Изобретение относится к запорной арматуре и используется в составе магистральных трубопроводов, транспортирующих жидкость или газ.
Известны задвижки шиберного типа, содержащие корпус с седлами и запорный орган, совершающий скользящее движение вдоль седловой поверхности (SU, N571647, кл. F 16 K 3/10, 1974 г.; SU, N 1180616, кл. F 16 K 3/04, 1984 г.). При транспортировании сильно загрязненной среды под большим давлением нарушается герметичность задвижки в области седел, особенно при значительных габаритах задвижки.
Наиболее близким решением к заявляемому является задвижка по заявке PCT/US91/0432, опубликованной под N WO 91/19122, 1991 г. Она содержит корпус с седлами, шибер ножевой формы, сальник, приводное и крепежные средства. Как и в описанных выше задвижках, уплотнение пары "седло-корпус" оказывается недостаточным при эксплуатации ее в жестких условиях. Настоящее изобретение решает задачу устранения упомянутых дефектов путем изменения формы седла с целью обеспечения надежного контакта его с шибером в закрытом состоянии задвижки.
Задача решается тем, что в задвижке, содержащей корпус с седлами, шибер, связанный со шпинделем, и сальник, по меньшей мере одно из седел выполнено в виде втулки, имеющей форму одностороннего клина и взаимодействующей с корпусом наклонной поверхностью, причем задвижка снабжена устройством для сообщения втулке перемещения в направлении клина. При этом клин расположен либо в плоскости, параллельной плоскости движения шибера, либо в плоскости, перпендикулярной последней. В первом случае установленное свободно седло движением шибера перемещается в направлении днища корпуса, происходит "заклинивание" седла относительно корпуса и шибера, при этом клин может быть направлен как в сторону днища корпуса, так и от него. Упомянутое устройство в этом случае выполнено в виде фланцевого выступа, расположенного на втулке со стороны днища корпуса с возможностью взаимодействия с кромкой шибера. Помимо прочего выступ защищает "застойную" зону корпуса от попадания твердых компонентов среды и накопления осадка. Для обеспечения возврата седла в начальное положение между корпусом и выступом может быть помещена пружина. В случае расположения оси клина в плоскости, перпендикулярной плоскости движения шибера, упомянутое устройство расположено на корпусе задвижки с возможностью взаимодействия с втулкой и выполнено, например, в виде упора, связанного с корпусом по резьбе. Для повышения герметичности втулка либо ее клиновая поверхность могут быть выполнены из упругодеформируемого материала.
Изобретение поясняется описанием и приложенными к нему чертежами. На фиг. 1 - 4 изображена задвижка в разрезе по п.п. 1, 2 и 4, на фиг. 5, 6 - в разрезе часть корпуса задвижки в области седел по п.п. 1, 3 и 5.
Задвижка содержит корпус 1 с седлами 2, взаимодействующими с шибером 3, связанным со шпинделем 4, а также сальник 5, опоры 6 и привод шибера, включающий гайку 7 и маховик 8. Седла выполнены в виде втулок, причем по меньшей мере одно из них - с клиновой поверхностью 9, взаимодействующей с ответной ей по форме поверхностью корпуса. Поверхность может быть снабжена покрытием 10 из упругодеформируемого материала. В нижней части втулки выполнен выступ 11, расположенный с возможностью взаимодействия с кромкой шибера. Между выступом 11 и днищем корпуса может быть установлена пружина 12. Седло 2 в виде втулки с клиновой поверхностью, расположенной таким образом, что ось клина лежит в плоскости, перпендикулярной плоскости движения шибера, контактирует с упором 13, связанным с корпусом 1 по резьбе и сообщающим втулке дополнительное движение вдоль оси клина.
Задвижка работает следующим образом. В положении "открыто" шибер 3 находится в верхнем положении и рабочая среда свободно проходит через нее. Поворотом маховика 8, связанного с гайкой 7, шпинделю 4 и соединенному с ним шиберу 3 сообщается поступательное движение вниз, и он перекрывает путь рабочей среде. При нажатии кромки шибера на фланец 11 седло 2 "заклинивается" между поверхностями шибера и корпуса. Предложенная конструкция седла повышает степень герметичности пары "седло-шибер". Для надежности уплотнения седло может быть поджато поворотом упора 13 относительно корпуса 1. Возвратному движению седла способствует пружина 12.
Изобретение может быть использовано для перекрытия потоков сильно загрязненных сред, транспортируемых по трубопроводам, и наиболее эффективно для задвижек средних и больших габаритов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАДВИЖКА | 1998 |
|
RU2141594C1 |
Задвижка клиновая сварная и способ её сборки | 2021 |
|
RU2774560C1 |
ЗАТВОР ЗАДВИЖКИ | 2003 |
|
RU2247276C1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КЛИНОВОЙ ЗАТВОР | 2002 |
|
RU2238464C2 |
КЛИНОВАЯ ЗАДВИЖКА | 2013 |
|
RU2529960C1 |
УЗЕЛ ЗАТВОРА КЛИНОВОЙ ЗАДВИЖКИ | 2008 |
|
RU2382923C2 |
КЛАПАН ЗАПОРНЫЙ | 1999 |
|
RU2198335C2 |
ЗАДВИЖКА С СОСТАВНЫМ ТРЕХЭЛЕМЕНТНЫМ ШИБЕРОМ | 2020 |
|
RU2761889C1 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2479774C1 |
ЗАДВИЖКА | 1998 |
|
RU2141596C1 |
Изобретение относится к запорной арматуре и предназначено для перекрытия потоков рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу. Задвижка содержит корпус с седлами, взаимодействующий с ними и связанный со шпинделем шибер и сальник. По меньшей мере, одно из седел выполнено в виде втулки в форме одностороннего клина и взаимодействует с корпусом наклонной поверхностью. Задвижка снабжена устройством для сообщения втулке перемещения в направлении клина. Такое выполнение обеспечивает повышение герметичности задвижки при ее эксплуатации в жестких условиях. 5 з.п.ф-лы, 6 ил.
Огнетушитель | 0 |
|
SU91A1 |
Устройство для отбора проб бурового шлама | 1983 |
|
SU1171687A1 |
Секция механизированной крепи | 1981 |
|
SU972133A1 |
Задвижка | 1988 |
|
SU1681097A1 |
US 5464035 A, 07.11.95. |
Авторы
Даты
1999-11-20—Публикация
1998-05-05—Подача