Изобретение относится к машиностроению и может применяться для преобразования вращательного движения рабочего вала в возвратно-поступательное движение поршней как на транспортных средствах, так и стационарно, например, для привода генератора, компрессора и т.п.
Известны поршневые машины с бесшатунным механизмом преобразования вращательного движения рабочего вала в возвратно-поступательное движение поршней, которые содержат одну или несколько эксцентриковых втулок, в которых размещены коленчатые валы, взаимосвязанные с однопоршневыми или двухпоршневыми штоками, совершающими возвратно-поступательное перемещение в цилиндрах двигателя.
Некоторые из этих решений, например, двигатель В.Хасьянова (журнал "Изобретатель и рационализатор", N 8, 1981 г., стр. 6 и 7), не имеют механизма согласования движения кривошипных валов в корпусе поршневой машины и для обеспечения прямолинейного перемещения штока с поршнем используют крейцкопфы. В других, например в двигателе А.Иванова (журнал "Изобретатель и рационализатор", N 6, 1991 г. , стр. 16 и 17), использовано планетарное движение коленчатого вала, жестко взаимосвязанного с малым зубчатым колесом, находящимся в зацеплении с неподвижным большим зубчатым колесом, при котором шейки коленчатого вала совершают строго прямолинейное перемещение поршней в цилиндрах.
К недостаткам вышеуказанных двигателей можно отнести неуравновешенность частей двигателя, совершающих возвратно-поступательное движение, так как движущиеся массы направлены перпендикулярно друг к другу, а в двигателе Хасьянова В. при движении штока в направляющих создается дополнительное сопротивление. Кроме того, крестообразное расположение цилиндров затрудняет использование таких двигателей на транспортном средстве с ограниченным моторным отсеком.
Наиболее близким к заявляемому техническому решению по конструкции является поршневая машина с бесшатунным механизмом преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение рабочего вала или наоборот, состоящая из корпуса с оппозитно расположенными цилиндрами, в которых размещены двухпоршневые штоки, связывающие поршни с шейками коленчатого вала, выполненного из двух взаимосвязанных между собой шарнирной муфтой с возможностью перемещения перпендикулярно плоскости движения штоков частей, смонтированных в эксцентриковых втулках, взаимосвязанных с приводом через вал-шестерню и установленных в корпусе с возможностью соосного вращения обеих втулок в противоположных направлениях по отношению друг к другу (патент СССР N 1771513, МПК F 01 В 9/02, 1992 г.). Это решение принято за прототип.
Недостатком поршневой машины по прототипу является значительное расстояние между осями цилиндров из-за наличия шарнирной муфты поступательного движения и согласующей конической шестерни, осуществляющей взаимосвязь приводного вала с эксцентриковыми втулками. К тому же рабочий вал машины расположен перпендикулярно оси вращения эксцентриковых втулок, что значительно усложняет последовательное расположение нескольких поршневых машин на отдельном корпусе для формирования агрегата необходимой мощности.
Задача изобретения - уменьшение габаритов устройства.
Для решения поставленной задачи в поршневой машине, содержащей корпус с оппозитно расположенными цилиндрами, в которых размещены двухпоршневые штоки, связывающие поршни с шейками коленчатого вала, выполненного из двух кинематически взаимосвязанных между собой с возможностью перемещения перпендикулярно плоскости движения штоков частей, смонтированных в эксцентриковых втулках, взаимосвязанных с приводом через вал-шестерню и установленных в корпусе с возможностью соосного вращения обеих втулок в противоположных направлениях по отношению друг к другу, согласно заявляемому техническому решению эксцентриковые втулки выполнены с разными диаметрами и наружная поверхность большей из них выполнена зубчатой, малая эксцентриковая втулка установлена без возможности осевого перемещения в глухом центральном отверстии, выполненном в большой эксцентриковой втулке, а кинематическая связь между частями коленчатого вала выполнена с помощью оси, смонтированной в отверстиях крайних щек обеих частей коленчатого вала, причем каждый из штоков цилиндров выполнен полым и снабжен впускным и выпускным клапанами, установленными с обеих его торцев, в стенках цилиндров выполнены окна, предназначенные для поочередного соединения бесштоковых полостей с одной стороны цилиндров с выпускным коллектором, при этом бесштоковые полости с другой стороны сообщены со впускным коллектором через клапаны, а вал-шестерня установлена в дополнительном корпусе параллельно оси эксцентриковых втулок с возможностью зацепления с зубьями большой втулки.
Кроме того, на дополнительном корпусе может быть установлено более одной поршневой машины, при этом на приводном валу параллельно друг другу жестко устанавливают соответствующее количество шестерен. В штоковых полостях цилиндров могут быть установлены втулки, штоковые полости могут быть сообщены через клапан со впускным коллектором, а в бесштоковых полостях выполнены окна, предназначенные для поочередного соединения этих полостей с выпускным коллектором, причем штоки выполнены с глухими центральными отверстиями на концах, которые сообщены с бесштоковыми полостями цилиндров через отверстия, выполненные в штоке.
На фиг. 1 изображена заявляемая поршневая машина, осевой разрез.
На фиг. 2 - вид А на фиг. 1.
На фиг. 3 - вариант установки нескольких поршневых машин в одном корпусе.
На фиг. 4 - поршневая машина по 3 пункту формулы изобретения.
Поршневая машина содержит корпус 1, в котором размещена большая эксцентриковая втулка 2 с зубьями 3 на наружной поверхности и с глухим центральным отверстием, в котором установлена малая эксцентриковая втулка 4, зафиксированная от осевого смещения. Коленчатый вал выполнен из двух кинематически взаимосвязанных между собой частей 5 и 6, которые установлены в эксцентричных отверстиях втулок 2 и 4 соответственно. Кинематическая связь между частями коленчатого вала выполнена с помощью оси 7, смонтированной в отверстиях крайних щек обеих частей коленвала и зафиксированной от смещения вдоль оси 8 втулок 2 и 4. На корпусе 1 оппозитно установлены цилиндры 9 и 10 с бесштоковыми полостями: рабочими полостями 11 и 12 и с компрессионными 13 и 14, в которых размещены двухпоршневые штоки 15 и 16 с оппозитно друг относительно друга установленными поршнями 17, 18 и 19 и 20 соответственно. Штоки 15 и 16 выполнены полыми и снабжены впускными 21 и 22 и выпускными 23 и 24 клапанами, установленными с обеих их торцев, и взаимосвязаны с крайними шейками коленчатого вала с возможностью вращения. Поршни 17 и 19 размещены в рабочих полостях цилиндров, а поршни 18 и 20 - в компрессионных полостях цилиндров 9 и 10. Рабочие полости 11 и 12 цилиндров 9 и 10 сообщаются между собой через окна 25 и 26, выполненные в стенках цилиндров и предназначенные для поочередного соединения этих полостей с выпускным коллектором 27. Компрессионные полости 13 и 14 цилиндров сообщаются со впускными коллекторами 28 и 29 через клапаны 30 и 31.
Плечо R коленчатого вала на одной торцевой плоскости равно плечу R коленчатого вала на другой торцевой плоскости и равно эксцентриситету втулки 2 и четвертой части линейного хода поршней 15 и 16 в цилиндрах 9 и 10, а части 5 и 6 коленчатого вала установлены с возможностью перемещения перпендикулярно плоскости движения штоков 15 и 16 (см. фиг.1).
Поршневая машина установлена на дополнительном корпусе 32, в котором параллельно оси 8 втулок и с возможностью зацепления с зубьями большой втулки 2 размещена шестерня 33 с валом 34. Подвод топливовоздушной смеси осуществляется через клапаны 30 и 31, а выпуск отработанных газов - через окна 25 и 26 в рабочей полости цилиндров 9 и 10.
На дополнительном корпусе 32 может быть установлено более одной двухтактной поршневой машины, при этом на валу 34 параллельно друг другу жестко устанавливают соответствующее количество шестерен (см. фиг. 3 чертежей).
Кроме того, в штоковых полостях цилиндров 9 и 10 могут быть установлены втулки 35 и общие двухпоршневые штоки 36 с глухими центральными отверстиями в торцах, в которых установлены клапаны 37 с образованием полостей 38. Поршень 39 делит каждый цилиндр на штоковую 40 и бесштоковую 41 полости. Полость 38 сообщается со штоковой полостью 40 через окно 42, выполненное в штоке 36. Штоковая полость сообщается со впускным коллектором 28, в котором размещен клапан 43, а бесштоковая полость 41 через окно 44 в цилиндре сообщается с выпускным коллектором 27, когда поршень 39 находится в нижней точке (см. фиг. 4).
Двухтактная поршневая машина работает следующим образом.
От внешнего источника, например от стартера, приводится во вращение вал 34 с шестерней 33, имеющей кинематическую связь с эксцентриковой втулкой 2 через зубчатое зацепление. Эксцентриковая втулка 2 начинает вращаться, а одновременно с ней начинает вращаться коленчатый вал 6, при этом ось 7 начинает совершать прямолинейное движение перпендикулярно плоскости, в которой расположены оси штоков 15 и 16, и приводит во вращение коленчатый вал 5 и втулку 4, в которой этот коленчатый вал установлен. Шейки частей 5 и 6 коленчатого вала, связанные со штоками 15 и 16, совершают прямолинейное движение в плоскости, перпендикулярной плоскости перемещения оси 7. В результате возникает прямолинейное возвратно-поступательное движение штоков 15 и 16 в противоположных направлениях.
При движении штока 16 с поршнями 19 и 20 вверх (описание взаимного расположения поршней цилиндров производится по их расположению на фиг.1 в компрессионной полости 14 цилиндра 10 создается разрежение, в результате которого открывается клапан 31 и топливовоздушная смесь из карбюратора (не показан) заполняет компрессионную полость 14. Одновременно с этим шток 15 с поршнями 17 и 18 двигается вниз, под давлением сжимаемого воздуха открывается клапан 21 и воздух заполняет полость штока 15. Когда поршень 17 открывает окно 25, сжатый воздух, находящийся в полости штока 15, открывает клапан 23 и воздух поступает в рабочую полость 11 и через открытое окно 25 в выпускной коллектор 27 и далее в атмосферу. В это время поршень 19 занимает крайнее верхнее положение, клапан 31 закрыт, компрессионная полость 14 заполнена топливовоздушной смесью, окно 26 закрыто поршнем 19. При дальнейшем вращении эксцентриковых втулок 2 и 4 и установленных в них частей 5 и 6 коленчатого вала штоки 15 и 16 начинают обратное движение. Поршни 19 и 20 движутся вниз, а поршни 17 и 18 вверх. При этом в компрессионной полости 13 создается разрежение, открывается клапан 30 и топливовоздушная смесь из карбюратора поступает в полость 13. Поршень 20 при своем движении вниз сжимает находящуюся в компрессионной полости 14 топливовоздушную смесь, под давлением которой клапан 31 закрывается, а клапан 22 открывается и топливовоздушная смесь заполняет полость штока 16, своим давлением открывает клапан 24 и заполняет ею рабочую полость 12. Поршень 20 приходит в свою крайнюю нижнюю точку, открывая при этом окно 26. Так как объемы полостей 12 и 14 равны, то утечки топливовоздушной смеси в выпускной коллектор 27 через открытое окно 26 незначительны. Поршень 17 в это время находится в самой верхней точке, компрессионная полость 13 заполнена топливовоздушной смесью, клапан 31 закрыт. При дальнейшем вращении эксцентриковых втулок 2 и 4 и частей 5 и 6 коленчатого вала поршень 18 движется вниз, сжимая топливовоздушную смесь, под давлением которой открывается клапан 21 и топливовоздушная смесь заполняет полость штока 15 и через клапан 23 рабочую полость 11.
Далее поршень 19 движется вверх, перекрывая окно 26, и сжимает топливовоздушную смесь. В компрессионной полости 14 цилиндра 10 вновь создается разрежение и она заполняется топливовоздушной смесью. Поршень 19 приходит в крайнюю верхнюю точку, сжатая топливовоздушная смесь воспламеняется от свечи зажигания (не показана), смесь сгорает, давление в рабочей полости 12 возрастает, поршень 19 силой давления расширяющихся газов движется вниз, совершая рабочий ход. Внешний источник движения (стартер) отключается от вала-шестерни 32 и вращение эксцентриковых втулок 2 и 4 и частей 5 и 6 коленчатого вала происходит под давлением расширяющихся газов в рабочей полости 12, воспринимаемым поршнем 19.
Затем поршень 17 движется вверх, сжимая топливовоздушную смесь в рабочей полости 11 и создавая разрежение в компрессионной полости 13, тем самым заставляя открываться клапан 30 для заполнения этой полости новой порцией топливовоздушной смеси. Когда поршень 17 достигает верхней точки, смесь в полости 11 воспламеняется от свечи зажигания (не показана). Совершается рабочий ход. При этом поршень 17, двигаясь вниз, открывает окно 26 и сгоревшая топливовоздушная смесь через это окно поступает в выпускной коллектор и далее в атмосферу. При этом в полости штока 16 уже находится предварительно сжатая топливовоздушная смесь, и когда давление в рабочей полости 12 станет меньше давления топливовоздушной смеси в полости штока 16, открывается клапан 24 и предварительно сжатая топливовоздушная смесь производит очистку рабочей полости 12 от продуктов сгорания и заполнение ее свежим зарядом.
В процессе рабочего хода поршень 17 открывает окно 25 и сгоревшая топливовоздушная смесь через него поступает в выпускной коллектор 27. Когда давление в рабочей полости 11 станет меньше давления предварительно сжатой топливовоздушной смеси в полости штока 15, открывается клапан 23 и топливовоздушная смесь производит очистку рабочей полости 11 и заполнение ее свежим зарядом.
Этот процесс циклически повторяется.
Поршневая машина по 3-ему пункту формулы работает следующим образом.
От внешнего источника (стартера) приводится во вращение эксцентриковая втулка 2. Поршень 39 движется вниз, в полости 40 создается давление, т.к. клапан 43 закрыт. Воздух через окно 42 поступает в полость 38 и своим давлением открывает клапан 37, заполняя полость 41. Когда поршень 39 при своем движении вниз открывает окно 44, воздух из полости 41 поступает в выпускной коллектор 27 и далее в атмосферу. Затем поршень 39 движется вверх. В полости 40 создается разрежение, открывается клапан 43 и топливовоздушная смесь из карбюратора (не показан) по выпускному коллектору 28 заполняет эту полость. Когда поршень 39 достигает своей верхней точки, закрывается клапан 43. Поршень 39 движется вниз, при этом в полости 40 сжимается топливовоздушная смесь, которая через окно 44 заполняет полость 38 и через клапан 37 - полость 41. Поршень 39 двигается вверх, в полости 40 создается разрежение и она заполняется новой порцией топливовоздушной смеси. При своем движении вверх поршень 39 перекрывает окно 44 и сжимает топливовоздушную смесь в полости 41. При достижении поршнем 39 верхней точки сжатая топливовоздушная смесь воспламеняется от свечи зажигания (не показана) и сгорает. Расширившиеся газы давят на поршень 39. Совершается рабочий ход. Внешний источник вращения (стартер) отключается. По мере движения поршня 39 вниз в полостях 38 и 40 создается давление топливовоздушной смеси. Когда поршень 39 открывает окно 44, сгоревшая смесь через него поступает в выпускной коллектор 27 и далее в атмосферу. Когда давление в полости 41 станет меньше давления в полостях 38 и 40, открывается клапан 37 и предварительно сжатая топливовоздушная смесь производит очистку полости 41 от продуктов сгорания и заполняет ее свежим зарядом. При этом верхний левый (на фиг. 1) и нижний правый цилиндры работают в одной фазе, а нижний левый и верхний правый в противоположной фазе.
Этот процесс циклически повторяется.
Заявляемое техническое решение уменьшает габариты поршневой машины за счет выполнения эксцентриковых втулок разных диаметров и установки одной из них в глухом центральном отверстии, выполненном в другой втулке с зубчатой наружной поверхностью и улучшает рабочие характеристики двухтактных двигателей за счет замены кривошипно-камерной продувки продувкой от компрессионного цилиндра с применением клапанов, управляемых потоком топливовоздушной смеси. Значительный путь, проходимый топливовоздушной смесью, создает условия для наилучшего перемешивания воздуха с топливом и получения топливовоздушной смеси однородного состава, что является благоприятным условием ее горения и уменьшает токсичность отработавших газов.
Отсутствие впускного окна позволяет увеличить коэффициент наполнения рабочего цилиндра свежим зарядом, а также разместить выпускные окна по всему периметру рабочего цилиндра, что значительно улучшает качество продувки этого цилиндра от продуктов сгорания. Все вышеизложенное позволяет значительно сблизить рабочие характеристики четырех- и двухтактных двигателей, при том, что двухтактные двигатели проще по конструкции, а значит и дешевле в производстве.
Кроме того, установка нескольких двухтактных поршневых машин на корпус, в котором расположены вал с жестко закрепленными на нем шестернями по числу монтируемых модулей, позволяет формировать из модулей поршневых машин агрегаты необходимой мощности.
А выполнение поршневой машины по 3-ему пункту формулы позволяет удвоить мощность двигателя при тех же габаритах механизма преобразования вращательного движения эксцентриковых втулок в возвратно-поступательное перемещение поршней.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОРШНЕВАЯ МАШИНА | 1999 |
|
RU2165530C1 |
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1999 |
|
RU2162949C2 |
ДВУХТАКТНЫЙ АКСИАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1997 |
|
RU2121586C1 |
ДВУХТАКТНЫЙ АКСИАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1998 |
|
RU2154176C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2004 |
|
RU2279561C1 |
Двухтактный поршневой двигатель внутреннего сгорания | 2023 |
|
RU2800201C1 |
Свободнопоршневой генератор газа и способ его работы в режиме термодинамического цикла сгорания гомогенной топливно-воздушной смеси с воспламенением от сжатия | 2023 |
|
RU2800197C1 |
ДВУХТАКТНАЯ ПОРШНЕВАЯ МАШИНА | 2002 |
|
RU2221927C2 |
Двухтактный двигатель внутреннего сгорания с дополнительным поршнем | 2023 |
|
RU2818438C1 |
Двухтактный двигатель внутреннего сгорания с внешней камерой сгорания | 2019 |
|
RU2766518C2 |
Изобретение относится к машиностроению и может применяться как на транспортных средствах, так и стационарно, например, для привода генератора, компрессора и т.п. Поршневая машина содержит корпус с оппозитно расположенными цилиндрами, в которых размещены двухпоршневые штоки, связывающие поршни с шейками коленчатого вала, выполненного из двух кинематически взаимосвязанных между собой с возможностью перемещения перпендикулярно плоскости движения штоков, частей, смонтированных в эксцентриковых втулках, взаимосвязанных с приводом через вал-шестерню и установленных в корпусе с возможностью соосного вращения обеих втулок в противоположных направлениях. Эксцентриковые втулки выполнены с разными диаметрами, наружная поверхность большей из них выполнена зубчатой, а малая эксцентриковая втулка установлена без возможности осевого перемещения в глухом центральном отверстии большой эксцентриковой втулки. Кинематическая связь между частями коленчатого вала выполнена с помощью оси, смонтированной в отверстиях крайних щек обеих частей коленчатого вала. Каждый из штоков выполнен полым и снабжен впускным и выпускным клапанами, установленными с обоих его торцов. В стенках цилиндров выполнены окна, предназначенные для поочередного соединения бесштоковых полостей с одной стороны цилиндров с выпускным коллектором. Бесштоковые полости с другой стороны сообщены со впускным коллектором через клапаны. Технический результат заключается в уменьшении габаритов. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Поршневая машина с бесшатунным преобразованием возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение рабочего вала и наоборот | 1990 |
|
SU1771513A3 |
Поршневая машина | 1987 |
|
SU1548473A1 |
Поршневая машина | 1988 |
|
SU1668708A1 |
Поршневая машина | 1987 |
|
SU1696742A1 |
RU 94023434 A1, 10.01.96 | |||
RU 2066384 C1, 10.09.96 | |||
DE 3538532 A1, 07.05.87. |
Авторы
Даты
1999-06-10—Публикация
1997-10-03—Подача