КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА С ВЕРТОЛЕТА Российский патент 1999 года по МПК A62C31/00 

Описание патента на изобретение RU2139117C1

Изобретение относится к противопожарной технике, а именно к устройствам, предназначенным для тушения равнинных и лесных пожаров с вертолета.

Известно устройство для тушения пожара с вертолета, выполненное в виде емкости с эластичными стенками, связанной с вертолетом посредством грузового троса, управляющего троса, верхнего кольцевого элемента и гибких тяг (см. авт. свид. СССР N 1516128, кл. A 62 C 39/80, публ. 23.10.89 г.).

Применение оборудования на внешней подвеске практически не требует доработки вертолета, при тушении пожара аппарат может зависнуть над источником пожара (это ему позволяет сделать достаточно длинный трос внешней подвески), что повышает эффективность тушения. Однако при тушении с поступательным движением необходимо снижать скорость полета в связи с раскачиванием емкости на тросе.

Известно устройство для тушения пожара фирмы Aerotec Flugplatz (см. проспект фирмы Aerotec Flygplatz, Rothenburg, Friedensstabe 11302929, Rothenburg OL). В данном варианте баки для воды установлены внутри фюзеляжа, занимают большую часть грузового отсека, и их объем ограничен грузоподъемностью вертолета.

Известно устройство для тушения пожара, разработанное фирмой Симплекс "Файр Эттек", приспособленное для установки под фюзеляжем вертолета Ка-32 (см. проспект фирмы Simplex, 13340 N.E. Whitaker Way, Portland, Oregon USA 97230). Обтекаемый бак из химически стойкого материала жестко закреплен под фюзеляжем. Створки сливного устройства имеют гидравлический привод.

Контейнер, установленный под днищем вертолета, имеет ограниченный объем бака, обусловленный небольшим клиренсом вертолета, что требует установки дополнительных баков или усложнения форм водяного бака приливами с целью максимизации объемов.

Наиболее близким по конструктивному выполнению является контейнер, разработанный фирмой Power and Hawkins Enterprises и защищенный патентом США N 3661211, кл. США - 169/2R (A 62 C 31/80), публ. 9.05.72 г. Контейнер содержит жесткие верхнее основание и днище, расположенные между ними стенки из эластичного материала и силовые держатели днища и привод управления створками, закрывающими сливное отверстие в днище. Контейнер подвешивается тросами к вертолету. Наличие в конструкции стенок из эластичного материала позволят складывать контейнер, что облегчает его транспортировку и хранение.

Технической задачей, решаемой настоящим предложением является увеличение объема водяного бака, закрепляемого под днищем фюзеляжа, с обеспечением автоматического изменения объема бака без вмешательства экипажа, а также обеспечение быстрого слива.

Задача решена благодаря тому, что контейнер для тушения пожара с вертолета, содержащий несущее основание в верхней части контейнера, днище со сливным отверстием, стенки из эластичного материала, силовые держатели днища, расположенные между днищем и несущим основанием, и привод управления сливом, установленный над сливным отверстием - снабжен упругими элементами, установленными между несущим основанием и днищем, при этом силовые держатели днища выполнены гибкими.

Упругие элементы могут быть выполнены в виде резиновых шнуров, а силовые держатели днища - в виде синтетических лент.

Количество и характеристики упругих элементов выбраны из условия начала складывания контейнера при достижении расчетного остатка воды.

Сливное отверстие снабжено гибким рукавом с жесткой горловиной на конце, а привод управления сливом имеет многоступенчатый замковый механизм, соединенный с горловиной с возможностью ее вертикального перемещения.

На несущем основании над сливным отверстием установлена емкость для пенообразующей жидкости, к которой через уплотнитель примыкает горловина рукава в ее крайнем верхнем положении, при этом в верхней части контейнер имеет дренажные отверстия с обратными клапанами и перепускные отверстия.

Автоматическое, при достижении расчетного остатка воды изменение вертикального размера контейнера, снабженного резиновыми шнурами, позволяет увеличить его объем, при этом в сложенном положении его вертикальный размер не превышает клиренса вертолета.

Гибкий рукав с жесткой горловиной обеспечивает быстрый слив воды из контейнера.

Обратные клапаны в дренажных отверстиях, расположенных в основании контейнера, закрыты при заправке контейнера и открыты при сбросе воды. Перепускные отверстия выполнены в стенках емкости для пенообразующей жидкости и соединяют внутреннюю полость контейнера с атмосферой при заправке. Сущность изобретения поясняется чертежами, где изображены:
на фиг. 1 - вертолет, под днищем которого закреплен заявляемый контейнер для тушения пожара;
на фиг. 2 - вертолет с контейнером при его заправке водой;
на фиг. 3 - контейнер в разрезе со сложенной стенкой;
на фиг. 4 - контейнер в разрезе полностью наполненный водой;
на фиг. 5 - контейнер при сливе воды.

Контейнер для тушения пожара с вертолета содержит в верхней части жесткое несущее основание 1, которым контейнер крепится к днищу фюзеляжа 2 вертолета, жесткое днище 3 со сливным отверстием 4, стенки 5 из эластичного материала и расположенные между основанием и днищем гибкие силовые держатели 6 днища 3. Между основанием 1 и днищем 3 по периметру с наружной стороны установлены упругие элементы 7, например, резиновые шнуры, предназначенные для автоматического складывания контейнера, а силовые держатели 6 днища 3 при этом выполнены гибкими, например, из синтетических лент.

Сливное отверстие 4 днища 3 снабжено гибким рукавом 8, выполненным из эластичного материала и оканчивающимся жесткой горловиной 9. Над сливным отверстием 4 установлен многоступенчатый замковый спускной механизм 10, который соединен с горловиной 9 и предназначен для управления сливом.

На верхнем основании 1 установлена кольцевая емкость 11 для пенообразующей жидкости, к которой через уплотнитель 12 примыкает сливная горловина 9 в ее верхнем положении.

Контейнер имеет дренажные отверстия 13 с обратными клапанами 14, закрывающимися при заправке контейнера и открытыми при сбросе воды.

В стенках емкости 11 для пенообразующей жидкости имеются перепускные отверстия 16, соединяющие внутреннюю полость контейнера с атмосферой при заправке.

Количество и характеристики упругих элементов 7 выбраны из условия начала складывания контейнера при достижении расчетного остатка воды (после сброса основной массы воды).

Основание 1 имеет заправочное отверстие, соединенное с системой забора воды 17, выполненное в виде электроприводных насосов, с подъемным механизмом 18.

Контейнер работает следующим образом.

В момент начала заполнения водой жесткая горловина 9 находится в верхнем положении (фиг. 3) и через уплотнитель 12 прижата к кольцеобразной емкости 11 для пенообразований жидкости. Контейнер сжат резиновыми шнурами 7. Обратные клапана 14 закрывают дренажные отверстия 13, под действием выходящего наружу воздуха.

По мере наполнения водой системой забора 17 контейнер увеличивает свой вертикальный размер за счет своих сложенных эластичных стенок 5. Размер наполненного контейнера превышает размер клиренса вертолета. Нагрузку от массы воды воспринимают силовые держатели 6 днища 3. Максимальный объем заправляемой воды отсекается перепускными отверстиями 16, которые соединяют внутреннюю полость контейнера с атмосферой. Положение элементов заполненного контейнера показано на фиг. 4.

Для быстрого слива воды оператор пожарного оборудования приводит в действие замковый спускной механизм 10. Жесткая сливная горловина 9 отходит от кольцеобразного днища емкости 11 для пенообразующей жидкости, давая возможность сливаться воде из контейнера. Воздух в контейнер поступает через открывшиеся дренажные отверстия 13. После сброса основной массы воды, при достижении расчетного остатка воды, резиновые шнуры 7 резко сжимаются, уменьшают вертикальный размер контейнера. При этом обратные клапана 14 закрываются, препятствуя выходу воздуха из контейнера, создавая повышенное давление внутри него, что способствует выталкиванию остатков воды. После слива всей воды стенки 5 контейнера возвращаются в свое первоначальное сложенное положение и вертикальный размер контейнера не превышает клиренса вертолета.

Предлагаемая конструкция закрепляемого под днищем фюзеляжа контейнера позволяет увеличить его объем, обеспечивает автоматическое изменение его вертикального размера без вмешательства экипажа, а также обеспечивает быстрый слив воды.

Похожие патенты RU2139117C1

название год авторы номер документа
ПОГРУЖНАЯ НАСОСНАЯ УСТАНОВКА ПОДАЧИ ВОДЫ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА С ВЕРТОЛЕТА 1998
  • Сяфуков А.Х.
  • Моисеев В.И.
  • Чиквасов С.В.
RU2136340C1
ВЕРТОЛЕТ ДЛЯ КРАНОВО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ 2007
  • Карапетян Гурген Рубенович
  • Петрухин Александр Владимирович
  • Сяфуков Алий Хасянович
RU2341410C1
ВЕРТОЛЕТ С СИСТЕМОЙ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И СИСТЕМА ПОЖАРОТУШЕНИЯ 2020
  • Илюхин Алексей Александрович
  • Зевиг Георгий Владимирович
  • Сулейманов Шамиль Абдулбарович
  • Закурдаев Михаил Николаевич
  • Советов Сергей Владимирович
  • Иванов Антон Иванович
RU2746634C1
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2011
  • Сяфуков Алий Хасянович
  • Прусов Дмитрий Викторович
  • Малюгина Екатерина Сергеевна
RU2487059C1
СПОСОБ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА В ПЛАНЕР В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И НАДУВНОЕ КРЫЛО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2017
  • Харитонов Дмитрий Вячеславович
RU2699950C1
Устройство для предотвращения и тушения лесных, промышленных и аварийно-транспортных пожаров и прокладки заградительных полос 2019
  • Куприн Геннадий Николаевич
  • Куприн Денис Сергеевич
  • Колыхалов Дмитрий Геннадьевич
  • Деревякин Владимир Александрович
  • Милёхин Юрий Михайлович
  • Кононов Борис Владимирович
RU2701614C1
Устройство для предотвращения и тушения лесных, промышленных и аварийно-транспортных пожаров и прокладки заградительных полос быстротвердеющей пеной 2019
  • Куприн Геннадий Николаевич
  • Куприн Денис Сергеевич
  • Колыхалов Дмитрий Геннадьевич
RU2701402C1
Устройство для предотвращения и тушения лесных, промышленных и аварийно-транспортных пожаров и прокладки заградительных полос воздушно-механической пеной 2019
  • Куприн Геннадий Николаевич
  • Куприн Денис Сергеевич
  • Колыхалов Дмитрий Геннадьевич
RU2701409C1
Способ предотвращения и тушения крупномасштабных лесных, промышленных и аварийно-транспортных пожаров быстротвердеющей пеной и устройство для его осуществления 2019
  • Куприн Геннадий Николаевич
  • Куприн Денис Сергеевич
RU2701419C1
ВОДОСЛИВНОЕ УСТРОЙСТВО 1993
  • Марин А.И.
  • Захаров А.А.
  • Батюков В.И.
RU2073624C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 139 117 C1

Реферат патента 1999 года КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА С ВЕРТОЛЕТА

Изобретение относится к противопожарной технике, а именно к контейнеру для тушения пожара с вертолета, прикрепляемому к днищу фюзеляжа вертолета. Контейнер содержит основание в верхней части, днище со сливным отверстием, стенки из эластичного материала, силовые держатели днища, расположенные между днищем и несущим основанием, и привод управления сливом, установленный над сливным отверстием. Для складывания гибких стенок контейнера по мере слива жидкости он снабжен упругими элементами, например, резиновыми шнурами, установленными между основанием и днищем по периметру контейнера, при этом силовые держатели днища выполнены гибкими, например, из синтетических лент. При этом сливное отверстие снабжено гибким рукавом с жесткой горловиной на конце, а привод управления сливом имеет многоступенчатый замковый механизм, соединенный с горловиной с возможностью ее вертикального перемещения. На несущем основании над сливным отверстием установлена емкость для пенообразующей жидкости, к которой через уплотнитель примыкает горловина рукава в ее крайнем верхнем положении, при этом в верхней части контейнер имеет дренажные отверстия с обратными клапанами и перепускные отверстия. Количество и характеристики упругих элементов выбраны из условия начала складывания контейнера при достижении расчетного остатка воды. Технический результат изобретения заключается в увеличении объема водяного бака, закрепляемого под днищем фюзеляжа вертолета, и обеспечении автоматического изменения объема бака без вмешательства экипажа, а также быстрого слива. 4 з.п.ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 139 117 C1

1. Контейнер для тушения пожара с вертолета, содержащий несущее основание в верхней части контейнера, днище со сливным отверстием, стенки из эластичного материала, силовые держатели днища, расположенные между днищем и несущим основанием, и привод управления сливом, установленный над сливным отверстием, отличающийся тем, что он снабжен упругими элементами, установленными между несущим основанием и днищем, при этом силовые держатели днища выполнены гибкими. 2. Контейнер по п.1, отличающийся тем, что упругие элементы выполнены в виде резиновых шнуров, а силовые держатели днища в виде синтетических лент. 3. Контейнер по п.1, отличающийся тем, что количество и характеристики упругих элементов выбраны из условия начала складывания контейнера при достижении расчетного остатка воды. 4. Контейнер по п.1, отличающийся тем, что сливное отверстие снабжено гибким рукавом с жесткой горловиной на конце, а привод управления сливом имеет многоступенчатый замковый механизм, соединенный с горловиной с возможностью ее вертикального перемещения. 5. Контейнер по п.4, отличающийся тем, что на несущем основании над сливным отверстием установлена емкость для пенообразующей жидкости, к которой через уплотнитель примыкает горловина рукава в ее крайнем верхнем положении, при этом в верхней части контейнер имеет дренажные отверстия с обратными клапанами и перепускные отверстия.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2139117C1

US 3661211 A, 09.05.72
Устройство для тушения пожара с вертолета 1988
  • Логачев Юрий Григорьевич
  • Лукашенок Анатолий Бертусович
  • Ушаков Михаил Васильевич
  • Ишмухаметов Аскар Зинурович
  • Каморников Виктор Владимирович
SU1516128A1
ВОДОСЛИВНОЕ УСТРОЙСТВО 1993
  • Марин А.И.
  • Захаров А.А.
  • Батюков В.И.
RU2073624C1
US 4474245 A, 02.10.84
СИСТЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПРИЗАБОЙНОЙ ЗОНЫ МАЛОДЕБИТНЫХ СКВАЖИН 2014
  • Саетгараев Рустем Халитович
  • Кашапов Ильдар Хамитович
  • Звездин Евгений Юрьевич
  • Андаева Екатерина Алексеевна
RU2605972C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ СЕТИ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ 2015
  • Богданов Валентин Викторович
RU2610287C1

RU 2 139 117 C1

Авторы

Сяфуков А.Х.

Белов А.П.

Харитонов С.Н.

Глухова Л.Л.

Чиквасов С.В.

Даты

1999-10-10Публикация

1998-11-20Подача