Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) с объемным и объемно-пленочным рабочими процессами.
Для устойчивой работы ДВС требуется качественное перемешивание топлива с воздухом. Оно обеспечивается при помощи устройств регулирования вихреобразования в цилиндрах ДВС.
Известна конструкция впускного канала в головке цилиндров ДВС, имеющего два впускных клапана. При этом впускной канал, общий на входе, разделен на две ветви, ведущие каждая к своему клапану. Предусмотрена возможность перекрытия одной ветви заслонкой [1].
Известное техническое решение имеет следующие недостатки:
- может быть использовано только в двигателях, имеющих не менее двух впускных клапанов на цилиндр;
- вызывает повышенную турбулизацию потока в надклапанной зоне отключаемого канала, что может вызвать ухудшение наполнения.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности (прототипом) является устройство для регулирования вихреобразования на впуске дизельного ДВС, содержащее направляющий аппарат, установленный в стенках впускного канала головки цилиндров и соединенный электромеханической связью с механизмом привода и блоком управления. Направляющий аппарат выполнен в виде изогнутой металлической ленты, имеющей возможность перемещаться в пазу переменной глубины, выполненном в стенках впускного канала головки цилиндров, посредством механизма привода по сигналам блока управления. При этом изменяется высота участка металлической ленты, выступающего в канал, определяющего степень завихривания потока, движущегося по впускному каналу [2].
Основным недостатком описанного устройства для регулирования вихреобразования в цилиндре двигателя внутреннего сгорания являются повышенная трудоемкость изготовления, вызванная сложностью выполнения узкого криволинейного дифференциального паза, предназначенного для установки направляющего аппарата, в стенках головки цилиндров при одновременном снижении ресурса ДВС. Снижение ресурса двигателя обусловлено уменьшением проходного сечения впускного канала головки цилиндров вследствие заклинивания изогнутой металлической ленты в пазу из-за наличия на стенках канала масляной пленки. Нагар, во-первых, увеличивает жесткость изогнутой металлической ленты и затрудняет ее передвижение по узкому криволинейному дифференциальному пазу, и, во-вторых, уменьшает проходное сечение впускного канала.
Сущность изобретения заключается в том, что в устройстве для регулирования вихреобразования в цилиндре двигателя внутреннего сгорания, содержащем направляющий аппарат, установленный во впускном канале головки цилиндров и соединенный с механизмом привода и блоком управления, этот направляющий аппарат выполнен в виде спиральной пружины, один конец которой жестко закреплен во впускном канале головки цилиндров, а другой конец связан с механизмом привода. При этом спиральная пружина установлена с возможностью изменения шага пропорционально изменению частоты вращения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания. Спиральная пружина в поперечном сечении выполнена в форме желоба.
Поперечное сечение спиральной пружины выполнено со скруглениями или фасками.
Техническим результатом является снижение трудоемкости изготовления устройства для регулирования вихреобразования в цилиндре ДВС при одновременном увеличении ресурса.
Снижение трудоемкости изготовления устройства при одновременном увеличении ресурса обеспечивается путем упрощения изготовления направляющего аппарата, выполненного в виде спиральной пружины, при его размещении непосредственно в зоне интенсивного движения газа - во впускном канале головки цилиндров без соприкосновения со стенками этого канала. Последнее препятствует нагарообразованию (масло не переходит со стенок впускного канала на направляющий аппарат) и запиранию канала.
Заявляемое изобретение поясняется чертежом, на котором изображен общий вид устройства для регулирования вихреобразования в цилиндре ДВС.
Устройство для регулирования вихреобразования в цилиндре ДВС содержит направляющий аппарат, установленный во впускном канале 1 головки цилиндров 2 и выполненный в виде спиральной пружины 3. Спиральная пружина 3 размещена до впускного клапана 4 и жестко закреплена со стороны, ближней к впускному клапану 4 во впускном канале 1 головки цилиндров 2, а с противоположной стороны связана с механизмом привода 5 и через него - с блоком управления.
Спиральная пружина 3 установлена во впускном канале с возможностью изменения шага пропорционально изменению частоты вращения коленчатого вала ДВС посредством блока управления 6, соединенного с механизмом привода 5.
Для снижения аэродинамических потерь поперечное сечение пружины может быть выполнено в форме желоба, имеет скругления или фаски.
Устройство для регулирования вихреобразования в цилиндре ДВС работает следующим образом. При частоте вращения коленчатого вала ДВС, соответствующей режиму максимального крутящего момента, спиральная пружина 3 находится в свободном состоянии или сжата, но не до соприкосновения витков. При этом она занимает столько проходного сечения впускного канала, что оставшегося достаточно для обеспечения нормального газообмена. В этом случае достигается наполнение цилиндра, турбулизация потока на впуске и слабо организованные тангенциальные вихри в цилиндре. При частоте вращения коленчатого вала, соответствующей режиму максимальной мощности, механизм привода 5 по сигналам блока управления 6 растягивает спиральную пружину 3. Увеличение шага пружины 3 и угла наклона ее винтовой линии, происходящие при растяжении, способствуют уменьшению срывов потока с витков в организации интенсивного движения заряда в цилиндре. Диаметр растянутой пружины 3 меньше, чем у сжатой, что увеличивает наполнение цилиндра на такте впуска.
Таким образом, использование предлагаемого устройства для регулирования вихреобразования в цилиндре ДВС обеспечивает снижение трудоемкости изготовления при одновременном увеличении ресурса путем исключения выполнения сложного криволинейного дифференциального паза и размещения направляющего аппарата непосредственно в зоне интенсивного движения газа.
Источники информации.
1. Заявка N 3836550, ФРГ, МКИ5 F 02 B 31/02, F 02 F 1/41. Заявл. 27.10.88, опубл. 03.05.90.
2. Заявка N 2232201, Великобритания, МКИ4 F 02 M 31/02, НКИ F 1 B.. Заявл. 19.05.89, опубл. 05.12.90 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2122139C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1995 |
|
RU2105893C1 |
ВИХРЕКАМЕРНЫЙ ДИЗЕЛЬ | 1998 |
|
RU2133351C1 |
ВИХРЕКАМЕРНЫЙ ДИЗЕЛЬ | 1994 |
|
RU2079676C1 |
ВИХРЕКАМЕРНЫЙ ДИЗЕЛЬ | 1995 |
|
RU2096634C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ШЕСТИТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ШЕСТИТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ЕГО ВАРИАНТЫ) | 1996 |
|
RU2119073C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1994 |
|
RU2087725C1 |
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР С УТИЛИЗАЦИЕЙ ТЕПЛОТЫ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1998 |
|
RU2134803C1 |
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ДЛЯ ДИЗЕЛЯ | 1995 |
|
RU2105166C1 |
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ | 1994 |
|
RU2075607C1 |
Изобретение может быть использовано в двигателях с объемным и объемно-пленочным рабочими процессами. Во впускном канале головки цилиндра установлен направляющий аппарат, выполненный в виде спиральной пружины. Один конец пружины жестко закреплен во впускном канале головки цилиндров, а другой конец связан с механизмом привода. При этом спиральная пружина установлена во впускном канале головки цилиндров с возможностью изменения шага пропорционально изменению частоты вращения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания посредством блока управления, соединенного с механизмом привода. Технический результат заключается в снижении трудоемкости изготовления устройства при одновременном увеличении ресурса. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
GB, 2232201, A, 05.12.90 | |||
SU, 1370285, A1, 30.01.88 | |||
FR, 2305601, A1, 22.10.76 | |||
FR, 2608217, A1, 17.06.88 | |||
SU, 1404676, A1, 23.06.88 | |||
SU, 1359465, A1, 15.12.87 | |||
RU, 2069784, C1, 27.11.96 | |||
WO, 86/01258, A1, 27.02.86. |
Авторы
Даты
1999-05-27—Публикация
1997-11-19—Подача