ЗАДВИЖКА Российский патент 1999 года по МПК F16K3/02 

Описание патента на изобретение RU2141595C1

Изобретение относится к запорной арматуре и используется в составе магистральных трубопроводов, транспортирующих жидкость или газ.

Известны задвижки шиберного типа, содержащие корпус с седлами и запорный орган, совершающий скользящее движение вдоль седловой поверхности (SU, N571647, кл. F 16 K 3/10, 1974 г.; SU, N 1180616, кл. F 16 K 3/04, 1984 г.). При транспортировании сильно загрязненной среды под большим давлением нарушается герметичность задвижки в области седел, особенно при значительных габаритах задвижки.

Наиболее близким решением к заявляемому является задвижка по заявке PCT/US91/0432, опубликованной под N WO 91/19122, 1991 г. Она содержит корпус с седлами, шибер ножевой формы, сальник, приводное и крепежные средства. Как и в описанных выше задвижках, уплотнение пары "седло-корпус" оказывается недостаточным при эксплуатации ее в жестких условиях. Настоящее изобретение решает задачу устранения упомянутых дефектов путем изменения формы седла с целью обеспечения надежного контакта его с шибером в закрытом состоянии задвижки.

Задача решается тем, что в задвижке, содержащей корпус с седлами, шибер, связанный со шпинделем, и сальник, по меньшей мере одно из седел выполнено в виде втулки, имеющей форму одностороннего клина и взаимодействующей с корпусом наклонной поверхностью, причем задвижка снабжена устройством для сообщения втулке перемещения в направлении клина. При этом клин расположен либо в плоскости, параллельной плоскости движения шибера, либо в плоскости, перпендикулярной последней. В первом случае установленное свободно седло движением шибера перемещается в направлении днища корпуса, происходит "заклинивание" седла относительно корпуса и шибера, при этом клин может быть направлен как в сторону днища корпуса, так и от него. Упомянутое устройство в этом случае выполнено в виде фланцевого выступа, расположенного на втулке со стороны днища корпуса с возможностью взаимодействия с кромкой шибера. Помимо прочего выступ защищает "застойную" зону корпуса от попадания твердых компонентов среды и накопления осадка. Для обеспечения возврата седла в начальное положение между корпусом и выступом может быть помещена пружина. В случае расположения оси клина в плоскости, перпендикулярной плоскости движения шибера, упомянутое устройство расположено на корпусе задвижки с возможностью взаимодействия с втулкой и выполнено, например, в виде упора, связанного с корпусом по резьбе. Для повышения герметичности втулка либо ее клиновая поверхность могут быть выполнены из упругодеформируемого материала.

Изобретение поясняется описанием и приложенными к нему чертежами. На фиг. 1 - 4 изображена задвижка в разрезе по п.п. 1, 2 и 4, на фиг. 5, 6 - в разрезе часть корпуса задвижки в области седел по п.п. 1, 3 и 5.

Задвижка содержит корпус 1 с седлами 2, взаимодействующими с шибером 3, связанным со шпинделем 4, а также сальник 5, опоры 6 и привод шибера, включающий гайку 7 и маховик 8. Седла выполнены в виде втулок, причем по меньшей мере одно из них - с клиновой поверхностью 9, взаимодействующей с ответной ей по форме поверхностью корпуса. Поверхность может быть снабжена покрытием 10 из упругодеформируемого материала. В нижней части втулки выполнен выступ 11, расположенный с возможностью взаимодействия с кромкой шибера. Между выступом 11 и днищем корпуса может быть установлена пружина 12. Седло 2 в виде втулки с клиновой поверхностью, расположенной таким образом, что ось клина лежит в плоскости, перпендикулярной плоскости движения шибера, контактирует с упором 13, связанным с корпусом 1 по резьбе и сообщающим втулке дополнительное движение вдоль оси клина.

Задвижка работает следующим образом. В положении "открыто" шибер 3 находится в верхнем положении и рабочая среда свободно проходит через нее. Поворотом маховика 8, связанного с гайкой 7, шпинделю 4 и соединенному с ним шиберу 3 сообщается поступательное движение вниз, и он перекрывает путь рабочей среде. При нажатии кромки шибера на фланец 11 седло 2 "заклинивается" между поверхностями шибера и корпуса. Предложенная конструкция седла повышает степень герметичности пары "седло-шибер". Для надежности уплотнения седло может быть поджато поворотом упора 13 относительно корпуса 1. Возвратному движению седла способствует пружина 12.

Изобретение может быть использовано для перекрытия потоков сильно загрязненных сред, транспортируемых по трубопроводам, и наиболее эффективно для задвижек средних и больших габаритов.

Похожие патенты RU2141595C1

название год авторы номер документа
ЗАДВИЖКА 1998
  • Григорьев А.А.
RU2141594C1
Задвижка клиновая сварная и способ её сборки 2021
  • Уфимцев Владимир Анатольевич
  • Гурьянов Андрей Васильевич
  • Матвеев Александр Васильевич
RU2774560C1
ЗАТВОР ЗАДВИЖКИ 2003
  • Евсиков В.Е.
RU2247276C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КЛИНОВОЙ ЗАТВОР 2002
  • Горбач В.Д.
  • Зосимов В.А.
  • Чавшино Ю.Б.
RU2238464C2
КЛИНОВАЯ ЗАДВИЖКА 2013
  • Коренякин Андрей Федорович
  • Пономаренко Дмитрий Владимирович
  • Филиппов Андрей Геннадьевич
  • Тищенко Виталий Валерьевич
  • Зилевич Наталья Борисовна
RU2529960C1
УЗЕЛ ЗАТВОРА КЛИНОВОЙ ЗАДВИЖКИ 2008
  • Заславский Геннадий Александрович
  • Караев Рашид Михайлович
  • Рязанов Вячеслав Алексеевич
  • Шанаурин Анатолий Леонтьевич
  • Чиняев Ильгиз Рашитович
RU2382923C2
КЛАПАН ЗАПОРНЫЙ 1999
  • Котов Ю.И.
RU2198335C2
ЗАДВИЖКА С СОСТАВНЫМ ТРЕХЭЛЕМЕНТНЫМ ШИБЕРОМ 2020
  • Сюмак Денис Леонидович
  • Степанов Андрей Иванович
RU2761889C1
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Никитин Анатолий Юрьевич
  • Шинкоренко Станислав Федорович
RU2479774C1
ЗАДВИЖКА 1998
  • Галаганов В.Н.
  • Крылов А.И.
  • Наумов В.С.
  • Кривчиков В.И.
  • Ирошников А.С.
RU2141596C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 141 595 C1

Реферат патента 1999 года ЗАДВИЖКА

Изобретение относится к запорной арматуре и предназначено для перекрытия потоков рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу. Задвижка содержит корпус с седлами, взаимодействующий с ними и связанный со шпинделем шибер и сальник. По меньшей мере, одно из седел выполнено в виде втулки в форме одностороннего клина и взаимодействует с корпусом наклонной поверхностью. Задвижка снабжена устройством для сообщения втулке перемещения в направлении клина. Такое выполнение обеспечивает повышение герметичности задвижки при ее эксплуатации в жестких условиях. 5 з.п.ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 141 595 C1

1. Задвижка, содержащая корпус с седлами, взаимодействующий с ними шибер, связанный со шпинделем, и сальник, отличающаяся тем, что, по меньшей мере, одно из седел выполнено в виде втулки, имеющей форму одностороннего клина и взаимодействующей с корпусом наклонной поверхностью, причем задвижка снабжена устройством для сообщения втулке перемещения в направлении клина. 2. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что клин расположен в плоскости, параллельной плоскости движения шибера. 3. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что клин расположен в плоскости, перпендикулярной плоскости движения шибера. 4. Задвижка по п.2, отличающаяся тем, что упомянутое устройство выполнено в виде фланцевого выступа на втулке, расположенного с возможностью взаимодействия с кромкой шибера. 5. Задвижка по п.3, отличающаяся тем, что упомянутое устройство расположено на корпусе с возможностью взаимодействия с втулкой. 6. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что втулка либо ее наклонная поверхность выполнены из упругодеформируемого материала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2141595C1

Огнетушитель 0
  • Александров И.Я.
SU91A1
Устройство для отбора проб бурового шлама 1983
  • Абдумажитов Абдухамид Абдумажитович
  • Бескровный Юрий Васильевич
  • Тихонов Юрий Петрович
SU1171687A1
Секция механизированной крепи 1981
  • Бурчаков Анатолий Семенович
  • Комиссаров Станислав Николаевич
  • Сидоров Геннадий Владимирович
  • Агафонов Александр Васильевич
SU972133A1
Задвижка 1988
  • Арифулин Рафик Хасанович
SU1681097A1
US 5464035 A, 07.11.95.

RU 2 141 595 C1

Авторы

Григорьев А.А.

Даты

1999-11-20Публикация

1998-05-05Подача