РОТОРНАЯ МАШИНА Российский патент 1999 года по МПК F01C1/00 

Описание патента на изобретение RU2131042C1

Изобретение относится к области двигателей внутреннего сгорания, а именно роторно-поршневым и ротационным двигателям внутреннего сгорания, в которых переменный объем внутренней камеры образуется при вращении ротора.

Известна конструкция лопастного двигателя, в котором эксцентричный ротор размещен в полости цилиндрического корпуса, оба конца которого закрыты боковыми пластинками. В пазах эксцентричного ротора свободно скользят лопасти. От каждой боковой пластины выступает в центральную часть дискообразный толкающий кулачок, расположенный концентрично относительно оси корпуса. Передняя и задняя по ширине части каждой лопасти находятся между внешней периферийной поверхностью кулачка и внутренней периферийной поверхностью корпуса /заявка Японии N 62-170701, кл. F 01 C 1/344, 27.07.87/.

Недостатком известной конструкции является повышенный износ лопаток.

Наиболее близкой по технической сущности, взятая в качестве прототипа, является конструкция роторной машины, которая содержит корпус, установленный в корпусе вал, кольцевую полость, в которой расположены два ротора, плотно прилегающих к ее стенкам, и отверстия, для впуска и выпуска рабочей среды, в стенках полости. При этом, оба ротора расположены коаксиально, причем их лопасти взаимодействуют так, что лопасть одного ротора входит в пространство между двумя лопастями другого ротора. Предусмотрен кулачок, с помощью которого при вращении вала оба ротора совершают вращение с циклическими изменениями частоты и расстояний между лопастями /заявка ФРГ N 3624842, кл. F 01 C 1/067, 28.01.88/.

Недостатками известной конструкции являются повышенный износ лопаток и управление ротором посредством кулачкового механизма, что делает конструкцию неэкономичной.

Предлагаемое техническое решение направлено на устранение вышеперечисленных недостатков и от его использования может быть получен следующий технический результат; повышение экономичности и долговечности в результате отсутствия трения лопаток и упрощения конструкции.

Указанный технический результат достигается за счет того, что роторная машина содержит корпус с окнами всасывания и выпуска рабочей среды, установленный в нем рабочий вал, статор, два ротора с четырьмя лопатками каждый, механизм для поочередного торможения роторов, при этом лопатки одного ротора расположены между лопатками другого с образованием восьми камер, снабжена дифференциальным механизмом, установленным по центру корпуса и связанным с рабочим валом для создания поочередного движения роторов при постоянном вращении вала, роторы образованы полуцилиндрами, составляющими вращающийся цилиндр, в котором расположены лопатки, не соприкасающиеся со статором, а механизм торможения закреплен на валу с наружной стороны.

На фиг. 1 представлена роторная машина, общий вид в разрезе; на фиг. 2 вид ротора в разрезе; на фиг. 3 и 4 - механизм торможения роторов с окнами, механический и электромагнитный, соответственно; на фиг. 5 - схема непрерывной работы двух-четырехтактных циклов с размещением под углом 180o; на фиг. 6 - двухсторонняя муфта, разрез; на фиг. 7 - схема компрессора, на фиг. 8 - схема работы компрессора.

Позиции на чертежах обозначают:
Корпус неподвижный 1, боковые крышки - 2, окна для подачи горючей смеси - 3, статор - 4, ротор - 5, статорный механизм /фиг. 3 и 4/ - 6, привод - 7, рабочий вал - 8, механизм торможения - 9, полуцилиндр 10, лопатки /фиг. 5/ - 11, цилиндр - 12, камера - 13, дифференциальный механизм 14, муфта ротора /фиг. 6/ - 15; пружинная муфта - 16, электродвигатель - 17.

Роторная машина состоит из неподвижного корпуса 1, на котором установлены боковые крышки 2 с выполненными окнами 3 для подачи горючей смеси /всасывания/ и выпуска отработанных /выпуск/, а так же установлен рабочий вал 8 с дифференциалом 14 по центру корпуса 1; статорного механизма 6, который может быть выполнен механическим /фиг. 3/ или электромагнитным /фиг. 4/. В крышке 2 по центру статора 4 установлен привод 7 с двумя /левым и правым/ роторами 5. На валу 8 с наружной стороны закреплен роторный механизм торможения 9, с внутренней стороны расположен полуцилиндр 10 ротора 5, разделенный четырьмя лопатками 11, которые с одной части ротора 5 закреплены неподвижно, а вторая часть перемещается во втором роторе 5, что делит цилиндр 12 /образующийся из двух полуцилиндров 10/ на восемь камер 13 и создает при вращении вала 8 и поочередном движении роторов 5 перемещенный объем 4. Вал 8 привода 7 соединен с роторами 5 через ось дифференциала 14, для создания поочередного движения ротора при постоянном вращении вала 8. Количество камер 13 вращающегося цилиндра 12 позволяет произвести два четырехтактных цикла, расположенных под углом 180o, что обеспечивает непрерывно передачу рабочего хода на вращение вала 8.

Возможность замены механизма дифференциала 14 на двухсторонние муфты 15 /фиг. 6/, например роликовые или шестеренчатые, расположенные на валу 8 ротора 5, у которых наружная часть закреплена неподвижно в крышке статора 4, дает роторам 5 возможность вращения в одну сторону /нет обратного хода/. Внутренняя часть муфты 15 роторов 5 поочередно передает вращение на вал 8.

Дальнейшая разработка конструкции при управлении поочередном торможении роторов 5 на оборотах производится в один или несколько циклов.

В качестве компрессора конструкция выполнена из двух роторов 5, которые соединены возвратной пружинной муфтой 16 /фиг. 7/, установленной между роторами 5. Ведущий первый ротор 5 вращается от электродвигателя 17, второй ротор 5 в зоне торможения замедляет ход и после выпуска сжатия ускоряется возвратной пружиной, тем самым обеспечивая переменный объем между роторами 5.

Устройство работает следующим образом.

Рабочий процесс в устройстве происходит одинаково в двух его половинах. В исходном положении один из роторов 5 фиксируется в неподвижном положении его тормозящим устройством. При вращении второго ротора 5 изменяются объемы камер 13 между движущимися и неподвижными лопатками роторов. В камере 13 с увеличивающимся объемом происходит уменьшение давления и в нее подается горючая смесь. В соседней камере 13 объем уменьшается /процесс сжатия смеси/. При достижении заданного объема растормаживается и начинает двигаться заторможенный ранее ротор 5, а двигавшийся фиксируется в том же месте, где первый. Производится воспламенение сжатой горючей смеси, увеличение объема этой камеры 13 из-за дальнейшего движения лопатки 11, по другую сторону которой происходит сжатие продуктов сгорания предыдущего цикла и выпуск их через окно статора.

При этом, при поочередном торможении и растормаживании обоих роторов четыре такта двигателя повторяются в обеих половинах устройства. Благодаря дифференциальной передаче 14 вращения роторов 5 на рабочий вал 8 последний вращается с постоянной скоростью, совершая полезную работу.

Предлагаемая роторная машина может работать как ДВС, насос или компрессор и представляет собой устройство с вращающимися камерами и механизмом управления циклов с сохранением вращения, как маховика.

Похожие патенты RU2131042C1

название год авторы номер документа
РОТОРНАЯ МАШИНА 1999
  • Котельников А.Г.
RU2176022C2
ТУРБОРОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЮГИ 2007
  • Ильиных Юрий Гаврилович
RU2359140C2
ТУРБОРОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЮГИ 2007
  • Ильиных Юрий Гаврилович
RU2359141C1
ТУРБОРОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЮГИ 2008
  • Ильиных Юрий Гаврилович
  • Осипов Иван Вячеславович
  • Ильиных Святослав Владимирович
RU2372503C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1989
  • Ткачев Г.В.
  • Ткачев В.Г.
RU2013590C1
ГАЗОРОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЮГИ 2002
  • Ильиных Ю.Г.
RU2219357C2
МНОГОКАМЕРНЫЙ ТУРБО-РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2014
  • Лисицын Андрей Павлович
RU2575630C1
ШЕСТИТАКТНЫЙ РОТОРНО-ЛОПАСТНОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2016
  • Кривко Николай Михайлович
RU2619672C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЮГИ 2003
  • Ильиных Ю.Г.
RU2253734C1
МИКРОАВТОБУС (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Мирошниченко Валерий Николаевич
  • Мирошниченко Алексей Валерьевич
RU2349485C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 131 042 C1

Реферат патента 1999 года РОТОРНАЯ МАШИНА

Роторная машина предназначена для использования как в качестве ДВС, так и насоса и компрессора. Роторная машина содержит корпус, рабочий вал, два ротора с четырьмя лопатками, дифференциальный механизм и механизм торможения. Лопатки одного ротора расположены между лопатками другого с образованием восьми камер. Дифференциальный механизм установлен по центру корпуса и связан с рабочим валом для создания поочередного движения роторов при постоянном вращении вала. Механизм торможения закреплен на валу с наружной стороны. Лопатки не соприкасаются со статором. Снижается износ лопаток за счет ликвидации трения. 8 ил.

Формула изобретения RU 2 131 042 C1

Роторная машина, содержащая корпус с окнами всасывания и выпуска рабочей среды, установленный в нем рабочий вал, статор, два ротора с четырьмя лопатками каждый, механизм для поочередного торможения роторов, при этом лопатки одного ротора расположены между лопатками другого с образованием восьми камер, отличающаяся тем, что машина снабжена дифференциальным механизмом, установленным по центру корпуса и связанным с рабочим валом для создания поочередного движения роторов при постоянном вращении вала, роторы образованы полуцилиндрами, составляющими вращающийся цилиндр, в котором расположены лопатки, не соприкасающиеся со статором, а механизм торможения закреплен на валу с наружной стороны.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2131042C1

DE 3624842 A1, 28.01.88
ЦЕПЬ ДЛЯ ГЕНЕРИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ДАННОГО НАПРЯЖЕНИЯ ВНЕШНЕГО ИСТОЧНИКА, НАПРЯЖЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ИСТОЧНИКА 1993
  • Юнг-Хо Сух
  • Сук-Бин Ким
RU2137178C1
РОТОРНЫЙ НАГНЕТАТЕЛЬ 1994
  • Бородастов Николай Иванович
RU2069797C1
КОЛОВРАТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1990
  • Данилишин Григорий Михайлович[Ua]
RU2026498C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1990
  • Соломонов Г.Г.
RU2014479C1

RU 2 131 042 C1

Авторы

Котельников А.Г.

Даты

1999-05-27Публикация

1997-07-16Подача