Изобретение относится к устройствам для воздушного охлаждения жидкости, например воды, и может найти широкое применение в различных областях промышленности, например, для оборотного водоснабжения.
Известна градирня, содержащая корпус с подающим трубопроводом и вентилятор /см. а.с. СССР N 1802866, кл. F 28 C 1/00, 1993/.
Недостатком указанной градирни является низкий КПД, повышенная энергоемкость из-за дополнительных затрат электроэнергии.
Задачей изобретения является повышение КПД устройства и снижение его энергоемкости за счет усовершенствования конструкции вентилятора.
Задача решается тем, что вентилятор содержит реактивные патрубки, кинематически связанные с подающим трубопроводом, при этом полости реактивных патрубков через проходные отверстия, выполненные в них, соединяют указанный трубопровод с окружающей средой.
Реактивные патрубки выполнены в виде полых лопастей.
Вентилятор содержит дополнительные реактивные патрубки и полые лопасти, расположенные друг над другом с возможностью независимого вращения друг относительно друга.
Лопасти вентилятора выполнены сплошными.
Поверхности реактивных патрубков, полых лопастей и сплошных лопастей выполнены гофрированными.
На фиг. 1 изображена градирня, продольный разрез, на фиг. 2 - лопасть вентилятора, на фиг. 3 - градирня, общий вид, на фиг. 4 - схема установки козырьков в корпусе, на фиг. 5 - лопасть с гофрированной поверхностью, на фиг. 6 - гофры в виде складки угловой, на фиг. 7 - гофры в виде складки радиальной, на фиг. 8 - лопасть с проходными отверстиями, на фиг. 9 - вид по стрелке А на фиг. 8, на фиг. 10 - вариант установки козырьков, на фиг. 11 - лопасть вентилятора, закрепленная на реактивном патрубке, на фиг. 12 - вариант раздельной установки сплошных лопастей и реактивных патрубков, на фиг. 13 - вариант раздельной установки полых лопастей и полых реактивных патрубков, на фиг. 14 - вариант установки лопастей и реактивных патрубков друг над другом, на фиг. 15 - то же, с переходником, имеющим сквозные отверстия, на фиг. 16 - расположение отверстий на поверхности лопасти, на фиг. 17 - вентилятор с Г-образными патрубками.
Градирня содержит корпус 1 с подающим трубопроводом 2 и вентилятор 3. Вентилятор 3 содержит реактивные патрубки 4, кинематически связанные с подающим трубопроводом 2, при этом полости реактивных патрубков 3 через проходные отверстия 5, выполненные в них, соединяют указанный трубопровод 2 с окружающей средой.
Реактивные патрубки 4 могут быть выполнены в виде полых лопастей 6.
Кроме того, вентилятор 3 содержит дополнительные реактивные патрубки 4 и полые лопасти 6, расположенные друг над другом с возможностью независимого вращения друг относительно друга.
Лопасти 7 вентилятора 3 могут быть выполнены сплошными.
В вариантах исполнения поверхности реактивных патрубков 4, полых лопастей 6 и сплошных лопастей 7 могут быть выполнены гофрированными.
В корпусе 1 может быть выполнен диффузор 8. Каркасные рейки 9 соединяют корпус 1 с воронкой 10. На рейках 9 ступенчато закреплены радиальные козырьки 11. В верхней части корпуса 1 выполнен вытяжной патрубок 12 с заслонкой 13, установленной в направляющей 14, а в нижней части воронки 10 выполнен сливной патрубок 15.
Подающий трубопровод 2 соединен с отводом 16, на котором закреплен переходник 17, в нижней части которого выполнен подшипник 18, состоящий из опорной шайбы 19, накидной гайки 20 и основания 21, имеющего резьбовое соединение с накидной гайкой 20 и выполненного в форме цилиндра, при этом переходник 17 с шайбой 19 имеют определенный зазор с накидной гайкой 20 и основанием 21, позволяющий им в собранном виде вращаться относительно переходника 17. На основании 21 закреплены лопасти 6 с полостью 22, связанной с общим каналом 23 переходника 17 и подающего трубопровода 2. Отверстия 5, выполненные в лопастях 6, могут иметь различную форму и конфигурацию.
Отверстия 5 расположены, в основном, на лопасти 6 со стороны, противоположной рабочей кромке, т.е. той кромке, которая рассекает воздух при вращении лопастей 6, это необходимо для создания реактивной тяги, приводящей в движение лопасти 6. Между радиальными козырьками 11 выполнены воздухозаборные радиальные окна 24. На поверхности лопастей 6 и 7 выполнены гофры в виде складки 25 угловой или складки 26 радиальной. При размещении козырьков 11 на центральном патрубке 27 воздухозаборные окна 24 связаны с ним трубками 28, и под каждым козырьком 11 в центральном патрубке 27 выполнены воздухоотводные отверстия 29. В варианте исполнения козырьки 11 установлены по периферии корпуса 1 и по его центру /фиг. 10/. Отверстия 5 могут соединять полость 22 с форсунками 30, установленными на лопастях 6. Форсунки 30 позволяют не только создавать тягу, но и качественно распылять охлаждаемую жидкость.
Сплошная лопасть 7 может быть закреплена на реактивном патрубке 4, закрепленном на основании 21, причем полость 31 патрубка 4 с одной стороны связана с общим каналом 23, с другой стороны с форсункой 32.
Сплошная лопасть 7 может быть закреплена на основании 21, на котором также закреплен патрубок 4, его полость 31 с одной стороны связана с общим каналом 23, с другой стороны с форсункой 32.
Полая лопасть 6 и патрубок 4 могут быть закреплены на основании 21, и их полости 22, 31 связаны с общим каналом 23 с одной стороны, а с другой стороны соответственно с отверстиями 5 и форсункой 32.
При установке лопастей 6 и реактивных патрубков 4 друг над другом в центре вращения верхней лопасти 6 выполнено отверстие 33, в котором на резьбе закреплен переходник 34, в нижней части которого выполнен подшипник 35, состоящий из опорной шайбы 36, накидной гайки 37 и основания 38, имеющего резьбовое соединение с накидной гайкой 37.
В частном случае переходник 21 может быть выполнен двойным с отверстиями 39 для связи канала 23 с полостью 22 лопасти 6.
Градирня работает следующим образом.
Охлаждаемая жидкость, например вода, по трубопроводу 2 поступает под давлением к переходнику 17 и через канал 23 попадает в полость 22 лопасти 6, предварительно в ней охлаждаясь, далее, вытекая из проходных отверстий 5 под давлением, учитывая, что они расположены со стороны задней кромки лопасти 6, т. е. с противоположной стороны движения лопасти 6, жидкость создает реактивную тягу; учитывая, что лопасть 6 закреплена на основании 21 подшипника 18 с возможностью поворота вокруг своей оси, она начнет вращаться, разбрызгивая охлаждаемую жидкость по внутренней поверхности корпуса 1, далее, стекая с радиальных козырьков 11, она охлаждается потоком воздуха, поступающего в воздухозаборные окна 24, поток этого воздуха создается за счет тяги, создаваемой вращающимися лопастями 6 и вытяжным патрубком 12. Таким образом, происходит двойное охлаждение нагретой жидкости, т.е. ее ступенчатое охлаждение, первая ступень - охлаждение в полости 22 лопасти 6 и вторая ступень - охлаждение контактное при соприкосновении с потоком воздуха в момент стекания со ступенчато расположенных козырьков 11 в воронку 10. В лопасти 6 выполнены форсунки 30 для более тонкого лучшего разбрызгивания охлаждаемой жидкости, что также увеличивает КПД устройства. Этой же цели служат и гофры, выполненные на поверхности лопастей 6, 7, т.к. они позволяют увеличить поверхность охлаждения лопастей 6, 7, которые в процессе вращения увлажняются распрыскиваемой жидкостью и тем самым охлаждаются за счет ее испарения и потока воздуха.
При выполнении центрального патрубка 27 с козырьками 11 воздух поступает из воздухозаборных окон 24 по трубкам 28 в полость патрубка 27, а из нее в воздухоотводные отверстия 29. В частном случае, при комплексном решении расположения козырьков 11 /фиг. 10/, возможно выполнение центрального патрубка 27 сплошным, не связанным трубками 28 с воздухоотводными отверстиями 29. В этом случае центральный патрубок 27 с выполненными на нем кольцевыми козырьками 11 выполняет роль удлинителя пути стекающей ступенчато по ним охлаждаемой жидкости.
Возможно выполнение вентилятора 3 со сплошными лопастями, закрепленными на патрубке 4, имеющем Г-образную форму. Этот частный случай рассмотрен для того, чтобы показать наиболее простой способ реализации данного изобретения.
Действительно, достаточно согнуть Г-образно патрубок 4, закрепив его на основании 21, далее приварить к нему лопасти 7, сплошные, сделанные, например, из листовой стали, расположив их под некоторым углом по отношению горизонтального или вертикального сечения корпуса 1 градирни, то практически готов основной узел вентилятора 3, к тому же желательно несколько сплющить патрубок 4 для увеличения его внутренней площади соприкосновения с охлаждаемой жидкостью.
В случае раздельного крепления Г-образного патрубка 4 к основанию 21 и сплошной лопасти 7 на том же основании 21 этот частный пример подходит для работы вентилятора 3 под большим давлением охлаждаемой жидкости, т.к. круглый патрубок 4 выдержит большее давление, чем лопасть 7 с плоской, эллипсной полостью, и, с другой стороны, увеличивается реактивная тяга вентилятора 3 за счет напора струи нагретой жидкости, истекающей из полости патрубка 4. При комплексном решении вентилятора 3, в котором сочетаются полая лопасть 6, закрепленная на основании 21, и патрубок 4, также закрепленный на основании 21, обеспечивается увеличение тяги вентилятора 3, а следовательно, и скорости его вращения, а значит, будет идти более интенсивное вращение лопастей 6 и более интенсивное охлаждение нагретой жидкости, а следовательно более высокий КПД устройства.
При раздельном креплении лопасти 6 вращаются независимо друг от друга, и, если на верхней лопасти 6 выполнить проходные отверстия 5, а на нижней лопасти 6 - с противоположной стороны по отношению к верхней лопасти 6, то они будут вращаться в противоположном по отношении друг относительно друга направлении, что, в свою очередь, создаст дополнительные вихревые потоки воздуха и охлаждаемой жидкости, позволяющие также увеличить скорость охлаждения последней и тем самым увеличить КПД устройства.
Патрубок 4 может заканчиваться форсункой 32 различной конфигурации и конструкции для лучшего распыления жидкости и ее более быстрого охлаждения. Отверстия 5 на поверхности лопасти 6 могут быть выполнены в форме щели в грани лопасти 6 или в форме нескольких круглых отверстий, выполненных на поверхности лопасти 6.
При выполнении в кромке лопасти 6 отверстия в виде щели полость 22 имеет плавный криволинейный переход перед этой щелью для исключения вихревых процессов при скоростном протекании охлаждаемой жидкости в ней, т.е. исключается турбулентный режим.
При небольшом количестве охлаждаемой жидкости достаточно выполнить вентилятор 3 с патрубками 4 Г-образной формы или прямой формы с отверстиями сбоку без дополнительных лопастей, для увеличения КПД их можно слегка приплюснуть, получив в сечении эллипс.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ | 1998 |
|
RU2200048C2 |
СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И УСТРОЙСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИХ | 1995 |
|
RU2169611C2 |
ВЕНТИЛЯТОРНОЕ УСТРОЙСТВО | 1993 |
|
RU2128787C1 |
ЭНЕРГОУСТАНОВКА | 1999 |
|
RU2230232C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ БРОЖЕНИЯ | 1994 |
|
RU2128687C1 |
ВЕНТИЛИРУЮЩЕЕ И ПЕРЕМЕШИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 2002 |
|
RU2296886C2 |
ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА | 2001 |
|
RU2279511C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ БРОЖЕНИЯ | 1995 |
|
RU2169178C2 |
ВЕНТИЛЯТОРНОЕ УСТРОЙСТВО (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2219374C2 |
ЭНЕРГОУСТАНОВКА | 2001 |
|
RU2327939C2 |
Изобретение относится к устройствам для воздушного охлаждения жидкости, например воды, может найти широкое применение в различных областях промышленности, например, для оборотного водоснабжения, и обеспечивает при своей реализации достижение технического результата, выраженного в виде увеличения КПД. Этот результат достигается тем, что в градирне, содержащей корпус с подающим трубопроводом и вентилятор. последний содержит реактивные патрубки, кинематически связанные с подающим трубопроводом, при этом полости реактивных патрубков через проходные отверстия, выполненные в них, соединяют указанный трубопровод с окружающей средой. 4 з.п. ф-лы, 17 ил.
Вентиляторная градирня | 1990 |
|
SU1802866A3 |
Устройство для создания тяги в градирне | 1980 |
|
SU1008610A1 |
Водорапределитель градирни | 1977 |
|
SU642596A1 |
Водоохлаждающее устройство | 1980 |
|
SU1048288A1 |
Устройство для создания тяги в градирне | 1981 |
|
SU1043474A2 |
Контактный теплообменник | 1988 |
|
SU1636677A1 |
Гидровентилятор для градирни | 1983 |
|
SU1245845A1 |
Водоохладитель | 1990 |
|
SU1803703A1 |
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ-III | 1992 |
|
RU2035832C1 |
СПОСОБ РАЗДЕЛЕНИЯ БИНАРНЫХ ИЛИ МНОГОКОМПОНЕНТНЫХ СМЕСЕЙ СИСТЕМЫ ЖИДКОСТЬ - ПАР | 1987 |
|
RU1557958C |
Даты
1999-07-10—Публикация
1993-09-01—Подача