Предлагаемое изобретение относится к области машиностроения, а именно к заделке прокорродированных дефектов металлических поверхностей изделий, эксплуатирующихся в том числе в герметично замкнутых обитаемых отсеках в составе космических летательных аппаратов (КЛА) в также может быть успешно использовано в нефтегазовой промышленности, сельском хозяйстве, коммунальном хозяйстве и других отраслях промышленности.
Актуальность разработки способа заделки прокорродированных дефектов металлических поверхностей изделий определяется необходимостью предотвращения дальнейшей коррозии поврежденной зоны особенно в условиях повышенной температуры и влажности, что чрезвычайно важно, например, при ремонте обшивки космических кораблей и связано с продлением ресурса работоспособности изделий, имеющих ценность народно-хозяйственного значения и с обеспечением безопасности экипажа КЛА.
Известен способ ремонта прокорродированных поверхностей стальных изделий, заключающийся к обработке их преобразователем ржавчины, содержащим ортофосфорную кислоту (см. "Грунтовка - модификатор ржавчины" ЭП-0199. ТУ6-10-2084-860).
Недостатком этого способа является недопустимость кислотной обработки, например, обшивок кораблей и невозможность осуществления обязательной водной промывки обработанных поверхностей в условиях невесомости.
За прототип выбран способ защиты поверхностей деталей от коррозии, заключающийся в нанесении на поврежденную поверхность лакокрасочных покрытий. Этот способ широко известен и описан в отечественной литературе, в частности в ОСТ 92-1481-79 "Покрытия лакокрасочные для металлических поверхностей".
Однако при устранении коррозионных повреждений, например в обшивке КЛА, этот способ неприемлем, так как требует обязательной зачистки прокорродированных поверхностей от продуктов коррозии, что может привести к уменьшению толщины тонкой (до 3 мм) обшивки вплоть до ее разрушения и разгерметизации объекта.
Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа заделки коррозионных повреждений металлических поверхностей, обладающего надежностью, не требующего предварительной зачистки поврежденной зоны от продуктов коррозии, не приводящей к потере отремонтированными поверхностями своих эксплуатационных свойств. Решение этой задачи позволит существенно продлить ресурс эксплуатации изделий, в частности КЛА, увеличить надежность способа заделки прокорродированных дефектов и существенно увеличить безопасность пребывания экипажа на борту.
Сущность способа заделки прокорродированных дефектов металлических поверхностей заключается в том, что металлическую поверхность зачищают, а на зону дефекта наносят материал, препятствующий развитию коррозии, в отличие от прототипа, зачистку поверхности осуществляют вокруг зоны дефекта, а в качестве материала, препятствующего развитию коррозии, применяют низковязкий анаэробный герметик и металлополимер Герметалл-1, при этом после зачистки поверхности вокруг зоны дефекта, прокорродированную поверхность в зоне дефекта пропитывают анаэробным низковязким герметиком, а после отверждения пропитанную поверхность с перекрытием заделывают сплошным слоем металлополимера Герметалл-1, и после истечения времени его жизнеспособности наносят второй сплошной слой металлополимера Герметалл-1 с перекрытием первого, затем производят выдержку до окончательного отверждения.
При осуществлении способа достигается полная пропитка анаэробным герметиком рыхлого слоя продуктов коррозии с обеспечением заполнения герметиком воздушных полостей в рыхлом слое при одновременном прекращении доступа воздуха и влаги в имеющийся объем продуктов коррозии.
При этом в наружном поверхностном микрослое дефектной зоны анаэробный герметик остается неотвержденным из-за прямого контакта с кислородом воздуха, являющимся ингибитором его полимеризации и соответственно отверждения. В данном случае доотверждение анаэробного герметика в наружном микрослое прокорродированного объема обеспечивается после нанесения и отверждения металлополимера Герметалл-1, образующего плотный приклеенный герметичный слой на наружной поверхности дефектной зоны, препятствующий проникновению воздуха и влаги в прокорродированный слой.
Технический результат предлагаемого способа заделки прокорродированных поверхностей заключается в повышении его надежности, безопасности и сохранении эксплуатационных свойств заделываемых поверхностей, который исключает возможность повреждения поверхностей, в том числе обшивок изделия.
Указанный способ полностью исключает содержание инициаторов коррозии: воздуха и влаги в объеме продуктов коррозии и предотвращает поступление воздуха и влаги в прокорродированную зону.
Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.
Вокруг зоны коррозионного дефекта на расстоянии не менее 10 мм от края дефекта производят зачистку поверхности от пыли и загрязнений инструментом, изготовленным из материала более мягкого, чем металл поврежденной конструкции, и затем производят обезжиривание дефектного участка и прилегающей зачищенной поверхности с последующей сушкой до полного удаления растворителя. Далее зону дефекта, содержащего продукты коррозии, и прилегающую зачищенную зону пропитывают низковязким анаэробным герметиком типа Анатерм-1у по ОСТ 92-1005-84. Примерно через 2 часа невпитывающийся избыток убирают тампоном, смоченным растворителем и туго отжатым, после чего производят высушивание поверхности до полного удаления растворителя. Далее в зону дефекта и прилегающую зачищенную поверхность втирают тонкий сплошной слой металлополимера Герметалл-1 и выдерживают его до окончания времени его жизнеспособности. После чего наносят второй сплошной слой металлополимера Герметалл-1 с обеспечением полного перекрытия первого слоя, после чего производится выдержка металлополимера Герметалл-1 не менее 36 часов.
Предлагаемый способ отличается простой технологией заделки прокорродируемых дефектов, высокой надежностью устранения коррозионных повреждений и может использоваться внутри обитаемых отсеков КЛА. При этом исключается распространение коррозии в прокорродированной зоне, существенно повышается надежность и ресурс эксплуатации КЛА. Способ прошел успешное опробование при ремонте прокорродированных дефектов на макетах обшивки корабля.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к заделке прокорродированных дефектов металлических поверхностей изделий, эксплуатирующихся в том числе в герметично замкнутых обитаемых отсеках в составе космических летательных аппаратов (КЛА), а также может быть успешно использовано в нефтегазовой промышленности, сельском хозяйстве, коммунальном хозяйстве и других отраслях промышленности. Сущность способа заделки прокорродированных дефектов металлических поверхностей заключается в том, что металлическую поверхность зачищают, а на зону дефекта наносят материал, препятствующий развитию коррозии, зачистку поверхности осуществляют вокруг зоны дефекта, а в качестве материала, препятствующего развитию коррозии, применяют низковязкий анаэробный герметик и металлополимер Герметалл-1, при этом после зачистки поверхности вокруг зоны дефекта, прокорродированную поверхность в зоне дефекта пропитывают анаэробным низковязким герметиком, а после отверждения пропитанную поверхность с перекрытием заделывают сплошным слоем металлополимера Герметалл-1 и после истечения времени его жизнеспособности наносят второй сплошной слой металлополимера Герметалл-1 с перекрытием первого, затем производят выдержку до окончательного отвердения. Способ отличается высокой надежностью устранения коррозионных повреждений и может использоваться внутри обитаемых отсеков КЛА. При этом исключается распространение коррозии в прокорродированной зоне, существенно повышается надежность и ресурс эксплуатации КЛА.
Способ заделки прокорродированных дефектов металлической поверхности, включающий зачистку металлической поверхности и нанесение на нее материала, препятствующего развитию коррозии, отличающийся тем, что зачистку металлической поверхности осуществляют вокруг зоны дефекта, а в качестве материала, препятствующего развитию коррозии, используют низковязкий анаэробный герметик и металлополимер Герметалл-1, причем на зону дефекта наносят анаэробный низковязкий герметик, а металлополимер Герметалл-1 наносят в два слоя, при этом первый его слой наносят после отверждения анаэробного герметика с перекрытием зоны дефекта, а по истечении времени его жизнеспособности наносят второй его слой с перекрытием первого, затем осуществляют выдержку до окончательного отверждения металлополимера Герметалл-1.
Автоматический огнетушитель | 0 |
|
SU92A1 |
Способ восстановления поверхностей | 1984 |
|
SU1268336A1 |
СПОСОБ ЗАДЕЛКИ ДЕФЕКТА В ИЗДЕЛИИ | 1992 |
|
RU2084323C1 |
ШТАМП ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КРЕСТОВЫХ НОЖЕЙ | 1996 |
|
RU2103139C1 |
US 5203066 A, 20.04.93 | |||
FR 1550753 A, 20.12.68. |
Авторы
Даты
1999-06-10—Публикация
1998-07-03—Подача