АСИНХРОННЫЙ ТОРЦЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 1999 года по МПК H02K17/16 H02K17/18 H02K1/26 

Описание патента на изобретение RU2125759C1

Изобретение относится к электрическим асинхронным машинам с короткозамкнутой обмоткой ротора и может быть использовано при разработке асинхронных двигателей торцевого исполнения.

В известных конструкциях асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором применяют глубокие пазы и двойную короткозамкнутую обмотку [1]. Однако основная часть тепла при пуске таких двигателей выделяется в области стержней короткозамкнутой обмотки, близкой к рабочему зазору и обмотке статора. Это затрудняет теплоотдачу, ухудшает температурный режим, снижает эксплуатационную надежность короткозамкнутых двигателей, особенно при работе с частыми пусками. Кроме того, в торцевом исполнении глубокие пазы ротора (более 30 мм) увеличивают осевой размер и металлоемкость двигателя.

В качестве прототипа выбран асинхронный торцевой двигатель, содержащий дисковые магнитопроводы статора с обмоткой возбуждения и ротора с короткозамкнутой обмоткой, включающей стержни и короткозамыкающие кольца, у которого ротор снабжен дополнительным короткозамыкающим кольцом, соединенным с наружным и внутренним короткозамыкающими кольцами и прилегающим к ярму магнитопровода [2]. Такая конструкция создает низкий пусковой момент, как у обычных короткозамкнутых двигателей.

Сущность заявленного асинхронного торцевого двигателя, содержащего дисковые магнитопроводы статора с обмоткой возбуждения и ротора с короткозамкнутой обмоткой, включающей стержни, наружное и внутреннее короткозамыкающие кольца и дополнительное короткозамыкающее кольцо, соединенное с наружным и внутренним кольцами и прилегающее к торцевой поверхности ярма магнитопровода, согласно изобретению заключается в том, что в наружном, внутреннем и дополнительном короткозамыкающих кольцах выполнены пазы по числу стержней обмотки ротора, в которых установлены П-образные зубцы, охватывающие ярмо по периметру в поперечном сечении. При этом П-образные зубцы выполнены составными из чередующихся магнито-и электропроводящих пластин, причем электропроводящие пластины электрически соединены с короткозамыкающими кольцами; дополнительное кольцо имеет переменную толщину, возрастающую от наружного к внутреннему короткозамыкающему кольцу; П-образные зубцы имеют переменную высоту, возрастающую от внутреннего к наружному короткозамыкающему кольцу; П-образные зубцы выполнены с наклоном к торцевой поверхности ярма; П-образные зубцы выполнены со скосом, соответствующим скосу стержней.

Благодаря выполнению короткозамкнутой обмотки ротора с дополнительным кольцом, прилегающим к торцевой поверхности ярма, в котором расположены П-образные зубцы, охватывающие ярмо и выполненные из чередующихся магнито- и электропроводящих пластин, электрически соединенных с короткозамыкающими кольцами, улучшаются пусковые характеристики торцевого асинхронного двигателя за счет выраженного поверхностного эффекта в электропроводящих пластинах П-образных зубцов, приближаясь к характеристикам асинхронного двигателя с глубокими пазами или двойной клеткой ротора. При этом тепловыделение от прохождения пускового тока в обмотке ротора происходит в основном в торцевой области ротора, что улучшает температурный режим работы и эксплуатационную надежность асинхронного двигателя с высоким пусковым моментом.

На фиг. 1 изображен асинхронный торцевой двигатель; на фиг. 2 - ротор с П-образными зубцами, охватывающими ярмо по периметру в поперечном сечении; на фиг. 3 - ротор с дополнительным кольцом переменной толщины и П-образными зубцами переменной высоты; на фиг. 4 - поперечное сечение ротора А-А, изображенного на фиг. 2; на фиг. 5 и 6 - развернутые коаксиальные сечения соответственно Б-Б и В-В ротора, изображенного на фиг. 2; на фиг. 7 - поперечное сечение ротора Г-Г, изображенного на фиг. 3.

Торцевой асинхронный двигатель содержит дисковые магнитопроводы статора 1 и ротора 2. В пазах 3 магнитопровода статора расположена обмотка возбуждения 4. В пазах 5 магнитопровода ротора 2 расположены стержни 6 короткозамкнутой обмотки ротора, соединенные с внутренним 7 и наружным 8 короткозамыкающими кольцами. Обмотка ротора содержит дополнительное короткозамыкающее кольцо 9, соединенное с внутренним 7 и наружным 8 короткозамыкающими кольцами и прилегающее к ярму магнитопровода 2. В наружном 8, внутреннем 7 и дополнительном 9 кольцах выполнены пазы, в которых расположены П-образные зубцы 10, охватывающие ярмо магнитопровода 2 по периметру в поперечном сечении. П-образные зубцы 10 выполнены составными из чередующихся магнитопроводящих пластин 11 и электропроводящих пластин 12, электрически соединенных с короткозамыкающими кольцами 7, 8, 9. Дополнительное кольцо 9 имеет переменную толщину, возрастающую от наружного 8 к внутреннему 7 короткозамыкающему кольцу. П-образные зубцы 10 имеют переменную высоту, возрастающую от внутреннего 7 к наружному 8 короткозамыкающему кольцу. П-образные зубцы с образующими их пластинами 11 и 12 выполнены с наклоном под углом α к торцевой поверхности ярма. При скосе стержней 6 обмотки ротора на угол β П-образные зубцы 10 вместе с образующими их пластинами 11 и 12 выполняют на тот же угол. В случае использования на роторе центробежного вентилятора его лопатки 13 примыкают к наружному кольцу 8. Для вентиляционного обдува внутренних частей машины воздухом в корпусе 14 выполнены вентиляционные окна 15.

Такая обмотка ротора может быть выполнена из алюминия литьем под давлением как стержней, так и всех колец с П-образными электропроводящими пластинами, расположенными между заранее установленными на магнитопроводе П-образными магнитопроводящими пластинами из электротехнической стали.

При работе асинхронного двигателя ток, протекающий по стержням обмотки, в лобовых частях разветвляется, частично замыкаясь по основным кольцам и частично - по дополнительному кольцу.

Обмотка такой конструкции совмещает обмотки тороидального и барабанного типов, т. е. ее можно представить в виде системы параллельно соединенных витков, одни из которых охватывают, а другие не охватывают ярмо. Для данной обмотки ротора в малополюсных (2р≤4) и относительно "коротких" машинах (с малым отношением активной длины L0 к полюсному давлению τ Lo/τ ≤ 0,5) требуется меньше проводникового материала, чем для эквивалентной в электромагнитном отношении обмотки без дополнительного кольца. Это объясняется тем, что участки дополнительного кольца совместно с П-образными электропроводящими пластинами, соответствующие зубцовым делениям ротора, образуют систему радиально направленных в плоскости кольца проводников, которые охватывают ярмо и шунтируют основные короткозамыкающие кольца обмотки ротора. При этом средняя длина таких витков при оговоренных выше условиях (2p≤4 и Lo/τ ≤ 0,5) меньше средней длины витков традиционной короткозамкнутой обмотки.

В начале пуска асинхронного двигателя, когда частота тока в обмотке ротора f2 = S f1 близка к частоте сети f1 (где скольжение S в начале пуска S порядка 1), эквивалентное активное сопротивление короткозамкнутой обмотки ротора увеличено из-за выраженного поверхностного эффекта в П-образных электропроводящих пластинах, размещенных между П-образными ферромагнитными пластинами, электрически соединенных с участками основных и дополнительного кольца и являющихся их составной частью. Это приводит к повышению пускового момента, как и у короткозамкнутых роторов с глубокими пазами или с двойной беличьей клеткой традиционной конструкции [1].

Однако в отличие от обычных асинхронных двигателей с улучшенными пусковыми свойствами предлагаемая конструкция асинхронного двигателя с дополнительным кольцом в виде диска и П-образными зубцами, охватывающими ярмо, существенно улучшает условия охлаждения ротора, поскольку это кольцо и зубцы прилегают к внешней торцевой поверхности ярма и, являясь частью обмотки ротора, где выделяются в виде тепла электрические потери, увеличивает поверхность теплоотвода и снижает температуру обмотки не только ротора, но и обмотки статора, удаленной от этой части обмотки с большим тепловыделением в процессе пуска.

Для более равномерного распределения потерь от прохождения токов в обмотке ротора и снижения температуры нагрева во внутренних частях торцевого асинхронного двигателя дополнительное кольцо выполнено с переменной толщиной, увеличиваясь к внутреннему диаметру так, чтобы площади коаксиальных сечений кольца были примерно равны. Для улучшения условий охлаждения П-образные обмотки ротора выполнены с переменной высотой, увеличиваясь к наружному диаметру так, чтобы наружные части спинок П-образных зубцов выступали из поверхности дополнительно кольца, возрастая к наружному кольцу обмотки ротора. При этом существенно повышается эффективность теплоотдачи с поверхности ротора, так как выступающие части П-образных зубцов служат одновременно токонесущей частью П-образных электропроводящих пластин и вращающимися радиаторами, улучшая конвективный теплообмен с окружающим воздухом.

Для увеличения эквивалентного активного сопротивления обмотки ротора, способствующего увеличению электромагнитного момента при пуске двигателя, необходимо иметь достаточную высоту h электропроводящих П-образных пластин, расположенных между П-образными ферромагнитными пластинами так, чтобы h была больше глубины проникновения электромагнитного поля Δ [1]. Этого можно достичь без увеличения осевой длины торцевого асинхронного двигателя известной конструкции [2] выполнением П-образных зубцов с наклоном под углом к торцевой поверхности ротора, как показано на фиг. 5, 6.

В случае выполнения в роторе скошенных пазов под углом β, на тот же угол скошены П-образные зубцы (см. фиг. 7), которые расположены в одной плоскости с соответствующим стержнем, образуя виток, охватывающий ярмо ротора.

Источники информации
1. Иванов-Смоленский А.В. Электрические машины. - М.: Энергия, 1980, с. 430-433.

2. Авт. св. СССР 1642551, кл. Н 02 К 17/06, БИ 14, 1994.

Похожие патенты RU2125759C1

название год авторы номер документа
ДВИГАТЕЛЬНО-ТРАНСФОРМАТОРНЫЙ АГРЕГАТ 2012
  • Забора Игорь Георгиевич
  • Вильданов Камиль Якубович
  • Берёзкина Наталья Владимировна
  • Сибирёва Екатерина Львовна
  • Трутко Дмитрий Иванович
RU2487454C1
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ГЕРМЕТИЧНЫХ ОБЪЕКТОВ 2000
  • Забора И.Г.
  • Вильданов К.Я.
  • Учуваткин Г.Н.
  • Казанский С.Б.
  • Ставинский А.А.
RU2173926C1
АСИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР 2003
  • Забора И.Г.
  • Вильданов К.Я.
  • Алиев И.И.
  • Беспалов В.Я.
RU2255409C2
ДВИГАТЕЛЬНО-ТРАНСФОРМАТОРНЫЙ АГРЕГАТ 2012
  • Забора Игорь Георгиевич
  • Вильданов Камиль Якубович
  • Берёзкина Наталья Владимировна
  • Сибирёва Екатерина Львовна
  • Ставинский Андрей Андреевич
RU2507665C2
Асинхронная торцовая электрическая машина 1989
  • Забора Игорь Георгиевич
  • Игнатов Виктор Александрович
  • Ставинский Андрей Андреевич
  • Сибирева Екатерина Львовна
  • Филиппов Анатолий Иванович
SU1642551A1
ИЗМЕЛЬЧИТЕЛЬ МАТЕРИАЛОВ 1998
  • Хатунов Ю.М.
  • Мамедов А.Ф.
  • Вильданов К.Я.
  • Забора И.Г.
RU2125363C1
Асинхронная торцевая электрическая машина 1981
  • Игнатов Виктор Александрович
  • Ставинский Андрей Андреевич
  • Вильданов Камиль Якубович
  • Жижин Михаил Иванович
  • Забора Игорь Георгиевич
  • Бобков Александр Васильевич
SU1008851A1
Сердечник якоря электрической машины 1977
  • Корицкий Андрей Владимирович
  • Игнатов Виктор Александрович
  • Адаскин Семен Израилович
  • Вильданов Камиль Якубович
  • Забора Игорь Георгиевич
  • Мордвинов Владимир Александрович
SU771802A1
АСИНХРОННЫЙ ТРЕХФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2018
  • Миханошин Виктор Викторович
RU2759161C2
РОТОР КОРОТКОЗАМКНУТОГО ТОРЦОВОГО ДВИГАТЕЛЯ 1994
  • Дмитриев В.Н.
RU2088021C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 125 759 C1

Реферат патента 1999 года АСИНХРОННЫЙ ТОРЦЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ

Использование: в качестве электропривода. Благодаря выполнению короткозамкнутой обмотки ротора с дополнительным кольцом, прилегающим к торцевой поверхности ярма, в котором расположены П-образные зубцы, охватывающие ярмо и выполненные из чередующихся магнито-и электропроводящих пластин, электрически соединенных с короткозамыкающими кольцами, улучшаются пусковые характеристики торцевого асинхронного двигателя за счет выраженного поверхностного эффекта в электропроводящих пластинах П-образных зубцов, приближаясь к характеристикам асинхронного двигателя с глубокими пазами или двойной клеткой ротора. При этом тепловыделение от прохождения тока в обмотке ротора происходит в основном в торцевой области ротора, что улучшает температурный режим работы и эксплуатационную надежность асинхронного двигателя с высоким пусковым моментом, в чем и заключается технический результат. 5 з.п.ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 125 759 C1

1. Асинхронный торцевой двигатель, содержащий дисковые магнитопроводы статора с обмоткой возбуждения и ротора с короткозамкнутой обмоткой, включающей стержни, наружное и внутреннее короткозамыкающее кольца и дополнительное короткозамыкающее кольцо, соединенное с наружным и внутренним кольцами и прилегающее к ярму магнитопровода, отличающийся тем, что в кольцах выполнены пазы по числу стержней, в которых установлены П-образные зубцы, охватывающие ярмо по периметру в поперечном сечении. 2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что П-образные зубцы выполнены составными из чередующихся магнито- и электропроводящих пластин, причем электропроводящие пластины электрически соединены с короткозамыкающими кольцами. 3. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что дополнительное кольцо имеет переменную толщину, возрастающую от наружного к внутреннему короткозамыкающему кольцу. 4. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что П-образные зубцы имеют переменную высоту, возрастающую от внутреннего к наружному короткозамыкающему кольцу. 5. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что П-образные зубцы выполнены с наклоном к торцевой поверхности ярма. 6. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что П-образные зубцы выполнены со скосом, соответствующим скосу стержней.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2125759C1

SU, 223891 A, 19.11.68
DE, 2846280 A, 24.04.80
EP, 0027703 A1, 29.04.81
SU, 1022261 A, 07.06.83
RU, 2096922 C1, 10.11.97
GB, 1450033 A, 22.09.76
RU, 2088021 C1, 20.08.97.

RU 2 125 759 C1

Авторы

Хатунов Ю.М.

Мамедов А.Ф.

Вильданов Камиль Якубович И Забора Игорь Михайлович

Даты

1999-01-27Публикация

1998-04-03Подача