Изобретение относится к устройствам для исследования параметров генераторов и может использоваться при лабораторных и производственных испытаниях синхронных и асинхронных генераторов.
Исследование электрических машин может быть выполнено одним из методов, рекомендованных в стандартах.
Эти известные схемы для исследования и испытания электрических машин имеют ряд существенных недостатков, заключающихся в том, что при исследовании необходимо вручную оператору поддерживать тот или другой параметр генератора. Схемы автоматического регулирования и управления часто не удовлетворяют требованиям по стабильности, качественным и стоимостным показателям (Справочник по автоматизированному электроприводу/ Под ред. В.А.Елисеева и А.В.Шаянского. -М.: Энергоатомиздат, 1983, с.241 - 260.).
Наиболее близким по техническому решению является стенд для испытания автотракторных генераторов по а. с. СССР N 1095116, G 01 R 31/34, от 30.05.84. Бюл.N 20
Известное устройство предназначено для проведения испытаний автотракторных генераторов, в частности для снятия токоскоростных характеристик.
Устройство содержит приводной двигатель генератора с блоком питания и управления, блок измерения частоты вращения, причем блок управления приводного двигателя выполнен в виде цифроаналоговой системы, вход которой присоединен к блоку задания напряжения.
При исследовании синхронных и асинхронных генераторов необходимо точно стабилизировать частоту. Особенно сложно этот процесс осуществить в асинхронных генераторах, так как их частота зависит от скольжения, а последнее от нагрузки генератора.
Недостатком данного устройства является невозможность обеспечить необходимые требования по синхронизации частоты в статических и динамических режимах.
Техническим решением предлагаемого изобретения является стабилизация частоты исследуемых генераторов в статических и динамических режимах.
Задача достигается, тем, что электрифицированный стенд для исследования асинхронных и синхронных генераторов, содержащий приводной двигатель генератора, силовой блок, блок управления, датчик скорости дополнительно содержит переключатель режима синхронизации, а блок управления реализует функцию фазоимпульсного управления и содержит аналого-цифровой преобразователь и узел синхронизации, причем приводной двигатель генератора механически связан с валом исследуемого генератора и датчиком скорости, при этом тиристоры силового блока соединены в трехфазную схему выпрямления, вход которой соединен с сетью, а выход "+" и "-" с якорем приводного двигателя, переключатель режима синхронизации выходными контактами соединен с узлом синхронизации блока управления, а входными контактами с сетью и выходом исследуемого генератора, а выход датчика скорости соединен со входом аналого-цифрового преобразователя блока управления, сигналы управления последнего поступают на управляющие электроды тиристоров силового блока.
Новизна технического решения обусловлена введением переключателя режима синхронизации и реализации в блоке управления функции фазоимпульсного управления, содержащим аналого-цифровой преобразователь и узел синхронизации.
По данным научно-технической и патентной литературы авторам неизвестна заявляемая совокупность признаков, направленная на достижение поставленной задачи и это решение не вытекает с очевидностью из известного уровня техники, что позволяет сделать вывод о соответствии решения уровню изобретения.
Предлагаемое техническое решение промышленно применимо. Электрифицированный стенд используется для лабораторных исследований асинхронных и синхронных генераторов мощностью до 30 кВт на кафедре электрических машин и электропровода Кубанского ГАУ, а также в лаборатории ОГК Калужского завода "Трансмаш".
Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 представлена схема принципиальная электрифицированного стенда, а на фиг.2 - графики, поясняющие работу схемы.
Электрифицированный стенд (фиг.1) содержит трехфазный источник питания А, В, С1, блок силовой 2 с тиристорами 3, приводной двигатель постоянного тока 4, токоограничивающие дроссели 5, исследуемый генератор 6 с датчиком скорости 7, прибор контроля скорости 8, блок управления 9, переключатель режима синхронизации 10, задатчик скорости 11.
Тиристоры с одной стороны соединены с трехфазной сетью 1A, B, C, с другой стороны через токоограничивающие дроссели 5 с якорем приводного двигателя 4. Вал двигателя 4 через эластичную муфту 12 соединен с валом исследуемого генератора 6 и датчиком скорости 7. Выход датчика скорости 7 соединен с прибором контроля скорости 8 и через проводники 13' - 14' со входом обратной связи 13 блока управления 9. Сигналы управления от блока управления 9 через проводники 1' - 12' поступают на управляющие электроды тиристоров 3. Вход синхронизации блока управления 9 A1, B1, C1 через переключатель режима синхронизации 10 соединяется с сетью 1 A, B, C и выходом 14 A', B', C' исследуемого генератора 6.
Схема работает следующим образом. На одну из фаз блока управления 9 подается напряжение сети (кривая "a", фиг.2, левая часть графиков). Такой же сигнал поступает на узел синхронизации "б" через переключатель режима синхронизации 10. Узел синхронизации формирует прямоугольные импульсы "в" и "г" и после суммирования получаем синхроимпульсы "д" с частотой 100 Гц при переходе синусоидального сигнала "б" через "ноль".
Аналого-цифровой преобразователь преобразует аналоговый сигнал задатчика скорости 11 и сигнал обратной связи от датчика скорости 7 в прямоугольные импульсы определенной частоты "е". Причем чем больше сигналы на входе АИП, тем выше частота на выходе АИП. При определенном числе счетных импульсов на управляющие входы тиристоров 3 подаются сигналы управления "з", последние открывают тиристоры 3 и в каждой фазе наблюдается выходной сигнал "и", т.е. реализуется фазоимпульсное управление.
При увеличении нагрузки скорость двигателя 4 снижается, уменьшается сигнал обратной связи 7, автоматически изменяется угол открытия тиристоров 3 и напряжение возрастает. Но в этом случае вся система работает с определенным статизмом и частота тока исследуемого генератора снижается.
Для абсолютно жесткой внешней характеристики стенда задатчиком скорости 11 синхронизируем частоту генератора 6 с частотой сети 1А, B, C и переключатель режима синхронизации 10 переключаем (по часовой стрелке). С этого момента времени на узел синхронизации подается напряжение с исследуемого генератора 6 и регулирование тиристоров 3 происходит в функции угла отставания напряжения исследуемого генератора 14A', B', C' от напряжения сети 1 A, B, C (правая часть диаграмм на фиг. 2).
Увеличивая нагрузку на исследуемом генераторе 6, увеличиваем момент сопротивления на валу двигателя 4, последний затормаживается и угол между кривой напряжения сети 1A, B, C и генератора 14 A', B', C' увеличивается, автоматически увеличивается угол открытия тиристоров 3"ж", напряжение на двигателе 4 возрастает пропорционально фазе отставания и стенд работает с синхронной скоростью, т.к. электромеханическая постоянная двигателя постоянного тока 4 на два-три порядка выше быстродействия регулятора, поэтому стенд работает устойчиво даже при подключении к генератору 6 соизмеримой нагрузки и коротких замыканий.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН | 2002 |
|
RU2281524C2 |
АВТОНОМНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УТИЛИЗАЦИИ ЭНЕРГИИ ГАЗА | 2003 |
|
RU2241921C1 |
РЕГУЛЯТОР ЧАСТОТЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ | 1998 |
|
RU2151460C1 |
БЕСКОНТАКТНЫЙ СИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1996 |
|
RU2141715C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УТИЛИЗАЦИИ ЭНЕРГИИ ГАЗА | 1997 |
|
RU2138743C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМ ГЕНЕРАТОРОМ ПРИ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С СЕТЬЮ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2417501C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ АСИНХРОННОГО ГЕНЕРАТОРА | 1998 |
|
RU2145767C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТРЕХФАЗНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ АНОРМАЛЬНОГО РЕЖИМА | 1998 |
|
RU2151458C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ЧАСТОТЫ И НАПРЯЖЕНИЯ АВТОНОМНОГО АСИНХРОННОГО ГЕНЕРАТОРА | 2001 |
|
RU2216097C2 |
ГАЗОТУРБОГЕНЕРАТОР | 1997 |
|
RU2151971C1 |
Изобретение относится к устройствам для исследования параметров генераторов и может быть использовано при лабораторных и производственных испытаниях синхронных и асинхронных генераторов. Технический результат заключается в стабилизации частоты и скорости исследуемого генератора, для чего в регуляторе скорости приводного двигателя используется синхронизация напряжения исследуемого генератора. Стенд содержит переключатель режима синхронизации и блок управления силовым блоком приводного двигателя генератора. Блок управления реализует функцию фазоимпульсного управления силовым блоком и содержит узел синхронизации, с которым соединен выходными контактами переключатель режима синхронизации, который соединен входными контактами с сетью и выходом генератора. 2 ил.
Электрифицированный стенд для исследования асинхронных и синхронных генераторов, содержащий приводной двигатель генератора, силовой блок, блок управления, датчик скорости, отличающийся тем, что дополнительно содержит переключатель режима синхронизации, а блок управления реализует функцию фазоимпульсного управления и содержит аналого-импульсный преобразователь и узел синхронизации, причем приводной двигатель механически связан с валом исследуемого генератора и датчиком скорости, при этом тиристоры силового блока соединены в трехфазную схему выпрямления, вход которой соединен с сетью, а выход "+" и "-" - с якорем приводного двигателя, переключатель режима синхронизации выходными контактами соединен с узлом синхронизации блока управления, а входными контактами с сетью и выходом исследуемого генератора, а выход датчика скорости соединен со входом аналого-цифрового преобразователя блока управления, сигналы управления последнего поступают на управляющие электроды тиристоров силового блока.
Стенд для испытания автотракторных генераторов | 1983 |
|
SU1095116A1 |
СТЕНД ДЛЯ НАГРУЖЕНИЯ СИНХРОННЫХ МАШИН ПРИ ИСПЫТАНИЯХ | 1991 |
|
SU1818984A1 |
Стенд для испытания электродвигателя | 1987 |
|
SU1597807A2 |
0 |
|
SU193761A1 | |
Справочник по автоматизированному электроприводу /Под ред | |||
В.Н.Елисеева и др | |||
- М.: Энергоатомиздат, 1983, с | |||
Одноколейная подвесная к козлам дорога | 1919 |
|
SU241A1 |
Авторы
Даты
1999-08-27—Публикация
1997-04-03—Подача