Изобретение относится к временным быстровозводимым пневмокаркасным крупногабаритным по площади сооружениям, приспособленным для эксплуатации в любых климатических зонах, в том числе и в экстремальных условиях. Пневмокаркасные сооружения могут быть использованы преимущественно как полевые госпитали для сказания экстренной медицинской помощи пострадавшим при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и в других чрезвычайных ситуациях, в т.ч. и в труднодоступных местах и отдаленных районах. Такие сооружения представляют собой особые мобильные медучреждения, в структуру которых входят такие блоки, как приемный покой, скорая помощь, предоперационная, хирургическая операционная, послеоперационная палата, палата интенсивной терапии, склад медикаментов, рентген-кабинет, души, туалеты и другие системы жизнеобеспечения (вентиляционно-отопительное оборудование, освещение и кондиционеры).
В этих же сооружениях должны размещаться не только пострадавшие, но и персонал поисково-спасательных служб, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, штаб управления спасательной операцией и т.п. Подобные сооружения могут использоваться и для других различных целей, например как временные казармы, административные здания для размещения людей, мастерские по ремонту техники при проведении ремонтных работ в полевых условиях, как складские помещения, выставочные залы, зрелищные и спортивные сооружения, как командные пункты, пункты дегазации (дезактивации, дезинфекции) и во всех других случаях, когда требуется быстро обеспечить идеальную "крышу над головой".
В нерабочем состоянии подобные сооружения должны быть упакованы в легкие тюки, удобные для транспортировки, в том числе и авиатранспортом, и пригодные для десантирования в зоны чрезвычайных ситуаций, например, на грузовых парашютных платформах.
Известен ряд пневмокаркасных сооружений, применяемых как полевые госпитали и по другим перечисленным выше назначениям.
Так, по патенту Франции N 1372039 МПК E 04 H "Усовершенствованные палатки с надувным каркасом" имеют пневмокаркас, состоящий из арок и соединяющих их пневматических перемычек и опорных баллонов. Палатки имеют двойную крышу и вентили для надувания каркаса.
Хотя по конструкции крупногабаритная палатка удовлетворяет эксплуатационным требованиям, например для размещения одного блока-госпиталя. Однако недостатком ее является отсутствие возможности соединения между собой таких палаток для создания единого сооружения с сетью рабочих площадей, связанных общим переходом, например сооружения, включающего ряд отдельных блоков, необходимого при оказании комплексной медицинской помощи в районах бедствия.
Техническое решение по патенту РФ N 2041332 МПК E 04 H 15/20 "Воздухоопорное сооружение" частично устраняет указанный выше недостаток, отмеченный по патенту Франции N 1.372039, за счет наличия продольной раздвижной части секции. Пневматическое сооружение по этому патенту содержит концевые и продольную часть. Продольная часть выполнена составной из примыкающих друг к другу секций, дополняя которые можно увеличить площадь сооружения за счет увеличения длины его продольной части.
Недостатком такого сооружения является неудобство в монтаже, транспортировании, а также отсутствие возможности изоляции отдельных помещений для выполнения процедур и самое главное отсутствие функциональных возможностей развития площадей при расположении отдельных сооружений (палаток) под углом друг к другу, например, во взаимно-перпендикулярных направлениях, дающее возможность доступа индивидуально в каждый отсек.
Данный недостаток частично устраняется техническим решением по патенту Франции N 2189240 МПК E 04 B 1/34 "Легко демонтируемое укрытие". По этому изобретению предусмотрен вариант соединения нескольких укрытий в одно с применением центральных пролетов (модулей) различной формы с пристыкованными к ним рабочими модулями, к второму торцу которых присоединены шлюзовые модули с дверями.
Однако существенным недостатком этого укрытия является использование жесткой арочной арматуры, что значительно усложняет монтаж и демонтаж сооружения, препятствует десантированию упакованного изделия вследствие возможности пробивки полотнищ тента металлической арматурой. Конструкция укрытия не обеспечивает герметичности сооружения по нижней кромке и тем самым такое сооружение не может быть использовано в качестве полевого госпиталя.
Перечисленные недостатки устраняются тентом с надувными поддерживающими арками, разработанным французской фирмой "Techniques Michel BROCHIER" TMB, копию проспекта которого, полученную с международной выставки госпитального оборудования, прилагаем.
Тент TMB состоит из комплекта отдельных палаток (модулей), часть из которых - рабочие модули, имеют только торцевые входы, а другая часть - переходные модули, объединяющая рабочие модули в единый комплекс полевого госпиталя, имеют входы-тамбуры и на боковых поверхностях. Пневмосооружение TMB может развиваться в двух взаимно перпендикулярных направлениях путем стыковки модулей между собой через тамбуры, соединяемые между собой шнуровкой. Основу каждого модуля составляют надувные арки, соединенные между собой в продольном направлении жесткими связями (балками) и тент, расположенный над арками. В нижней части модулей имеется эластичный пол. Тент TMB отвечает требованиям быстрой подготовки его к работе, когда возникает необходимость в развертывании пунктов помощи пострадавшим от стихийных бедствий, несчастных случаев или командных пунктов, пунктов дегазации и т.п.
Недостатком тентов TMB является отсутствие по торцам рабочего или переходного модуля шлюзового модуля, отделяющего рабочую зону от внешней среды, что затрудняет поддержание в требуемом гигиеническом состоянии рабочей зоны и тем самым ограничивает область применения сооружения. Затруднен монтаж, т. к. после подъема арок требуется установка жестких продольных связей, ограничен диапазон его эксплуатации в различных климатических зонах: отсутствует двойной тент, негерметичность тамбуров, снижен аэродинамический показатель сооружения при сильной ветровой нагрузке вследствие резких перепадов по высоте и ширине между тамбурами и соединяемыми модулями, а также вследствие соединения частей пневматических арок под углом с образованием плоской двускатной формы тента; прямоугольная в плане конструкция переходного модуля приводит к нерациональному использованию площади внутри его.
Наиболее близким аналогом (прототипом) к предлагаемому решению является быстровозводимое крупногабаритное пневмокаркасное сооружение, разработанное шведской фирмой ""TRELLEBORG" и аналогичная конструкция разработана фирмой "GAMBRO", которая состоит из набора рабочих модулей, соединенных между собой переходными модулями. Копию проспектов пневматических сооружений, разработанных фирмами "TRELLEBORG" и "GAMBRO", полученных с международной выставки госпитального оборудования, прилагаем. Каждый модуль включает пневматические, полуцилиндрические арки, соединенные между собой в продольном направлении жесткими разъемными связями (балками) и перекрытые сверху тканевой оболочкой из прорезиненных тканей. Переходные модули имеют в плане форму прямоугольника с расположенными по торцам и по боковым сторонам узкими тамбурами, выполненными в виде коротких полотнищ, соединенных между собой шнуровкой.
В отличие от тентов TMB конструкция сооружения включает шлюзовый модуль с разъемно присоединенным тентом к торцевой пневматической арке рабочих или переходных модулей, причем тент шлюзового модуля со второго торца прикреплен к полуцилиндрической пневматической арке меньшего размера, чем арки переходных и рабочих модулей. На пневмоарке меньшего размера прикреплены полотнища материала, формирующие вход в шлюзовый модуль. Продольных связей между аркой малого размера шлюзового модуля и аркой большего размера переходного или рабочего модуля нет и в этом случае натяжка тента осуществляется гибкими растяжками (канатами), прикрепленными снаружи к тенту над аркой меньшего размера.
Быстровозводимое сооружение фирмы "TRELLEBORG" разработано в кооперации шведских вооруженных сил и медицинского департамента, используемое первоначально как хирургическая операционная и как палата для интенсивной терапии, а впоследствии как главная палата мобильного полевого госпиталя. Это повлекло за собой высокие требования к стабильности конструкции, соблюдению высоких требований к гигиене, к быстрому развертыванию, к мобильности и гибкости. Это сооружение применимо для многих других целей: таких как передовая военная станция скорой помощи, командный пункт, штаб. В гражданской области сооружение "TRELLEBORG" является хорошим укрытием для спасательных служб в районах бедствия, пунктом для пострадавших и т.д.
В патенте Швеции N 468775, приоритет 15.11.91 г. показано пневмокаркасное быстровозводимое крупногабаритное сооружение с развитием рабочих площадей во взаимно перпендикулярных направлениях, аналогичное пневмокаркасному сооружению, разработанному фирмой "TRELLEBORG", каждый модуль которого имеет цилиндрическую форму, а в основании - прямоугольник, а рабочие и переходные модули соединены между собой тамбурами, но отсутствуют в конструкции только шлюзовые модули по торцам рабочих и переходных модулей.
За исключением устраненных недостатков введением шлюзов и выполнением модулей с полуцилиндрической формой тента пневмокаркасное быстровозводимое сооружение фирмы "TRELLEBORG" имеет практически те же недостатки, что присущи конструкции тента французской фирмы TMB:
затруднен монтаж сооружения, т.к. после подъема арок требуется установка жестких продольных связей; кроме того, монтаж всего сооружения можно выполнять только поочередно наполняя воздухом переходные, а затем рабочий модуль, что увеличивает время монтажа и усложняет сборку соединения,
снижен аэродинамический показатель сооружения при сильной ветровой нагрузке вследствие резких перепадов по высоте и ширине между тамбурами и соединяемыми модулями;
прямоугольная в плане конструкция переходного модуля приводит к нерациональному использованию площади внутри его; недостаточная герметизация мест соединения модулей в зоне тамбуров и отсутствие двойного тента ограничивает диапазон эксплуатации в различных климатических зонах, способствует возможному проникновению осадков в виде дождя и снега в помещение, этому также способствует мертвая зона, образующаяся над тамбурами;
вследствие отсутствия надувного каркаса под всю поверхность тента шлюзового модуля снижена его общая жесткость и устойчивость и затруднен его монтаж при пристыковке к рабочим или переходным модулям.
Технической задачей предполагаемого изобретения является устранение отмеченных недостатков и создание пневмокаркасного быстровозводимого сооружения с плавными переходами размеров между модулями, улучшающими аэродинамические показатели всего сооружения, облегчение сборки и снижение времени на монтаж сооружения, повышение удобств в эксплуатации и транспортировании, расширение вариантов комбинаций сооружений, повышение функциональных возможностей сооружения и увеличение областей применения, обеспечение возможностей эксплуатации сооружения в различных климатических зонах, повышение несущей способности и надежности сооружения при сохранении устойчивости и достаточной жесткости конструкции.
Технический результат достигается тем, что пневмокаркасное быстровозводимое сооружение состоит из отдельных пневмокаркасных модулей: рабочих, переходных, шлюзовых и узлов соединения модулей между собой, обеспечивающих перекрытие больших площадей за счет развития сооружения при стыковке модулей под углом друг к другу, например, во взаимноперпендикулярных направлениях. Все модули образованы поперечными надувными арками и соединяющими их продольными балками, поддерживающими обтянутую эластичную герметичную оболочку-тент, образующий крышу и стены, в основании имеют эластичный пол. На торцах рабочих, переходных и шлюзовых модулей и по боковым сторонам переходных моделей выполнены проемы для входа-выхода.
Отличительными признаками от прототипа является то, что переходный модуль в основании в плане имеет форму квадрата со срезанными углами, стороны квадрата равны ширине торцевой стороны в основании рабочих модулей. Торцевые стороны переходного модуля по всему периметру квадрата выполнены в виде пневматических арок, соединенных неразъемно между собой в верхней центральной части их посредством пневматических балок. Пневматические арки всех торцевых сторон переходного модуля выполнены конгруэнтными торцевым надувным аркам рабочих модулей и торцевым аркам шлюзовых модулей.
Узлы соединений модулей между собой выполнены разъемными на конгруэнтных пневматических арках модулей, соприкасающихся попарно между собой боковыми образующими арок и включают силовую и герметизирующую часть, при этом силовая часть выполнена в виде гибких подтягивающих до плотного контакта по всему периметру арок эластичных разъемных стяжек, причем одна половина разъемных стяжек расположена на одном модуле по периметру торцевых пневматических арок; преимущественно в зоне расположения продольных балок, а вторая половина - на конгруэнтной пневматической арке другого пристыкованного модуля, напротив первой половины разъемных стяжек.
Герметизирующая часть выполнена в виде стыковочного фартука из эластичного полотнища, перекрывающего сверху силовую часть стыковки по всему периметру и выравнивающего жолобообразную канавку между конгруэнтными пневматическими арками стыкуемых модулей. Одна из кромок фартука неразъемно прикреплена к эластичной тенту-крыше по верхней образующей торцевой пневматической арки модуля по всему периметру, а вторая кромка имеет карман с гибким элементом натяжения для обтяжки по периметру поперечного сечения модуля полотнища тента-крыши за пневматической аркой пристыковываемого модуля. Опорные скаты каркаса крыши переходного модуля образованы из пневматических балок, опирающихся в верхней части на надувную вертикальную стойку, расположенную в центре квадрата основания переходного модуля, второй конец которой неразъемно прикреплен к полу, а высота его больше высоты рабочих модулей.
Скаты каркаса крыши переходного модуля выполнены в форме четырехугольной пирамиды со срезанной плоской вершиной, при этом ребра пирамиды образованы пневматическими балками, которые одними торцами неразъемно соединены с верхней центральной частью торцевых пневмокаркасных арок, а вторыми торцами попарно неразъемно соединены при вершине переходными баллонами. Два переходных баллона соприкасаются боковыми поверхностями над надувной вертикальной стойкой, расположенной в центре квадрата переходного модуля, и имеющей высоту больше высоты торцевых пневмокаркасных арок.
Шлюзовой модуль имеет цилиндроконическую наружную поверхность из герметичной эластичной оболочки, расположенной на пневмокаркасе, выполненном из двух арок, опирающихся на опорные баллоны и неразъемно соединенных между собой балками, которые образуют полуцилиндрическую поверхность.
Полуконическая наружная поверхность оболочки тента образована надувной рамой дверного проема, расположенного с меньшей торцевой стороны усеченного полуконуса, неразъемно соединенной наклонными пневмостяжками с ближайшей пневмоаркой модуля.
Рама дверного проема выполнена из надувных баллонов, соединенных неразъемно в П-образную форму, оба конца которых в нижней части соединены неразъемно дополнительными наклонными горизонтальными баллонами, расположенными на полу шлюзового модуля с концами опорных баллонов у ближайшей арки. Под надувной дверью к полу между вертикальными составляющими дверной рамы неразъемно прикреплен эластичный порог, например, из пенопласта, заключенного в оболочку из полимерного материала, контактирующий верхней частью с нижней образующей горизонтального баллона двери.
Ширина стыковочного фартука модуля больше диаметра стыкуемых пневматических арок, при этом поперек фартука с наружной стороны расположены ребра жесткости, выполненные из легкого пористого материала, например, пенопласта, размещенного в оболочке из полимерного материала. Для стыковки рабочих модулей в длину между собой торцевыми сторонами с эластичной перегородкой применен съемный стыковочный фартук из эластичного полотнища. Обе продольные кромки фартука по всей длине имеют карманы с гибкими элементами натяжения (шнурами), при этом ширина съемного стыковочного фартука больше 1,5 диаметров стыкуемых пневматических арок.
Рабочий модуль выполнен в виде пневматического каркаса, состоящего из арок, опирающихся на опорные баллоны и неразъемно соединенные между собой продольными балками, причем торцевые арки по периметру имеют эластичные стяжки, при этом с наружной поверхности пневмокаркаса расположена герметичная эластичная оболочка - тент, а с внутренней стороны - воздухопроницаемая оболочка, так же рабочий модуль имеет с одной торцевой стороны надувные двери, а с противоположной - эластичную перегородку со шторкой. К стыковочному фартуку в зоне апогея арки к свободной кромке прикреплена гибкая связь в виде каната для поправки фартука с земли.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен общий вид пневмокаркасного быстровозводимого сооружения;
на фиг. 2 - то же, вид сверху;
на фиг. 3 - общий вид одного из вариантов возможной сборки модулей пневмокаркасного быстровозводимого сооружения;
на фиг. 4 - то же, вид сверху;
на фиг. 5 - общий вид одного из вариантов возможной сборки рабочих модулей пневмокаркасного быстровозводимого сооружения;
на фиг. 6 - соединение двух рабочих модулей между собой, узел А на фиг. 5;
на фиг. 7 - общий вид конструкции рабочего модуля;
на фиг. 8 - то же, вид сбоку;
на фиг. 9 - общий вид переходного модуля;
на фиг. 10 - то же, вид сверху;
на фиг. 11 - общий вид шлюзового модуля;
на фиг. 12 - то же, вид сверху;
на фиг. 13 - то же, вид Б фиг. 11;
на фиг. 14 - узел соединения переходных, рабочих и шлюзовых модулей между собой;
на фиг. 15 - ремневая стяжка, вид В фиг. 14.
на фиг. 16 - узел крепления гибкого элемента натяжения фартука быстроразъемным крепежным элементом;
на фиг. 17 - то же, сечение Г-Г на фиг. 16;
на фиг. 18 - крепление пневмокаркасного быстровозводимого сооружения к грунту и его составные части;
на фиг. 19 - вид Д на крепежный полог на фиг. 18;
на фиг. 20 - аксонометрическое изображение рабочего модуля со стороны стыковки шлюзового модуля;
на фиг. 21 - сечение Ж-Ж порога с надувной дверью на фиг. 13;
на фиг. 22 - узел К на фиг. 2;
на фиг. 23 - узел Л на фиг. 18.
Пневмокаркасное быстровозводимое сооружение состоит из рабочих модулей 1, соединенных вместе с помощью переходного модуля 2, к свободной торцевой стороне которых присоединен шлюзовой модуль 3. Рабочий модуль, так же как переходный и шлюзовой модуль имеет пневматический каркас из герметичного эластичного материала, например прорезиненной ткани, состоящей из арок 4, опирающихся на опорные баллоны 5 и соединенных между собой балками 6 с помощью клеевого соединения.
Каркас по всей длине опорных баллонов 5 крепится клеевым соединением к эластичному полу 7. С наружной стороны он обтянут герметичной эластичной оболочкой-тентом 8, а с внутренней стороны оклеен воздухопроницаемой оболочкой 9, выполненной из огнестойкого материала. Рабочий модуль с торцевой стороны, обращенной к шлюзу, имеет надувные двери 10, закрепленные гибким шарнирным соединением на пневматической дверной раме, образованной тремя баллонами и соединяющимися с опорным баллоном, причем надувная дверь имеет возможность открываться в обе стороны - как внутрь, так и наружу, а с противоположной - эластичную перегородку 11 со шторкой 12, причем все торцевые стороны имеют пороги 13, выполненные из пористого материала, например из пенопласта, размещенного в оболочке из полимерного материала.
Каркас переходного модуля 2 образован четырьмя арками 4, конгруэнтными арками рабочих 1 и шлюзовых 3 модулей, которые в основании попарно соединены между собой по углам надувными опорными баллонами 14, приклеенными к эластичному полу 15. Переходный модуль имеет в плане форму квадрата со срезанными углами, причем стороны квадрата равны ширине торцевой стороны по основанию рабочих модулей.
Крыша переходного модуля выполнена в форме четырехугольной пирамиды со срезанной плоской вершиной, при этом ребра пирамиды образованы пневматическими балками 16. Пневматические балки одним концом неразъемно соединены с верхней центральной частью торцевых пневмокаркасных арок 1, а вторыми торцами попарно неразъемно соединены при вершине переходными баллонами 17, причем два переходных баллона 17 соприкасаются боковыми поверхностями над надувной вертикальной стойкой 18, расположенной в центре квадрата переходного модуля 2 и опираются на нее.
Нижняя часть вертикальной стойки 18 неразъемно соединена эластичным полом 15.
Переходный модуль 2 имеет наружную герметичную эластичную оболочку 19 и внутреннюю воздухопроницаемую оболочку 20, а торцы закрыты эластичными перегородками 11 со шторкой 12. В нижней части проема в перегородках установлены пороги 13 с аналогией конструктивного выполнения, как у рабочего модуля 1.
Шлюзовой модуль имеет цилиндроконическую наружную поверхность, часть которой выполнена из двух арок, опирающихся на опорные баллоны 21 и соединенных между собой балками 6 с помощью клеевого соединения, над которыми расположена часть наружной герметичной оболочки-тента 22, образующей полуцилиндрическую поверхность. С торцевой стороны шлюзового модуля расположена надувная дверь 10. Дверная рама 23 выполнена из надувных баллонов, соединенных неразъемно в П-образную форму, оба конца которой в нижней части соединены неразъемно дополнительными наклонными горизонтальными баллонами 24, расположенными по полу 25 шлюзового модуля, с концами опорных баллонов у ближайшей арки. Горизонтальные и вертикальные составляющие дверной рамы 23 также неразъемно прикреплены наклонными пневмостяжками 26 к ближайшей пневмоарке шлюзового модуля, образуя полуконическую наружную поверхность второй части оболочки 22.
Под надувной дверью 10 к полу 25 между вертикальными составляющими дверной рамы 23 неразъемно прикреплен эластичный порог 13, например, из пенопласта, заключенного в оболочку из полимерного материала, контактирующий верхней частью с нижней образующей горизонтального баллона двери 10.
Модули 1, 2, 3 соединяются между собой торцевыми сторонами, оканчивающимися конгруэнтными арками 4, имеющими единый размер для переходного 2, рабочего 1 и шлюзового 3 модулей с помощью узлов соединения, выполненных разъемными на конгруэнтных пневматических арках модулей, соприкасающихся попарно между собой боковыми образующими арок 4, и включают в себя силовую и герметизирующую части, при этом силовая часть выполнена в виде гибких подтягивающих до полного контакта по всему периметру арок 4 эластичных разъемных (ремневых) стяжек 27, причем одна половина разъемных стяжек расположена на одном модуле по периметру торцевых пневматических арок преимущественно в зоне расположения продольных балок 6 и опорных баллонов 5, 14, 21, а вторая половина - на конгруэнтной пневматической арке другого пристыкованного модуля, напротив первой половины разъемных ремневых стяжек 27.
Герметизирующая часть выполнена в виде стыковочного фартука 28 из эластичного полотнища, перекрывающего сверху по всему периметру силовую часть стыковки и выравнивающего желобообразную канавку между конгруэнтными пневматическими арками стыкуемых модулей.
Одна из кромок стыковочного фартука 28 неразъемно прикреплена к герметично эластичному тенту-крыше 8, 19 по верхней образующей торцевой пневматической арки модуля по всему периметру, а вторая кромка имеет карман с гибким элементом натяжения 29 для обтяжки по периметру поперечного сечения модуля полотнища тента-крыши за пневматической аркой пристыкованного модуля.
Для натяжения элемента 29 и фиксирования его в натянутом положении применен быстроразъемный крепежный элемент 30, выполненный в виде двух полуколец, закрепленных в эластичной петле, расположенной с двух сторон модуля у его основания.
Для облегчения накидывания стыковочного фартука на арку 4 пристыкованного модуля на нем в верхней части укреплены поперечные элементы жесткости 31 в виде упругих стержней из легкого пористого материала. Кроме того, стыковочный фартук 28 в центре апогея арки дополнительно оснащен гибкой связью 32 в виде каната, с помощью которого фартук можно поправить с земли.
Для создания устойчивости против воздействия ветровой нагрузке модули прикрепляются к земле с помощью анкерных штырей 33 и растяжек 34, имеющих фиксатор 35. Фиксатор 35 представляет собой плоскую пластину, выполненную, например, из многослойной фанеры с системой отверстий и паза для перехода через них шнура растяжки. Нижняя часть модулей укрепляется к грунту за выступающий по всему периметру модулей крепежный полог 36, имеющий пазы для анкерных штырей, расположенные вдоль полога 36, служащие одновременно и ручками для переноса модуля. Для предотвращения повреждения о грунт пола модуля под ним размещена подстилка 37.
Наполнение пневмокаркаса модулей осуществляется через клапаны 38 и (или) трубки 39, а контроль давления и соединение пневмокаркасов между собой осуществляется через резиновые трубки 39, расположенные по краям оснований модулей и вмонтированных в опорные баллоны 5, 14 и 21.
Для обеспечения жизнедеятельности и необходимых условий для работы в пневмокаркасном быстровозводимом сооружении имеются гибкие рукава 40 для прокладки электрокабеля и рукава 41 для подключения тепловентиляционной установки.
Для повышения теплоизоляционных свойств пола в пневмокаркасном быстровозводимом сооружении установлены съемные полы 42 из пористого материала.
Для повышения универсальности компоновки модулей при создании пневмокаркасного быстровозводимого сооружения в зависимости от функционального назначения прилагают съемный стыковочный фартук 43 для соединения двух рабочих модулей без применения переходного модуля. Соединение выполнено аналогично соединению рабочих, переходных, шлюзовых модулей между собой с использованием элементов 27, 28, 29 см. фиг. 14, однако ширина съемного стыковочного фартука 43 больше ширины стыковочного фартука 28 и больше 1,5 диаметров арок и имеет два элемента натяжения 29, расположенных в карманах по кромкам.
Предложенное конструктивное выполнение рабочих, переходных, шлюзовых модулей, а также элементов их соединения позволяет создать различные компоновки модулей в зависимости от назначения пневмокаркасного быстровозводимого сооружения, рельефа местности и т.п.
Например, на фиг. 3, 4 показан вариант сооружения, у которого один из шлюзовых модулей пристыкован к переходному модулю, а один из рабочих модулей применен без шлюзового модуля. Возможно также, используя большое количество переходных, рабочих и шлюзовых модулей, создание разветвленных пневмокаркасных сооружений различной протяженности и площади, в том числе и замкнутой системой помещений сооружения.
Работает пневмокаркасное быстровозводимое сооружение следующим образом.
После получения задания о месте дислокации обслуживающий персонал производит доставку пневмокаркасного быстровозводимого сооружения, компактно упакованного в герметичные сумки, вес которых не превышает 150 кг, и закрепленного на парашютных грузовых платформах, а также медицинского оборудования и систему жизнеобеспечения (электрогенератор, необходимое оборудование, воздухонагнетательная установка, тепловентиляционная установка и т.д.), с использованием авиации и десантируется в указанный район.
Монтаж пневмокаркасных быстровозводимых сооружений начинают с выбора площадки и ее разметки с учетом розы ветров, параллельно ведут раскрепление грузов с парашютных платформ и их размещение на выбранных и размеченных площадках.
Начинают монтаж пневмокаркасного быстровозводимого сооружения с покрытия площадки подстилками 37 модулей 1, 2, 3, входящих в конструкцию пневмокаркасного быстровозводимого сооружения с последующей раскладкой модулей.
Наполнение пневмокаркасов модулей, образующих единое пневмокаркасное сооружение, можно вести как с одной воздухонагнетательной установки, одновременно соединив их последовательно через резиновые трубки 39, расположенные сбоку на основании модулей, так и используя отдельную подкачку каждого модуля через клапан 38, установленный рядом с резиновой трубкой 39.
После наполнения пневмокаркасов модулей до рабочего давления воздухонагнетательная установка автоматически отключается и начинается соединение модулей с использованием ремневых стяжек 27, расположенных вдоль арок 4, имеющих ремень и две металлические рамки. Попарно соединяют ремневые стяжки с противоположными, пропустив ремень через рамки, и затягивают до полного смыкания торцевых арок 4, предварительно уложив стыковочный фартук 28 или 43 на стыкуемый модуль и поправив кромки фартука гибкой связью 32, производят затяжку фартука 28 или 43 вдоль арки 4 стыкуемого модуля элементом натяжения 29, продев через быстроразъемный крепежный элемент 30, состоящий из двух металлических полуколец, расположенных с края основания модуля.
Перед фиксацией модуля к грунту подстилку 37 подгибают под основание модуля, тем самым обеспечивая сток воды, затем фиксируют анкерными штырями 33, натянув крепежный полог 36 к грунту через пазы, расположенные вдоль крепежного полога 36, которые служат одновременно и как ручки для перемещения модулей или пневмокаркасного быстровозводимого сооружения в сборе.
Для предотвращения смещения от ветровых нагрузок пневмокаркасного быстровозводимого сооружения, вдоль модулей расположены растяжки 34, закрепленные на петлях, которые фиксируются анкерными штырями 33 к грунту, а фиксатором 35, расположенным на растяжке, производят натяжение.
Фиксатор 35 закреплен на растяжке таким образом, что при натяжении переламывает многократно шнур растяжки, а затем заводят в зазор фиксатора 35 часть шнура растяжки, идущего от модуля к анкерному штырю 33, и перекидывают за узел конца шнура растяжки 34, расположенного на фиксаторе 35, тем самым гарантируя удержание фиксатора 35 в стабильном положении даже при больших динамических нагрузках. В этом случае шнур растяжки не проскальзывает через систему отверстий и паза.
В собранное пневмокаркасное быстровозводимое сооружение на полы 7, 15, 25 модулей настилают утепленные полы 42, устанавливают электрокабель через рукава 41 и оборудование. Соединяют с рукавами 40, расположенными с боков на наружной герметичной эластичной оболочке 8, тепловентиляционные установки.
При сборке двух рабочих модулей 1 без переходного модуля используют дополнительный съемный стыковочный фартук 43.
Вход и выход в пневмокаркасном быстровозводимом сооружении обеспечивается дверными проемами, имеющими надувные двери 10, расположенные и шарнирно закрепленные на шлюзе 3 и рабочем модуле 1, и которые открываются как во внутрь помещения, так и наружу, а также в нижней части дверного проема имеются пороги, предотвращающие попадание в помещение воды, например, при таянии снега, сильном дожде с образованием потоков воды, и других нежелательных факторов загрязнения. Переходы между рабочими модулями осуществляются через переходный модуль, для свободного прохода торцевые части рабочих и переходных модулей имеют перегородки с шторками, которые скатываются в рулон и укрепляются с помощью ленточных связей в верхней части образовавшегося проема.
Благодаря предложенному конструктивному выполнению отдельных частей пневмокаркасного быстровозводимого сооружения (модулей) и использованию разъемных узлов соединения модулей достигаются максимально приближенные условия работы медицинского персонала к условиям в стационарных госпиталях, при этом форма пневмокаркасного быстровозводимого сооружения снаружи имеет плавные переходы, что снижает воздействие внешних факторов (повышает аэродинамические показатели и устойчивость к метеоусловиям) на стабильность работы конструкции, при этом узлы соединения модулей выполнены так, что при катастрофах в экстремальных условиях можно быстро без затруднений самоподъемом собрать из отдельных модулей, удовлетворяющих функциональному назначению, конструкцию сооружения любой конфигурации, позволяющей эксплуатировать его в любых климатических зонах, с максимальной изоляцией помещения от воздействия внешних факторов.
Пневмокаркасное быстровозводимое сооружение, состоящее, например, из четырех рабочих, четырех шлюзовых и одного переходного модулей, создает рабочую площадь в размере 220 м2.
Высота потолка в рабочей зоне составляет 2,5 м, ширина 4,2 м, длина 9,2 м, для удобства работы персонала возможна установка в рабочем модуле отсеков с помощью эластичных перегородок и шторок.
Пневмокаркасное быстровозводимое сооружение выдерживает ветровые нагрузки до 15 м/с и снеговой покров 20 кг/м2.
Используя двойной слой оболочек-обтяжек в модулях, достигается возможность эксплуатации в районах любой климатической зоны с температурой от -50 до 50oC.
Обеспечение необходимых для работы условий достигается прилагаемым к пневматическому быстровозводимому сооружению оборудованием, что дает возможность и автономного режима работы всего комплекса. Помещение позволяет работать обслуживающему персоналу в нормальном режиме, не ощущая дискомфорта при использовании помещения как госпиталя.
В настоящее время предприятием проведено маркетинговое исследование, результаты которого подтвердили товарный дефицит на данную продукцию с такими тактико-техническими характеристиками, как компактность, малый вес, простота монтажа, демонтажа, возможность перемещения сооружения вручную и проведения всех работ по монтажу и демонтажу без привлечения механических средств и специальных дополнительных приспособлений - самоподъем модулей, долговечность материала модулей, комфортность и создание удобств для работы персонала в образованном помещении, а также обеспечение максимальной мобильности, необходимой при экстремальных ситуациях.
На предприятии был создан макетный образец пневмокаркасного модуля, состоящий из пневмокаркаса, выполненного из прорезиненной легкой ткани, наружной оболочки из легкой прорезиненной ткани и внутренней оболочки, прикрепленной к каркасу модуля из воздухопроницаемого текстильного материала.
По результатам работ, связанных с изготовлением макетного образца, установлено, что предприятие имеет все условия для серийного выпуска пневмокаркасных быстровозводимых сооружений, так как для этого не требуется специального оборудования и обучения рабочего персонала и возможно осуществлять выпуск сооружений из известной технологии.
Предприятие имеет возможность выпускать в год пневмокаркасные быстровозводимые сооружения более 2500 м2 полезной площади.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПНЕВМОКАРКАСНОЕ БЫСТРОВОЗВОДИМОЕ СООРУЖЕНИЕ | 2000 |
|
RU2171344C1 |
ПНЕВМОКАРКАСНОЕ БЫСТРОВОЗВОДИМОЕ СООРУЖЕНИЕ | 1998 |
|
RU2145375C1 |
ПНЕВМОКАРКАСНОЕ СООРУЖЕНИЕ | 2003 |
|
RU2255192C2 |
ПНЕВМОКАРКАСНЫЙ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ | 2011 |
|
RU2481446C2 |
ГИБКИЙ ИНВЕНТАРНЫЙ МОДУЛЬ | 2010 |
|
RU2427695C1 |
Быстровозводимый пневмокаркасный чехол для защиты кузова легкового автомобиля от града | 2016 |
|
RU2636627C2 |
Быстровозводимое пневмокаркасное продольно-композитное сооружение и способ его возведения | 2023 |
|
RU2808277C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВРЕМЕННОГО УКРЫТИЯ ЗОНЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕМОНТНЫХ ИЛИ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ТРУБОПРОВОДАХ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2280808C2 |
Воздухоопорное сооружение с утеплителем | 2021 |
|
RU2761233C1 |
ПНЕВМОКАРКАСНОЕ СООРУЖЕНИЕ | 2012 |
|
RU2517314C1 |
Изобретение относится к временным пневмокаркасным быстровозводимым сооружениям (ПБС), приспособленным для эксплуатации в любых климатических зонах, в том числе и в экстремальных условиях. Технической задачей изобретения является создание ПБС с плавными переходами размеров между модулями (М), улучшающими аэродинамические показатели всего сооружения, облегчение сборки и снижение времени на монтаж сооружения, повышение удобств в эксплуатации и транспортировании, повышение функциональных возможностей сооружения. ПБС содержит набор модулей (М), состоящий из рабочих модулей (РМ), разъемно соединенных между собой через переходной модуль (ПМ), а с торцевой стороны с шлюзовыми модулями (ШМ), образующие сооружение с взаимно перпендикулярными сторонами. ПБС состоит из пневмокаркасных М, включающих в себя пневматические арки (ПА), соединенные между собой пневматическими балками (ПБ) и опирающиеся на опорные баллоны (ОП), которые имеют наружную герметичную обтяжку и внутреннюю воздухопроницаемую обтяжку, причем вход в РМ и ШМ выполнен из пневмобаллонов, образующих П-образный дверной проем, с надувной дверью, а переходы РМ через ПМ имеют эластичные перегородки с шторками. ПМ в основании в плане имеет форму квадрата со срезанными углами. Быстроразъемные соединения, соединяющие (М) между собой, состоят из силовой конструкции типа ремень-пряжка, эластичного стыковочного фартука, неразъемно соединенного по всему периметру с торцевой аркой одного из стыкуемых М (с элементом натяжения). 6 з.п. ф-лы, 23 ил.
Способ соединения листового материала | 1972 |
|
SU468775A1 |
Устройство ударного действия | 1986 |
|
SU1372039A1 |
ВОЗДУХООПОРНОЕ СООРУЖЕНИЕ | 1993 |
|
RU2041332C1 |
US 5140768 A, 25.08.92. |
Авторы
Даты
1999-08-20—Публикация
1997-07-21—Подача