Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно к плавучим средствам для добычи углеводородов со дна моря.
Известны плавучие средства для добычи углеводородов, выполненные в виде плавучих морских полупогружных платформ с натяжными связями, содержащих корпус со стабилизирующими колоннами и понтоном, жестко связывающим конструкцию и натяжные опоры, закрепляемые ко дну (см., например, заявку Великобритании N 2142286, М.кл.6 B 63 B 17/00; НКИ B 7 A, 1985 г.).
Недостатком указанных известных платформ является невозможность эксплуатации в ледовых условиях из-за вероятности нагромождения льда между опорными колоннами и опасности повреждения эксплуатационных и буровых райзеров, а, кроме того, сложность и длительность (практическая невозможность) аварийного ухода.
Известны также суда для добычи углеводородов, содержащие корпус с турелью, ось которой смещена в нос относительно миделевого сечения, а также технологический и энергетический комплексы, жилой блок, движительные установки и якорную систему (см. патент Великобритании N 2300605, М.Кл.6 B 63 B 35/44, НКИ B 7 A, 1993 г - прототип).
Недостатком указанного известного судна для добычи углеводородов является невозможность его эксплуатации в ледовых условиях, особенно при появлении плавучих льдов толщиной до 1 метра и более, вследствие размещения движительных установок в корме судна и отсутствия противоледовой конфигурации обводов корпуса.
Техническим результатом заявляемого изобретения является обеспечение возможности безопасной эксплуатации добычного судна в ледовых условиях.
Это достигается в судне для добычи углеводородов, содержащем корпус с турелью, ось которой смещена в нос относительно миделевого сечения; а также технологический и энергетический комплексы, жилой блок, движительные установки и якорную систему, тем, что оно выполнено с возможностью самопроизвольного поворота носом на движущийся битый лед в заякоренном состоянии, причем корпус выполнен с упрощенными судовыми обводами, удовлетворяющими требованиям для судов, эксплуатирующихся во льдах, при этом в носовой оконечности установлены движительные установки противоледового типа, а по бортам по всей длине корпуса судна смонтированы водометные устройства.
Кроме того, это достигается также тем, что корпус выполнен с двойными бортами и двойным дном в районе отсеков с технологическим оборудованием и днищевых топливных цистерн.
На фиг. 1 изображено заявляемое судно для добычи углеводородов, боковой вид;
на фиг. 2 - сечение А-А фиг. 1;
на фиг. 3 - сечение Б-Б фиг. 1;
на фиг. 4 - вид А фиг. 1;
на фиг. 5 - схема разрушения ледового поля заявляемым судном.
Заявляемое судно для добычи углеводородов содержит корпус 1 с турелью 2, ось которой смещена в нос 4 относительно миделевого сечения. Судно снабжено технологическим 5 и энергетическим 6 комплексами, жилым блоком 7 и якорной системой, включающей в себя якорные цепи 8, якоря 9 и якорные механизмы (не показаны), размещенные на турели 2.
Судно выполнено с возможностью самопроизвольного поворота носом 4 на движущийся битый лед 10 в заякоренном состоянии. Корпус 1 имеет упрощенные судовые обводы a (форма корпуса 1 образована плоскими поверхностями), удовлетворяющие требованиям для судов, эксплуатирующихся в ледовых условиях. В носовой части корпуса 1 расположены движительные установки 11 противоледового типа, например, установки Aziped (см. журнал "Navigater", N 1, 98, p. 22), а по бортам по всей длине корпуса 1 смонтированы водометные устройства 12.
Для создания дополнительного сопротивления ледовым нагрузкам и повышения безопасности при работе с углеводородами корпус 1 выполнен с двойным бортами 13 и двойным дном 14 в районе отсеков 15 с технологическим оборудованием 5 и днищевых топливных цистерн 16.
Для оптимального выбора расположения оси турели 2 и схемы разрушения ледового поля корпусом 1 судна были проведены предварительные испытания в опытовом бассейне Государственного научного центра Российской Федерации - ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова.
После закрепления якорных цепей 8 к якорям 9 на морском дне и натяжения якорных цепей 8 якорными механизмами (не показаны), расположенными на турели 2, судно устанавливается в рабочее положение на многолетнюю стоянку на месторождении.
При эксплуатации судна в ледовых условиях, когда велика вероятность появления в районе месторождения айсбергов или нагромождения ледяных торосов, расположенные в носовой части судна движительные установки 11 Aziped при своей работе разрушают крупные льдины и превращают в мелкобитый лед нагромождения торосов. В то же время струи воды, выходящие из сопел водометных устройств 12, расположенных по всей длине корпуса 1 в совокупности с его упрощенными обводами a, ломают и отталкивают от корпуса наползающие льдины, что предотвращает скопление ледовых образований, улучшает условия обтекания и создает благоприятные условия для самопроизвольного поворота судна на оси турели 2 носом 4 на движущийся битый лед 10 в направлении действия ледовой нагрузки.
Испытания, проведенные в бассейне ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова показали оптимальность выбора расположения оси турели 2 в нос 4 от миделевого сечения, так как при размещении оси турели 2 в миделевом сечении разворота судна под действием дрейфующего льда не происходит, а также оптимальность выбора схемы разрушения ледового поля по изобретению.
Заявляемое изобретение обеспечивает возможность безопасной эксплуатации добычного судна в ледовых условиях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СУДНО ДЛЯ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДОВ С МОРСКИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 1999 |
|
RU2156715C1 |
СУДОВОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 2014 |
|
RU2556137C1 |
МОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕДОСТОЙКАЯ ПЛАВУЧАЯ ПЛАТФОРМА С ЛЕДОКОЛЬНЫМИ ФОРМАМИ ОБВОДОВ КОРПУСА (ВАРИАНТЫ) | 2014 |
|
RU2563288C1 |
ЛЕДОСТОЙКИЙ БУРОВОЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ОСВОЕНИЯ МЕЛКОВОДНОГО КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА | 2008 |
|
RU2382849C1 |
САМОХОДНОЕ БУРОВОЕ СУДНО ДЛЯ РАБОТЫ В АРКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ | 2013 |
|
RU2533376C1 |
БУКСИРУЕМОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДОВОГО ПОКРОВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СУДОХОДНОГО КАНАЛА ВО ЛЬДАХ | 2012 |
|
RU2508224C2 |
МОРСКАЯ ЛЕДОСТОЙКАЯ ПЛАТФОРМА | 2005 |
|
RU2303099C1 |
ПОЛУПОГРУЖНОЕ ЛЕДОКОЛЬНО-ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО | 2011 |
|
RU2443596C1 |
БУРОВОЕ СУДНО | 1995 |
|
RU2136535C1 |
АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ | 2011 |
|
RU2487815C2 |
Изобретение относится к судостроению и касается плавучих средств для добычи углеводородов со дна моря. Судно для добычи углеводородов содержит корпус с турелью, ось которой смещена в нос относительно миделевого сечения, а также технологический и энергетический комплексы, жилой блок, движительную установку и якорную систему, связанную с турелью. Корпус смонтирован с возможностью поворота относительно оси турели носом на движущийся битый лед в заякорном состоянии в направлении действия ледовой нагрузки под ее воздействием. Корпус выполнен с упрощенными обводами, удовлетворяющими требованиям, предъявляемым к корпусам судов ледового плавания и ледоколов. В носовой оконечности судна установлены движительные установки для судов ледового плавания и ледоколов. По бортам по всей длине корпуса судна смонтированы водометные устройства. Достигается возможность безопасной эксплуатации судна в ледовых условиях. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
УСТРОЙСТВО ПРЕДПУСКОВОГО ПОДОГРЕВА ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ПРИВОДА СТРОИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ | 2006 |
|
RU2300605C1 |
Шланговое соединение | 0 |
|
SU88A1 |
Буровое судно | 1979 |
|
SU861169A1 |
Авторы
Даты
2001-02-10—Публикация
1999-04-02—Подача