Настоящее изобретение относится к синхронизатору штифтового типа для трансмиссии. Более подробно, изобретение относится к усовершенствованному устройству предварительно заряженной пружины для такого синхронизатора.
Хорошо известны штифтовые синхронизаторы основного типа, раскрытого в настоящем описании, в данной области техники, как это видно из патентов США NN 2.667.955, 3.910.390, 4.478.321, 4.018.319 и 4.989.706.
Синхронизаторы штифтового типа включают в себя, в основном, подвижную в осевом направлении втулку сцепления, которая смонтирована на шлицевой части вала, на котором с возможностью вращения расположена пара разнесенных по оси с промежутком шестерен. Втулка сцепления снабжена зубьями кулачковой муфты сцепления, которые предназначены для сцепления с дополняющими зубьями кулачковой муфты сцепления, выполненными на вращающихся шестернях, чтобы установить сцепление одной, выбранной из шестерен с валом. Втулка сцепления выполнена с радиально расходящимся фланцем, имеющим два ряда расположенных по окружности окон, проходящих через него вдоль оси и параллельно оси вращения вала. Через один ряд окон проходят штифты, которые жестко прикреплены на своих торцах к фрикционным кольцам, приспособленным для взаимодействия с фрикционными поверхностями, прикрепленными к упомянутым выше шестерням. Штифты, обычно называемые блокировочными пальцами, имеют уменьшенные центральные части, которые образуют радиально расходящиеся наружу плечики, предназначенные для взаимодействия с периферийными кромками окон для блокирования осевого перемещения фланца относительно фрикционных колец во время несинхронного вращения вала и одной выбранной шестерни. В другом ряду отверстий, которые чередуются с промежутками между отверстиями для блокировочных пальцев, расположены сборочные узлы пальцев с продольной щелью, которые свободно вставляются в продолговатые прорези, образованные во взаимно обращенных лицом друг к другу поверхностях фрикционных колец. Каждый сборочный узел разрезного щелевого пальца включает в себя пару элементов, образующих центрально размещенную канавку, которая вводится в зацепление с периферией соответственного отверстия щелевого пальца под действием пружин, уложенных бутербродом между элементами. Как хорошо известно, сборочные узлы разрезных пальцев вынуждают одно из фрикционных колец к закреплению фрикционной поверхности одной выбранной шестерни в ответ на первоначальное осевое перемещение фланца, благодаря чему происходит ограниченный относительный поворот фланца и фрикционных колец при упомянутом выше несинхронном условии для надежного блокирующего зацепления с помощью блокировочных пальцев.
Хотя упомянутые выше узлы синхронизатора широко используются уже много лет, существуют проблемы, вызванные пружинами, уложенными бутербродами между элементами узлов разрезных пальцев. Форма пружины была выполнена покатой, и при определенных рабочих условиях они частично проскакивали между элементами разрезных пальцев, из-за чего узел синхронизатора заедало.
Цель настоящего изобретения состоит в том, чтобы обеспечить улучшенный пружинный узел с разрезными пальцами для синхронизатора.
Согласно особенностям изобретения, сцепление синхронизатора двойного действия включает в себя два подвижных в осевом направлении фрикционных кольца, жестко соединенных вместе вокруг вращающейся оси в осевом промежутке относительно противоположных сторон подвижного по оси, радиально расходящегося фланца. Несколько окон, расположенных по окружности с промежутком один от другого, проходит вдоль оси через фланец. Узел разрезного пальца, включая пару элементов и пружинный узел, проходит в осевом направлении через каждое отверстие и между фрикционными кольцами для осуществления осевого перемещения фрикционных колец в ответ на первоначальное осевое перемещение фланца из нейтрального положения. Каждая пара элементов образует, в основном, цилиндрическую внешнюю поверхность с радиально открытой наружу кольцевой защелкивающей канавкой для размещения в ней периферийной поверхности одного из окон. Каждый элемент из пары элементов имеет первый и второй концы, соответственно, чтобы упираться в одно из фрикционных колец. Каждый пружинный узел включает в себя, по меньшей мере, первую и вторую противолежащие листовые пружины, каждая из которых имеет дуговую длину в осевом направлении окна, а ширина ее соответствует поперечному направлению. Листовые пружины уложены в виде бутерброда между взаимно обращенными друг к другу поверхностями каждой пары элементов. Каждая листовая пружина имеет первую и вторую концевые части с первой и второй концевыми частями первой и второй листовых пружин, соответственно, в контакте друг с другом и с первой и второй концевыми частями первой и второй листовыми пружинами, соответственно, в контакте друг с другом.
Усовершенствование характеризуется удерживающими средствами у первой и второй концевыми частями листовой пружины каждого пружинного узла для ограничения перемещения листовых пружин относительно друг друга в поперечном направлении.
Синхронизаторный узел согласно изобретению показан на прилагаемых частях, на которых:
Фиг. 1 - вертикальное сечение синхронизаторного сцепления двойного действия, имеющего схематически показанный узел щелевого пальца, здесь показано девяносто градусов его соответствующего положения.
Фиг. 2 - узел разрезного пальца по фиг. 1, показанный подробно и повернутый на девяносто градусов от положения, показанного на фиг. 1.
Фиг. 3 - узел разрезного пальца в положении, когда сцепление включено полностью вправо от нейтрального положения, показанного на фиг. 1 и 2.
Фиг. 4 - узел разрезного пальца в сечении по линии 4-4 на фиг. 2.
фиг. 5 - сепаратор на конце пружины для пружин по фиг. 2 и 3.
Фиг. 6 - положение узла разрезного пальца с сепаратором по фиг. 5, установленным и видимым по линии 6-6 на фиг. 2, когда сцепление находится в нейтральном положении при воздействии центробежных сил на узел разрезного пальца.
Фиг. 7 - то же, что и по фиг. 6, но без сепараторов и с пружинами в одном из отдельных положений, в которое они могут быть передвинуты.
Фиг. 8 - пространственный вид пружин разрезного пальца под действием сил, действующих на него в то время как узел разрезного пальца находится в положении по фиг. 6 и 7.
Фиг. 9 - альтернативное решение пружин по фиг. 2 - 4.
Фиг. 10 - сечение пружин по фиг. 7 по линии 10-10 на фиг. 9.
Согласно фиг. 1 представлен упрощенный вид шестеренчатого и синхронизаторного узла 10 для непоказанной иным образом трансмиссии такого типа, который предназначен для использования в наземных транспортных средствах, в частности для использования на средних и тяжелых грузовиках. Однако, узел 10 может быть использован и в других транспортных средствах. Узел содержит вал 12, смонтированный для вращения вокруг центральной оси 12a, передаточные шестерни 14, 16, разнесенные друг от друга и опирающиеся на вал с возможностью вращения и закрепленные от осевого перемещения на валу с помощью кольцевых упорных элементов 18, 20, закрепленных на валу известным образом, и механизм 22 синхронизаторного сцепления штифтового типа. Если узел 10 представляет собой часть трансмиссии со сдвоенным контрприводом таким, как описано в патентах США N 3.648.546 и 4.788.889, то зубья 14a, 16a шестерен будут находиться в постоянном зацеплении с приводными от двигателями шестернями 15, 17 на контрприводе, а вал 12 будет соединен или выборочно соединяться с нагрузкой и будет свободно перемещаться несколько радиально, как это хорошо известно из уровня техники. Здесь шестерня 14 представляет собой шестерню более низкого передаточного отношения скоростей, чем шестерня 16, обе эти шестерни могут сдвигаться для включения и выключения.
Синхронизаторный механизм 22 содержит кольцевые фрикционные элементы, или кольца 24, 26 и кольцевые кулачковые сцепляющие элементы 14b, 16b сцепления, прикрепленные к шестерням 14, 16, кулачковый или втулочный элемент 28 муфты сцепления, имеющий внутренние шлицевые зубья 28a, подвижно согласующиеся с внешними шлицевыми зубьями 12b, выполненными заодно целое с валом, или прикрепленные к нему иным образом, радиально расходящийся сдвигающий фланец 32, имеющий радиальное внутреннее удлинение, прикрепленное к элементу 28 кулачковой муфты сцепления, кольцевые фрикционные элементы, или кольца 36, 38 жестко соединены вместе с помощью трех расположенных по окружности с промежутком один от другого блокировочных пальцев 40, выходящих вдоль оси из каждого фрикционного элемента и через окна 32b во фланце, и три по окружности расположенных с промежутком друг от друга предварительно заряженных разрезных (щелевых) пальцевых узла 42, проходящих вдоль оси между фрикционными элементами и через окна 32c, поочередно расположенные между окнами 32b. Количество блокировочных пальцев 40 и узлов 42 щелевых пальцев может быть больше или меньше, чем раскрыто здесь в описании.
Как ясно видно, фрикционные элементы 24, 36 и 26, 38 выполнены парными, образуя фрикционную муфту сцепления для синхронизации вращения шестерен с валом перед тем, как сцепиться кулачковой муфте сцепления. Конические муфты сцепления предпочтительнее, однако могут быть использованы и другие типы фрикционных муфт сцепления. Фрикционные элементы могут быть прикреплены к соответственным шестерням любым из известных способов, например, сваркой или, как известно из уровня техники, они могут быть выполнены заодно с шестернями. Фрикционные элементы 24, 26 имеют внутренние конические фрикционные поверхности 24a, 26a, которые соответственно парны внешним коническим фрикционным поверхностям 36a, 38a. Элементы 24, 26 и 36, 38, соотносятся между собой как синхронизаторные чашки и кольца. Может быть применен широкий набор конических угловых, здесь предполагается, что конические углы находятся в пределах от двенадцати градусов до семи с половиной градусов. Однако, могут быть использованы и другие пределы углов, и даже в некоторых случаях применения - плоские пластины. Фрикционные поверхности 36a, 38a и/или 24a, 26a могут быть выполнены из любого из известных материалов.
Каждый палец 40 содержит части 40a большего диаметра, имеющие диаметры несколько меньше, чем диаметр фланцевых окон 32a, часть или канавку 40b уменьшенного диаметра, расположенную в промежутке между фрикционными кольцами 36, 38 /здесь посередине/ и конические блокировочные плечики, или поверхности 40c, 40d, расходящиеся радиально наружу от оси пальца и соосно расходящиеся друг от друга под углом к линии, нормальной к оси пальца. Части, выполненные в виде канавки, если их вставляют в соответствующие им фланцевые отверстия, допускают ограниченный поворот жестких фрикционных колец и пальцевых узлов относительно фланца, чтобы осуществить зацепление блокировочных пальцевых плечиков с блокировочными плечиками 32c, 32e, снабженными фасками и образованными вокруг фланцевых окон. Плечики, если они зацеплены, обеспечивают блокировку до тех пор, пока не будет, по существу, достигнута синхронизация.
Каждый узел 42 щелевого пальца, который показан при соответствующем положении поворота на фиг. 2, 3, 6 и 7, включает в себя пару полуцилиндрических элементов 44, имеющих больший диаметр, который меньше чем диаметр окон 32c, когда они сжаты вместе, полукольцевые канавки 44a со скошенными краями 44b и узел 46 листовых пружин, уложенных бутербродом между взаимно обращенными друг к другу внутренними поверхностями 45 элементов 44 для поджатия кольцевых канавок по отдельности до схватывания канавочных скосов 44b с фланцевыми фасками 32, образованными вокруг противоположных концов окон 32c. Торцы 44c, 44d элементов 44 упираются во фрикционные кольца 36, 38 и расположены в них внутри удлиненных пазов (прорезей) 37, 39.
Хотя фланец 32 находится в нейтральном положении, фрикционные поверхности конических муфт сцепления разнесены по отдельности. Когда требуется соединить одну из двух шестерен с валом, подходящий и непоказанный сдвигающий механизм, соединенный с внешней периферией фланца 32 известным образом, перемещает фланец вдоль оси вала 12 либо к левой парной шестерне 14, либо к правой парной шестерне 16. Сдвигающий механизм может быть вручную подвижным от водителя транспортного средства через звеньевую систему, может выборочно перемещаться с помощью исполнительного механизма или может быть перемещен с помощью средств, автоматически вызывающих перемещение сдвигающего механизма и которые также регулируют величину усилия, прикладываемого сдвигающим механизм. Когда сдвигающий механизм перемещают вручную, то сила, пропорциональна усилию, которое прикладывает водитель к рычагу сдвига.
Первоначальное перемещение фланца 32 вправо под действием механизма сдвига зацепляет фланцевые фаски 32f с предварительно заряженными скосами 44b, осуществляя перемещение фрикционной кольцевой поверхности 38a в зацепление с фрикционной поверхностью 26a. Первоначальное сцепляющее усилие фрикционных поверхностей 38a, 26a является, конечно, функцией силы пружинных узлов 46 и углов скосов. Начальное фрикционное сцепление, если только существует асинхронное условие, создает первоначальную зацепляющую силу и синхронизирующий момент на конической муфте сцепления, что обеспечивает ограниченный поворот фланца 32 относительно сцепленных фрикционных колец и, следовательно, перемещение частей 40b уменьшенного диаметра пальца к соответствующим сторонам фланцевых окон 32b, обеспечивая сцепление пальцевых блокировочных плечиков 40c с фланцевыми блокировочными плечиками 32d. Если блокировочные плечики зацепились, то полная рабочая сдвигающая сила на фланце 32 передается на фрикционное кольцо 38 через блокировочные плечики, благодаря чему коническая муфта сцепления зацепляется на полную силу от рабочей сдвигающей силы. Поскольку блокировочные плечики расположены под углом относительно направления рабочей сдвигающей силы, то они создают противодействующую силу или разблокирующий момент, что противодействует во время асинхронных условий синхронизирующему моменту от конической муфты сцепления, но меньше по значению. Как только достигнута существенная синхронизация, синхронизирующий момент падает ниже разблокирующего момента, благодаря чему блокировочные плечики смещают пальцы в окнах 32b в концентрическом отношении, допуская дальнейшее осевое перемещение фланца и зацепление внешних кулачковых зубьев 28b кулачкового элемента 28 с внутренними кулачковыми зубьями кулачкового элемента 16b. Как в известном по уровню техники решении, так и для номеров позиций, обозначенных только для кулачкового элемента 16b, ведущие части кулачковых зубьев имеют передние ведущие кромки 16c для уменьшения поломки зубьев во время первоначального контакта и имеют окошенные клиновые фаски 16d для сопряженного выравнивания зубьев. Кулачковые зубья с такими ведущими частями описаны в патенте США N 4.246.993 более подробно, патент приводится здесь в качестве источника информации только вместе с патентом США N 3.265.173, который посвящен рассмотрению передних углов кромок. Клиновые фаски, которые могут быть асимметричными, предупреждают задержку в завершении полного сдвига, благодаря разграничению контакта ведущих кромок зубьев. Чтобы облегчить мягкое и почти без усилий завершение сдвига, кулачковые зубья выполняются, предпочтительно, мелкими или маленькими в окружном направлении, насколько это практически возможно, благодаря чему уменьшается до минимума количество степеней или степеней поворота по времени, необходимых для спаривающего выравнивания кулачковых зубьев.
Согласно фиг. 2-5, здесь подробно показан узел 42 щелевых пальцев и, в частности, взаимно обращенные друг к другу поверхности 45 щелевых пальцевых элементов 44 и пружинный узел 46. Поверхности 45, каждая щелевых пальцев элементов включают в себя проходящие продольно боковые поверхности 45a, 45b, разделенные в поперечном направлении продольно проходящим каналом 45c, и плоско вырезанные поверхности 45d, 45e, соответственно, между концами каналов 45 и концами 44c, 44d элементов.
Каждый пружинный узел 46 содержит, по меньшей мере, две преимущественно идентичные, листовые пружины 48, которые, когда уложены бутербродом между элементами 44, контактируют своими концами друг с другом, а по центру изогнуты дугой друг от друга. Здесь каждая пружина представляет собой единственный лист, однако, каждая пружина может состоять из кратного числа листов. Каждая пружина включает в себя центральную часть 48a, имеющую поперечную ширину, плотно охватываемую боковыми стенками канала 45c одного из щелевых пальцевых элементов, и концевые части 48b, 48c находящиеся в контакте с концами другой пружины. Каждый лист пружины имеет изогнутую в осевом направлении по дуге длину, которая меньше, чем расстояние между концами 44c, 44d щелевого пальцевого элемента, вследствие чего допускается уменьшить длину листов по оси, когда они сжаты, и перемещать относительно друг друга вдоль оси касающиеся концы листов пружины. Концевая часть каждого листа пружины выполнена с поперечным расширением, ширина которого больше, чем поперечная ширина центральной части листа, но меньше чем диаметр продолговатых канавок 37, 39 во фрикционном кольце.
Щелевые пальцевые элементы 44 и пружинные листы 48, как далее будет описано, по существу, такие же, как и в известном по уровню техники решении. Центральные части 48a листов создают собственно упругое действие, а поперечно расходящиеся по ширине расширения концевых частей листов предназначены для удержания листов в должном их положении между щелевыми пальцевыми элементами 44. Однако, во время некоторых режимов работы трансмиссии листы частично выскакивали из их должного положения между щелевыми пальцевыми элементами, вследствие чего это вызывало заклинивание синхронизатора и он становился неработоспособным. Как полагают, один рабочий режим трансмиссии, который вызывает или допускает частичное выскакивание пружины, возникает в то время как сдвигающий фланец 32 узла синхронизатора находится в нейтральном положении и центробежные силы действуют на элементы 44 щелевых пальцев, как показано на фиг. 6 и 7, вследствие чего это заставляет внутренние поверхности щелевых пальцевых элементов раскрываться как раковина на две стороны. Как видно из фиг. 7 и 8, такое раскрытие элементов 44 на две стороны в виде раковины вызывает силы F, приложенные к листовым пружинам 48 и отжимающие пружины в направлениях, стремящихся перекатить пружины одну относительно другой в направлении по стрелке E на фиг. 8, а также передвинуть одну поперек, или по ширине, другой. Согласно фиг. 7, как полагают, такая тенденция пружин к перекатыванию и к перемещению в поперечном отношении одной относительно другой заставляет концы пружин проскакивать между элементами 44 и выскакивать из соответственных прорезей во фрикционном кольце. Например, поскольку элементы 44 открыты, как на фиг. 7, то ведущие концевые части, расположенные с промежутком по оси, наиболее удаленные от соответственных концов элементов 44, вроде концевых частей 48b, передвигаясь поперек относительно их противоположной листовой пружины, т.е. радиально внутрь, как и на фиг. 7 выдвигались из прорези соответствующего фрикционного кольца, вследствие чего происходило заедание щелевых пальцевых элементов при их растянутом положении и невозможность осевого перемещения сдвигающего фланца 32 из защелкивающих канавок 44a.
Такое относительное перемещение концевых частей листовых пружин недопустимо в примере реализации пружинного узла по фиг. 2-4, благодаря сепараторам 50, один из которых показан в пространственном виде на фиг. 5. Каждый сепаратор 50 представляет собой скобу, имеющую разнесенные друг от друга стеночные части 50a, 50b, 50c, 50d, образующие прямоугольное отверстие, вмещающее первую и вторую концевые части листовой пружины у обоих концов каждого щелевого пальцевого узла. Стеночные части 50a, 50b образуют U-образное поперечное сечение с замкнутым на нем концом 50e, упирающимся в обращенные одна к другой по оси поверхности продолговатых прорезей 37, 39. Стеночные части 50a, 50b расположены друг от друга с промежутком, достаточным для того, чтобы допускать в них осевое скользящее перемещение концов листовой пружины во время изгибания листов, но удерживать их настолько тесно между собой, чтобы противодействовать силам F, стремящимся перекатывать их. Стеночные части 50a, 50b также достаточно тесно сомкнуты вместе, что не мешает перемещению плоско разрезанных поверхностей 45c, 45e щелевых пальцевых элементов. Стеночные части 50c, 50d, которые образуют жестко соединенные вместе ушки, охватывают с возможностью проскальзывания поперечную ширину концевых частей листа на внутренних его поверхностях и, в свою очередь, охватываются с возможностью скольжения по их внешним поверхностям радиально расположенными с промежутками друг от друга стеночными поверхностями 37a, 37b и 39a, 39b продолговатых прорезей 37, 39.
Согласно теперь фиг. 7 и 8, альтернативное решение пружинного узла 52 включает в себя также две листовые пружины 54 и сепараторы 55. Сепараторы 55, которые хотя и эквиваленты по функциональным признакам сепараторам 50, отличаются от них тем, что выполнены заодно целое путем удлинения одного из концов каждой листовой пружины. Каждый пружинный лист включает в себя центральную часть 54a и первую и вторую концевые части 54b, 54c с поперечной шириной, которая больше, чем ширина центральной части. Каждый сепаратор 55 образован первой концевой частью 54b, осевым ее удлинением 54c, изогнутым в обратную сторону, чтобы образовать стенки с U-образным поперечным сечением, как у сепаратора 50, и поперечными расширениями 54e, 54f в осевом протяжении, или на первой концевой части, изогнутыми по дуге под прямым углом, образуя ушки, эквивалентные ушкам 50c, 50d сепаратора 50.
Два примера осуществления изобретения были раскрыты здесь в описании с целью иллюстрации. Предполагается, что может быть много вариантов и модификаций предложенного изобретения.
Синхронизатор двойного действия содержит узлы предварительно сжатых пружин. Каждый пружинный узел содержит по меньшей мере две листовые пружины, расположенные друг на друге между элементами разрезного пальца. Удерживающие средства, расположенные на противоположных концах листовых пружин, препятствуют выскакиванию листовых пружин между элементами разрезного пальца. По первому варианту осуществления изобретения удерживающие средства выполнены отдельными от листовых пружин, а по другому варианту осуществления изобретения удерживающие средства выполнены заодно целое с листовыми пружинами в виде удлинения одного конца каждого листа листовой пружины. Технический результат, достигаемый при реализации изобретения состоит в устранении заедания синхронизатора. 2 н. и 10 з.п.ф-лы, 10 ил.
каждая пара элементов (44) расположена так, что они вместе образуют цилиндрическую внешнюю поверхность с наружной кольцевой защелкивающей канавкой (44a) для упирания в периферийную поверхность одного из окон (32c), каждая пара элементов (44) имеет взаимно обращенные друг к другу поверхности (45), при этом элементы каждой пары элементов (44) имеют первый и второй концы (44c, 44d) и расположены с возможностью упора указанными концами (44c, 44d) в обращенные друг к другу поверхности первого и второго фрикционных колец, а каждый пружинный узел (46) содержит по меньшей мере первую и вторую листовые пружины (48), каждая из которых имеет дуговую форму в направлении оси (12a) и ширину, соответствующую поперечному размеру окна (32), дуга первой листовой пружины расположена симметрично дуге второй листовой пружины, при этом первая и вторая листовые пружины каждого пружинного узла размещены свободно между обращенными друг к другу поверхностями (45) каждой пары элементов (44), каждая листовая пружина каждого пружинного узла имеет первую (48c) и вторую (48b) концевые части, причем первая концевая часть (48c) каждой листовой пружины находится в контакте с соответствующей второй концевой частью (48b) другой листовой пружины,
при этом первая концевая часть (48c) каждой пружины перекрывает в осевом направлении вторую концевую часть (48b) другой пружины и контактирует с ней, отличающийся тем, что пружинный узел (46) снабжен удерживающими средствами (50), расположенными на первой и второй концевых частях (48c, 48b) каждой пружины (48), причем каждое удерживающее средство (50) предназначено для обеспечения контакта концевых частей (48c, 48b) листовых пружин (48) между собой с возможностью их осевого смещения относительно друг друга, пружинный узел (46) снабжен удерживающими средствами (50a, 50b) для противодействия вращающим силам, стремящимся сместить листовые пружины относительно друг друга.
US 4478321 A, 23.10.84.US 4989706 A, 05.02.91 | |||
US 3910390 A, 07.10.75 | |||
US 4018319 A, 19.04.77 | |||
КРЕПЕЖНОЕ СРЕДСТВО С ОДНОСТОРОННИМ ДОСТУПОМ | 2017 |
|
RU2667955C1 |
Синхронизирующая переключающая муфта коробки передач | 1985 |
|
SU1275154A1 |
Авторы
Даты
1999-02-20—Публикация
1994-05-23—Подача