ЯКОРЬ-ПАКЕР ПШЕНИЧНОГО П.Л. Российский патент 1999 года по МПК E21B33/12 

Описание патента на изобретение RU2135739C1

Изобретение относятся к области бурения, эксплуатации, исследования и ремонта скважин всех назначений, где требуется: глухая герметизация устья скважины, герметизация устья скважины с обеспечением прохода жидкой или газообразной среды через него на дневную поверхность или обратно, восприятие осевой нагрузки любой практически необходимой величины, возникающей от перепада давления под ним и над ним, веса подвешенных к якорь-пакеру устройств и осевых сил и крутящих моментов, возникающих от работы этих устройств, управление двигателем, подвешенным под якорь-пакером Пшеничного.

Известен якорь-пакер в двух или многополостном исполнении. Эта принципиальная схема обеспечивает возможность увеличения осевой нагрузки и крутящего момента на него пропорционально числу полостей, образованных между якорной манжетой и корпусом пакера, т.е. до практически необходимой величины, расширяя диапазон применения надувного пакера в десятки или сотни раз (1).

В качестве наиболее близкого аналога к предложенному изобретению принят якорь-пакер, содержащий соединенный с колонной насосно-компрессорных труб полый корпус с обводным каналом, гидравлически связанным с полостями скважины выше и ниже якорь-пакера, установленную на корпусе эластичную якорную многополостную манжету, соединенную с корпусом герметично накидными гайками на концах и бандажами в промежутках между ними и образующую с корпусом для гидравлически соединенных между собой и полостью колонны насосно-компрессорных труб кольцевых камер под якорной манжетой, размещенный концентрично в корпусе транзитный переходник с осевым приемным каналом, соединенный с колонной насосно-компрессорных труб (3).

Известные устройства имеют следующие недостатки:
- отсутствие возможности прохода через пакер с дневной поверхности в подпакерную полость скважины и ниже вращающегося полого переходника, приводящего в действие золотниковое распределительное устройство ниже расположенного "двигателя устройства для отворота труб Пшеничного П.Л." по патенту РФ N 2 015 301 Пшеничного П. Л. с названным устройством или скважинным погружным насосом;
- при заякоренном пакере и открытом обводном канале, сообщающем подпакерную и надпакерную полости скважины, жидкость, содержащаяся в них, при изменении гидростатического давления может беспрепятственно переходить, например, из подпакерной в надпакерную полость или обратно;
- отсутствие возможности оперативного регулирования величины перепада давления энергоносителя, поступающего с дневной поверхности и после редуцирования поступающего в надувные полости якорь-пакера Пшеничного для его заякоривания, промывки скважины и питания "двигателя устройства для отворота труб" или скважинного насоса, к нему подвешенного.

Техническим результатом изобретения является следующее:
- обеспечение возможности прохода нижней части колонны труб в виде вращающегося неподвижного в осевом направлении транзитного переходника через всю длину якорь-пакера Пшеничного, прочно-плотной стыковке его с золотниковым устройством ниже расположенного двигателя и подачи в двигатель энергоносителя;
- при сохранении возможности свободного прохода через корпус якорь-пакера Пшеничного отработавшего энергоносителя из подпакерной полости скважины в надпакерную и обратно, обеспечить возможность его движения только из подпакерной в надпакерную полость, с исключением его возврата в автоматическом режиме;
- обеспечить возможность регулирования перепада величины редуцирования энергоносителя в зависимости от условий применения якорь-пакера и обеспечения возможности достижения его максимального КПД;
- обеспечение возможности автоматического повышения качества уплотнения цилиндрово-золотниковой пары редукционной полости на его рабочем ходу и его понижения на холостом ходу;
- обеспечение возможности блокировки "двигателя для отворота труб Пшеничного П. Л. ", патент РФ N 2 015 301, с якорь-пакером Пшеничного верхним концом, а нижним концом с "устройством для развинчивания труб в скважине" или с "погружным насосом".

Необходимый технический результат достигается тем, что в якорь-пакере, содержащем соединенный с колонной насосно-компрессорных труб полый корпус с обводным каналом, гидравлически связанным с полостями скважины выше и ниже якорь-пакера, установленную на корпусе эластичную якорную многополостную манжету, соединенную с корпусом герметично накидными гайками на концах и бандажами в промежутках между ними и образующую с корпусом, для гидравлически соединенных между собой и полостью колонны труб кольцевых камер под якорной манжетой, размещенный концентрично в корпусе транзитный переходник с осевым приемным каналом, соединенным с колонной насосно-компрессорных труб, согласно изобретению корпус образован двумя концентрично расположенными наружной и внутренней трубами, образующими кольцевой канал и нижний цоколь, в котором образована редукционная полость с кольцевым золотниковым клапаном, подпираемым тарированной пружиной и регулировочной гайкой, регулирующей якорную способность, а транзитный переходник посажен в нижнем цоколе с возможностью вращения и имеет два наклонных золотниковых канала и один выкидной канал, при этом его осевой приемный канал выполнен в верхней части, а его выкидной канал сблокирован с золотниковым устройством ниже расположенного двигателя, стыкуемого с устройством для развинчивания труб в скважине или флюидным насосом, взаимодействующим с кольцевым золотниковым клапаном, а обводной канал снабжен обратным клапаном и гидравлически соединен в нижнем поколе с кольцевым каналом с выходом в верхнем конце корпуса в надпакерную полость скважины через обратный клапан.

Перечень фигур графических изображений:
фиг. 1 - якорь-пакер Пшеничного, вертикальный разрез общего вида;
фиг. 2 - то же, вертикальный разрез нижней половины устройства;
фиг. 3 - то же, вертикальный разрез верхней половины устройства;
фиг. 4 - компановка устройства с двигателем по патенту РФ N 2 015 301 Пшеничного П.Л. и погружным насосом;
фиг. 5 - компановка устройства с двигателем по патенту РФ N 2 015 301 и устройством для отворота руб.

Устройство содержит монолитный корпус 1, включающий две концентрично расположенные трубы: наружную 2 и внутреннюю 3 с резьбой на верхнем конце, монолитные с нижним цоколем 4, наружная коническая поверхность которого снабжена перекрестно расположенными, пирамидальной формы щипами 5 (с притупленными вершинами). Они предназначены для взаимодействия с внутренней поверхностью стандартной якорной манжеты 6 (без повреждения целостности ее поверхности). Щипы пригодны для восприятия осевых сил и крутящих моментов, действующих между корпусом 1 и якорной манжетой 6. Аналогичными щипами снабжен и верхний цоколь 7. Между цоколями 4 и 7 находится промежуточный участок 8, наружный диаметр которого больше наружного диаметра трубы 2 с переходными каналами 9. Концы якорной манжеты 6 посажены на цоколи 4 и 7, закреплены и загерметизированы накидными гайками 10, 11 к ним, образуют надувные полости 12, 13 и другие (количество и длина которых определяется расчетом в зависимости от условий применения). К промежуточному участку 8 (количество которых определяется расчетом) якорная манжета 6 прочно крепится бандажами 14. В нижнем цоколе 4 образована редукционная полость 15, продолжением которой является цилиндр 16, содержащий кольцевой золотниковый клапан 17 с каналами 18, 19 и уплотнительными манжетами 20, 21 в нем, поджимаемый вверх тарированной пружиной 22 и регулировочной гайкой 23. Редукционная полость 15 наклонным каналом 24 сообщается с надувной полостью 12 и далее, каналом 9 - с надувной полостью 13 и т.д. Каналом 25 подпакерная полость скважины, при заякоренном якорь-пакере Пшеничного и обводным каналом 26, сообщается с надпакерной полостью скважины. Для исключения произвольного перехода флюида из подпакерной полости скважины в надпакерную или обратно при заякоренном якорь-пакере Пшеничного в обводной канал 26 встраивается обратный клапан 27 (на чертеже не показан), пропускающий флюид только в заданном направлении. Вторым равноценным местом установки названного клапана 27 является верхний торец якорь-пакера Пшеничного, отвод флюида от которого предусмотрен в двух вариантах:
- по кольцевому зазору между колонной насосно-компрессорных труб и стенками скважины;
- по дополнительному шлангу или трубе (на чертеже не показан), непосредственно от клапана на дневную поверхность, что определяется величиной зазора между колонной насосно-компрессорных труб и стенками скважины.

В трубу 3 посажен с возможностью вращения транзитный переходник 28 с приемным каналом 29 и двумя наклонными каналами 30, 31 и выкидным каналом 32. Осевые перемещения переходника 28 исключены наличием на нем муфт 33 и 34, которыми он прочно-плотно состыкован с колонной насосно-компрессорных труб и, например, с вращающимся золотником нижерасположенного двигателя 35, который своим корпусом или муфтой состыкован с якорь-пакером Пшеничного.

Устройство работает следующим образом.

Устройство, спущенное на заданную глубину скважины, верхним концом переходника 28 и муфтой 33 подвешено к вращающейся и несущей энергоноситель колонне насосно-компрессорных труб (на чертеже не показано), выходящее на дневную поверхность и сблокированное со шпинделем бурового станка, снабженного гидронасосом. На дневной поверхности энергоносителя, подаваемый насосом, заполняет канал 29 переходника 28 и через канал 30 поступает в редукционную полость 15, выход из которой закрыт золотниковым кольцевым клапаном 17, подпираемый тарированной пружиной 22 и гайкой 23. При нарастании давления энергоносителя он через канал 24 поступает в полость 12, а из нее через канал 9 - в полость 13 (и другие), раздувая и надувая участки якорной манжеты, образованные между участками ее крепления к корпусу, заякоривая якорь к стенкам скважины. При дальнейшем повышении давления энергоносителя золотниковый кольцевой клапан 17, сжимая пружину 22, откроет канал 31, 32, обеспечивая поступление энергоносителя к вращающемуся золотнику двигателя 35, расположенного ниже якорь-пакера и прочно-плотно состыкованного с ним. При описанных условиях якорь-пакер Пшеничного обеспечивает статику устройства относительно скважины, питание нижерасположенного двигателя и промывку скважины энергоносителем. Энергоноситель, израсходовав свой запас потенциальной энергии на заякоривание якорь-пакера Пшеничного, работу двигателя и промывку скважины, вытесняется из подпакерной полости скважины в надпакерную через обводной канал 26 и обратный клапан 27, запирающий его. При необходимости исключения произвольного возврата отработавшего энергоносителя - флюида из надпакерной полости в подпакерную полость скважины, в обводной канал 26 встраивается обратный клапан. При этом выброс флюида будет осуществляться в надпакерное кольцевое пространство, образованное между колонной насосно-компрессорных труб и стенками скважины. В другом случае вывод флюида на дневную поверхность может осуществляться по шлангу (или трубе), закрепленному к верхнему торцу якорь-пакера Пшеничного (на чертеже не показано). Одновременно с повышением давления энергоносителя он через каналы 18, 19 поступает под манжетные уплотнения 20, 21, прижимая их к стенкам цилиндра 16, пропорционально повышая качество уплотнения золотниково-цилиндровой пары. С понижением давления энергоносителя степень уплотнения золотниково-цилиндровой пары автоматически упраздняется, золотниковый клапан передвигается свободно с минимальным трением о стенки цилиндра, предохраняется от преждевременного износа и способствует повышению КПД этого узла.

Регулирование якорной способности КПД якорь-пакера Пшеничного.

Часть давления энергоносителя, поступающего в приемный канал 29 переходника 28, расходуется на заякоривание якорь-пакера Пшеничного к стенкам скважины, что обеспечивается степенью его редуцирования в редукционной полости 15. С повышением степей редуцирования увеличивается якорная способность и одновременно с этим уменьшается содержание потенциальной энергии в энергоносителе, поступающем для работы двигателя и для промывки скважины, при соответствующем понижения КПД якорь-пакера Пшеничного. В зависимости от конкретных условий, степень редуцирования регулируется гайкой 23 и тарированной пружиной 22, с учетом реального наличия контактирующей поверхности якорной манжеты со стенками скважины и ее прочности на поперечный разрыв и скручивание на переходных участках крепления якорной манжеты к корпусу. При использовании якорь-пакера Пшеничного только в качестве пакера его обводной канал 26 герметизируется пробкой.

Прекращение работы и извлечение якорь-пакера Пшеничного из скважины.

После прекращения подачи энергоносителя и снятия его давления надувные участки якорной манжеты 6 и уплотнительных манжет 20, 21, благодаря присущим им физическим свойствам эластичности, регламентируемой соответствующими нормами, автоматически погашаются. Кольцевой золотниковый клапан 17 под действием тарированной пружины 22 при минимальном трении и износе беспрепятственно приходит в исходное положение.

Таким образом, совокупность всех перечисленных существенных признаков предлагаемого изобретения обеспечивает получение технического результата, а именно: обеспечивается возможность прохода нижней части вращающейся колонны насосно-компрессорных труб через всю длину якорь-пакера с исключением осевых перемещений при прочно-плотной стыковке ее с золотниковым устройством ниже расположенного двигателя и с проходом флюида из надпакерной полости на дневную поверхность; исключается возможность произвольного возврата отработавшего флюида из надпаркерной полости скважины в подпакерную; обеспечивается возможность регулирования степени прижатия надувной якорной манжеты к стенкам скважины или к обсадной колонне труб в зависимости от потребной величины якорной способности и КПД и возможности вывода флюида от якорь-пакера на дневную поверхность в заданном направлении; обеспечивается возможность автоматического повышения качества уплотнения цилиндрово-золотниковой пары двигателя по патенту Пшеничного на рабочем ходу и ее исключение на холостом ходу; обеспечивается возможность блокировки двигателя с якорь-пакером верхним концом и с устройством для развинчивания труб в скважине (авторское свидетельство N 1 125 355 Пшеничного) или флюидным насосом нижним концом двигателя.

Литература
SU 894176 A, 30.12.81.

SU 1465540 A1, 15.03.89.

Похожие патенты RU2135739C1

название год авторы номер документа
ДВИГАТЕЛЬ УСТРОЙСТВА ДЛЯ ОТВОРОТА ТРУБ 1992
  • Пшеничный Павел Леонтьевич
  • Рафергов Дмитрий Леонидович
  • Пшеничный Игорь Павлович
RU2093662C1
ДВИГАТЕЛЬ УСТРОЙСТВА ДЛЯ ОТВОРОТА ТРУБ ПШЕНИЧНОГО 1991
  • Пшеничный Павел Леонтьевич
RU2015301C1
ПРЕВЕНТОР 1991
  • Пшеничный Павел Леонтьевич
RU2008434C1
Гидравлический пакер 1986
  • Пшеничный Павел Леонтьевич
SU1465540A1
ПАКЕР МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ 2013
  • Николаев Олег Сергеевич
RU2532501C1
МНОГОЗАПОРНЫЙ ПРЕВЕНТОР ПШЕНИЧНОГО 1991
  • Пшеничный Павел Леонтьевич
RU2013520C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРЕВЕНТОР ПШЕНИЧНОГО 1991
  • Пшеничный Павел Леонтьевич
RU2013519C1
СПОСОБ ОДНОВРЕМЕННО-РАЗДЕЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВУХПЛАСТОВОЙ СКВАЖИНЫ И СКВАЖИННАЯ НАСОСНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2014
  • Николаев Олег Сергеевич
RU2562641C2
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРИВОД ПЛАШЕЧНОГО ПРЕВЕНТОРА-2 1993
  • Пшеничный Павел Леонтьевич
  • Рафергов Дмитрий Леонидович
  • Пшеничный Игорь Павлович
RU2097527C1
ПАКЕР ТЕРМОСТОЙКИЙ С ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕМ ПОТОКОВ 2021
  • Наниш Сергей Владимирович
  • Голев Константин Викторович
RU2789645C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 135 739 C1

Реферат патента 1999 года ЯКОРЬ-ПАКЕР ПШЕНИЧНОГО П.Л.

Использование: в области бурения, эксплуатации и ремонта скважин. Обеспечивает расширение функциональных возможностей устройства. Сущность изобретения: устройство содержит полый корпус с обводным каналом. На корпусе установлена эластичная якорная многополостная манжета. Она образует о корпусом гидравлически соединенные между собой и полостью колонны насосно-компрессорных труб кольцевые камеры под якорной манжетой. В корпусе концентрично размещен транзитный переходник. Сам корпус образован концентрично расположенными наружной и внутренней трубами. Они образуют кольцевой канал и нижний цоколь, в нем -редукционная полость о кольцевым золотниковым клапаном. Транзитный переходник посажен в нижнем цоколе с возможностью вращения и имеет два наклонных золотниковых канала и один выкидной канал. Этот канал блокирован с золотниковым устройством ниже расположенного двигателя, стыкуемого с устройством для развинчивания труб в скважине или флюидным насосом. Обводной канал снабжен обратным клапаном и гидравлически соединен в нижнем цоколе с кольцевым каналом с выходом в верхнем конце корпуса в надпакерную полость скважины через обратный клапан. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 135 739 C1

Якорь-пакер, содержащий соединенный с колонной насосно-компрессорных труб полый корпус с обводным каналом, гидравлически связанным с полостями скважины выше и ниже якоря-пакера, установленную на корпусе эластичную якорную многополостную манжету, соединенную с корпусом герметично накидными гайками на концах и бандажами в промежутках между ними и образующую с корпусом для гидравлически соединенных между собой и полостью колонны насосно-компрессорных труб кольцевых камер под якорной манжетой размещенный концентрично в корпусе транзитный переходник с осевым приемным каналом, соединенным с колонной насосно-компрессорных труб, отличающийся тем, что корпус образован двумя концентрично расположенными наружной и внутренней трубами, образующими кольцевой канал и нижний цоколь, в котором образована редукционная полость с кольцевым золотниковым клапаном, подпираемым тарированной пружиной и регулировочной гайкой, регулирующей якорную способность, а транзитный переходник посажен в нижнем цоколе с возможностью вращения и имеет два наклонных золотниковых канала и один выкидной канал, при этом его осевой приемный канал выполнен в верхней части, а его выкидной канал сблокирован с золотниковым устройством нижерасположенного двигателя, стыкуемого с устройством для развинчивания труб в
скважине или флюидным насосом, взаимодействующим с кольцевым золотниковым клапаном, а свободный канал снабжен обратным клапаном и гидравлически соединен в нижнем цоколе с кольцевым каналом с выходом в верхнем конце корпуса в надпакерную полость скважины через обратный клапан.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2135739C1

Гидравлический пакер 1986
  • Пшеничный Павел Леонтьевич
SU1465540A1
Гидромеханический пакер 1987
  • Сафин Велир Ахатович
  • Напалков Вениамин Яковлевич
  • Шинкарев Сергей Александрович
  • Миндрюков Владимир Михайлович
SU1502808A1
Пакер 1989
  • Субаев Абдулла Закирович
  • Меерсон Геннадий Исаакович
  • Рымчук Данило Васильевич
  • Дитковский Анатолий Викторович
  • Семишов Николай Иванович
  • Волков Анатолий Викторович
  • Власов Иван Александрович
SU1745881A1
Пакер 1991
  • Эфендиев Октай Исмаил Оглы
  • Рзаев Али Ислам Оглы
  • Ахмедов Хикмет Юсиф Оглы
SU1819321A3

RU 2 135 739 C1

Авторы

Пшеничный П.Л.

Даты

1999-08-27Публикация

1998-01-05Подача