Изобретение относится к противопожарной технике, а именно к устройствам, предназначенным для тушения равнинных и лесных пожаров с вертолета.
Известно устройство для тушения пожара с вертолета, выполненное в виде емкости с эластичными стенками, связанной с вертолетом посредством грузового троса, управляющего троса, верхнего кольцевого элемента и гибких тяг (см. авт. свид. СССР N 1516128, кл. A 62 C 39/80, публ. 23.10.89 г.).
Применение оборудования на внешней подвеске практически не требует доработки вертолета, при тушении пожара аппарат может зависнуть над источником пожара (это ему позволяет сделать достаточно длинный трос внешней подвески), что повышает эффективность тушения. Однако при тушении с поступательным движением необходимо снижать скорость полета в связи с раскачиванием емкости на тросе.
Известно устройство для тушения пожара фирмы Aerotec Flugplatz (см. проспект фирмы Aerotec Flygplatz, Rothenburg, Friedensstabe 11302929, Rothenburg OL). В данном варианте баки для воды установлены внутри фюзеляжа, занимают большую часть грузового отсека, и их объем ограничен грузоподъемностью вертолета.
Известно устройство для тушения пожара, разработанное фирмой Симплекс "Файр Эттек", приспособленное для установки под фюзеляжем вертолета Ка-32 (см. проспект фирмы Simplex, 13340 N.E. Whitaker Way, Portland, Oregon USA 97230). Обтекаемый бак из химически стойкого материала жестко закреплен под фюзеляжем. Створки сливного устройства имеют гидравлический привод.
Контейнер, установленный под днищем вертолета, имеет ограниченный объем бака, обусловленный небольшим клиренсом вертолета, что требует установки дополнительных баков или усложнения форм водяного бака приливами с целью максимизации объемов.
Наиболее близким по конструктивному выполнению является контейнер, разработанный фирмой Power and Hawkins Enterprises и защищенный патентом США N 3661211, кл. США - 169/2R (A 62 C 31/80), публ. 9.05.72 г. Контейнер содержит жесткие верхнее основание и днище, расположенные между ними стенки из эластичного материала и силовые держатели днища и привод управления створками, закрывающими сливное отверстие в днище. Контейнер подвешивается тросами к вертолету. Наличие в конструкции стенок из эластичного материала позволят складывать контейнер, что облегчает его транспортировку и хранение.
Технической задачей, решаемой настоящим предложением является увеличение объема водяного бака, закрепляемого под днищем фюзеляжа, с обеспечением автоматического изменения объема бака без вмешательства экипажа, а также обеспечение быстрого слива.
Задача решена благодаря тому, что контейнер для тушения пожара с вертолета, содержащий несущее основание в верхней части контейнера, днище со сливным отверстием, стенки из эластичного материала, силовые держатели днища, расположенные между днищем и несущим основанием, и привод управления сливом, установленный над сливным отверстием - снабжен упругими элементами, установленными между несущим основанием и днищем, при этом силовые держатели днища выполнены гибкими.
Упругие элементы могут быть выполнены в виде резиновых шнуров, а силовые держатели днища - в виде синтетических лент.
Количество и характеристики упругих элементов выбраны из условия начала складывания контейнера при достижении расчетного остатка воды.
Сливное отверстие снабжено гибким рукавом с жесткой горловиной на конце, а привод управления сливом имеет многоступенчатый замковый механизм, соединенный с горловиной с возможностью ее вертикального перемещения.
На несущем основании над сливным отверстием установлена емкость для пенообразующей жидкости, к которой через уплотнитель примыкает горловина рукава в ее крайнем верхнем положении, при этом в верхней части контейнер имеет дренажные отверстия с обратными клапанами и перепускные отверстия.
Автоматическое, при достижении расчетного остатка воды изменение вертикального размера контейнера, снабженного резиновыми шнурами, позволяет увеличить его объем, при этом в сложенном положении его вертикальный размер не превышает клиренса вертолета.
Гибкий рукав с жесткой горловиной обеспечивает быстрый слив воды из контейнера.
Обратные клапаны в дренажных отверстиях, расположенных в основании контейнера, закрыты при заправке контейнера и открыты при сбросе воды. Перепускные отверстия выполнены в стенках емкости для пенообразующей жидкости и соединяют внутреннюю полость контейнера с атмосферой при заправке. Сущность изобретения поясняется чертежами, где изображены:
на фиг. 1 - вертолет, под днищем которого закреплен заявляемый контейнер для тушения пожара;
на фиг. 2 - вертолет с контейнером при его заправке водой;
на фиг. 3 - контейнер в разрезе со сложенной стенкой;
на фиг. 4 - контейнер в разрезе полностью наполненный водой;
на фиг. 5 - контейнер при сливе воды.
Контейнер для тушения пожара с вертолета содержит в верхней части жесткое несущее основание 1, которым контейнер крепится к днищу фюзеляжа 2 вертолета, жесткое днище 3 со сливным отверстием 4, стенки 5 из эластичного материала и расположенные между основанием и днищем гибкие силовые держатели 6 днища 3. Между основанием 1 и днищем 3 по периметру с наружной стороны установлены упругие элементы 7, например, резиновые шнуры, предназначенные для автоматического складывания контейнера, а силовые держатели 6 днища 3 при этом выполнены гибкими, например, из синтетических лент.
Сливное отверстие 4 днища 3 снабжено гибким рукавом 8, выполненным из эластичного материала и оканчивающимся жесткой горловиной 9. Над сливным отверстием 4 установлен многоступенчатый замковый спускной механизм 10, который соединен с горловиной 9 и предназначен для управления сливом.
На верхнем основании 1 установлена кольцевая емкость 11 для пенообразующей жидкости, к которой через уплотнитель 12 примыкает сливная горловина 9 в ее верхнем положении.
Контейнер имеет дренажные отверстия 13 с обратными клапанами 14, закрывающимися при заправке контейнера и открытыми при сбросе воды.
В стенках емкости 11 для пенообразующей жидкости имеются перепускные отверстия 16, соединяющие внутреннюю полость контейнера с атмосферой при заправке.
Количество и характеристики упругих элементов 7 выбраны из условия начала складывания контейнера при достижении расчетного остатка воды (после сброса основной массы воды).
Основание 1 имеет заправочное отверстие, соединенное с системой забора воды 17, выполненное в виде электроприводных насосов, с подъемным механизмом 18.
Контейнер работает следующим образом.
В момент начала заполнения водой жесткая горловина 9 находится в верхнем положении (фиг. 3) и через уплотнитель 12 прижата к кольцеобразной емкости 11 для пенообразований жидкости. Контейнер сжат резиновыми шнурами 7. Обратные клапана 14 закрывают дренажные отверстия 13, под действием выходящего наружу воздуха.
По мере наполнения водой системой забора 17 контейнер увеличивает свой вертикальный размер за счет своих сложенных эластичных стенок 5. Размер наполненного контейнера превышает размер клиренса вертолета. Нагрузку от массы воды воспринимают силовые держатели 6 днища 3. Максимальный объем заправляемой воды отсекается перепускными отверстиями 16, которые соединяют внутреннюю полость контейнера с атмосферой. Положение элементов заполненного контейнера показано на фиг. 4.
Для быстрого слива воды оператор пожарного оборудования приводит в действие замковый спускной механизм 10. Жесткая сливная горловина 9 отходит от кольцеобразного днища емкости 11 для пенообразующей жидкости, давая возможность сливаться воде из контейнера. Воздух в контейнер поступает через открывшиеся дренажные отверстия 13. После сброса основной массы воды, при достижении расчетного остатка воды, резиновые шнуры 7 резко сжимаются, уменьшают вертикальный размер контейнера. При этом обратные клапана 14 закрываются, препятствуя выходу воздуха из контейнера, создавая повышенное давление внутри него, что способствует выталкиванию остатков воды. После слива всей воды стенки 5 контейнера возвращаются в свое первоначальное сложенное положение и вертикальный размер контейнера не превышает клиренса вертолета.
Предлагаемая конструкция закрепляемого под днищем фюзеляжа контейнера позволяет увеличить его объем, обеспечивает автоматическое изменение его вертикального размера без вмешательства экипажа, а также обеспечивает быстрый слив воды.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОГРУЖНАЯ НАСОСНАЯ УСТАНОВКА ПОДАЧИ ВОДЫ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА С ВЕРТОЛЕТА | 1998 |
|
RU2136340C1 |
ВЕРТОЛЕТ ДЛЯ КРАНОВО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ | 2007 |
|
RU2341410C1 |
ВЕРТОЛЕТ С СИСТЕМОЙ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И СИСТЕМА ПОЖАРОТУШЕНИЯ | 2020 |
|
RU2746634C1 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2011 |
|
RU2487059C1 |
СПОСОБ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА В ПЛАНЕР В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И НАДУВНОЕ КРЫЛО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2017 |
|
RU2699950C1 |
Устройство для предотвращения и тушения лесных, промышленных и аварийно-транспортных пожаров и прокладки заградительных полос | 2019 |
|
RU2701614C1 |
Устройство для предотвращения и тушения лесных, промышленных и аварийно-транспортных пожаров и прокладки заградительных полос быстротвердеющей пеной | 2019 |
|
RU2701402C1 |
Устройство для предотвращения и тушения лесных, промышленных и аварийно-транспортных пожаров и прокладки заградительных полос воздушно-механической пеной | 2019 |
|
RU2701409C1 |
Способ предотвращения и тушения крупномасштабных лесных, промышленных и аварийно-транспортных пожаров быстротвердеющей пеной и устройство для его осуществления | 2019 |
|
RU2701419C1 |
ВОДОСЛИВНОЕ УСТРОЙСТВО | 1993 |
|
RU2073624C1 |
Изобретение относится к противопожарной технике, а именно к контейнеру для тушения пожара с вертолета, прикрепляемому к днищу фюзеляжа вертолета. Контейнер содержит основание в верхней части, днище со сливным отверстием, стенки из эластичного материала, силовые держатели днища, расположенные между днищем и несущим основанием, и привод управления сливом, установленный над сливным отверстием. Для складывания гибких стенок контейнера по мере слива жидкости он снабжен упругими элементами, например, резиновыми шнурами, установленными между основанием и днищем по периметру контейнера, при этом силовые держатели днища выполнены гибкими, например, из синтетических лент. При этом сливное отверстие снабжено гибким рукавом с жесткой горловиной на конце, а привод управления сливом имеет многоступенчатый замковый механизм, соединенный с горловиной с возможностью ее вертикального перемещения. На несущем основании над сливным отверстием установлена емкость для пенообразующей жидкости, к которой через уплотнитель примыкает горловина рукава в ее крайнем верхнем положении, при этом в верхней части контейнер имеет дренажные отверстия с обратными клапанами и перепускные отверстия. Количество и характеристики упругих элементов выбраны из условия начала складывания контейнера при достижении расчетного остатка воды. Технический результат изобретения заключается в увеличении объема водяного бака, закрепляемого под днищем фюзеляжа вертолета, и обеспечении автоматического изменения объема бака без вмешательства экипажа, а также быстрого слива. 4 з.п.ф-лы, 5 ил.
US 3661211 A, 09.05.72 | |||
Устройство для тушения пожара с вертолета | 1988 |
|
SU1516128A1 |
ВОДОСЛИВНОЕ УСТРОЙСТВО | 1993 |
|
RU2073624C1 |
US 4474245 A, 02.10.84 | |||
СИСТЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПРИЗАБОЙНОЙ ЗОНЫ МАЛОДЕБИТНЫХ СКВАЖИН | 2014 |
|
RU2605972C2 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ СЕТИ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ | 2015 |
|
RU2610287C1 |
Авторы
Даты
1999-10-10—Публикация
1998-11-20—Подача