РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА Российский патент 1999 года по МПК F04D29/22 F04D29/28 

Описание патента на изобретение RU2142068C1

Изобретение относится к области насосостроения, а именно к конструкциям рабочих колес центробежных насосов; может быть использовано также в центробежных воздуходувках.

Известно рабочее колесо, содержащее ведущий и ведомый диски и установленные между ними радиальные лопатки, образующие на входе колеса между дисками два или три ряда межлопаточных каналов [1].

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является рабочее колесо, содержащее ведущий, ведомый и лопаточный диски, образующие радиальные каналы, в которых размещены лопатки, смещенные в окружном направлении [2].

Существенными недостатками как первой, так и второй конструкции являются:
низкий КПД, обусловленный образованием вихревого потока в межлопаточных каналах;
повышенный пусковой момент, вследствие расширения общей ширины каналов на периферии колеса в первом случае и того, что общая ширина на периферии всех каналов остается неизменной - во втором.

Целью изобретения являются повышение КПД и снижение пускового момента.

Указанная цель достигается описываемым рабочим колесом, включающим ведущий, ведомый и лопаточный диски, образующие радиальные каналы, в которых размещены лопатки, смещенные в окружном направлении.

Новым является то, что стенки боковых радиальных каналов ближе к периферии выполнены конусными, причем стенки, обращенные в противоположные стороны от плоскости симметрии рабочего колеса, пересекаются между собой в его плоскости симметрии по окружности, длина которой равна длине дуги всех каналов плюс толщины стенок между смежными каналами; каналы одного ряда смещены в окружном направлении от каналов смежного ряда на величину угла 360o/n (где n - число рядов) и в плоскости симметрии образуют один ряд (центральный) и снабжено на периферийном участке радиальными каналами одного ряда, сообщающимися с радиальными каналами всех рядов через кольцевое пространство.

Новым также является то, что периферийные однорядные радиальные каналы сообщаются с радиальными каналами всех рядов через секторные участки кольцевого пространства.

На фиг. 1 изображен продольный разрез предлагаемого рабочего колеса;
на фиг. 2- сечение АА фиг. 1,
на фиг. 3 - продольный разрез рабочего колеса с 3-рядными каналами, сообщающимися с периферийными однорядными каналами через кольцевое пространство;
на фиг. 4 - вид на рабочее колесо (фиг. 3) в плане со снятым ведомым диском;
на фиг. 5 - в плане каналы "5" фиг. 3;
на фиг. 6 - в плане каналы "6" фиг. 3;
на фиг. 7 - в плане каналы "4" фиг. 3;
на фиг. 8 - продольный разрез рабочего колеса с 2-рядными каналами, сообщающимися с периферийными однорядными каналами через кольцевое пространство;
на фиг. 9 - вид на рабочее колесо (фиг. 8) в плане со снятым ведомым диском;
на фиг. 10 - толщины стенок между смежными каналами.

Рабочее колесо (фиг. 3) состоит из ведущего 1, ведомого 2 и лопаточного 3 дисков. В последнем выполнены 3- или 2-рядные радиальные каналы 4, 5 и 6. Стенки боковых каналов 4 и 5 ближе к периферии с диаметра D1 выполнены конусными, причем стенки 7 и 8, обращенные в противоположные стороны от плоскости симметрии рабочего колеса, пересекаются между собой в его плоскости симметрии по окружности D2, длина которой равна длине дуги всех каналов плюс толщина стенок между смежными каналами. Оптимальное значение диаметра D2 определяют из выражения.

ПD2-(L+t)n;

где L - длина канала по дуге окружности D2;
t - толщина лопатки на диаметре D2;
n - количество каналов, выходящих на диаметр D2.

Внутренние стенки каналов 6 3-рядного рабочего колеса, которые обращены к оси симметрии, на периферии в конические поверхности не переходят. Каналы одного ряда смещены в окружном направлении от каналов смежного ряда на величину 360o/n (где n - число рядов) и в плоскости симметрии образуют один ряд (центральный). Все каналы на диаметры D3 выходят на полосу, ограниченную двумя поперечными плоскостями 9 и 10. На периферии рабочего колеса выполнены радиальные (однорядные) каналы 11, образованные лопатками 12. Между концентрическими окружностями, сформированными диаметрами D2 и D3, заключено кольцевое пространство 13.

Предлагается два варианта кольцевого пространства 13: сплошное и прерывистое. В первом случае начало всех лопаток периферийного ряда лежит на диаметре D4, а концы лопаток, относящиеся к многорядным каналам, на диаметре D3 (фиг. 5). Во втором случае некоторые лопатки, образующие многорядные каналы, переходят в лопатки периферийного ряда (фиг. 4, 6, 7, 9) и делят кольцевое пространство 13 на отдельные сектора. При D4/D0≥5 кольцевое пространство делают прерывистым, а при D4/D0≤5 - сплошным. На фиг. 5, 6, 7 указан угол между секторами, равный 120o; это один из возможных вариантов. А практически он может меняться в пределах 60 -180o.

Работает рабочее колесо следующим образом: при его вращении жидкость из полости "а" направляется в каналы 4, 5 и 6 (фиг. 3 и 8), пройдя радиальные и наклонные их участки, выходит в кольцевое пространство 13. Здесь давление и скорость жидкости стабилизируются, и после этого жидкость попадает в радиальные каналы 11 (фиг. 4, 5, 6, 7, 9), из которых вытесняется в каналы направляющего аппарата.

Выполнение стенок боковых каналов ближе к периферии конусными позволяет добиться оптимальной величины диффузорности каналов на центральном и периферийном участках и резко снизить вихревые потоки в каналах и тем самым повысить КПД и снизить пусковой момент.

Смещение каналов одного ряда в окружном направлении от каналов смежного ряда на величину угла 360o/n позволяет достичь плавный переход боковых каналов в один центральный ряд каналов с оптимальной диффузорностью, что также снижает вихревые потоки и ведет к повышению КПД и снижению пускового момента.

В кольцевом пространстве происходит уравнивание потока жидкости по скоростям и давлению. Это пространство служит как бы в качестве всасывающей полосы для периферийного участка рабочего колеса. Выходящий из всех каналов поток жидкости в кольцевом пространстве успокаивается, откуда попадает в каналы периферийного ряда, который фактически выполняет функцию второй ступени рабочего колеса. При этом вихреобразование почти полностью исчезает, а это ведет к повышению КПД.

Использованная информация
1. Патент США N 3478691, МКИ F 04 D 29/22, 1969 г.

2. А.С. N 1117410, МКИ F 04 D 29/18, 1984 г.

Похожие патенты RU2142068C1

название год авторы номер документа
СТУПЕНЬ ПОГРУЖНОГО МНОГОСТУПЕНЧАТОГО НАСОСА 2003
  • Гусин Н.В.
  • Рабинович А.И.
  • Перельман О.М.
  • Мельников М.Ю.
  • Куприн П.Б.
  • Дорогокупец Г.Л.
  • Иванов О.Е.
  • Гилев В.Г.
  • Агеев Ш.Р.
  • Штенникова Г.А.
  • Мельников Д.Ю.
  • Рабинович С.А.
  • Трясцын И.П.
  • Ковригин А.Г.
RU2253756C2
НАПРАВЛЯЮЩИЙ АППАРАТ ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА 2002
  • Козлов М.Т.
  • Тахаутдинов Ш.Ф.
  • Загиров М.М.
  • Котин А.П.
RU2215910C1
СТУПЕНЬ ПОГРУЖНОГО МНОГОСТУПЕНЧАТОГО НАСОСА 1997
  • Выдрина И.В.
  • Штенникова Г.А.
  • Семенов Ю.Л.
  • Трегубов Г.С.
  • Трясцын И.П.
  • Перельман О.М.
  • Куприн П.Б.
  • Мельников М.Ю.
  • Рабинович А.И.
  • Дорогокупец Г.Л.
  • Иванов О.Е.
  • Макаров В.П.
  • Вейнберг С.Р.
  • Пекарников Н.Н.
  • Дождиков Б.А.
  • Мухамадеев Г.Р.
  • Мельников Д.Ю.
  • Кузнецов В.П.
  • Овсянников С.М.
  • Маслов В.Н.
  • Агеев Ш.Р.
  • Гусин Н.В.
RU2138691C1
ПОГРУЖНОЙ МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ НАСОС 1997
  • Выдрина И.В.
  • Штенникова Г.А.
  • Семенов Ю.Л.
  • Трегубов Г.С.
  • Трясцын И.П.
  • Перельман О.М.
  • Куприн П.Б.
  • Мельников М.Ю.
  • Рабинович А.И.
  • Дорогокупец Г.Л.
  • Иванов О.Е.
  • Макаров В.П.
  • Вейнберг С.Р.
  • Пекарников Н.Н.
  • Дождиков Б.А.
  • Мухамадеев Г.Р.
  • Мельников Д.Ю.
  • Кузнецов В.П.
  • Овсянников С.М.
  • Маслов В.Н.
  • Агеев Ш.Р.
  • Гусин Н.В.
RU2133878C1
Ротор турбины высокого давления газотурбинного двигателя (варианты) 2018
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Андреев Виктор Андреевич
  • Комаров Михаил Юрьевич
  • Кононов Николай Александрович
  • Крылов Николай Владимирович
  • Селиванов Николай Павлович
RU2691868C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО СКВАЖИННОГО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА 2006
  • Козлов Михаил Тимофеевич
  • Александров Анатолий Валентинович
  • Куклина Лидия Геннадьевна
  • Доброскок Борис Евлампиевич
  • Султанов Азат Индусович
  • Денисов Юрий Константинович
  • Ризванов Рафгат Зиннатович
RU2329406C2
Ротор турбины низкого давления (ТНД) газотурбинного двигателя (варианты), узел соединения вала ротора с диском ТНД, тракт воздушного охлаждения ротора ТНД и аппарат подачи воздуха на охлаждение лопаток ротора ТНД 2018
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Андреев Виктор Андреевич
  • Золотухин Андрей Александрович
  • Комаров Михаил Юрьевич
  • Кононов Николай Александрович
  • Крылов Николай Владимирович
  • Селиванов Николай Павлович
RU2684355C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ПОГРУЖНОЙ НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 1992
  • Байбиков А.С.
  • Герасимов Б.И.
RU2030641C1
Рабочее колесо седьмой ступени ротора компрессора высокого давления (КВД) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора КВД, лопатка рабочего колеса ротора КВД, лопаточный венец рабочего колеса ротора КВД 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Шишкова Ольга Владимировна
RU2630923C1
ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНАЯ ТУРБИНА 2018
  • Петрунин Сергей Валерьевич
  • Кукольникова Анна Александровна
  • Ишаев Ринат Олегович
  • Маркелов Николай Сергеевич
RU2694560C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 142 068 C1

Реферат патента 1999 года РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА

Рабочее колесо может быть использовано в центробежных насосах и воздуходувках. Колесо содержит ведущий, ведомый и лопаточные диски, образующие многорядные радиальные каналы. В каналах размещены лопатки, смещенные в окружном направлении. Стенки боковых каналов ближе к периферии выполнены конусными. Стенки, обращенные в противоположные стороны от плоскости симметрии колеса, выполнены пересекающимися между собой в его плоскости симметрии по окружности. Длина указанной окружности равна длине дуги всех каналов плюс толщина стенок между смежными каналами. На периферийном участке колеса выполнены периферийные радиальные каналы, размещенные в один ряд и сообщенные с радиальными каналами всех рядов через кольцевое пространство. Указанное пространство может быть разделено на секторы. Использование рабочего колеса данной конструкции повышает КПД и снижает пусковой момент за счет снижения вихревых потоков в колесе. 1 з.п. ф-лы, 10 ил.

Формула изобретения RU 2 142 068 C1

1. Рабочее колесо центробежного насоса, включающее ведущий, ведомый и лопаточный диски, образующие многорядные радиальные каналы, в которых размещены лопатки, смещенные в окружном направлении, отличающееся тем, что стенки боковых каналов ближе к периферии выполнены конусными, причем стенки, обращенные в противоположные стороны от плоскости симметрии рабочего колеса, выполнены пересекающимися между собой в его плоскости симметрии по окружности, длина которой равна длине дуги всех каналов плюс толщина стенок между смежными каналами, а на периферийном участке колеса выполнены периферийные радиальные каналы, размещенные в один ряд и сообщенные с радиальными каналами всех рядов через кольцевое пространство. 2. Колесо по п.1, отличающееся тем, что кольцевое пространство, сообщающее периферийные и многорядные каналы, разделено на секторы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2142068C1

Рабочее колесо насоса 1980
  • Бычков Юрий Анисимович
SU1117410A1
Рабочее колесо центробежного насоса 1987
  • Чегурко Леонид Ефимович
  • Габов Борис Александрович
SU1446356A1
Рабочее колесо центробежного насоса 1987
  • Иванов Виктор Васильевич
  • Сенаторов Виктор Александрович
  • Красильников Андрей Иванович
  • Покровский Борис Владимирович
SU1514976A1
Рабочее колесо центробежного вентилятора 1985
  • Герасимов Александр Вениаминович
SU1337555A1
КОСМЕТИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ, СОДЕРЖАЩИЕ АМИНИРОВАННЫЙ СИЛИКОН И КОМПОНЕНТ С КОНДИЦИОНИРУЮЩИМ ДЕЙСТВИЕМ, И ИХ ПРИМЕНЕНИЯ 2002
  • Рестль Серж
  • Готри Джонатан
  • Декостер Сандрин
  • Мобрю Мирей
RU2229874C1
GB 1140334 A, 15.01.69
КОМНАТНАЯ ПЕРЕКЛАДИНА ОКС XI 1997
  • Сапрыкин Олег Константинович
RU2114662C1
US 3478691 A, 18.11.69
GB 1468029 A, 23.03.77.

RU 2 142 068 C1

Авторы

Козлов М.Т.

Тахаутдинов Ш.Ф.

Жеребцов Е.П.

Загиров М.М.

Калачев И.Ф.

Окин В.Н.

Стародубский А.Е.

Кашапов А.К.

Лашманов В.М.

Даты

1999-11-27Публикация

1997-08-11Подача