке Б.
Летательный аппарат содержит фюзеляж 1, крылья 2, шасси 3. Остальные обязательные элементы не показаны, т.к. широко известны. По бокам фюзеляжа 1 установлены два реактивных двигателя 4 с заслонками 5 для снижения аэродинамического сопротивления. Сверху на фюзеляж установлена направляющая заслонка 6 для подачи воздушной массы в реактивные двигатели 4. Подвод энергоносителя к двигателям 4 не показан.
Реактивные двигатели 4 установлены параллельно друг другу и вертикально, чтобы не иметь горизонтальной составляющей тяги. Также двигатели 4 могут быть установлены в сечении, перпендикулярном оси ЛА под углом к оси симметрии летательного аппарата. Это позволит более оперативно осуществлять маневры. Реактивные двигатели могут быть размещены по два с каждой стороны фюзеляжа так, чтобы центр масс летательного аппарата находился между поясами их установки. Загрузка по распределению масс может быть различной.
Действует летательный аппарат следующим образом.
Для взлета включаются реактивные двигатели 4 и летательный аппарат поднимается в воздух, затем включаются основные двигатели и летательный аппарат приобретает горизонтальную составляющую скорости. Для посадки или при аварийной ситуации выключают основные двигатели, снижают горизонтальную составляющую скорости до нулевого значения и, уменьшая тягу реактивных двигателей 4, осуществляют приземление.
При движении летательный аппарат может совершать ускоренные маневры, изменяя тягу у одного или у обоих реактивных двигателей 4. Ограничение заключается только в перегрузке. Если установлены четыре реактивных двигателя 4, то летательный аппарат может вращаться в горизонтальной плоскости при неподвижном положении в точке пространства, если менять тягу на каждом из четырех двигателей 4.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СКОРОСТНОЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 1997 |
|
RU2125522C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 1998 |
|
RU2135398C1 |
САМОЛЕТ С УКОРОЧЕННЫМ ЛИБО ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ С ГИБРИДНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ | 2019 |
|
RU2729750C1 |
СПОСОБ ВЫВОДА РАКЕТЫ НА ОКОЛОЗЕМНУЮ ОРБИТУ | 1997 |
|
RU2131831C1 |
РЕАКТИВНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2160208C2 |
Многоцелевая сверхтяжелая транспортная технологическая авиационная платформа укороченного взлета и посадки | 2019 |
|
RU2714176C1 |
СКОРОСТНОЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 1995 |
|
RU2114030C1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ | 2004 |
|
RU2272751C1 |
Самолёт вертикального взлёта и посадки | 2021 |
|
RU2752276C1 |
МНОГОРАЗОВЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ-РАЗГОНЩИК | 2002 |
|
RU2211784C2 |
Летательный аппарат относится к самолетам вертикального взлета и посадки. Вблизи центра масс самолета по бокам фюзеляжа размещены по крайней мере два дополнительных реактивных двигателя. Они установлены вертикально или под углом друг к другу в плоскости, перпендикулярной оси самолета. Двигатели имеют заслонки для снижения аэродинамического сопротивления. Крылья самолета могут поворачиваться вокруг своей оси. Установка дополнительных двигателей позволяет повысить маневренность самолета. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.
US 3469803 A, 30.09.69 | |||
US 3460783 A, 12.08.69 | |||
US 4492353 A, 08.01.85 | |||
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1993 |
|
RU2094329C1 |
ПРЕПАРАТ "ГЕМПОТИН" ДЛЯ ВЕТЕРИНАРНЫХ ЦЕЛЕЙ | 1996 |
|
RU2104709C1 |
Авторы
Даты
1999-01-27—Публикация
1997-11-11—Подача