Изобретение относится к запорной арматуре для магистральных трубопроводов, транспортирующих, в частности, сильно загрязненную рабочую среду.
Наиболее распространены задвижки, в которых движение запорного органа осуществляется взаимодействием винтовой пары шток-гайка, при этом шток жестко соединен с запорным органом, а гайка - жестко с приводом и с возможностью вращения - с корпусом задвижки. При этом основным требованием к узлу привода помимо легкости и точности управления движением запорного органа является технологичность сборки и разборки задвижки и универсальность в отношении приводного механизма. В известных задвижках (RU, 1180616, кл. F 16 K 3/04, 1984 г.; WO 91/19122, кл. F 16 K 3/02, 1991 г.) узел привода связан с остальными элементами конструкции задвижки таким образом, что при замене приводного устройства необходимо отсоединение от корпуса всего узла вместе с опорами. Наиболее близким техническим решением к заявляемому является задвижка по RU, 567882, кл. F 16 K 3/10,1973, содержащая корпус с крышкой, седла, запорный орган, соединенный с винтовым штоком, взаимодействующим с гайкой, жестко связанной с приводом (в данном случае в виде маховика) и с возможностью вращения соединенной с горизонтальной плитой опоры привода посредством фланца. Замена гайки при необходимости может быть произведена только вместе с опорной плитой. Сложности возникают также и при ремонте седел корпуса при износе их уплотнительной поверхности. Настоящее изобретение решает задачу упрощения технологического процесса изготовления и демонтажа задвижки путем изменения конструкции узла крепления привода в части его соединения с опорой, а также способа установки седел в корпусе задвижки.
Задача решается тем, что в задвижке, содержащей корпус с крышкой, седла, привод и опору привода, включающую стойки, связанные с корпусом, и опорную плиту, а также шибер, соединенный с винтовым штоком, взаимодействующим с гайкой, жестко связанной с приводом, а с опорой привода - с возможностью вращения, на поверхности опорной плиты, обращенной к приводу, выполнен выступ в форме цилиндра, на наружной поверхности которого выполнена проточка с образованием торцевого буртика, а гайка частично по высоте выполнена в форме полуцилиндра и снабжена в этой части проточкой на внутренней поверхности, диаметр и высота которой приняты не меньшими диаметра и высоты буртика на опорном цилиндре, а также снабжена торцевым буртиком, обращенным к оси гайки, при этом диаметр буртика и его высота приняты не большими диаметра и высоты проточки на опорном цилиндре. Такая конструкция гайки и способ ее соединения с неподвижной опорой позволяет осуществить быстрый разъем узла без демонтажа остальных элементов конструкции задвижки. Упрощению технологии сборки-разборки задвижки служит также и то, что на наружной поверхности гайки в поперечном сечении выполнены по меньшей мере два секторных выступа. При соединении с гайкой приводного устройства, например маховика либо основания электродвигателя, выступы фиксируют ответную деталь на гайке. Соединение может быть дополнительно усилено введением втулок или шпонок с опорой на упомянутые выступы. Кроме того по меньшей мере одно седло выполнено в виде втулки, помещенной в корпус с внешней стороны с возможностью перемещения и поджимающей в сторону шибера по меньшей мере одно упругодеформируемое кольцо. Втулка может быть связана с корпусом, например, по резьбе и, перемещаясь, поджимать уплотнение к поверхности шибера по мере износа. Для более эффективной работы уплотнения втулка может быть выполнена с буртиком на торцевой поверхности, введенным в контакт с внутренней цилиндрической поверхностью упругодеформируемого элемента, а наружная поверхность последнего может быть выполнена по образующей конуса, угол при вершине которого обращен в сторону шибера.
Помимо основной задачи изобретение решает дополнительно ряд других задач, в конечном итоге направленных на улучшение технологических, конструктивных и эксплуатационных характеристик задвижки. Для этого крышка корпуса выполнена с горловиной под шток высотой, не меньшей двух диаметров штока, для того, чтобы осуществить надежное уплотнение и придать штоку направленное движение. Это особенно актуально в задвижках с ножевым запорным органом, который испытывает большую нагрузку от рабочей среды, а к штоку крепится в одной точке. Кроме того, боковая поверхность шибера в части, обращенной к крышке, снабжена площадками по обе стороны от места крепления его к штоку с возможностью их взаимодействия с ответными по форме площадками на внутренней поверхности крышки. Подобная конструкция крышки позволяет при ограниченной металлоемкости обеспечить защиту поверхности шибера от внешних воздействий в его верхнем положении. На каждой из плоских поверхностей шибера по ее периметру выполнен сплошной выступ шириной, не меньшей ширины ответной ему поверхности седла. В этом случае поверхность шибера, наиболее подверженная воздействию среды, как правило, содержащей твердые компоненты, не касается поверхности седел при вертикальном перемещении и, следовательно, не разрушает последнюю.
Изобретение поясняется описанием и приложенными к нему чертежами. На фиг.1 изображена задвижка в разрезе, на фиг. 2 - сопряжение шибера и крышки, на фиг. 3-4 - гайка в разрезе.
Задвижка содержит корпус 1 с крышкой 2, плоский шибер 3, выполненный, например, в виде ножа, жестко соединенный с винтовым штоком 4. Седла выполнены в виде втулок 5, помещаемых в корпус с его внешней стороны. Втулки 5 поджимают к шиберу упругодеформируемые уплотнительные кольца 6 и 7. Шток 3 проходит через горловину 8 крышки 2, где уплотнен относительно нее сальником 9, поджатым в сторону корпуса резьбовой втулкой 10. Шток 4 взаимодействует с гайкой 11, часть которой, обращенная к шиберу, выполнена в виде полуцилиндра 12 с проточкой 13 и буртиком 14, совпадающими по размерам и форме с буртиком 15 и проточкой 16 цилиндрического выступа опорной плиты 17, связанной с корпусом посредством опорных стоек 18. На наружной поверхности гайки 11 выполнены секторные выступы 19, позволяющие фиксировать на ней привод 20. Шибер 3 в части, обращенной к крышке 2, имеет плоские площадки ("плечики") 21, а на внутренней поверхности крышки выполнены ответные им площадки 22. В целом внутренняя поверхность крышки повторяет форму верхней части шибера. На плоских поверхностях шибера выполнены сплошные выступы 23.
Задвижка работает следующим образом. В положении "закрыто" шибер 3 находится в крайнем нижнем положении и прижат к уплотнениям 6 седел, которые препятствуют прохождению среды через задвижку. Приведенная во вращение приводом гайка 11 сообщает штоку и связанному с ним шиберу 3 поступательное движение вверх. Шибер 3, поднимаясь до уровня крышки, останавливается в этом положении, открывая для рабочей среды проходное отверстие корпуса 1 задвижки. Сальник 9 препятствует проникновению рабочей среды через горловину 8 крышки 2.
Задвижка используется в составе трубопроводов для перекрытия потоков загрязненной твердыми компонентами жидкости, в частности, непереработанной нефти, а также бытовых и промышленных отходов. Задвижка работоспособна при любом направлении потока рабочей среды.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАДВИЖКА (ВАРИАНТЫ) | 1998 |
|
RU2141593C1 |
ЗАДВИЖКА С СОСТАВНЫМ ТРЕХЭЛЕМЕНТНЫМ ШИБЕРОМ | 2020 |
|
RU2761889C1 |
ЗАДВИЖКА | 2001 |
|
RU2209355C2 |
ШАРОВОЙ КРАН | 1999 |
|
RU2156907C1 |
ЗАДВИЖКА | 1999 |
|
RU2176346C2 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 2022 |
|
RU2822725C2 |
ЗАДВИЖКА ШИБЕРНАЯ ТЕРМОСТОЙКАЯ | 2013 |
|
RU2535190C1 |
ЗАДВИЖКА | 1998 |
|
RU2141595C1 |
ЗАДВИЖКА ШИБЕРНО-ШТУЦЕРНАЯ | 2004 |
|
RU2259465C1 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2479774C1 |
Изобретение относится к запорной арматуре и предназначено для перекрытия потоков рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу. Задвижка содержит корпус с крышкой, седла, привод и опору привода, включающую стойки, связанные с корпусом, и опорную плиту, шибер, соединенный с винтовым штоком, взаимодействующим с гайкой. Гайка жестко связана с приводом. С опорой привода гайка связана с возможностью вращения. На поверхности опорной плиты, обращенной к приводу, выполнен выступ в форме цилиндра. На наружной поверхности выступа выполнена проточка с образованием торцевого буртика. Гайка частично по высоте выполнена в форме полуцилиндра и снабжена в этой части проточкой на внутренней поверхности. Диаметр и высота последней приняты не меньшими диаметра и высоты буртика на опорном цилиндре. Гайка снабжена также торцевым буртиком, обращенным к оси гайки. Диаметр буртика и его высота приняты не большими диаметра и высоты проточки на опорном цилиндре. По меньшей мере, одно седло выполнено в виде втулки. Последняя помещена в корпус с внешней стороны с возможностью перемещения и поджимает в сторону шибера, по меньшей мере, одно упругодеформируемое кольцо. Изобретение улучшает технологические, конструктивные и эксплуатационные характеристики задвижки. 6 з.п.ф-лы, 4 ил.
Задвижка | 1973 |
|
SU567882A1 |
DE 3407153 A1, 12.09.85 | |||
DE 4037413 C1, 12.03.92 | |||
US 5020776 A, 04.06.91 | |||
Огнетушитель | 0 |
|
SU91A1 |
Авторы
Даты
1999-11-20—Публикация
1998-06-29—Подача