Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции бурового судна или других плавучих сооружений, удерживаемых на месте с помощью якорных цепей.
Известны буровые суда и плавучие сооружения, в составе корпуса которых предусмотрено опорно-поворотное кольцо, удерживаемое в заданной точке на поверхности моря с помощью гибких якорных связей (цепей или канатов), закрепленных на морском дне (см. например, заявку Японии N 58-27363, кл. E 02 B 17/00).
Для уменьшения усилий в якорных связях корпус судна в зависимости от направления действия внешних нагрузок имеет возможность подобно флюгеру поворачиваться вокруг опорно-поворотного кольца в горизонтальной плоскости.
Известно также буровое судно (см. авт.св. СССР N 1588632, кл. B 63 B 35/14, которое принимается за прототип), содержащее корпус, выполненный с возможностью вращения относительно смонтированного в нем опорно-поворотного кольца, закрепленного ко дну посредством якорной системы.
Удержание опорно-поворотного кольца в заданной точке осуществляется с помощью якорных цепей, предварительно натягиваемых с помощью якорных механизмов (лебедок), установленных в корпусе судна. При этом натянутые лебедками якорные цепи закрепляются на опорно-поворотном кольце и отсоединяется от цепей, хранящихся в цепных ящиках в корпусе судна, обеспечивая тем самым возможность поворота корпуса судна вокруг опорно-поворотного кольца.
Недостатком прототипа является то, что при работе судна в замерзающих морях оно может быть сорвано с якорей или даже раздавлено мощными льдами или одиночной крупной льдиной (айсбергом).
Техническим результатом заявляемого изобретения является расширение эксплуатационных возможностей бурового судна для работы в замерзающих морях путем обеспечения возможности быстрого ухода судна с точки бурения для уклонения от столкновения с отдельно плавающими крупными льдинами (айсбергами).
Это достигается в буровом судне для работы в замерзающих морях с глубиной моря H, содержащем корпус, выполненный с возможностью вращения относительно смонтированного в нем опорно-поворотного кольца, закрепленного по дну посредством якорной системы тем, что опорно-поворотное кольцо снабжено цепными ящиками, а якорная система включает в себя якорные цепи, закрепленные одним концом в цепных ящиках, и взаимодействующие с ними якорные механизмы и направляющие элементы, установленные на опорно-поворотном кольце, причем длина L1 якорных цепей превышает длину L якорных цепей, достаточную для закрепления судна при глубине моря H в месте заякорения, на величину не менее глубины моря H.
На чертеже изображено заявляемое буровое судно для работы в замерзающих морях в рабочем положении, сечение по диаметральной плоскости.
Буровое судно для работы в замерзающих морях с глубиной моря H содержит корпус 1, выполненный с возможностью вращения относительно опорно-поворотного кольца 2, установленного в корпусе 1 на подшипниках 3 и закрепленного ко дну посредством якорной системы. В корпусе 4 опорно-поворотного кольца 2 смонтированы цепные ящики 5 с якорными цепями 6 якорной системы, длина L1 которых превышает длину L цепей 6, достаточную для заякорения судна, на величину не менее глубины моря H в месте заякорения.
Якорная система также включает в себя установленные на верхней палубе опорно-поворотного кольца 2 якорные механизмы 7, а на наружной цилиндрической поверхности кольца 2 в нижней его части - направляющие элементы в виде поворотных цепных звездочек 8. Якорные цепи 6, закрепленные одним концом в цепных ящиках 5, через якорные механизмы 7, клюзовые трубы 9 и звездочки 8 проведены к якорям 10, закрепленным на морском дне.
После закрепления якорных цепей 6 к якорям 10 на морском дне и натяжения якорных цепей 6 якорными механизмами 7 судно устанавливается в рабочее положение, имея возможность поворачиваться в горизонтальной плоскости относительно заякоренного опорно-поворотного кольца 2 в зависимости от направления действия внешней нагрузки (в том числе и ледовых полей определенной мощности). В случае угрозы дрейфа в направлении точки бурения мощного ледового поля или крупной отдельно плавающей льдины (айсберга) судно независимо от положения его корпуса 1 относительно кольца 2 путем соответствующего травления или выбирания якорных цепей 6 смещается (отходит) в сторону от предполагаемой траектории дрейфа льдины (айсберга), а после прохода льдины (айсберга) над точкой бурения аналогичным образом возвращается на точку бурения и устанавливается в рабочее положение. Тем самым существенно снижаются потери времени на повторную постановку судна на точку бурения.
Величина необходимого горизонтального смещения судна от точки бурения определяется размерами дрейфующей льдины или айсберга. С определенной степенью достоверности известно, что линейные размеры айсберга не превышают глубину акватории, по которой дрейфует айсберг (см. Арикайнен А.Н., Чубаков К. Н. "Азбука ледового плавания". -М.: Транспорт, 1987, с. 45).
Таким образом, во избежание столкновения с дрейфующим айсбергом достаточно предусмотреть возможность смещения бурового судна от точки бурения на расстояние не меньшее чем глубина моря H в точке бурения.
В связи с этим опорно-поворотное кольцо 2 заявляемого бурового судна снабжено цепными ящиками 5 с якорными цепями 6 длиной L1, которая превышает необходимую для заякорения судна длину L якорной цепи 6 на величину не менее глубины моря H в месте заякорения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СУДНО ДЛЯ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДОВ | 1999 |
|
RU2162808C2 |
МОРСКАЯ ЛЕДОСТОЙКАЯ ПЛАВУЧАЯ ПЛАТФОРМА И СПОСОБ ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ | 2001 |
|
RU2221917C2 |
СИСТЕМА ОСВЕЩЕНИЯ ЛЕДОВОЙ ОБСТАНОВКИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЛЕДОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА МОРСКИЕ ОБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2014 |
|
RU2583234C1 |
ЛЕДОСТОЙКАЯ МОРСКАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНОВ | 1999 |
|
RU2169231C1 |
СУДОВОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 2014 |
|
RU2556137C1 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ПЛАВУЧЕГО ПОЛУПОГРУЖНОГО БУРОВОГО СУДНА И ЕГО УСТРОЙСТВО | 2013 |
|
RU2524700C1 |
СПОСОБ ОБУСТРОЙСТВА МОРСКИХ ГЛУБОКОВОДНЫХ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 2013 |
|
RU2547161C2 |
ПОДВОДНЫЙ БУРОВОЙ КОМПЛЕКС | 2013 |
|
RU2547030C2 |
СПОСОБ АКТИВНОЙ БОРЬБЫ С АЙСБЕРГОВОЙ ОПАСНОСТЬЮ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2425929C1 |
СПОСОБ БУРЕНИЯ В АРКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ | 2016 |
|
RU2704403C2 |
Буровое судно предназначено для работы в замерзающих морях с глубиной моря Н. Оно содержит корпус, выполненный с возможностью вращения относительно смонтированного в нем опорно-поворотного кольца, закрепленного ко дну посредством якорной системы. Опорно-поворотное кольцо снабжено цепными ящиками. Якорная система включает в себя якорные цепи, закрепленные одним концом в цепных ящиках, якорные механизмы и направляющие элементы, установленные на опорно-поворотном кольце. Длина L1 якорных цепей превышает длину L якорных цепей, достаточную для закрепления судна при глубине моря Н в месте заякорения, на величину не менее глубины моря Н. Достигается расширение эксплуатационных возможностей бурового судна. 1 ил.
Буровое судно для работы в замерзающих морях с глубиной моря Н, содержащее корпус, выполненный с возможностью вращения относительно смонтированного в нем опорно-поворотного кольца, закрепленного ко дну посредством якорной системы, отличающееся тем, что опорно-поворотное кольцо снабжено цепными ящиками, а якорная система включает в себя якорные цепи, закрепленные одним концом в цепных ящиках, и взаимодействующие с ними якорные механизмы и направляющие элементы, установленные на опорно-поворотном кольце, причем длина L1 якорных цепей превышает длину L якорных цепей, достаточную для закрепления судна при глубине моря Н в месте заякорения, на величину не менее глубины моря Н.
SU, 1588632 A, 30.08.90 | |||
JP, 58-27363, 09.06.83 | |||
GB, 2175946 A, 10.12.86. |
Авторы
Даты
1999-09-10—Публикация
1995-07-18—Подача