СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА Российский патент 1999 года по МПК B63B35/08 

Описание патента на изобретение RU2137668C1

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным способом при всплытии в сплошном льду.

Уровень техники известен из способа разрушения ледяного покрова резонансными изгибно-гравитационными волнами (ИГВ) определенной высоты, возбуждаемыми подводным судом (В.М.Козин, А.В. Онищук. Модельные исследования волнообразования в сплошном ледяном покрове от движения подводного судна. -ПМТФ, Новосибирск, ВО "Наука", 1994, N2, с. 78-81) [1].

Известный способ осуществляется следующим образом. Судно всплывает на безопасную глубину и движется подо льдом с резонансной скоростью υp т.е. со скоростью, при которой высота возбуждаемых ИГВ максимальна.

Недостатком способа является ограниченность высоты ИГВ, т.е. их ледоразрушающей способности, которая при резонансной скорости судна определяется заглублением и водоизмещением последнего [1].

Задачей заявляемого изобретения является повышение эффективности разрушения ледяного покрова.

Технический результат, достигаемый в процессе решения поставленной задачи, заключается в увеличении высоты ИГВ при не меняющейся резонансной скорости и величины заглубления судна.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: ледяной покров разрушается подводным судном путем возбуждения во льду ИГВ при движении судна подо льдом с резонансной скоростью.

Отличительные: во время движения судна дополнительно осуществляют отсос забортной воды внутрь судна с последующим ее выбросом за его пределы с помощью насоса, расположенного в водопроточном канале: водозаборная часть канала расположена в верхней части судовой обшивки в месте расположения подошвы ИГВ, а выход канала направлен вертикально вверх и расположен в верхней кормовой части судна в месте расположения вершины ИГВ.

Отсос забортной воды увеличивает скорость обтекания корпуса, что в свою очередь в соответствии с законом Бернулли (p+ρυ2/2 = const, где P - давление в жидкости, ρ - - плотность воды, υ - - скорость жидкости) приведет к уменьшению давления в области формирования подошвы ИГВ. Понижение давления под ледяным покровом в месте расположения подошвы ИГВ увеличит прогиб льда, т.е. высоту ИГВ.

Выброс воды вертикально вверх в кормовой части судна в месте расположения вершины ИГВ увеличивает давление в этой области за счет появления подо льдом скоростного напора ρυ2/2 с вектором скорости , направленным перпендикулярно нижней поверхности ледяного покрова. Повышение давления в месте расположения вершины ИГВ увеличивает высоту волны.

Способ осуществляется следующим образом. Под ледяным покровом начинают перемещать подводное судно с резонансной скоростью [1]. Если высота возбуждаемых ИГВ окажется недостаточной для разрушения льда, то включают насос, расположенный внутри судна в водопроточном канале. Водозаборную часть канала выполняют в верхней части судовой обшивки в месте расположения подошвы ИГВ. Выход канала выполняют направленным вертикально вверх и располагают в верхней кормовой части судна в области формирования вершины ИГВ. Расположение водозаборной части канала под подошвой ИГВ увеличит скорость обтекания корпуса судна в этом месте и приведет к падению давления, что в свою очередь увеличит прогиб льда. Расположение выхода канала, направленного вертикально вверх, в области формирования вершины ИГВ увеличит давление в этом районе за счет появления подо льдом скоростного напора, что увеличит высоту ИГВ. В результате амплитуда ИГВ возрастет при неизменной ее длине, что вызовет рост изгибных напряжений и соответствующее увеличение ледоразрушающей способности судна.

Изобретение поясняется графически, где на чертеже показана схема реализации предлагаемого решения.

Под ледяным покровом 1 начинает движение подводное судно 2 с резонансной скоростью υp. Если высота возбуждаемых ИГВ h1 окажется недостаточной для разрушения льда, то включают насос 3, расположенный внутри судна в водопроточном канале 4. Отсос забортной воды внутрь судна увеличит скорость обтекания верхней части судовой обшивки в месте расположения подошвы ИГВ, что вызовет увеличение прогиба льда в этой области.

Выброс воды за пределы корпуса судна осуществляют в верхней кормовой части судна через канал 5, направленный вертикально вверх и расположенный в месте формирования вершины ИГВ. Появление подо льдом скоростного напора, скорость которого направлена перпендикулярно нижней поверхности ледяного покрова, повысит давление в этой области и увеличит высоту гребня ИГВ. В результате отсоса забортной воды в носовой и выброса воды в кормовой частях судна высота ИГВ возрастет от h1 до h2 при неизменной ее длине, что повысит ледоразрушающую способность судна.

Похожие патенты RU2137668C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1998
  • Козин В.М.
RU2137667C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2178754C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2218289C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2198986C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1998
  • Козин В.М.
RU2137664C1
Способ разрушения ледяного покрова 2022
  • Козин Виктор Михайлович
RU2795357C1
Способ разрушения ледяного покрова 2022
  • Козин Виктор Михайлович
RU2795356C1
Способ разрушения ледяного покрова 2022
  • Козин Виктор Михайлович
RU2792464C1
Способ разрушения ледяного покрова 2022
  • Козин Виктор Михайлович
RU2775045C1
Способ разрушения ледяного покрова 2022
  • Козин Виктор Михайлович
RU2775904C1

Реферат патента 1999 года СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА

Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансным методом. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения льда. Технический результат достигается за счет увеличения высоты изгибно-гравитационных волн. Для этого во время движения подводного судна дополнительно осуществляют отсос забортной воды внутрь судна. Воду выбрасывают за пределы подводного судна с помощью насоса. Насос расположен внутри судна в водопроточном канале. Водозаборная часть канала располагается в верхней части судовой обшивки в месте расположения подошвы изгибно-гравитационной волны. Выход канала направлен вертикально вверх и расположен в верхней кормовой части судна в месте расположения вершины изгибно-гравитационной волны. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 137 668 C1

Способ разрушения ледяного покрова подводным судном, заключающийся в возбуждении изгибно-гравитационных волн при движении судна подо льдом с резонансной скоростью, отличающийся тем, что во время движения судна дополнительно осуществляют отсос забортной воды внутрь судна с последующим ее выбросом за пределы с помощью насоса, расположенного внутри судна в водопроточном канале, при этом водозаборная часть канала располагается в верхней части судовой обшивки в месте расположения подошвы изгибно-гравитационной волны, а выход канала направлен вертикально вверх и расположен в верхней кормовой части судна в месте расположения вершины изгибно-гравитационной волны.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2137668C1

Козин В.М., Онищук А.В
Модельные исследования волнообразования в сплошном ледяном покрове от движения подводного судна
- ПМТФ, Новосибирск, ВО "Наука", 1994, N 2, с
Парный автоматический сцепной прибор для железнодорожных вагонов 0
  • Гаврилов С.А.
SU78A1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЬДА 0
  • И. С. Песчанский, И. Швайштейн, В. С. Фокеев, Н. Т. Ребницкий,
  • Б. В. Войцеховский, В. П. Николаев Г. Я. Шойхет
SU203494A1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1988
  • Вертинский П.А.
SU1600204A1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1994
  • Бурменский А.Д.
  • Козин В.М.
RU2081025C1

RU 2 137 668 C1

Авторы

Козин В.М.

Даты

1999-09-20Публикация

1998-10-19Подача